Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

«В нём явно заметен дух Стеньки Разина и Емельяна Пугачёва»

12.04.2019


Впечатления Романа Илющенко от предварительного просмотра фильма «Варавва» и общения с его создателями …

В столичном кинотеатре «Октябрь» прошёл пресс-показ фильма «Варавва», который планируется выйти на широкий экран накануне Пасхи, 25 апреля. Мне удалось побывать на просмотре и пресс-конференции с создателями картины.

На фоне, на мой взгляд, кране тяжёлого положения дел в отечественном кинематографе (особенно того, что снимается на деньги налогоплательщиков под эгидой Минкульта) и засилья наших кинотеатров дешёвыми и агрессивными голливудскими поделками, «Варавва» мне показался глотком свежего воздуха и прорывом некоей информационной блокады. 

Фильм снят по сценарию, в основе которого одноименная книга английской писательницы Марии Корелли. Сценаристом, режиссёром-постановщиком и продюсером стали дебютанты кинематографа: Евгений Емелин и Антон Кириллов. 

В главной роли снялся известный больше по ролям второго плана в фильмах «Крым», «Слуга», «Волкодав из рода Серых псов» и других талантливый актёр Павел Крайнов.  

Дорога «Вараввы» к зрителю была долгой и трудной. И если сценарий был написан довольно быстро, то до выхода картины на экран прошло ещё долгих семь лет. Именно столько времени ушло на поиск средств, переговоры, съемки и производство фильма. 

Нельзя не учитывать и политический фактор, ведь снимали «Варавву» в Крыму, который не всегда был наш. Как признался журналистам Антон Кириллов, едва ли не каждый день работы над фильмом проходил с искушениями, и он много раз готов был бросить начатое, но в последний момент откуда-то появлялись не только силы, но и средства. 

Кстати, фильм сделан без привлечения выделяемых для этого государством финансирования, что позволяет выявить печальную закономерность, что лучшие картины снимаются у нас либо на народные пожертвования, либо на деньги благотворителей. 

Фильм «Варавва» крайне своевременен, потому что давно в России не выходило, на мой взгляд, ничего подобного - напрямую затрагивающего Библейскую тему, тем более так ярко и талантливо. И хотя сюжетная линия сценария, а значит, и фильма, отличается от евангельского контекста и довольно свободно далеко отходит от него, переплетаясь с апокрифами и авторскими домыслами, его всё равно смело можно назвать миссионерским, как предложил кто-то из коллег-журналистов. 
 
Неожиданность фильма в том, что центральный Евангельский сюжет: суд, казнь и Воскресение Спасителя показаны через восприятие одного из разбойников – Вараввы, освобожденного, как известно, вместо Христа Пилатом по требованию черни и с подачи иудейских старейшин. Мало кто интересовался судьбой этого человека, ведь в Евангелии он известен лишь как убийца и бунтовщик – тип мало привлекательный. Однако именно его иудеи вдруг предпочли Христу. 

Если в известном фильме Мэла Гибсона его появление не вызывает никаких симпатий у зрителя, где он показан отвратительным и злобным дикарём, то в фильме Емелина Варавве зритель очень скоро начинает сопереживать. И дело не в lovestory, которую режиссёр по законам жанра вплёл в канву сценария (Варавва совершает убийство из–за неразделённой любви), а скорее из-за того, что этот малосимпатичный евангельский персонаж оказывается очень русским по духу. 

Что мы знаем о нём, кроме того, что схваченный властями он «был посажен в темницу за произведенное в городе возмущение и убийство» (От Луки 23:19)? А ведь в нём явно заметен дух Стеньки Разина и Емельяна Пугачёва – едва ли не самых любимых русских народных героев, любовь к которым особенно усиленно эксплуатировалась в советское время. И ведь ненапрасно: когда имя Бога было запрещено или находилось в забвении, народные спасители и освободители в воображении народа казались именно такими, как эти два разбойника и бунтаря против несправедливой царской власти. 

С какой любовью история хранила и даже воспевала, например, краткий роман донского казака Разина с персидскою княжной – «Из-за острова на стрежень…»! Не меньшей популярностью у народа и власти пользовался и Пугачёв, затмивший своей славой пленившего его покорителя Измаила и Альп Суворова. Вспомним, наконец, что одного из главных героев культового советского фильма «Офицеры» в исполнении Василия Ланового звали Иван Варавва. 

Вот и у создателей фильма Варавва - это еврейский Разин - символ мятежа во имя справедливости, который даже не лишён благородства. Но только в отличие от наших Стеньки да Емельки он способен на глубокое раскаяние, а потому ему открыт и путь через прозрение к спасению.  

Варавву глубоко поражает сам факт того, что за него должен пострадать безвинный человек, казни которого так неистово требовали его соплеменники. Не считая до поры Христа – Спасителем, он не радуется своему чудесному спасению, но переживает трагедию того безвинного Человека, испытывая перед Ним сначала просто чувство вины. 

Сам Спаситель в фильме, кстати, показан эпизодически, больше со спины, словно давая возможность зрителям со стороны взглянуть на происшедшую катастрофу, которую совершило человечество руками римских солдат и устами иудейских первосвященников при согласии толпы.

Не являясь убийцей и предателем Христа, как иудеи или римляне (предки нынешних евреев и европейцев), но оставаясь разбойником, Варавва (как и мы – русские люди) испытывает муки совести, терпит боль от такой несправедливости. Он упорно ищет ответ на вопрос – был ли распятый Иисус Мессией, как об этом толкуют, встречаясь для этого с Петром, Иосифом Обручником, Марией? Помогает ему в этом Мельхиор – один из трёх волхвов-путешественников с Востока, поклонившихся Родившемуся в вертепе Спасителю. По сценарию он оставил для этого своё царство.

Разочаровавшись в итоге в причине своего преступления, некогда возлюбленной им Юдифи (по сюжету - сестры совращенного иудейскими старшинами предателя Иуды), он приходит ко Христу - Истине. Не так ли и наши давние славянские предки, не отличавшиеся смирением и кротостью, шли ко Христу через сомнения, спустя даже столетия после днепровской крещенской купели? 

Мы, русские люди, с одной стороны не причастны к крестной смерти Спасителя, и не несём на себе заклятия предков («Кровь Его на нас и на детях наших» - от Матфея 27:25), но мы повинны в другой, не менее страшной измене и смерти своего Государя и Его Семьи, нарушив соборную клятву 1613 года. Дух бунтарей Разина и Пугачёва взял тогда верх не только над помраченным разумом народа, но овладел его душой. 

«Варавва в переводе с еврейского означает «сын своего отца». И мы все являемся детьми своих родителей – несём на себе печать и бремя их нераскаянных грехов и потому ответственны за прошлое», - так откомментировал мой вопрос о «русскости Вараввы» сценарист и режиссёр Евгений Емелин.

А сам главный герой картины, которому, наконец, открылась Истина, в итоге снова оказывается в тюрьме, оговоренный Каифой – иудейским первосвященником и главным виновником крестной смети Спасителя. И Варавву снова приговаривают к смерти. Но теперь это уже другая смерть - смерть за Христа! «Сын своего отца» возглашает о готовности умереть за исповедуемого Спасителя и оказывается с Ним в раю!

Это та славная смерть, которая и является достойным переходом в Вечную жизнь, к который всех призывает Спаситель. Готовы ли вслед за Вараввой сделать свой выбор? 

Роман Илющенко, религиовед


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 8

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

8. Влад.Атласов : Тимофей
2019-04-15 в 09:03

Я с Вами категорически не согласен!Во-первых кто дал право деньги людей расходовать на идеологию?Может я против!
Во-вторых,если есть отсебятина,то надо давать другие имена,как поступил гений Булгаков.
А так получился вред несомненный.Хотели как лучше?Не верю.
7. Мир_Вам : Ответ на 2., Ксения Балакина:
2019-04-14 в 20:31

Не знаю, насчет всего русского народа, а вот у творцов революции 17 –года они точно были в почете.



Это точно...
6. Тимофей56 : Фильм не смотрел, но рецензия понравилась
2019-04-14 в 17:31

Фильм я, как и все авторы реплик, не смотрел, но рецензия мне понравилась. Абсолютно верно подмечена тенденция, вызывающая тревогу, непонимание и прямое отторжение - на бюджетные, то есть на наши с вами, уважаемые форумчане, средства (а это СОТНИ МИЛЛИОНОВ РУБЛЕЙ)снимается масса не просто низкосортной кинопродукции, часто , впрочем, совсем небезобидной по своему особенно на молодежь воздействию - чего стоят, хотя бы фильмы на военную, близкую мне тему, (9-я рота, Сталинград, Неукротимый, Цитадель и прочие антишедевры), но и откровенно КЛЕВЕТНИЧЕСКИЕ ленты (Матильда, Братство), а вот пусть небезспорное, но доброе кино делается на пожертвования (яркий пример тому - фильмы фестиваля "Радонеж")... Желающие могут добавить сюда еще массу кино и телеподелок на историческую тему...Так и хочется спросить - доколе наши финансисты от культуры будут за наши же деньги заниматься ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕРРОРИЗМОМ - БЕЗНАКАЗАННО И БЕЗОТВЕТНО? В рецензии ряд интересных, хотя и заслуживающих серьезного обсуждения вопросов. Благодарю автора за их постановку, а редакцию РНЛ за размещение этого важного материала на авторитетном патриотическом ресурсе!
5. Влад.Атласов : Автору и читателям
2019-04-14 в 13:15

#И хотя сюжетная линия сценария, а значит, и фильма, отличается от евангельского контекста и довольно свободно далеко отходит от него, переплетаясь с апокрифами и авторскими домыслами, его всё равно смело можно назвать #

Назвать всё можно.Но если ОТЛИЧАЕТСЯ надо давать пусть схожие,но другие имена.
Между прочим ,часто антихристианская,или неправославная проповедь начинается словами
об искажении со временем Евангельского текста!Либо заканчивается этим.
Я против такого"далёкого отхождения"!!!

Герои ли у русского народа воры Емелька и Стенька?Да,герои."Роман",Варавва"очень русский по духу..."Прошу не обобщать.
Впрочем...если иудеи предавшие Христа выбирают "русского по духу",то....Какие выводы?Обращение его сердца ко Христу акт не такой уж русский получается?
4. электрик : Мало кто интересовался судьбой этого человека, ведь в Евангелии он известен лишь как убийца и бунтовщик – тип мало привлекательный. Однако именно его иудеи вдруг предпочли Христу.
2019-04-13 в 11:46

Варавву предложил Пилат,так на этот день была назначена его казнь.Не было бы Вараввы - был бы другой,"именно его" иудеи не предпочли Христу.

"И хотя сюжетная линия сценария, а значит, и фильма, отличается от евангельского контекста и довольно свободно далеко отходит от него, переплетаясь с апокрифами и авторскими домыслами, его всё равно смело можно назвать миссионерским, как предложил кто-то из коллег-журналистов....И дело не в lovestory, которую режиссёр по законам жанра вплёл в канву сценария (Варавва совершает убийство из–за неразделённой любви)..."

Дальше не читал).
3. Русский Сталинист : Re: «В нём явно заметен дух Стеньки Разина и Емельяна Пугачёва»
2019-04-13 в 10:43

На самом деле, конечно, и Разин, и Пугачёв являются народными героями, недавно на другой ветке уже писал об этом.
Просто Русский народ настолько многогранен и рвёт шаблоны, что у него в героях могут быть и Цари, и бунтовщики.
2. Ксения Балакина : Re: «В нём явно заметен дух Стеньки Разина и Емельяна Пугачёва»
2019-04-13 в 09:30

Очень хочется, чтобы что фильм действительно оказался достойным…
Однако, совершенно зря в статье примешаны Разин и Пугачев. Может, лучше было бы вспомнить Кудеяра-Питирима?
Потому что после более чем правильной мысли : «мы повинны в другой, не менее страшной измене и смерти своего Государя и Его Семьи, нарушив соборную клятву 1613 года. Дух бунтарей Разина и Пугачёва взял тогда верх не только над помраченным разумом народа, но овладел его душой», читаем:
С какой любовью история хранила и даже воспевала, например, краткий роман донского казака Разина с персидскою княжной – «Из-за острова на стрежень…»!


Что может у нормального человека эта песня вызывать, кроме глубочайшего омерзения? Блудник, натешившийся со своей беспомощной жертвой, по прихоти пьяных сотоварищей убивает несчастную... Воспевать эту низость, будучи в здравом уме, невозможно.
И далее:
Стеньки Разина и Емельяна Пугачёва – едва ли не самых любимых русских народных героев,


Не знаю, насчет всего русского народа, а вот у творцов революции 17 –года они точно были в почете.
Кстати:
Вспомним, наконец, что одного из главных героев культового советского фильма «Офицеры» в исполнении Василия Ланового звали Иван Варавва.


Почему на самом деле его так звали: https://pressa.tv/in...y-kto-on-7-foto.html
1. Писатель : При всем уважениии
2019-04-13 в 06:13

Конечно. Великий пост не является временем сведения счетов, но все же меня не может не беспокоить неожиданно всплывшее благоговение автора перед анафематствованными "героями", в которых он видит образ русского бунтарства. И само бунтарство, и эти "герои" являются позором русского духа, примером искушения и соблазна. Меньше всего хотелось бы видеть этих бунтарей примером для подражания. Анафема, что тут скажешь.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме