Государственники спугнули либералов

О докладе ректора ВШЭ Ярослава Кузьминова, заявившего о потере актуальности традиционных образовательных программ

5 марта с докладом на заседании межфракционной группы «Единой России» в Государственной думе выступил ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов, сообщает пресс-служба ВШЭ

Он предрек, что профессии охранника, продавца и водителя начнут вытесняться в ближайшие десять лет. Им на смену придут специальности, связанные с адаптацией цифровых сервисов, поиском и освоением информации. Именно такой эффект цифровой революции мы увидим к 2030 году, рассказал Ярослав Кузьминов.

По оценкам Ярослава Кузьминова, новые профессии займут 10-15% рынка труда, в них будут задействованы 7-10 млн человек.

«Когда мы говорим о ключевых тенденциях развития образования, мы должны представлять себе, что качество человеческого капитала в мире возрастает на 7-10% каждые десять лет. И в этих условиях теряют актуальность традиционные образовательные программы», — заявил ректор ВШЭ.

По его словам, система среднего и высшего образования до сих пор ориентирована на получение конкретной профессии, однако срок ее жизни составляет 7-10 лет. Готовить человека для работы в среде, которая скоро исчезнет — не совсем разумно для государства.

«Отсюда две тенденции: бакалавриат, скорее всего, станет площадкой для фундаментальных знаний. Магистратура или ординатура открывает доступ к профессии, а подготовка по конкретным квалификациям перемещается на рынок микростепеней, предлагаемых, в том числе, фирмами-разработчиками технологий», — пояснил Ярослав Кузьминов. 

Однако самое важное изменение на рынке высшего образования — онлайн-курсы. С момента их появления десять лет назад число слушателей достигло 150 млн в год. Это 80% от общего числа студентов в мире.

«Для России очень важно не отставать, стать равным игроком на площадке онлайн-образования, — заявил Ярослав Кузьминов. — Пока этот рынок на 90% развивается вне России. Но есть вузы, которые принимают в этом участие — Санкт-Петербургский госуниверситет, ВШЭ, Физтех, Уральский федеральный университет. И это направление будет только развиваться».

Интересно, что американская Coursera, один из крупнейших игроков на рынке онлайн-образования, смогла оспорить санкции и добилась возможности работать в Крыму. Пока это единственный случай.

Еще одна ключевая задача для России — решить проблему неуспешности в школе. 

Согласно измерениям, 25% учащихся 9 класса не освоили минимум один элемент школьной программы, 14% — два и более, то есть практически не владеют основными предметами, такими как русский язык и математика.

«Это опасная тенденция, — подчеркнул Ярослав Кузьминов. — Образовательная неуспешность в 90% случаев переходит в неуспешность социальную. А это значит, что человек не может найти работу и подстроиться под рынок труда. Находиться в ситуации, когда у нас 2,5 миллиона молодых людей не учатся и не работают, Россия просто не имеет права. Это проблема моральная и экономическая».

Выступление ректора ВШЭ прокомментировал в телефонном интервью «Русской народной линии» политолог, д.филос.наук, профессор Сергей Лебедев:

Когда я слышу слово ВШЭ, моя рука тянется к кошельку, ибо все инициативы Высшей школы экономики сводятся к одному – содрать как можно больше денег с простых граждан. Почти все т.н. реформы в области образования исходили из ВШЭ. И результаты, мягко говоря, носили только отрицательный характер. Тем не менее, в суждениях ректора Высшей школы экономики есть рациональное зерно. Действительно, в советское время готовили к конкретным профессиям, многие из которых ныне исчезают. Механизация и компьютеризация привели к тому, что некоторых специалистов в своей сфере уже и не осталось, если не считать пенсионеров. 

В советской школе была система специалитета: в первые годы преподавали фундаментальные основы, чтобы человек знал и видел всё в своей сфере. Как, например тех, кто служит на Флоте, учили ходить под парусом. Заметьте, это чисто нашенское, советское явление, ведь во многих странах Запада такого не встретишь. Наши же люди могли управлять чем угодно. Я согласен, что есть люди, способные быть управленцами в любой сфере, если они пробивные и могут наладить работу своих подчиненных.

В переводе на нормальный язык слова Ярослава Кузьминова означают, что он предлагает передать некоторые функции специалитета бакалавру. Красивым образом начинают вспоминать о старых временах, в том числе о старой структуре организации высшего образования. Однако заявление Кузьминова не означает, что Высшая школа экономики вдруг поумнела, оно связано с тем, что в ВШЭ столкнулись с массовым саботажем идиотских предписаний от правительства, которое в свою очередь перенимает взгляды аналитиков Высшей школы экономики. Всё свелось к банальному переименованию, но используется старая система образования, благодаря чему наши выпускники что-то знают и умеют. 

Ярослав Кузьминов затронул другую тонкую тему – онлайн-образования. Мне приходится читать лекции по скайпу, что мне не нравится. Живое общение преподавателя со студентами ни чем не заменить. Хотя, несомненно, что в будущем будет больше онлайн-образования, учитывая, что нынешнее цифровое поколение легче воспринимает информация через технику, чем устное слово. 

Он говорил, что за пределами России 80% от общего числа студентов в мире получают онлайн-образование. Но в каких странах? Австралия и Канада – это редко заселенные страны, но достаточно богатые. Поэтому там выгоднее проводить занятия по интернету, нежели собирать школьный автобус и отвозить детей за 100 километров. 

Вопрос об онлайн-образовании серьезный. Действительно, за ним будущее, хотя мне, как и многим преподавателям, такое не нравится. Я надеюсь, что онлайн-образование никогда не заменит живое общение с обучаемыми. 

Я не любитель давать четких определений, но ясно, что ВШЭ – враждебная сила, задача которой нейтрализовать и уничтожить наш научный потенциал. При этом я не ставлю под сомнение, что в Высшей школе экономики работают нормальные преподаватели. Большая часть тамошних сотрудников честно выполняют свой профессиональный долг, что не отменяет враждебности ВШЭ. Поэтому необходимо с крайней осторожностью относиться ко всем их предложениям. Более 30 лет ломают российское образование. С начала перестройки у нас появились различные новации, учителя-новаторы и новые свободные ученики. 30 лет ломают, но сломать не могут. Стойкость российского образования объясняется дружественным саботажем нашего преподавательского корпуса. Как ни стараются в ВШЭ, наряду с либералами, в стране много мощных государственников. Когда на Западе, скрежеща зубами, признали у России наличие гипероружия и прочего современного оружия. Но, простите, все эти изобретения кто-то придумал и разработал.

В 90-ые годы многие патриоты жаловались на утечку «мозгов», но все-таки на Родине остались самые лучшие умы. В Америке присутствует высокомерие к прибывшимся к ним русским ученым, поэтому, слава Богу, американцы не использовали все знания и технологии русских эмигрантов. А сейчас кусают себе локти.

Повторю: наличие дружной оппозиционной позиции преподавательского корпуса, наличие в государственных структурах даже в ельцинские времена твердых государственников, а также нашенское традиционное уважительное отношение к науке и ученым спасли образование. Заметьте, все наши политиканы жаждут получить какую-нибудь ученую степень. 

Зюганов вместе с Жириновским – доктора философии! Я не ставлю под сомнение качество их политической деятельности, но не уверен, что они философы. Но не будем о грустном. 

В государственном аппарате есть люди, которые продолжают развивать российскую науку. Хотя у нас несколько процентов ВВП выделяется на науку в сравнении с западными странами. Но КПД нашей науки значительно выше. Мы выживаем и поднимаемся с колен. Россия еще не раз удивит мир. Надеюсь, не только гипероружием… У меня китайский смартфон Хуавей, а ведь в 2000 году в Китае еще не производили такую технику. А теперь они мировые рекордсмены. Американцы взвыли и пытаются уничтожить нечестным образом – никакой свободной конкуренции. Я надеюсь, что в скором будущем появятся российские смартфоны.    

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Сергей Лебедев:
Выйти, не выходя
Глава правительства Великобритании Борис Джонсон намерен представить Евросоюзу предложения, касающиеся условий выхода королевства из состава ЕС



03.10.2019
История одной оккупации
10 октября исполняется 80 лет сговора Сталина с литовскими оккупантами, занявшими старинный славянский город Вильну
01.10.2019
«Трампу надо показать, что он сильный президент»
Президенты США и Польши заявили о воспрепятствовании строительства газопровода по проекту «Северный поток - 2»
26.09.2019
Вторая мировая началась в 1941 году?
Большинство россиян справедливо считают, что Вторая мировая война началась не в 1939 году, а на два года позже
02.09.2019
Остзейцы
Величие и гибель балтийского народа
29.08.2019
Все статьи автора
"Русская школа"
О критике системы высшего образования
Чиновники и предприниматели не понимают, что выпускников нужно обучать на рабочем месте и адаптировать к конкретному труду
15.10.2019
«Культурный норматив школьника» - благо или зло?
Стартовавший 1 октября межведомственный проект Минкультуры и Минпросвещения вызвал неоднозначную оценку
03.10.2019
Все статьи темы