«В нём явно заметен дух Стеньки Разина и Емельяна Пугачёва»

Впечатления Романа Илющенко от предварительного просмотра фильма «Варавва» и общения с его создателями

В столичном кинотеатре «Октябрь» прошёл пресс-показ фильма «Варавва», который планируется выйти на широкий экран накануне Пасхи, 25 апреля. Мне удалось побывать на просмотре и пресс-конференции с создателями картины.

На фоне, на мой взгляд, кране тяжёлого положения дел в отечественном кинематографе (особенно того, что снимается на деньги налогоплательщиков под эгидой Минкульта) и засилья наших кинотеатров дешёвыми и агрессивными голливудскими поделками, «Варавва» мне показался глотком свежего воздуха и прорывом некоей информационной блокады. 

Фильм снят по сценарию, в основе которого одноименная книга английской писательницы Марии Корелли. Сценаристом, режиссёром-постановщиком и продюсером стали дебютанты кинематографа: Евгений Емелин и Антон Кириллов. 

В главной роли снялся известный больше по ролям второго плана в фильмах «Крым», «Слуга», «Волкодав из рода Серых псов» и других талантливый актёр Павел Крайнов.  

Дорога «Вараввы» к зрителю была долгой и трудной. И если сценарий был написан довольно быстро, то до выхода картины на экран прошло ещё долгих семь лет. Именно столько времени ушло на поиск средств, переговоры, съемки и производство фильма. 

Нельзя не учитывать и политический фактор, ведь снимали «Варавву» в Крыму, который не всегда был наш. Как признался журналистам Антон Кириллов, едва ли не каждый день работы над фильмом проходил с искушениями, и он много раз готов был бросить начатое, но в последний момент откуда-то появлялись не только силы, но и средства. 

Кстати, фильм сделан без привлечения выделяемых для этого государством финансирования, что позволяет выявить печальную закономерность, что лучшие картины снимаются у нас либо на народные пожертвования, либо на деньги благотворителей. 

Фильм «Варавва» крайне своевременен, потому что давно в России не выходило, на мой взгляд, ничего подобного - напрямую затрагивающего Библейскую тему, тем более так ярко и талантливо. И хотя сюжетная линия сценария, а значит, и фильма, отличается от евангельского контекста и довольно свободно далеко отходит от него, переплетаясь с апокрифами и авторскими домыслами, его всё равно смело можно назвать миссионерским, как предложил кто-то из коллег-журналистов. 
 
Неожиданность фильма в том, что центральный Евангельский сюжет: суд, казнь и Воскресение Спасителя показаны через восприятие одного из разбойников – Вараввы, освобожденного, как известно, вместо Христа Пилатом по требованию черни и с подачи иудейских старейшин. Мало кто интересовался судьбой этого человека, ведь в Евангелии он известен лишь как убийца и бунтовщик – тип мало привлекательный. Однако именно его иудеи вдруг предпочли Христу. 

Если в известном фильме Мэла Гибсона его появление не вызывает никаких симпатий у зрителя, где он показан отвратительным и злобным дикарём, то в фильме Емелина Варавве зритель очень скоро начинает сопереживать. И дело не в lovestory, которую режиссёр по законам жанра вплёл в канву сценария (Варавва совершает убийство из–за неразделённой любви), а скорее из-за того, что этот малосимпатичный евангельский персонаж оказывается очень русским по духу. 

Что мы знаем о нём, кроме того, что схваченный властями он «был посажен в темницу за произведенное в городе возмущение и убийство» (От Луки 23:19)? А ведь в нём явно заметен дух Стеньки Разина и Емельяна Пугачёва – едва ли не самых любимых русских народных героев, любовь к которым особенно усиленно эксплуатировалась в советское время. И ведь ненапрасно: когда имя Бога было запрещено или находилось в забвении, народные спасители и освободители в воображении народа казались именно такими, как эти два разбойника и бунтаря против несправедливой царской власти. 

С какой любовью история хранила и даже воспевала, например, краткий роман донского казака Разина с персидскою княжной – «Из-за острова на стрежень…»! Не меньшей популярностью у народа и власти пользовался и Пугачёв, затмивший своей славой пленившего его покорителя Измаила и Альп Суворова. Вспомним, наконец, что одного из главных героев культового советского фильма «Офицеры» в исполнении Василия Ланового звали Иван Варавва. 

Вот и у создателей фильма Варавва - это еврейский Разин - символ мятежа во имя справедливости, который даже не лишён благородства. Но только в отличие от наших Стеньки да Емельки он способен на глубокое раскаяние, а потому ему открыт и путь через прозрение к спасению.  

Варавву глубоко поражает сам факт того, что за него должен пострадать безвинный человек, казни которого так неистово требовали его соплеменники. Не считая до поры Христа – Спасителем, он не радуется своему чудесному спасению, но переживает трагедию того безвинного Человека, испытывая перед Ним сначала просто чувство вины. 

Сам Спаситель в фильме, кстати, показан эпизодически, больше со спины, словно давая возможность зрителям со стороны взглянуть на происшедшую катастрофу, которую совершило человечество руками римских солдат и устами иудейских первосвященников при согласии толпы.

Не являясь убийцей и предателем Христа, как иудеи или римляне (предки нынешних евреев и европейцев), но оставаясь разбойником, Варавва (как и мы – русские люди) испытывает муки совести, терпит боль от такой несправедливости. Он упорно ищет ответ на вопрос – был ли распятый Иисус Мессией, как об этом толкуют, встречаясь для этого с Петром, Иосифом Обручником, Марией? Помогает ему в этом Мельхиор – один из трёх волхвов-путешественников с Востока, поклонившихся Родившемуся в вертепе Спасителю. По сценарию он оставил для этого своё царство.

Разочаровавшись в итоге в причине своего преступления, некогда возлюбленной им Юдифи (по сюжету - сестры совращенного иудейскими старшинами предателя Иуды), он приходит ко Христу - Истине. Не так ли и наши давние славянские предки, не отличавшиеся смирением и кротостью, шли ко Христу через сомнения, спустя даже столетия после днепровской крещенской купели? 

Мы, русские люди, с одной стороны не причастны к крестной смерти Спасителя, и не несём на себе заклятия предков («Кровь Его на нас и на детях наших» - от Матфея 27:25), но мы повинны в другой, не менее страшной измене и смерти своего Государя и Его Семьи, нарушив соборную клятву 1613 года. Дух бунтарей Разина и Пугачёва взял тогда верх не только над помраченным разумом народа, но овладел его душой. 

«Варавва в переводе с еврейского означает «сын своего отца». И мы все являемся детьми своих родителей – несём на себе печать и бремя их нераскаянных грехов и потому ответственны за прошлое», - так откомментировал мой вопрос о «русскости Вараввы» сценарист и режиссёр Евгений Емелин.

А сам главный герой картины, которому, наконец, открылась Истина, в итоге снова оказывается в тюрьме, оговоренный Каифой – иудейским первосвященником и главным виновником крестной смети Спасителя. И Варавву снова приговаривают к смерти. Но теперь это уже другая смерть - смерть за Христа! «Сын своего отца» возглашает о готовности умереть за исповедуемого Спасителя и оказывается с Ним в раю!

Это та славная смерть, которая и является достойным переходом в Вечную жизнь, к который всех призывает Спаситель. Готовы ли вслед за Вараввой сделать свой выбор? 

Роман Илющенко, религиовед
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

8. Тимофей

Я с Вами категорически не согласен!Во-первых кто дал право деньги людей расходовать на идеологию?Может я против! Во-вторых,если есть отсебятина,то надо давать другие имена,как поступил гений Булгаков. А так получился вред несомненный.Хотели как лучше?Не верю.

7. Ответ на 2., Ксения Балакина:

Не знаю, насчет всего русского народа, а вот у творцов революции 17 –года они точно были в почете.

Это точно...

Мир_Вам / 14.04.2019

6. Фильм не смотрел, но рецензия понравилась

Фильм я, как и все авторы реплик, не смотрел, но рецензия мне понравилась. Абсолютно верно подмечена тенденция, вызывающая тревогу, непонимание и прямое отторжение - на бюджетные, то есть на наши с вами, уважаемые форумчане, средства (а это СОТНИ МИЛЛИОНОВ РУБЛЕЙ)снимается масса не просто низкосортной кинопродукции, часто , впрочем, совсем небезобидной по своему особенно на молодежь воздействию - чего стоят, хотя бы фильмы на военную, близкую мне тему, (9-я рота, Сталинград, Неукротимый, Цитадель и прочие антишедевры), но и откровенно КЛЕВЕТНИЧЕСКИЕ ленты (Матильда, Братство), а вот пусть небезспорное, но доброе кино делается на пожертвования (яркий пример тому - фильмы фестиваля "Радонеж")... Желающие могут добавить сюда еще массу кино и телеподелок на историческую тему...Так и хочется спросить - доколе наши финансисты от культуры будут за наши же деньги заниматься ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕРРОРИЗМОМ - БЕЗНАКАЗАННО И БЕЗОТВЕТНО? В рецензии ряд интересных, хотя и заслуживающих серьезного обсуждения вопросов. Благодарю автора за их постановку, а редакцию РНЛ за размещение этого важного материала на авторитетном патриотическом ресурсе!

Тимофей56 / 14.04.2019

5. Автору и читателям

#И хотя сюжетная линия сценария, а значит, и фильма, отличается от евангельского контекста и довольно свободно далеко отходит от него, переплетаясь с апокрифами и авторскими домыслами, его всё равно смело можно назвать # Назвать всё можно.Но если ОТЛИЧАЕТСЯ надо давать пусть схожие,но другие имена. Между прочим ,часто антихристианская,или неправославная проповедь начинается словами об искажении со временем Евангельского текста!Либо заканчивается этим. Я против такого"далёкого отхождения"!!! Герои ли у русского народа воры Емелька и Стенька?Да,герои."Роман",Варавва"очень русский по духу..."Прошу не обобщать. Впрочем...если иудеи предавшие Христа выбирают "русского по духу",то....Какие выводы?Обращение его сердца ко Христу акт не такой уж русский получается?

4. Мало кто интересовался судьбой этого человека, ведь в Евангелии он известен лишь как убийца и бунтовщик – тип мало привлекательный. Однако именно его иудеи вдруг предпочли Христу.

Варавву предложил Пилат,так на этот день была назначена его казнь.Не было бы Вараввы - был бы другой,"именно его" иудеи не предпочли Христу. "И хотя сюжетная линия сценария, а значит, и фильма, отличается от евангельского контекста и довольно свободно далеко отходит от него, переплетаясь с апокрифами и авторскими домыслами, его всё равно смело можно назвать миссионерским, как предложил кто-то из коллег-журналистов....И дело не в lovestory, которую режиссёр по законам жанра вплёл в канву сценария (Варавва совершает убийство из–за неразделённой любви)..." Дальше не читал).

электрик / 13.04.2019

3. Re: «В нём явно заметен дух Стеньки Разина и Емельяна Пугачёва»

На самом деле, конечно, и Разин, и Пугачёв являются народными героями, недавно на другой ветке уже писал об этом. Просто Русский народ настолько многогранен и рвёт шаблоны, что у него в героях могут быть и Цари, и бунтовщики.

2. Re: «В нём явно заметен дух Стеньки Разина и Емельяна Пугачёва»

Очень хочется, чтобы что фильм действительно оказался достойным… Однако, совершенно зря в статье примешаны Разин и Пугачев. Может, лучше было бы вспомнить Кудеяра-Питирима? Потому что после более чем правильной мысли : «мы повинны в другой, не менее страшной измене и смерти своего Государя и Его Семьи, нарушив соборную клятву 1613 года. Дух бунтарей Разина и Пугачёва взял тогда верх не только над помраченным разумом народа, но овладел его душой», читаем:

С какой любовью история хранила и даже воспевала, например, краткий роман донского казака Разина с персидскою княжной – «Из-за острова на стрежень…»!

Что может у нормального человека эта песня вызывать, кроме глубочайшего омерзения? Блудник, натешившийся со своей беспомощной жертвой, по прихоти пьяных сотоварищей убивает несчастную... Воспевать эту низость, будучи в здравом уме, невозможно. И далее:

Стеньки Разина и Емельяна Пугачёва – едва ли не самых любимых русских народных героев,

Не знаю, насчет всего русского народа, а вот у творцов революции 17 –года они точно были в почете. Кстати:

Вспомним, наконец, что одного из главных героев культового советского фильма «Офицеры» в исполнении Василия Ланового звали Иван Варавва.

Почему на самом деле его так звали: https://pressa.tv/interesnoe/13163-prototip-ivana-varavvy-v-filme-oficery-kto-on-7-foto.html

1. При всем уважениии

Конечно. Великий пост не является временем сведения счетов, но все же меня не может не беспокоить неожиданно всплывшее благоговение автора перед анафематствованными "героями", в которых он видит образ русского бунтарства. И само бунтарство, и эти "герои" являются позором русского духа, примером искушения и соблазна. Меньше всего хотелось бы видеть этих бунтарей примером для подражания. Анафема, что тут скажешь.

Писатель / 13.04.2019
Роман Илющенко:
Ахиллесова пята России
О правильном понимании патриотизма и о «красных сектантах»
28.05.2020
Тихое святотатство
Не торопись осуждать
21.05.2020
Ситуация под контролем
Только в течение одного дня в период долгих майских праздников инспекторы 2-го отдельного спецбатальона ДПС ГИБДД ГУ МВД России по г. Москве задержали четырёх граждан, находившихся в состоянии наркотического опьянения
21.05.2020
«…Покой - у престола Всевышнего!»
О последних словах Александра Васильевича Суворова, чья душа отошла ко Господу 220 лет тому назад
18.05.2020
Пражские страдания
За спинами пражских русофобов, снесших памятник маршалу Коневу, стоят более солидные силы – те, которые жаждут полного пересмотра итогов войны
12.05.2020
Все статьи автора
Последние комментарии
Значение воли в деле спасения
Новый комментарий от София7
2020-05-29 16:46
Кончайте пенсионные «игры»!
Новый комментарий от электрик
2020-05-29 16:38
ПАСЕ, или Не её это собачье дело
Новый комментарий от Владимир Петрович
2020-05-29 16:34
Бафомет – идол постмодерна
Новый комментарий от Игорь Бондарев
2020-05-29 16:19
Не ожидал
Новый комментарий от Наблюдатель
2020-05-29 16:15
«Екатеринбургские останки» вновь на повестке дня
Новый комментарий от Русский Иван
2020-05-29 14:58
Ахиллесова пята России
Новый комментарий от Kiram
2020-05-29 14:55