Через какой земной Иерусалим входит Христос в Небесный

Слово протоиерея Александра Шаргунова на праздник Входа Господня в Иерусалим

Какой смысл заключается в радости сегодняшнего праздника Входа Господня в Иерусалим и в этих восторженных приветствиях толпой Господа? Происходит невероятное недоразумение. Мы знаем, что празднуем сегодня ожидание Воскресения, победы Христовой над смертью, прежде чем встанем перед Крестными Его Страданиями во Святую и Великую Пятницу. И вот здесь может возникнуть искушение — слишком легко, почти не задумываясь, снова и снова повторять, что все будет хорошо, что Христос, по существу, уже победил. И таким образом лишить смысла скорбное, тяжкое восхождение Христа к смерти, сокрытое в этом победном ликовании.

Что значит это трагическое непонимание толпою того, что происходит? И почему оно скоро приведет к требованиям Его смерти? Не принимаем ли и мы такое же участие в празднике, не отдавая себе в этом отчета? Толпе нужен вождь, освободитель, царь, который восстановит страну, возродит нацию и изгонит оккупантов, даст свободу, мир, благополучие. Богословие Храма и знатоков Закона, заглушающее голос пророков, вдохновляет толпу, и она не видит иного спасения, иного осуществления Божественного обетования, кроме как восстановление мощи и великолепия Израиля.

Толпа, как и богословствующие книжники и фарисеи, ничему не научилась в испытаниях, которые она пережила, начиная с вавилонского плена и ранее. Ничего не поняла из слов пророков, непрестанно возвещавших о другом пути спасения, о другой судьбе Израиля Божия. Эта толпа, потрясенная чудесами Христовыми, глядит на своего Царя, входящего во Святой Град, Царя, которого она желает. Теперь Он возьмет в Свои руки всю власть — думают они. Его приветствуют криками, Ему бросают под ноги ветви и одежды, Ему устилают дорогу красными коврами.

Неужели толпа ничего не поняла? Ничего не поняла за те три года, когда Он возвещал Благую Весть, призывая всех к покаянию? Не поняла знамения, которое Он дает сегодня, — этого «жребятиосли», на котором должен восседать Царь-Мессия, кроткий Благовеститель мира, по слову Пророка? Из всех пророчеств толпа сохранила только слово «царь» — только то, что относится к мессианскому помазанию царя Давида, к победе его, которую она хочет видеть теперь и сразу. Она не захотела осознать постепенное углубление понятия Мессии, которое давали пророки, и о котором Христос не переставал говорить: Мессия — Слуга, и, более того, страждущий Слуга народа Божия.

«Многие народы приведет Он в изумление; цари закроют пред Ним уста свои, ибо они увидят то, о чем не было сказано им, и узнают то, чего не слыхали» (Ис. 52, 15). «Он не сделал греха, и не было лжи в устах Его. Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесет Жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное. Я дам Ему честь за то, что Он предал душу Свою на смерть, к злодеям был причтен, тогда как Он понес на Себе грех многих. И за преступников сделался Ходатаем» (Ис. 53, 9—12). Пророк Исаия, ветхозаветный евангелист, как мы его называем, говорит о том, каким явится Мессия. Путь к Его вечной победе — через внешнее поражение. Не с толпой, приветствующей Его сегодня, потому что она не ищет того избавления, которое Он принесет ей Своею смертью в то время, когда она будет предавать Его на смерть.

А мы? Не бываем ли и мы, как эта толпа, ожидая прежде всего земного благополучия, такого мессию, который все совершит за нас? Такого бога, который даст скорую победу униженному нашему Отечеству и, более всего, бога, который все устроит согласно нашим замыслам, нашим желаниям в нашей жизни и в мире?

Конечно, душа наша не может не болеть, глядя на то, что происходит сегодня с Россией. Конечно, было бы замечательно, если бы завтра чудесно восстала наша страна и была восстановлена в ней православная монархия. Если бы Церковь стала столь же влиятельною, как была она некогда в нашем обществе. По крайней мере, более могущественной, чем сегодня. Мы должны и к этому устремляться, потому что такое устройство обеспечивает наибольшему числу людей возможность обращения к Богу.

Но мы должны быть христианами — теми, кто говорит: «Да будет воля Твоя!», повторяя молитву Господню, и «Да будет нам по слову Твоему!», повторяя молитву Божией Матери в час Благовещения. «Не Моя воля, но Твоя да будет!», молясь молитвой Спасителя нашего перед Крестом Его. Быть теми, кто трезво видит все происходящее и не страшится никаких временных побед зла. «Не убойся, когда разбогатеет человек» (Пс. 48, 17), и когда «человек беззакония» войдет в храм Господень, не убойся! И когда всеобщее отступление будет столь велико, что Сын Человеческий, «придя, найдет ли веру на земле».

Вот какой глубиной скорби измеряется глубина небесной радости Вербного воскресенья. Вот через какой земной Иерусалим входит Христос в Небесный. Вот из какого дерева вырастают ветви, которыми мы приветствуем сегодня Христа Царя. Так понимаем мы Его Царство. Таким хотим увидеть его.

Скоро Церковь напомнит нам, что Христос царствует над миром Крестом, Древом Крестным. Если мы действительно хотим войти в Его Воскресение, мы должны совершить этот переход вместе с Ним. Чтобы воистину праздновать нашу Пасху.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

1. Re: Через какой земной Иерусалим входит Христос в Небесный

Чтобы ВСЯ Росиия стала Храмом молитвы небходима формирующая сознание людей организация стабильной общероссийской системы ежедневных, упорядоченных во времени кратких /простых и понятных для любого/ "умных" евангельских взаимомолитовок христиан друг о друге в Боге... В любом месте... Нет, Батюшка? * А то сегодня одно на уме, в душе-сердце, а завтра — совершенно другое...

Сант / 21.04.2019
Александр Шаргунов:
Посвящение на крестное служение
Слово протоиерея Александра Шаргунова на праздник Богоявления
19.01.2020
Призыв к покаянию
Слово в Крещенский сочельник
17.01.2020
Война и мир
Слово в Неделю по Рождестве Христовом
12.01.2020
«Тайна благочестия» и «тайна беззакония»
Слово протоиерея Александра Шаргунова в день памяти первомученика архидиакона Стефана
09.01.2020
Все статьи автора
"Великий пост"
О празднике светлого Христова Воскресения
Событие праздника и его эортологическая динамика
29.04.2019
Схождение во ад
Слово протоиерея Александра Шаргунова на Утрени Великой Субботы
27.04.2019
«У Креста Иисусова стояла Матерь Его»
Слово протоиерея Александра Шаргунова на вынос Святой Плащаницы
26.04.2019
Совершилось!
Слово на Утрени Великой Пятницы
26.04.2019
Все статьи темы