Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

О советской системе школьного воспитания

Русская школа / 12.03.2019


Официоз, попса и фольклор - три кита советского коллективизма …

От редакции: На фоне современного ужасного состояния системы образования и воспитания многие обращаются как к образцу к советской системе. При этом советская система изображается всё чаще в пасторальных тонах. Автор статьи, сам в какой-то мере продукт советской школы, размышляет о пороках советской системы воспитания. Наверное, не во всём с ним можно согласиться, но поразмышлять на эту тему необходимо, чтобы не наступить на те же грабли.

Это попытка не совсем исторического анализа. А точнее, совсем не исторического. То, о чём я хочу сказать, имеет прямое отношение к современной системе воспитания детей. 

Советская школа до сих пор на устах у многих. Говорят, что она учила лучше, но, главное, эффективно воспитывала сознательного гражданина. Готов согласиться с тем, что у тогдашних дидактических технологий были свои преимущества, но вот в достоинствах советской системы школьного воспитания я позволю себе усомниться. 

Если система воспитания была действительно совершенна, как могло получиться, что воспитанные ею граждане оказались столь равнодушны к судьбам своей страны? Как выпускники советской школы позволили с такой лёгкостью, практически без малейшего сопротивления, разрушить веками создававшееся государство? Как «самый читающий в мире народ» в один миг забыл о своём высоком призвании и так легко соблазнился пошлейшим буржуазным гламуром – антикультурой? Как, наконец, в стране с совершенной системой школьного обучения и воспитания могла образоваться такая насквозь подражательная, творчески беспомощная элита?

Я не претендую дать исчерпывающие ответы на эти вопросы. Вполне удовольствовался бы убедительными намёками. 

Предметом анализа будет культура. Как бы нас ни убеждали во всемогуществе экономики, на самом деле творческая сила народа определяется состоянием его культуры: там, где она утрачивает самобытность, становится подражательной, народ деградирует, даже если он очень богат, и, наоборот, там, где стремление к самобытному самовыражению в культуре сильно, у народа, даже если он беден, есть ответы на любые вызовы. «Творческий» гений, - писал наш великий земляк-философ Константин Леонтьев, - может сойти на главу только такого народа, который и разнохарактерен в самых недрах своих и во всецелости наиболее на других не похож». Народ, у которого развился комплекс культурной вторичности, это заведомо исторический неудачник.

То, насколько народ культурно пассионарен, определяется состоянием его веры. Не сумма знаний, не эрудиция, не показатели ВВП, а именно вера вдохновляет культурное творчество. Соответственно, по культурным плодам можно судить о силе и качестве веры в народе. Так вот, оценивая урожай в саду нашей культуры во второй половине 20 века, нам приходится констатировать: в то время вера в нашем народе была чрезвычайно слаба. 

И это не удивительно. Коммунисты усердно преследовали христианскую религию, вдохновлявшую русских людей на протяжении многих столетий, предложив взамен неё учение Маркса-Энгельса-Ленина. Рукотворная псевдорелигия, каковой является всякая идеология, не может иметь длительного и прочного престижа, сравнимого с религией Богооткровения, хотя бы потому, что в человеке легче усомниться, чем в Боге. Уже у третьего поколения советских граждан уверенность в безальтернативности марксизма-ленинизма почти иссякла. И что же система школьного воспитания? Она как ни в чём не бывало, с упорством, достойным лучшего применения, продолжала внушать детям, что в марксизм-ленинизм следует полагать своё сердце. Дети, естественно, чувствовали фальшь, но, по привычке слушаться учителей, делали вид, что свято чтут заповедь о любви к «дедушке Ленину». Правда, не все. Те, кто не делал вид, считались неблагополучными. Неблагополучные были двух видов: несознательно неблагополучные, то есть ни во что не верующие «разгильдяи», и сознательно неблагополучные – те, кто с детства веровал во что-то другое или в кого-то другого, например, во Христа. И те, и другие считались браком советской школы, но вторые считались браком большим, чем первые. Но вот что интересно: именно этот брак из «сознательно неблагополучных» оказывался на первых ролях в нашей культуре периода позднего СССР. Именно эти люди, повзрослев, вытягивали культуру, а не паиньки, которые, имитируя пылающие, как у Данко, сердца, клялись в верности делу коммунистической партии. 

Советская школа, культивируя фальшивую веру, отвлекала от вовлечения в настоящее культурное творчество, которое, конечно же, должно происходить уже в детстве. Насквозь фальшивой получалась сама социализация. Сильная вера предполагает соборность: единение ярких личностей. Советской вере яркие личности были не нужны, поэтому соборность подменялась коллективизмом. Соборность гарантирует свободу веры, свободу духовного возрастания. Коллективизм требует слепого подчинения своей веры вере идейного большинства. Там, где нет свободы, не может быть и настоящей любви. Коллективисты никого и ничего по-настоящему и не любили. Оттого и Родиной не дорожили: собственный достаток оказался для них важнее благополучия государства. 

Я был активнейшим активистом в старших классах. Как руководителя школьной комсомольской организации, меня каждое лето награждали путёвкой в какой-нибудь престижный лагерь. Был я и в «Артеке», и когда я вспоминаю этот самый «Артек», то испытываю почему-то один привкус пошлости. В «Артеке» работали лучшие педагоги, но чем они потчевали нас, детей? 

Первым делом мы разучили речёвки, которые потом выкрикивали по поводу и без повода. Эти речёвки должны были внушать нам «чувство локтя» - тот самый «коллективизм». Ещё мы разучили такую же официозную песню и комсомольский танец. Не помню уже, на какую музыку. Не «Яблочко», но что-то такое, что у меня ассоциируется с «Яблочком», такая же заезженная в то время мелодия. Потом мы выступали с этой песней и с этим танцем на конкурсе. Возможно, даже заняли какое-то место. Что в этой песне и в этом танце было из того, что реально волнует юную душу? Ничего. Практически абсолютный ноль культуры. 

Эту лагерную казёнщину молодые, но уже очень уверенные в себе педагоги старались разбавить чем-то лёгким и развлекательным. Развлекались мы в основном попсой. Под гитару пели её у костра. Были у нас и танцы, но уже совсем не похожие на «яблочко». Мы в обнимку с девочками млели под «звёздочка моя ясная, как ты от меня далека» и индивидуально дёргались под «шизгару». На фоне пошлой казёнщины пошлость такой попсы казалась намного слаще, и мы досадовали, что попса дозировалась: это и была вся наша тоска по культуре. Говорю это без всякой иронии. К другой культуре никто нас ни в «Артеке», ни в школе не приобщал.

Официоз и попса, попса и официоз… Правда, разбавленные фольклором. Как это я в самом деле забыл про фольклор? Не два, а три было кита у советского коллективизма. 

О фольклоре стоит сказать отдельно. «Фольклор, - скажете вы, - это хорошо. Это приобщение к истокам народной культуры». Спорить не стану, однако позволю себе уточнить: это приобщение к истокам, которое имеет довольно слабую связь с актуальным культурным творчеством. В школьных программах по литературе на изучение фольклора отводится 2-3% времени, и, по-моему, эти самые 2-3% точно отражают ту роль, которую фольклор играет в современной культуре. 

То, что мы называем фольклором, это уже давно не народное творчество, а лишь стилизация под него. В настоящем устном народном творчестве не было и не могло быть авторов и исполнителей, там были сказители. Сказитель волен переиначить услышанный текст так, как ему заблагорассудится. Если нет этой свободы обращения с текстом, то нет и активного творчества. Народная песня становится чем-то вроде экспоната музея, её исполняют как авторский текст, и то, что он анонимный, в данном случае не принципиально. Самим исполнителем фольклор воспринимается как архаика. Разоблачившись после концерта, сняв с себя сарафан или вышиванку, он переходит в совершенно другую культурную среду.

Когда-то фольклор был самым надёжным индикатором христианизации – превращения языческого народа в христианский. Представьте, что вы живёте в средневековье. Вы часто слышите какие-нибудь языческие стенания-причитания (так же часто, как комсомолец а «Артеке» стенания про «звёздочку мою ясную»), эти стенания – принадлежность культуры вашего народа, но сами вы уже христианин, и причитать вам хочется по-другому: не заклиная, а молясь. Поскольку никто вас не заставляет исполнять записанный текст, вы воспроизводите то, что осело в вашей памяти, наполняя его новыми, христианскими, смыслами и коннотациями. Получается песня, напоминающая молитву. Кто-то услышал её от вас и, в свою очередь, добавил что-то своё. Если Господь дал ему особый талант, у него получится лучше, чем у вас. Потом у кого-то, чьё имя, к примеру, Боян, получится ещё лучше. Лучшим хочется подражать, но всё же большинство обычно не улучшает, а ухудшает, а потому изжить язычество в фольклоре практически нереально. Языческие интуиции никуда из него не уходят. Живой фольклор в христианском народе – это постоянная борьба язычества с христианством. «Бог с дьяволом борется, а поле битвы – сердца людей» - этот афоризм Достоевского в полной мере относится и к живому фольклору, и именно этим фольклор был интересен. «Был» - в прошедшем времени, потому что, после того как его стали записывать, ничего от этой живой борьбы, то есть от настоящего культурного творчества, там не осталось. После этого фольклорный текст –заспиртованный экспонат в музее народной культуры. 

Музеи могут иметь большое значение: мёртвые экспонаты могут будить живые творческие интуиции. Однако мёртвые экспонаты не должны выдаваться за живые. Всякая подобная стилизация – это маргинальный феномен в культуре. Навязывание детям фольклора под видом актуального искусства – это зачастую симптом боязни взрослыми педагогами искреннего культурного творчества. В самом деле, где искренняя культура, там искушения. Коммунисты не использовали в своей речи этого слова, но оно точно передаёт их страхи. Они боялись, что ребёнок искусится чем-то таким, что отвратит его от навязываемой ими псевдокультуры «коллективизма», которая, как им казалось, гарантирует незыблемость устоев социалистического общества. Это, в том числе, был и страх «другого пути», указанного Иисусом Христом в Его земной проповеди, страх того, что в христианстве называется «неотмирностью». 

Все цели советского воспитания ограничивались привременным миром, а это значит, что именно советская школа повинна в том, что у нас в таком невероятном объёме развелось мещанство. Советская школа была насквозь буржуазна – вот чего мы не хотим разглядеть. Почему не хотим? Это очень интересный вопрос. Очень хотелось бы услышать на него честный и мудрый ответ. Вот только, после того как над нашим народом усердно потрудилась советская школа, и честность, и мудрость у нас, к сожалению, в большом дефиците.

Советскую воспитательную систему можно признать успешной только в одном смысле: ей действительно удавалось старательно выпалывать все ростки настоящей высокой культуры. Той культуры, которая ведёт за собой народ в вечность. Где каждый – яркая личность, а не пошляк, имитирующий вдохновение натужной игривостью. Если настоящая культура у нас ещё не иссякла, то это только вопреки советской школе.

Арсений Николаевич Родына, преподаватель православной гимназии, г. Калуга


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 191

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

191. Коротков А. В. : Ответ на 188., Андрей Карпов:
2019-05-09 в 21:14

Вы по-прежнему пытаетесь изображать из себя "эксперта", что в корне является неверным подходом. Пытаетесь пробить какие-то свои совершенно неверные высказывания, являясь в этих вопросах абсолютно некомпетентным (прежде всего, в силу возраста и отсутствия личного опыта - полагаетесь на где-то что-то прочитанное). Всё высосано из пальца.
Вот интересно, на каком основании сделан этот вывод?


На основании того, что Вы совершенно не знакомы с предметом.
Вы не слышите, что Вам говорят.


Перестаньте пытаться "учительствовать". Абсурдно, поскольку в предмете некомпетентны совсем.
Вы всё время находитесь внутри рока.


Нет.
Меня же интересует общая картина.


Смешно. Все, кроме Карпова, по его теории, находятся в каких-то узких коробочках. Только у самого Карпова широта необъятного взгляда и космический полёт мысли. Вам бы немного рефлексии не помешало бы.
Второй - клубный. Кое-где, конечно, есть какая-то клубная самодеятельность, но в основном - это танцульки (танцплощадки, вечера, затем - дискотеки).


Не раз уже написал, что это - ложная картина. Ну, не знаете фактов же вообще, а продолжаете дудеть в ту же дуду. Типичная карповщина.
Если мы хотим иметь оригинальный отечественный продукт, он должен в равной мере присутствовать во всех трех каналах (коллективное прослушивание, индивидуальное прослушивание, масс-медиа).


Нет. Он либо оригинален, либо нет. Независимо от каналов вообще.
Рока на дискотеках, по понятным причинам, было мало.


Вам-то откуда это знать, если были в то время малышом? Да ещё по "понятным причинам". Причём сами же себе противоречите:
Рок-культуру (до Ассы) создавали дискотеки и магнитофоны.


(комм. 170).

Программа на дискотеке зависела от того, кто её вёл. И рок там мог не только присутствовать, но и превалировать (и это было почти всегда), и даже быть эксклюзивным. И я не припомню ни одной, где бы рока "было мало". Вновь пишете, чего не знаете (поскольку не бывали там в те годы в силу возраста).
Затем возникло явление русского рока (много групп было в Ленинграде, поэтому заговорили о "ленинградском роке"). Естественно, расчет делался. прежде всего, на третий, магнитофонный канал.


Это канал распространения материала "на носителе" (причём повторили тут то, что я же и написал комментарием ниже). Все хоть сколько-то известные группы ездили с концертами по всей стране, причём очень активно (на магнитоальбомах, которые нигде официально не издавались, денег не заработать).
Наши рокеры заимствовав у запада инструментарий, всё-таки наследовали отечественную музыкальную культуру (многие рокеры начинали в ВИА).


Вы бы не смогли отличить в большинстве случаев наших от западных при слепом прослушивании инструментальных композиций/частей (при отсутствии знакомства с материалом ранее).
Конкурировать с Западом внутри магнитофонной страты им удавалось за счёт текстов. Тексты были критического (антиофициозного) содержания. Это подстёгивало интерес.


Опять повторяете то же, что я сам ранее писал. Это же относится и к концертной деятельности (частично - поскольку концертов западных исполнителей у нас было ничтожно мало).

Кстати, вот с этим высказыванием:
Подходить к року с меркой меломана - это не понимать рок.


не согласны авторы рецензий на рок-альбомы, выходившие в СССР на "Мелодии". Просто в качестве примера перечислю несколько штук. Chris Rea. "On The Beach", Emerson, Lake & Powell. "Emerson, Lake & Powell", Pink Floyd. "Delicate Sound Of Thunder" (статьи на заднике конверта Д.Ухова), сборник Jethro Tull (статья на заднике конверта А.Гаврилова). Это то, что я у себя на полках нашарил с ходу. На самом деле, почти все лицензионные издания на мелодиевском виниле западных рок-групп сопровождались такими статьями. И они все написаны именно с меломанской точки зрения. И сами русские рокеры с Вами тоже не согласны (прослушайте хотя бы песню "Меломан" Кинчева с пластинки "Энергия"). И, разумеется, сами они все западный рок слушали не на дискотеках, а дома на хорошей технике.
190. Влад.Атласов : Боеприпас187
2019-05-08 в 14:52

#Главное.
Уже почти все согласились с мемом, что 90-е " явились результатом Советского воспитания".
Это совсем не так. Ровно наоборот. Кураторы из западных спецслужб , вынуждены были решать проблему отсутствия " кадров". 99,9% Советских люде#

И они эту проблему решили.Чем же подкупили советских людей?Тем что у них есть,а у советских нет.Так вот,если бы совсистема была лучше обычной,то она бы перекупила.Ну,следуя этой логикой.

Совсистема подкупала лидеров за границей.Потом подкармливали их народы что б те не бунтовали.Но...не хватило сил и средств,когда нефть подешевела.А что бы делать что-либо кроме как добывать,надо иметь Личности!А с этим в СС напряжёнка.Винтики не изобретательны,а Личности не нужны.Тупик.

Человек поехал за бугор,в амер.школу зашёл.
И пишет в газету .(А тут перестройка,можно)
Видит играет оркестр.Что это?Это урок музыки.Каждый(!) умеет играть!А у нас? Классики,Моцарт,Шопен,Римский-Корсаков,джаз,пение,"Петя и волк". Всё.
Отбить охоту.Тоже литература.Научишь играть,а они петь начнут,сочинять.Не то что нужно.Им талантливые исполнители нужны,а не творцы.А потом где сапоги финские,где пластинки...где что.А кто делать-то будет?
189. Даневский Саша : Re: О советской системе школьного воспитания
2019-05-08 в 13:36

Но здесь присутствующие не являются засланцами западных спецслужб? Они полноценные продукты советской школы?
188. Андрей Карпов : Ответ на 185., Коротков А. В.:
2019-05-08 в 11:42

поскольку ничего сами не слушали


Вот интересно, на каком основании сделан этот вывод?
В первые годы своего существования наши рокеры как раз свои альбомы распространяли в виде т.н. магнитоальбомов


Вы не слышите, что Вам говорят. Ну плюс я, видимо, плохо изъяснился. Вы всё время находитесь внутри рока. Меня же интересует общая картина.

Вот есть некое музыкальное пространство в СССР. То, что исполняется и слушается. Основных каналов потребления музыкального продукта - 3. Первый - официальный. Сюда относятся радио, телевидение, звукозапись. Второй - клубный. Кое-где, конечно, есть какая-то клубная самодеятельность, но в основном - это танцульки (танцплощадки, вечера, затем - дискотеки). Третий - домашнее свободное прослушивание. Началось с появлением бытовых магнитофонов. Предтечей была неофициальная грамзапись. Существовали пластинки, как говорилось, "на костях" - т.е. запись шла на рентгеновских снимках.

Если мы хотим иметь оригинальный отечественный продукт, он должен в равной мере присутствовать во всех трех каналах (коллективное прослушивание, индивидуальное прослушивание, масс-медиа). Но в СССР были жесткие идеологические фильтры. Поэтому то, что шло через первый канал (масс-медиа), носило статус одобренного. С музыкальной точки зрения это был довольно качественный продукт, соответствующий духу нашей культуры (адекватный национальной культуре). В частности, это были ВИА.

Но народ потихоньку привыкал к мысли, что забугорное круто, а то, что одобряется официально - туфта. И на альтернативных каналах доля отечественного продукта упала. Дискотеки и магнитофонную среду начал занимать запад. Внимание - это не только про рок, это про музыку вообще! Рока на дискотеках, по понятным причинам, было мало. Потому что танцевать и "оттягиваться" - это разные действия. В магнитофонной среде, кроме рока, зарубежной попсы существовала и своя струя, что называлось потом "шансоном" - то, что ранее записывалось "на костях". Эта струя была довольно низкопробная (потому она и не попадала в официоз).

Затем возникло явление русского рока (много групп было в Ленинграде, поэтому заговорили о "ленинградском роке"). Естественно, расчет делался. прежде всего, на третий, магнитофонный канал. Наши рокеры заимствовав у запада инструментарий, всё-таки наследовали отечественную музыкальную культуру (многие рокеры начинали в ВИА). Конкурировать с Западом внутри магнитофонной страты им удавалось за счёт текстов. Тексты были критического (антиофициозного) содержания. Это подстёгивало интерес.

Значимость второго и третьего канала росла, особенно среди молодежи. В результате отечественное музыкальное пространство менялось. В нём исчезал отечественный элемент (ценность его падала). Народ переходил на импорт. В общем, тут было как и в остальных отраслях советской жизни. Здание СССР шло трещинами. К концу восьмидесятых был пик отечественного рока, но при этом его эпоха уже пошла на спад, потому как с концом СССР нас просто до макушки затопило Западом. Кризис национального момента в культуре начался где-то в начале 70-х, и с развалом СССР достиг пика, рядом с которым пребывает до сих пор.
187. боеприпас : Ответ на 89., Арсений Р.:
2019-05-08 в 10:36

, про комсомол. Замечаете в нём черты, восходящие к скаутскому движению. В таком коллективизме нет ничего порочного. Но в комсомоле было и другое, то, что неприемлемо для христианина,



Уважаемые Арсений и Кирилл.
Так опять запутаемся в деталях -)) А сама Советская система Образования и воспитания ( как инструмент! ) , была хороша , именно как инструмент в целом.
Горе наше в том, что этим инструментом обслуживались Цели и Смыслы , которые в одном пункте были порочны. А именно - Вместо Господа Бога , как цель и смысл жизни людей, вкладывались атеизм и " дедушка Ленин".
Вот в этом и горе наше.
------------
Главное.
Уже почти все согласились с мемом, что 90-е " явились результатом Советского воспитания".
Это совсем не так. Ровно наоборот. Кураторы из западных спецслужб , вынуждены были решать проблему отсутствия " кадров". 99,9% Советских людей, категорически не годились на должности буржуев - кровососов и преступников. Нужны были люди , стоящие ЗАВЕДОМО против социума и его законов и правил.Не комплексующие по поводу преступлений , которые надо будет совершать.
Думается .. до 40% кадров для приватизации , были взяты из криминального мира. Больше было просто неоткуда взять.
------------
Если с юмором , образно но точно - Вовочка из анекдота был поставлен директором школы ( а так же ГОРОНО, облОНО ..)получив полную власть над МариИванной. " Промокашка" был назначен начальником у Шарапова. " Горбатый" стал владельцем мясо и молокозаводов. Ит.д.
"Вовочка, Промокашка и Горбатый" - как раз отрицание Советской системы образования и воспитания.Они и стали ( враз! ) задавать Цели и Смыслы. Со всей страстью мести ( полученной власти ).. дорвались.. в общем.
----------
Не дерзаю толковать Промысел. Предположения..В душах у криминальных людей , было БОЛЬШЕ места для Господа , чем у нас .. "хороших" .. но ставших ( с детства ) жертвами атеизма .
В России от власти зависит чрезвычайно много! Возможно.. нам была адресно дадена именно такая власть для возвращения в Церковь. Поскольку нам стало некуда бежать от криминальных мерзостей, кроме как в Церковь.
186. Влад.Атласов : Почему
2019-05-08 в 09:33

Солоухин считает Русланову продолжением Надежды Плевицкой.Вот это возвращение к народной почве в нач.ХХ века обусловлено чем?Общим успехом в экономике.Значит не только есть лишнее время и деньги творить искусство,но и раз государство успешно,отпадает надобность в обезьянничании.В конце концов постепенно обходили Европу,а тот кто впереди создаёт оглядываясь вокруг на жизнь.А не смотря на тех кто впереди.
Русланова осталась,Плевицкая беженка.Уже удар.Русланова потом ещё в лагерь ушла,но ладно,разговор не об этом.
А о том где коллекция рус.нар.творчества Тенишевой?Разбита и раскидана по сусекам.
Среда создавалась интернациональная.Она и не рождает национальный продукт.Еще были
Цфасман,Мокроусов...Но это просто хорошо или отлично.И их слушали.Но было ли это русским?И вот эта индустриализация в музыке держалась до...эдак,года 1975,от силы ,ну...какого?А потом всё.К 81-му году сами вот эти три буквы "ВИА" вызывали зевоту.
Удивительно ещё что оказалось что что-то есть.К рынку(после 85-го) и "Центр" В.Шумова,и "Пикник",и другие.Раньше надо было давать свободу.Теперь вопрос насколько это было русским по звуку?Насколько отличалось ?Переведи на английский слова и разницы не заметишь зачастую.Вот в том-то и дело.Социалисты ограбили не только нас,но и мировую культуру обеднили.
185. Коротков А. В. : Ответ на 183., Андрей Карпов:
2019-05-08 в 00:47

Т.е. Вы не в теме.


Вы не в теме, поскольку ничего сами не слушали, а читали чужие мнения о предмете. Поэтому имеете чисто "книжные" представления о нём. Вы похожи на "астронома", который прочёл пару популярных книжек по астрономии, но ни разу сам не взглянул на небо. Или на "гурмана", прочитавшего пару поваренных книг, но не пробовавшего ни одного блюда оттуда.
Вопрос стоял так - почему у нас нет своего рока мирового уровня. Мой ответ такой: потому что у него не было аудитории. Существующая аудитория делилась между дискотеками и магнитофонной средой.


Ответ неправильный. И даже внутренне противоречивый. Если "не было аудитории", то не могло быть "существующей аудитории". Плюс опять эта хрень про дискотеки. Вы вообще не знаете, как, что, кто и в каких условиях слушал, поскольку были в те времена малышом. "Магнитофонная среда" - это тоже какая-то хрень. В первые годы своего существования наши рокеры как раз свои альбомы распространяли в виде т.н. магнитоальбомов. Вот она, эта "магнитофонная среда" (на виниле их стали издавать уже только в перестроечные времена). Концерты они давали по всей стране и собирали (известные группы) полные залы на несколько тысяч мест. Это, разумеется, "нет аудитории". "Наутилус" когда концерт в Москве дал (то ли первый, то ли один из первых), там публика вообще входные двери "вынесла" в стремлении попасть, как мне сказали те, кто там побывал (сам я туда не пошёл, предпочёл пойти на редкий кинопоказ).
Ещё раз обращаю Ваше внимание на кавер из Бременских музыкантов. Это естественная реакция нашего человека на иностранщину именно рокового плана.


Не "нашего человека", а автора этого произведения плюс, разумеется, некоторых групп населения. Вы постоянно некорректно обобщаете. Я тоже так могу. Например, моя мама примерно одинаково не воспринимала что рок, что классику. Я когда включал вообще любую классическую музыку, она говорила, что я опять похоронную музыку слушаю. Просто она так её воспринимала. Могу тогда сделать вывод, что "это естественная реакция нашего человека на иностранщину именно классического плана".
В нашей культуре тогда были адекватны ВИА.


Бессмысленное выражение. У них была своя аудитория, как была и та аудитория, которая их не слушала вовсе. "Адекватны" - что это за туфта? ВИА - часть нашей культуры (музыкальной). Часть культуры адекватна культуре (с) Карпов
А к 80-м была уже создана наша отечественная аудитория для восприятия рока в его западном изводе.


Такая аудитория была, как минимум, с середины 70-х годов (широкая; узкая была ещё раньше). Не пишите, чего не знаете (а не знаете, поскольку тогда были малышом).
184. Даневский Саша : Re: О советской системе школьного воспитания
2019-05-07 в 23:44

Разве интеллигентные люди посещали дискотеки? Но рок слушали.
183. Андрей Карпов : Ответ на 181., Коротков А. В.:
2019-05-07 в 22:03

Наверно, потому что я эту туфту не читал, а просто слушал музыку, то и вижу, что это туфта.


Т.е. Вы не в теме.

По поводу дискотек - ещё раз.
Вопрос стоял так - почему у нас нет своего рока мирового уровня. Мой ответ такой: потому что у него не было аудитории. Существующая аудитория делилась между дискотеками и магнитофонной средой. И там и там господствовали иностранцы. И наша национальная ментальность потихоньку менялась.
Ещё раз обращаю Ваше внимание на кавер из Бременских музыкантов. Это естественная реакция нашего человека на иностранщину именно рокового плана. В нашей культуре тогда были адекватны ВИА. А к 80-м была уже создана наша отечественная аудитория для восприятия рока в его западном изводе. То есть как раз мы видим крах нашей культуры (внутри чисто советской эпохи).
182. Влад.Атласов : Ярый ретроград
2019-05-07 в 20:37

#Bлaд.,
paзyмeeтся. Ho пoлиции нexвaтaeт... кaдpoв...
A личнoстeй слишкoм мнoгo, тянyщиx кaждaя в свoю стopoнy.#

На каждом концерте есть кадры полиции.Что значит не хватает?Посмотрите сколько кадров полиции было до революции.

Личности,тянущие каждый в свою сторону,это
чиновники и депутаты.
181. Коротков А. В. : Ответ на 178., Андрей Карпов:
2019-05-07 в 20:02

Рок не "слушают". Под рок "оттягиваются". Оттягиваться можно и потоптавшись на дискотеке, и покричав в партере, и, закрыв глаза, валяясь на диване.
Рок нацелен не на доставление эстетического удовольствия, а на переформатирование сознания и введения в "кайф".
Подходить к року с меркой меломана - это не понимать рок.


Ой, умора. "Эксперт" опять пишет ахинею. Ну, конечно, кто же ещё понимает рок, как не экспертище Карпов, который за всю жизнь прослушал полальбома, да и то на дискотеке! Вынужден разочаровать: рок - это не чем громче, тем лучше "Бумц! Бумц!! Бумц!!!" на бумбоксе, он бывает сильно разным (пара альбомов, причисляемых к року, может отличаться друг от друга в музыкальном плане не меньше, чем "Валенки" отличаются от "Хорошо темперированного клавира"). Более того, к сведению экспертища, некоторые роковые вещи экспертище в принципе не мог бы никогда услышать на дискотеке, поскольку они совершенно непригодны для танцулек.
Отдельным=самостоятельным (независимым от западной культуры).


Туфта. Как может быть независимым от западной культуры то, что там всеми своими корнями?
А считался - отечественным музыковедением.


Наверно, потому что я эту туфту не читал, а просто слушал музыку, то и вижу, что это туфта.
180. ярый peтpoгpaд : Ещё идeи eсть - кaк пoстaвить нa мeстo мoшeнникoв ?
2019-05-07 в 16:54

Bлaд.,
paзyмeeтся. Ho пoлиции нexвaтaeт... кaдpoв...
A личнoстeй слишкoм мнoгo, тянyщиx кaждaя в свoю стopoнy.

Иepeй Илья,
a вeдь oпpaвдaннo в yслoвияx всeми пpизнaннoй инф.вoйны !
Ho для этoгo нyжны дoбpoвoльцы нa кopдoнaх (a вмeстo ниx сeйчaс 5000 чeл. opyт, встpeчaя "Зeнит") и сoглaсиe гoсyдapствa (a oнo, нaoбopoт, всё нopмaтивизиpyeт). Oткyдa eмy взять внятнoсть...

Лeдa Гapинa пoстaвилa спeктaкль http://zazerkal.spb....bytyy-den-rozhdeniya и xвaлит Д.Биссeтa, чтo eгo бyйствo фaнтaзии вoзвpaщaeт в тpёxлeтний вoзpaст. 80-лeтниe бaбyшки, пoсмoтpeв с внyкaми, xвaлят двoйнoй юмop.
Moнapxy oтпpaвлять тaкиx peжиссёpoв зa чepтy oсeдлoсти EСПЧ пoзвoлил бы ?
Taкиx https://ruskline.ru/...ki_grabyat_zritelej мы бы и пoдaльшe пoслaли.

A.Kapпoв 146
сoвepшeннo вepнo.

А.В.Коротков,
нe зaкoнчилaсь (и нe oбязaнa былa), eщё 2-3 "кoнцepтa" oтмeнили пoслe.

Сoв.нeд.,
a был ли мёд здeсь ?..

Кирилл Д.,
eдиницы - нe peвaнш.
Tpoгaть бoлячки - нe тo чтo лeчить.

П.Tиxoмиpoв,
тaк ли yж мaнипyлиpyeм был сoвeтский чeлoвeк зaпpeтaми ?.. И нe вeздe был кyльт: мoй знaкoмый пpиexaл в poднyю дepeвню нa pyбeжe 70-x и oтпpaвился нa тaнцы в джинсaх - и бoльшe иx нe нaдeвaл, пoтoмy чтo мaть скaзaлa: "Сoсeди yдивляются, чтo ты нa тaнцы в paбoчиx штaнaх пpишёл". (Bы-тo пoмнитe, для кoгo пpидyмaны джинсы.)
179. Андрей Карпов : Ответ на 177., Коротков А. В.:
2019-05-07 в 16:24

Вообще то ленинградский рок считался отдельным явлением.Кем считался, почему считался? Отдельным от чего?


Отдельным=самостоятельным (независимым от западной культуры).
А считался - отечественным музыковедением.
178. Андрей Карпов : Ответ на 177., Коротков А. В.:
2019-05-07 в 16:23

музыку именно послушать


Рок не "слушают". Под рок "оттягиваются". Оттягиваться можно и потоптавшись на дискотеке, и покричав в партере, и, закрыв глаза, валяясь на диване.
Рок нацелен не на доставление эстетического удовольствия, а на переформатирование сознания и введения в "кайф".
Подходить к року с меркой меломана - это не понимать рок.

Отечественная альтернатива року (все эти ранние ВИА) были как раз в пределах классической эстетики, позволяли "слушать" продукт. Более поздние "группы" пытались переформатировать сознание, прежде всего, с помощью текста. А те, кто впрямую подражал Западу, покидали пределы классической эстетики, и взаимодействие с их продуктом уже попадает в категорию "оттягиваться".
177. Коротков А. В. : Ответ на 170., Андрей Карпов:
2019-05-07 в 15:33

Карпов - в очередной раз - во всём своём блистательном великолепии.
В то время было два критерия - дискотека и магнитофон.


Вы вообще во времена "золотой эпохи" рока были детсадовцем/школьником начальных классов. И теперь мне рассказываете, какие были критерии.

Ещё раз: на дискотеки никто не ходил музыку слушать для именно её прослушивания. Ходили "поразмяться", девушку потанцевать под "Hotel California"...

А музыку именно послушать слушали так: ставишь катушку/кассету, садишься в кресло и слушаешь. В идеале: ставишь пластинку, берёшь вкладыш с текстами, садишься в кресло, слушаешь и следишь по вкладышу, что поют (на слух понимать, конечно, лучше, но могли так немногие).
Рока на стадионах тогда не было.


На стадионах, возможно, и не было. Я не сталкивался, во всяком случае. На Западе, кстати, не все пели именно на стадионах.
А клубах, где группы играли в живую, слушателей заведомо было с гулькин нос.


С гулькин нос? Да наши рокеры разъезжали по всей стране, выступая во ДК/ДС, где аудитория от нескольких сотен до нескольких тысяч зрителей. В моём родном городе та же "Машина времени" была тогда (брежневские времена) не один раз, выступали во ДС, а это 4 тыс. мест. И так по всей стране. Не пишите, чего не знаете.
Рок-культуру (до Ассы) создавали дискотеки и магнитофоны.


Ни то, ни другое, ни третье не могло создавать рок-культуру, а только её транслировать.

С "Ассой" ещё промахнулись и тем, что:
1) Сильно переоцениваете её роль.
2) В 1987 году на наши экраны вышел фильм "Волшебство. 'Куин' в Будапеште". Я тогда учился в Москве, и смотрел его там в кинотеатре. А "Асса" вышла в 1988.
Это когда - не убавить, не прибавить.


Ага. Как в аптеке.
Вообще то ленинградский рок считался отдельным явлением.


Кем считался, почему считался? Отдельным от чего?
И его никак нельзя считать "вторичным" по отношению к Западу. ОН непохож. Он просто другой.


Можно. Вам просто сравнивать не с чем.
Решал совсем другие задачи.


Никакие задачи он не решал. Парни слушали западных исполнителей, а потом им приходила в голову мысль, что надо попробовать слабать самим примерно то же самое, но спеть по-русски. Вот и всё.
176. Влад.Атласов : Ответ на 171., Даневский Саша:
2019-05-07 в 14:57

.Мне делать нечего - с кем попало обмениваться ругательствами. А кто как обзывается, тот сам так называется.



А кто заставляет-то?

Русский рок ,кстати,естественен,природен.Там где отвечает на вопросы здесь и сейчас.Возможно более русский чем Мокроусов или Пахмутова.
Что есть русское звучание?Надо обратить внимание на рус.нар.песни.Вот отключить в караоке голос и подиж ты попади!В англ.такого нет.Или,допустим ,изменение тона в пределах одного звука.

Примеры отечественного продукта есть?Вот есть "Полюшко-поле".А "Вот кто-то с горочки спустился" не считается,потому что это народная песня,с изменением текста.А может и "Полюшко-поле" тоже.(?)
Я имею в виду русская песня начала 21 века.
Или конца 20-го.Что таковым назовем ?
И провал этот назревал ещё в 30-,20-х годах.Когда начали "руководить".Теперь самый читающий и самый слушающий народ в мире читает и слушает вообще что попало.

Вчера услышал песню в исп.Пугачевой "Куда уходит детство".Совершенно не тронула ни тогда ни теперь.А вот её перепел мужской голос,не знаю кто ,гениально!Дожил ли автор
до этого дня?
Мне кажется это русская песня.
Вопрос не в том что у нас не было Гиллана.
А в том что не было "своего Гиллана",своего Церони,и т.д.Разнообразия.
175. Коротков А. В. : Ответ на 171., Даневский Саша:
2019-05-07 в 12:35

А кто как обзывается, тот сам так называется.


Я ошибся. Ты, оказывается, не школота, а детсадовец.
174. Из народа : Ответ на 171., Даневский Саша:
2019-05-07 в 12:32

А чего Вы ждали на свою ахинею? Сам дурак.Школота-болван ни на что иное, кроме как на эхолалию, не способен. Только как попка-дурак, повторяешь за другими.Когда что-то своё решаешь ляпнуть - сразу выявляешь свою умственную дистрофию.Мне делать нечего - с кем попало обмениваться ругательствами. А кто как обзывается, тот сам так называется.


Сашенька, Вы по своей воле следопыта забрели в чащу древостоя, покорёженного ветрами перемен, готовьтесь к самому худшему.
173. Влад.Атласов : "Государственникам"
2019-05-07 в 12:29

Тем,кто хочет что б государство руководило культурой.Помогало.

"Я умираю, и я должна обратиться к Вам с этим последним посланием.Оно почти всё касается вопросов нашего искусства,причин его отставания...Вот уже несколько лет как бывший комитет по делам искусств ведёт против меня "холодную войну",вызванную тем,что я отстаивала свою самостоятельность в искусстве,не хотела идти на поводу у зачастую полуграмотных,а иногда и получестных администраторов Комитета.......
Эта борьба подорвала мои силы и измотала нервную систему....это не только личное дело,так как многие талантливые художники страдают так же как и я,а делячество и грамотная халтура встречают и по сей день ласковый приём."

Ну вот кто догадается кто бы мог так написать?Казалось бы самая успешная деятельница советского искусства.Ногойдвери везде открывала,да что там,ей открывали!А подиж ты - талант и поэтому палки в колеса ей.А вдруг не то и не так?А на что намекает?
Ну ладно,искали портрет убитых противников
в складках одежды "Рабочего и колхозницы" это казус.Юмор.Хотя Берия лично приезжал смотреть.Не смешной казус.А были будни тяжёлого вязкого киселя.Это Вера Мухина.
Что уж говорить о тех кто голодал и пр.
172. Влад.Атласов : Зри в корень
2019-05-07 в 01:59

Был такой мультик -"Ограбление по...".Как в анекдоте.Немец так, француз так.А русский так.А в мульт.оконцовки не было.На самом деле она была,просто её не пустили на экран
.А что такое творение по-советски?
Не важно,изобретение техническое или направление в музыке.По-советски это этим должна заниматься группа,союз,коллектив...проверенных товарищей в свете решений,идя навстречу и пр.
В жизни всё не так.Один и вопреки.Личность двигает мысль вперёд.Тянет всех за собой.
Но в соавторстве с жизнью.С кем-то кто нужен в данный момент,а не назначен.Вот Зварыкин.Тут узнал,а там сделал.А тут бы ещё долго по кабинетам ходили.
171. Даневский Саша : Ответ на 162., Коротков А. В.:
2019-05-06 в 23:49

А чего Вы ждали на свою ахинею? Сам дурак.Школота-болван ни на что иное, кроме как на эхолалию, не способен. Только как попка-дурак, повторяешь за другими.Когда что-то своё решаешь ляпнуть - сразу выявляешь свою умственную дистрофию.




Мне делать нечего - с кем попало обмениваться ругательствами. А кто как обзывается, тот сам так называется.
170. Андрей Карпов : Ответ на 158., Коротков А. В.:
2019-05-06 в 23:01

Дискотека - это самое место для оценки музыкального материала и исполнительского мастерства.


Безусловно. В то время было два критерия - дискотека и магнитофон. Рока на стадионах тогда не было. А клубах, где группы играли в живую, слушателей заведомо было с гулькин нос. Рок-культуру (до Ассы) создавали дискотеки и магнитофоны.
"Оптимальная музыка"


Это когда - не убавить, не прибавить. Нишевое соответствие. У нас тогда эти "Ниши" были несколько другими, чем на Западе. Другая публика.
рок не перерос "споём то же самое, только по-русски


Интересная рефлексия на западный рок была дана в хитовом мультике "По следам бременских музыкантов" (1972). "Подвывая на иностранный манер"... А какой там текст!

Весь мир у нас в руках,
Мы звёзды континентов,
Разбили в пух и прах
Проклятых конкурентов.

Мы к вам заехали на час,
Привет, "бон жур", "хелло".
А ну, скорей любите нас,
Вам крупно повезло.
Ну-ка, все вместе
Уши развесьте,
Лучше по-хорошему
Хлопайте в ладоши вы.

Едва раскроем рот,
Как все от счастья плачут,
И знаем наперёд -
Не может быть иначе.

Не говоря уже уже о "Не ложися на краю", которая вообще построена по классическому рок-канону. Кавер на рок.

Вот такое тогда было отношение к "их" стандартам.
Kraftwerk, Tangerine Dream, Space, Jean-Michel Jarre...


Вот они-то и завоёвывали наши дискотеки. Плюс англоязычные вещи. При этом успешные группы Европы всё равно пели на английском - Скорпы, Абба, Неотон, Модерн Токинг... Только Чингисхан пролез к нам с немецким языком.
русский рок - надо честно это признать - в музыкальном плане вторичен.


Вообще то ленинградский рок считался отдельным явлением. И его никак нельзя считать "вторичным" по отношению к Западу. ОН непохож. Он просто другой. Решал совсем другие задачи.

А когда мы брались повторять то, как пели там, типа Арии или Черного кофе, получалось, да, вторично...
169. Советский недобиток : Ответ на 164., Влад.Атласов:
2019-05-06 в 22:47

Та-а-а-а-а-ак.....Издеваемся,да?Или невменяловка?Читайте статью!Читайте что я уже по делу написал!


Что, коллега, снова непрохонже? Ладно, ничего. Нам с Вами, коллега, терпеть надо. Дня сего один очень уважаемый Православный.ру. сайт не пропустил мой пост к рассказу о девочке, в 1984 году в Пасхальные дни пришедшую в школу в белом передничке. Одноклассники на нее накинулись. Попросил посмотреть, на какое число пришлась Пасха в 1984 году, что за дата, как ее отмечали в советских школах и какая форма к ней полагалась...
Не пропустили, ну и что? Доля такая наша с Вами, коллега...
... Гражданка!(с).
168. иерей Илья Мотыка : Re: О советской системе школьного воспитания
2019-05-06 в 22:34

Внятная культурная политика и государственный заказ могут оздоровить культурную обстановку в стране. Подготовленные кадры для этого есть.
167. иерей Илья Мотыка : Re: О советской системе школьного воспитания
2019-05-06 в 22:30

Практически все известные музыканты и композиторы, получили базовое музыкальное образование. Не важно каким образом частными ли уроками, в музыкальных школах и колледжах. Таланты с чистого лица в этой сфере, как и в любой другой неизвестны. Любой талант это тяжелый труд образования и самообразования.
166. Павел Тихомиров : Ответ на 156., Кирилл Д.:
2019-05-06 в 22:01

Потому что вместо творчества была пропаганда. А теперь - якобы "рынок". Поэтому будет просто подражание и создание "развлекательного контента".Павел, а что делать? Тут или "совдеп" и "пропаганда" - в смысле, государство продвигает хорошее и гнобит плохое (с его, государства, точки зрения), или рынок. Или что-то одно, в той или иной мере приправленное другим. А что может быть третье?



Вот я, Кирилл, и говорю. что если бы не создавали идиотских запретов, не было бы культа штанов из синего брезента, и электрические инструменты звучали бы наряду с прочими инструментами.
А запреты просто спровоцировали формирование "славного язычества - времени колокольчиков".
165. Павел Тихомиров : Ответ на 163., Кирилл Д.:
2019-05-06 в 21:57

Итальянцы в 82-м на вершине интереса,а в 86-м никому не нужны.//Не сразу сообразил - Вы это о Паоло Росси?)))Точно!


да нет, о Сан-Рэмо.
но ответ остроумен.
164. Влад.Атласов : Читателям
2019-05-06 в 21:45

Та-а-а-а-а-ак.....Издеваемся,да?
Или невменяловка?
Читайте статью!Читайте что я уже по делу написал!
Дело не в том что Сталин кого-то расстрелял
.А в том,что Мужику у власти не нужны умные
талантливые.Нам надо, мужикам простым.А нашей мужичьей власти нет!Ни Ленину,ни Сталину,ни,сами знаете кому.
Идите к ларьку пива попейте,поматюкайтесь
какие вокруг гады.Ах умный,да?Что-то не нравится?Вали из страны!
163. Кирилл Д. : Ответ на 161., Советский недобиток:
2019-05-06 в 21:26

Итальянцы в 82-м на вершине интереса,а в 86-м никому не нужны.
//
Не сразу сообразил - Вы это о Паоло Росси?



)))
Точно!
162. Коротков А. В. : Ответ на 160., Даневский Саша:
2019-05-06 в 21:17

А чего Вы ждали на свою ахинею? Сам дурак.


Школота-болван ни на что иное, кроме как на эхолалию, не способен. Только как попка-дурак, повторяешь за другими.

Когда что-то своё решаешь ляпнуть - сразу выявляешь свою умственную дистрофию.
161. Советский недобиток : Ответ на 150., Влад.Атласов:
2019-05-06 в 20:47

Итальянцы в 82-м на вершине интереса,а в 86-м никому не нужны.


Не сразу сообразил - Вы это о Паоло Росси?
160. Даневский Саша : Ответ на 157., Коротков А. В.:
2019-05-06 в 20:35

Сеть музыкальных школ, покрывшая многострадальный СССР, задушила в зародыше все таланты.Чего ещё ждать от дурака, как не такой ахинеи?



А чего Вы ждали на свою ахинею? Сам дурак. Если модерация допускает такие симметричные ответы.
159. Советский недобиток : Ответ на 150., Влад.Атласов:
2019-05-06 в 19:54

Я отвечаю,а потом это куда-то девается.(?)


Вы очень популярный автор, на Вас большой спрос.
Итальянцы в 82-м на вершине интереса,а в 86-м никому не нужны.


Мне нужны. И тогда, и всегда.
https://clck.ru/FtTvs
https://clck.ru/FtUGq
https://clck.ru/FtURy
Странный вопрос про пр."Время"


А ответить так и не желаете. ) Прямое отношение к музыке.
Вчера случайно посмотрел короткометражку"Голос".С Фарадой в главной роли и блистающей там(как и в любом другом фильме)Васильевой.


Нет это надо же, а?!(с) Аналогично!(с). Вчера вечером!
Васильева блистательна во всех своих ролях!
PS. А на вопрос о программе Время, все-таки, постарайтесь...
158. Коротков А. В. : Ответ на 146., Андрей Карпов:
2019-05-06 в 18:14

У Тухманова был диск "ПО волнам моей памяти" - потрясающий уровень музыкальной техники.


Был такой. Даже, можно сказать, культовый для своего времени. Купил эту пластинку ещё будучи школьником, и слушал не раз. Даже несколько лет назад переслушал. Однако в общей картине это ничего не меняет.
Группа Зодиак вполне конкурировала на дискотеках с западным материалом.


Дискотека - это самое место для оценки музыкального материала и исполнительского мастерства.
Сябры, Пламя, Красные маки, Лейся песня - по-своему давали весьма законченный продукт, совмещающий текстовое и музыкальное содержание в некоторой оптимальной доя них точке.


Ниже речь шла о роке. А это, в основном, эстрадная музыка.
Точно также более жёсткая музыка, вроде Машины, Алисы и т.д. также оп-своему была оптимальна.


"Оптимальная музыка" - это новое слово в музыковедении?

Вы сами-то вообще хоть что-то слушали, или пишете "по слухам", или по википедиям "прошлись"?

Или так возражаете, по причине "за державу обидно"? А мне не обидно: не тот случай. Кстати, не только у нас в стране рок не перерос "споём то же самое, только по-русски", у немцев-французов тоже "не взлетело" (успешными проектами, главным образом, там были - что характерно - исполнители электронной музыки, где либо один инструментал, либо очень мало текста: Kraftwerk, Tangerine Dream, Space, Jean-Michel Jarre...). Ну, ещё кое-кто из исполнителей евродиско. Но не рок.

Более общо, некоторые жанры/стили являются "прерогативой" отдельных расовых/этнических групп. Кантри - это музыка белых американцев; блюз - их же, но чёрных; классическая гитара - это испанцы и латинос и т.д. Отдельные исключения не меняют общей картины.

Зато у нас есть то, чего нигде больше нет. Есть песни о. Романа, Максима Трошина, Жанны Бичевской, Юлии Славянской...

Пелагея есть. Игорь Растеряев есть. Могли его "Комбайнёры" взрасти на британщине? Не могли.

А русский рок - надо честно это признать - в музыкальном плане вторичен. И совдеп тут ни при чём.
157. Коротков А. В. : Ответ на 153., Даневский Саша:
2019-05-06 в 18:03

Сеть музыкальных школ, покрывшая многострадальный СССР, задушила в зародыше все таланты.


Чего ещё ждать от дурака, как не такой ахинеи?
156. Кирилл Д. : Ответ на 132., Павел Тихомиров:
2019-05-06 в 17:50


Потому что вместо творчества была пропаганда.
А теперь - якобы "рынок". Поэтому будет просто подражание и создание "развлекательного контента".



Павел, а что делать? Тут или "совдеп" и "пропаганда" - в смысле, государство продвигает хорошее и гнобит плохое (с его, государства, точки зрения), или рынок. Или что-то одно, в той или иной мере приправленное другим. А что может быть третье?
155. Кирилл Д. : Ответ на 153., Даневский Саша:
2019-05-06 в 17:45


Сеть музыкальных школ, покрывшая многострадальный СССР, задушила в зародыше все таланты.



Заинтриговали. Я был уверен, что всё проще - всех талантливых людей расстрелял Сталин.
А тут у Вас так парадоксально. И, вероятно, Вы в этом разбираетесь. Не могли бы развить тему?
154. Андрей Карпов : Ответ на 151., Кирилл Д.:
2019-05-06 в 17:41

Причина, грубо говоря, в советской казёнщине, идеологии, цензуре и т.п.


Я говорю совсем другое. Причина в том, что в советское время называли "преклонение перед Западом" и критичном настрое к собственной власти.

И то и другое у нас сохраняется до сих пор. Именно поэтому собственно национальная культура у нас так туго развивается.
153. Даневский Саша : Ответ на 137., Коротков А. В.:
2019-05-06 в 16:45

я же не о том, чтобы конкурировать.А о чём?Если что - я не о рыночной конкуренции, а о конкуренции, так сказать, в ушах. Завоевании аудитории.С концертами наши рокеры ездили по стране, в фильмах снимались, альбомы записывали, их слушали (кто-то был более, кто-то менее популярен, но аудиторию ту или иную все имели). Слушали их, главным образом, из-за текстов песен (во-первых, понятно - в отличие от британцев на инглише, который не все знали в достаточной для понимания мере; во-вторых - нечто, отличное от официоза). Но до грандов западного рока так и не смогли дотянуться - ни по качеству музыкального материала, ни по исполнительскому мастерству.Но о том, что поле для экспериментов было широчайшим.Было. А кто виноват, что они использовали не все возможности для этих самых экспериментов?Возможно, что просто не по тем полянкам шарили в поисках.А о том, что и художественная литература когда-то не мыслились вне французского языка - как инструмента реализации замысла романиста; и опера - вне инструментария итальянского языка пения и т.д.Однако же смогли.Но при Совдепе - не смогли.У Вас, Павел Вячеславович, всегда и во всём виноват совдеп. Это как в известном выражении про плохого танцора, кому известно, что мешает.А вот, скажем, в России допетровских времён науки почти не было в стране - это тоже совдеп виноват?Или вот такой вопрос: почему совдеп не помешал созданию кинематографа мирового уровня? В Каннах призы брали. А в постсовдеповской РФ он, напротив, почему-то совсем убогий - жалкое, третьесортное подражание Голливуду? Почему, опять же, в оперном пении у нас всё было в порядке в советское время (как и вообще в музыке классических жанров), а вот наших Андерсонов, Гилланов или Меркьюри так и не появилось? Тоже совдеп "погасил" молодых гениев каких-то?Потому что вместо творчества была пропаганда.Вы о том, что официальная пропаганда творчеству как-то мешала?Кстати, то, что когда за "творческими людьми" кто-то "приглядывает" - это им только на пользу идёт. Пушкина и то цензурировали (не в совдепии, кстати!), а он Николая Павловича за это благодарил. Что получается, когда их государство оставляет без присмотра, видно на тех же театре и кинематографе. Когда за ними присматривали, то и шедевры создавали. А когда перестали - то одна дрянь пошла (про педерастов и проч.). Вот, кстати, про то, как было в "самой свободной стране" в те же годы, и оценка "со стороны": https://echo.msk.ru/....otkov/1689182-echo/Что касается техники исполнения, то просто не было школы, кующей кадры ритм-секций.Да ладно. Как будто проблема только в этом. Опять же: почему своих вокалистов уровня Андерсона, Гиллана или Меркьюри так и не появилось? Или своих Блэкморов на гитаре, Лордов на клавишах? Ваш тезис, что совдеп мешал, крайне неубедителен.




Сеть музыкальных школ, покрывшая многострадальный СССР, задушила в зародыше все таланты.
152. Кирилл Д. : Ответ на 147., Коротков А. В.:
2019-05-06 в 16:32


Не появится вообще в ближайшей перспективе, ни при каких условиях. Потому что нет механизмов влияния. Вот, если помните: родительская общественность вроде начала успешно с рэперами-матерщинниками (и проч.) бороться (концерты там-сям поотменяли). И чем закончилась эта борьба? Путину пожаловались, и тот сказал: нельзя. Вот и всё.



Проблема, однако, в том, что других нет. Или, может, есть, но малоизвестны. Эти матерщинники - хоть наши, русские. При этом, они затрагивают и остросоциальные темы. Вот, например, текст "Баллады о Родине" некоего рэпера Хаски:
https://www.gl5.ru/h...-poema-o-rodine.html
151. Кирилл Д. : Ответ на 146., Андрей Карпов:
2019-05-06 в 16:27


Не согласен.Мне одноклассник говорил, знакомя с группой Примус, А представь себе, что они поют на английском...У Тухманова был диск "ПО волнам моей памяти" - потрясающий уровень музыкальной техники.Группа Зодиак вполне конкурировала на дискотеках с западным материалом. Сябры, Пламя, Красные маки, Лейся песня - по-своему давали весьма законченный продукт, совмещающий текстовое и музыкальное содержание в некоторой оптимальной доя них точке. Точно также более жёсткая музыка, вроде Машины, Алисы и т.д. также оп-своему была оптимальна. Но процентную долю в совокупном объёме магнитофонных записей мы проигрывали - не в силу музыкальной слабости, а в силу слабости идеологической. Народ тянулся к Западу и кушал иноязычное. Также слушал голоса и получал вместе с ними Вилли Токарева и Михаила Шуфутинского. Вообще был очень популярен так называемый "шансон", где шла активная оппозиция соетскому официозу, включая А.Северного, потом Высоцкого и т.д.Полуофициальные рок-группы были слишком отечественными, природно-национальными, с одной стороны, с другой - не были слишком остро оппозиционными, поскольку вся эта необходимая аппаратура должна была висеть на балансе какой-нибудь организации...Так что дело не в музыке... А в спросе, который был у тогдашних советских людей. Этот спрос показывал, что государство уже рушится... Основная причина, по которой наши



В принципе, и ты, и Павел Тихомиров говорите одно и то же. Допустим, это так. Причина, грубо говоря, в советской казёнщине, идеологии, цензуре и т.п.
Но сейчас этого всего нет. Но лучше не стало. Может, хуже стало. Или, всё-таки, стало лучше?
Или 30 лет - не такой большой срок, и можно ожидать реванша русской культуры?
Иначе выходит совсем беда. Спрос на западную культурную продукцию выше, чем на отечественную. При этом, западное (англо-саксонское) априори воспринимается как нечто более высокого качества, чем наше. По твоим словам, применительно к Советскому Союзу это означало, что государство рушится. Тогда нынешнее государство тоже рушится? Или тут какие-то "нелинейные" процессы?
150. Влад.Атласов : Ответ на 133., Советский недобиток:
2019-05-06 в 16:19

Программа"Время"это было такое молитвенное правило.Да,я пропускал.Но и смотрел тоже.Пропуски были регулярными - по таким-то дням, числам, или случайными? Если сможете припомнить и сочтете возможным поделиться воспоминанием.А вот это, простенькое, как Вам - https://clck.ru/FsTVH ?



Я отвечаю,а потом это куда-то девается.(?)

Всё это хорошо вовремя.Если я это слушал в детстве,то в юности мне это уже не надо,хоть оно и хорошее.
Итальянцы в 82-м на вершине интереса,а в 86-м никому не нужны.Нет нового продукта.Нового,в смысле по звучанию.

Странный вопрос про пр."Время".Впечатление тяжёлого киселя.Бодрая музыка движения в заставке,а потом ...десять лет одно и тоже.
Там домну задули,там миллион гектаров под зябь вспахали.Когда же плоды будут?Возникал вопрос.Наверно как БАМ закончим.Я,кстати ,думал это будет всенародный праздник,люди по сто грамм нальют.А вышло скромненько как-то.Я был разочарован.Долго напрягали людей этим БАМом.Чувствовалось что непросто даётся.И песни,и наборы открыток,журналы,выставки картин...

Вчера случайно посмотрел короткометражку
"Голос".С Фарадой в главной роли и блистающей там(как и в любом другом фильме)
Васильевой.Вроде бы я его тогда не смотрел.
Не помню.Если смотрел ,то ничего тогда по малолетству не понял?Или грустно было.Сейчас-то посмеялся.

Посмотрите все.Возможно поможет понять по теме что и как мы потеряли.А что не потеряли.Хотя надо бы.
149. Влад.Атласов : Ответ на 147., Коротков А. В.:
2019-05-06 в 07:27

Личнo я нe имeю peшeния, и eсли нe yстpoим штypм - oнo и нe пoявится.Не появится вообще в ближайшей перспективе, ни при каких условиях. Потому что нет механизмов влияния. Вот, если помните: родительская общественность вроде начала успешно с рэперами-матерщинниками (и проч.) бороться (концерты там-сям поотменяли). И чем закончилась эта борьба? Путину пожаловались, и тот сказал: нельзя. Вот и всё.



Совсем не то!!!!!!Право!Может слышали такое
слово?Ребята матерщинники выходят на сцену.
После первой же песни с матами их полиция уводит для составления протокола.Возможно не далеко даже,как вариант.Сноыа маты и снова протокол.Но уже как за вторичное нарушение.Третий раз снова уводят,но уже надольше.
Но так нельзя.Надо что бы мужик у власти жил в стране быдла!Нужна быдладизация!
148. Советский недобиток : Ответ на 144., Советский недобиток: Утро вечера мудренее.
2019-05-06 в 06:14

герой стихотворения Бёрнса,


Стивенсона.
147. Коротков А. В. : Ответ на 143., ярый peтpoгpaд:
2019-05-05 в 23:00

Личнo я нe имeю peшeния, и eсли нe yстpoим штypм - oнo и нe пoявится.


Не появится вообще в ближайшей перспективе, ни при каких условиях. Потому что нет механизмов влияния. Вот, если помните: родительская общественность вроде начала успешно с рэперами-матерщинниками (и проч.) бороться (концерты там-сям поотменяли). И чем закончилась эта борьба? Путину пожаловались, и тот сказал: нельзя. Вот и всё.
146. Андрей Карпов : Ответ на 137., Коротков А. В.:
2019-05-05 в 22:28

Но до грандов западного рока так и не смогли дотянуться - ни по качеству музыкального материала, ни по исполнительскому мастерству.


Не согласен.
Мне одноклассник говорил, знакомя с группой Примус, А представь себе, что они поют на английском...

У Тухманова был диск "ПО волнам моей памяти" - потрясающий уровень музыкальной техники.

Группа Зодиак вполне конкурировала на дискотеках с западным материалом.

Сябры, Пламя, Красные маки, Лейся песня - по-своему давали весьма законченный продукт, совмещающий текстовое и музыкальное содержание в некоторой оптимальной доя них точке.

Точно также более жёсткая музыка, вроде Машины, Алисы и т.д. также оп-своему была оптимальна.

Но процентную долю в совокупном объёме магнитофонных записей мы проигрывали - не в силу музыкальной слабости, а в силу слабости идеологической.

Народ тянулся к Западу и кушал иноязычное. Также слушал голоса и получал вместе с ними Вилли Токарева и Михаила Шуфутинского. Вообще был очень популярен так называемый "шансон", где шла активная оппозиция соетскому официозу, включая А.Северного, потом Высоцкого и т.д.

Полуофициальные рок-группы были слишком отечественными, природно-национальными, с одной стороны, с другой - не были слишком остро оппозиционными, поскольку вся эта необходимая аппаратура должна была висеть на балансе какой-нибудь организации...

Так что дело не в музыке... А в спросе, который был у тогдашних советских людей. Этот спрос показывал, что государство уже рушится...

Основная причина, по которой наши
145. иерей Илья Мотыка : Re: О советской системе школьного воспитания
2019-05-05 в 22:25

В последнюю тысячу лет одним из главных средств против распространения эпидемий, в том числе
информационных был карантин. Тех кто пытался прорвать карантинные кордоны расстреливали. В настоящее время актуальным стало наказание тех, кто в сми пытается доказать необходимость снятия кордонов и в их неэффективности. Карантин не уничтожает заразу, но защищает людей от ее поражающих факторов.
144. Советский недобиток : Ответ на 143., ярый peтpoгpaд:
2019-05-05 в 22:14

Личнo я нe имeю peшeния, и eсли нe yстpoим штypм - oнo и нe пoявится.


К ночи упомянутый Влад.Атласов, так и не пожелавший, точно герой стихотворения Бёрнса, раскрыть мне тайну его взаимоотношений с программой Время, написал на ветке несколько слов о коллективе Дмитрия Покровского. На "Муз.ринге" артистам был задан вопрос - что это вы поете, отвернувшись от зала? Последовал ответ - петь надо не для слушателей, а для себя (!).Блестяще!
Свисти, как птица и не жди ответа (с). Простой рецепт наших дней.
143. ярый peтpoгpaд : Kyдa бeгyт мyзыкaнты из стpaн с цeнзypoй ?
2019-05-05 в 20:11

А.В.Коротков,
извинитe, eсли paздpaжaю пpoбeлoм; сoбиpaлся пoдyмaть вмeстe, нo кaк вижy - paзгoвop oтдaёт мизaнтpoпиeй. Пo paдиo eщё дeстpyктивнee - тo Бeльтaйн, тo "Highway to Hell". Пoэтoмy нaдo бyдeт всё-тaки пoдyмaть: кaк мoжeм we the peoplе пpeкpaтить твopчeский пopыв извpaщeнцeв и oздopoвить кyльтypный paциoн мoлoдёжи.
Личнo я нe имeю peшeния, и eсли нe yстpoим штypм - oнo и нe пoявится.
142. Из народа : Ответ на 138., Павел Тихомиров:
2019-05-05 в 18:27

А ещё совдеп виновен в создании искусственного дефицита.
Вы что, забыли, как народ ждал новогодней или предпасхальной ночи, чтобы под утро добдеть до «Мелодий и ритмов зарубежной эстрады» и после Карел Готта, наконец, узреть Бони М или что-нибудь в таком роде?


Ваша правда, Павел Вячеславович, если чётко определить, что подразумевается под термином "совдеп".
Повадки те же, те же глаза с экранов ТВ.
И всегда хочется добдеть до, скажем, инаугурации и получить этот самый заветный дефицит.
Страницы:   1 | 2 | 3 | 4 

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме