Ему были дарованы благодатная сила, несгибаемая воля и искренняя любовь к людям

В Смоленске состоялась презентация книги педагогических и публицистических трудов Николая Пирогова «Избранное»

23.04.2019
В Смоленском государственном медицинском университете состоялась презентация книги Н.И. Пирогова «Педагогические и публицистические сочинения. Избранное». Книга издана историко-литературным журналом «Странникъ» совместно с Национальным Медико-хирургическим центром им. Н.И. Пирогова, автором идеи и одним из составителей издания стал основатель и президент НМХЦ им. Н.И. Пирогова - академик РАН Юрий Леонидович Шевченко. Также составителем и издателем книги является главный редактор журнала «Странникъ» Константин Забелин, говорится в пресс-релизе, поступившем в редакцию РНЛ.

В среду, 17 апреля, в зале Ученого Совета для студентов и преподавателей университета была проведена презентация книги Н.И. Пирогова «Педагогические и публицистические сочинения. Избранное», изданной историко-литературным журналом «Странникъ» к 210-летию со дня его рождения. Издание было представлено директором издательских программ Института современных гуманитарных исследований, учредителем и главным редактором историко-литературного журнала «Странникъ», членом Научно-экспертного совета Константином Викторовичем Забелиным. 

Также выступил шеф-редактор журнала «Странникъ» Эдуард Анатольевич Стороженко. Он рассказал о важном вкладе великого хирурга в становление не только российской, но и мировой педагогики.

К этому мероприятию Научной библиотекой университета была организована книжная выставка «Н.И. Пирогов - основатель русской хирургии». На выставке были представлены труды ученого, собрания его сочинений, писем, статей и работ о нем, в том числе первое прижизненное издание автора: Пирогов Н.И. Начала общей военно-полевой хирургии. В двух томах. Дрезден. Типография Э. Блохмана и сына. 1865-1866 год. К собравшимся обратился также и президент университета доктор медицинского университета Владимир Григорьевич Плешков, он сказал о важности трудов великого хирурга и педагога для современного врача.

К.В.Забелин подарил 8 экземпляров издания в библиотеку университета. 

Автором идеи издания книги педагогических и публицистических сочинений выступил основатель и президент Национального медико-хирургического центра им. Н.И. Пирогова академик РАН Юрий Леонидович Шевченко.

Выходившие до революции собрания сочинений Н.И. Пирогова издавались несколько раз, и во всех изданиях специальный том был посвящен педагогическим и публицистическим статьям, написанным в основном в 1856-1864 годы, во время наиболее интенсивной деятельности великого хирурга на педагогическом поприще. Также в послереволюционное время неоднократно издавались избранные педагогические труды Николая Пирогова. «Но, к сожалению, мы должны заметить, что многое было подвержено советской цензуре. В частности, вопросы, касающиеся религии, а также еврейского образования, не освещались. В настоящем издании мы постарались сделать наиболее полное собрание педагогических статей Николая Ивановича Пирогова», - сообщают авторы проекта.

Это издание состоит из следующих разделов: автобиография, статьи общепедагогические, статьи о высшей школе, статьи публицистические и речи, приложение. 

Предлагаемое издание посвящено 210-летнему юбилею со дня рождения великого ученого и педагога, который будет отмечаться в 2020 году.

Настоящее издание состоит из наиболее полного собрания педагогических статей, общепедагогических трудов, статей о высшей школе и публицистики Н.И. Пирогова, великого сына нашего Отечества, хирурга, естествоиспытателя и педагога, основоположника русской военно-полевой хирургии, основателя отечественной школы анестезии.

Имя Н.И. Пирогова составляет гордость и славу не только отечественной, но и мировой педагогической науки, народного просвещения и образования. Все те подвиги во благо человечества, которые были совершены Н.И. Пироговым за относительно короткую жизнь, до сих пор никем не повторены даже в малой степени. Без сомнения, этому человеку от Бога были дарованы благодатная сила, несгибаемая воля и искренняя любовь к людям, которым он служил до самой своей кончины. Разносторонний гений проявил в себя в разных сферах человеческой жизни, оставив след в истории.

После окончания университета, в который его приняли в четырнадцать лет, а не как положено – в шестнадцать, Н.И. Пирогова направили в город Дерпт (ныне Тарту), где он проработал при местном университете пять лет и в двадцать два года защитил докторскую диссертацию. Научный труд Н.И. Пирогова перевели на немецкий язык, а затем способного врача пригласили в Берлин, где Пирогов два года проработал с ведущими немецкими хирургами. Вернуться на кафедру в Московском университете не получилось, не было нужных связей. Поэтому он сначала оставался в Дерпте, где совершил множество операций, а затем был приглашен занять кафедру хирургии в Медико-хирургической академии Петербурга и открыл первый хирургический госпиталь на тысячу коек. Вскоре была проведена первая успешная операция с использованием эфирного наркоза, которая стала прорывом в мировой врачебной науке. 

В 1847 году Н.И. Пирогов начал испытывать научные разработки в полевых условиях Кавказской войны. Там он провел десять тысяч операций с использованием наркоза, применил на практике придуманные им бинты, пропитанные крахмалом, которые стали прообразом современной гипсовой повязки. 

Осенью 1854 года Н.И. Пирогов с группой врачей и медсестер отправился на Крымскую войну, где стал главным хирургом в окруженном врагом Севастополе. Благодаря усилиям созданной им службы сестер милосердия было спасено огромное количество русских солдат и офицеров. Он разработал совершенно новую по тем временам систему эвакуации, транспортировки и сортировки раненых в боевых условиях, таким образом заложив основы современной военно-полевой медицины. 

Военная и медицинская служба много дали Н.И. Пирогову для понимания человеческой души. Большую роль в этом сыграла и его семья, которая жила благочестиво и богобоязненно.
 
Несколько работ Николай Иванович Пирогов посвятил педагогике. В главном труде – «Вопросы жизни» – он, являясь сторонником индивидуального подхода к воспитаннику, рассмотрел фундаментальные проблемы воспитания. Пирогов критиковал существовавшую в его время систему воспитания и образования и потому разработал новую, которая заключала в себе четыре этапа: 

начальная школа (2 года) – математика, грамматика;

неполная средняя школа (4 года) – общеобразовательная программа;

средняя школа (3 года) – общеобразовательная программа + языки + прикладные предметы;

высшая школа: высшие учебные заведения.

Пирогов отмечал важность образования на началах гуманизма, настаивал на воспитании и обучении на родном языке, говоря: «Презрение к родному языку позорит национальное чувство». 

Николай Иванович рекомендовал усилить беседы профессоров со студентами; боролся за общее светское образование, призывал уважать личность ученика. «Первое и главное условие прогресса есть твердая вера в образовательную, творческую силу человеческой личности», – писал Н.И. Пирогов. Он был глубоко убежден, что общество и государство должны «помогать достижению этого всецелого, всестороннего развития способностей и добрых склонностей человека», которые должны быть замечены родителем или воспитателем в раннем возрасте. 

Н.И. Пирогов считал, что необходимо развивать мысль учащихся, прививать им навыки самостоятельной работы, удерживать внимание на каждом занятии, пробуждать интерес к изучаемому предмету. «Нужно обратить внимание на личность самих наставников и серьезно заняться их приготовлением», – писал он. Не только любовь и призвание, но и владение обширными специальными знаниями – вот свойства настоящего учителя. «Не подготовив серьезно и научно людей к исполнению этих обязанностей, – утверждал ученый, – мы никогда не достигнем желанной цели в деле образования». Основу работы педагога он видел в его умении «сообразовываться, в каждом данном случае, с нравом, темпераментом и способностями воспитанника».

В качестве критерия нравственной зрелости он выдвинул стремление человека осознать цель и смысл своей жизни, выработать твердые убеждения, на основе самопознания и самовоспитания найти то поприще, на котором он может принести наибольшую пользу обществу.

Он отмечал важность образования, основанного на началах гуманизма, способствующего воспитанию человека с высокими нравственными качествами, человека честного и правдивого, готового отказаться от эгоистичных стремлений ради блага общества. Он говорил о необходимости воспитания и обучения на родном языке: «презрение к родному языку позорит национальное чувство». 

Пирогов указывал, что началом профессионального образования должно быть наиболее полное общее образование и предлагал привлечь к преподаванию в высшей школе крупных учёных, рекомендовал усилить беседы профессоров со студентами; боролся за общее светское образование, призывал уважать личность ученика. Он выступал против сословной ранней специализации учащихся, говорил, о том, что это тормозит нравственное воспитание детей, сужает их кругозор, осуждал произвол, казарменный режим в учебных заведениях.

Необходимо будить мысль учащихся, прививать навыки самостоятельной работы; учитель должен привлекать внимание и интерес учащегося к изучаемому предмету.

Знаменитый принцип Пирогова о воспитании в человеке прежде всего ЧЕЛОВЕКА с большой буквы - выдвижение на первый план его нравственных достоинств, гуманизм, уважение к человеческой личности независимо от его положения в обществе и национальности, стремление построить систему образования на единой научной основе, имеющей непрерывную связь, начиная от низшей и кончая высшей школой, так, чтобы одно учебное заведение служило базой для другого и вместе с тем представляло из себя определенную ступень подготовки к практической жизни, обусловили популярность деятельности Пирогова в области просвещения.

Николай Иванович Пирогов так сформулировал главную цель воспитания — формирование высоконравственной человеческой личности. Стремление человека решить вопрос о смысле и цели своей жизни Пирогов рассматривал как «вопрос жизни», как «самый существенный атрибут духовной натуры человека». Путь к самопознанию и самосовершенствованию довольно сложный и трудный. Задача системы воспитания и образования — помочь человеку на этом пути.

«Первое и главное условие прогресса есть твердая вера в образовательную, творческую силу человеческой личности», - считал Пирогов. Поэтому общество и государство должны «помогать достижению этого всецелого, всестороннего развития способностей и добрых склонностей ребенка.

К.Д. Ушинский отмечал: «Н.И. Пирогов первый у нас взглянул на дело воспитания с философской точки зрения и увидел в нем не вопрос школьной дисциплины, дидактики или правил физического воспитания, но глубочайший вопрос человеческого духа«вопрос жизни».

Большую роль Н.И. Пирогов отводил личности педагога. «Нужно обратить внимание на личность самих наставников и серьезно заняться их приготовлением», — писал он. В выборе профессии преподавателя значительную роль должны играть призвание и любовь к детям. Но только наличия этих критериев недостаточно. Весомое значение имеет наличие специальных знаний. «Не подготовив серьезно и научно людей к исполнению этих обязанностей, — писал он, — мы никогда не достигнем желанной цели в деле образования». Основу работы педагога он видел в индивидуальном подходе, в его умении «сообразоваться, в каждом данном случае, с нравом, темпераментом и способностями воспитанника».

Ценность и значимость человека, по мнению Николая Ивановича, определяется его нравственным достоинством, устремленностью его деятельности, соответствием слов и дел. «Быть, а не казаться» — нравственный принцип Пирогова на протяжении всей его жизни, а также научной и практической деятельности.

Пирогов впервые в истории русской педагогики поставил в центр внимания сам объект воспитания — человека, он показал, что человек, личность представляет собой самостоятельную ценность, а не средство для достижения других целей.

Имя Николая Ивановича Пирогова составляет гордость и славу отечественной педагогической науки, народного образования. Настоящее издание призвано пробудить интерес к педагогическим и публицистическим трудам выдающегося ученого и замечательного человека. 

В наши дни имя Пирогова вновь привлекает к себе внимание, его труды востребованы как в медицинской науке, так и в педагогической. В Москве создан Национальный медико-хирургический центр имени Н.И. Пирогова, который мы смело, можем назвать «Домом Н.И. Пирогова». В нем ведется масштабная медицинская, научная и просветительская деятельность, осуществилась давняя мечта прежних лет. На территории Центра действует прекрасный музей, посвященный деятельности замечательного человека, блестящего хирурга и педагога Николая Ивановича Пирогова. 

Как представляется, издание будет востребовано не только врачебной общественностью, но всеми, кто посвятил себя святому служению на поприще образования. Для многих, вероятно, впервые, великий хирург, анатом, ученый, предстанет в образе великого Учителя-философа.
 
1 
 
1 
 
1 

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий