Он не такой человек, которому достаточно рассказа

Слово в Неделю 37-ю по Пятидесятнице

Столь важное место занимает Великий пост в нашей жизни, что Церковь больше чем за месяц начинает нас вести к нему. Среди обыденных забот мы должны приучить себя к мысли, что нам этого не избежать. Мы к этому заранее должны подготовиться, как к самой главной молитве, от которой зависит все, что будет с нами здесь и в вечности, как к решающему испытанию нашего сердца, в котором так просто не устоять, как к смерти, которой мы будем умирать в эти дни, приобщаясь смерти Христовой, как к нашему воскресению, которое будет нам даровано в пасхальную ночь Его Воскресением.

Снова мы слышим за литургией этот короткий и волнующий рассказ о Закхее (Лк. 19, 1—10).Снова проходит Христос через город, и снова бежит по улице на глазах у всех этот маленький человек, обгоняя толпу, потому что ему ничего не видно из-за чужих спин и голов. И вот, к изумлению всех он влезает на дерево. Очень точно он рассчитал, что именно здесь будет проходить прославленный Учитель, и сверху он сможет хорошо разглядеть Его. Что это с Закхеем произошло? Может, он просто странный такой человек, юродивый, или немножко поэт, или сгорает от любопытства, как мальчишка? Никогда ничего такого за ним не замечалось. Никогда не было у него ничего романтического или возвышенного, наоборот, он вполне земной, всегда самый практичный, сугубо материальный человек. Быть начальником над сборщиками налогов у римских оккупантов, быть презираемым всеми вымогателем-богачом и держать своих хитрых работников в подчинении, — какую властность и какой изворотливый ум надо иметь! Какую надо иметь способность прислуживаться к чужеземцам — ну, хотя бы для того, чтобы тебя не сняли и другого не поставили начальником!

Для чего же ему надо было увидеть Христа, чего ему в жизни не хватало? Власть и деньги, здоровье и, наверное, жена, дети — все у него было. Не было только чего-то главного, о чем возвещает новый Учитель и без чего нет покоя душе. Ему надо было увидеть Христа своими глазами, а не чужими. Он не такой человек, которому достаточно рассказа.

Размышляя о Закхее, я вспоминаю одного простого, сделавшего большую карьеру в советские годы человека, который на вопрос, верит ли он в Бога, ответил: «Верить — не верю, а все чего-то боязно». И когда его собеседник убеждал его в том, что есть жизнь после смерти, он сказал: «Я бы согласился на любые нескончаемые мучения ада, только бы жизнь не кончалась». Может быть, Закхей и сам не заметил, что залез на дерево, вернее, взлетел на него? Может, его какая-то сила подняла? Его ангел-хранитель? Он увидел Христа и уверовал. Христос назвал его по имени, потому что Он всех нас знает. В имени заключено то единственное и неповторимое, что есть в каждом человеке, то сокровенное, что дано ему от Бога. Бог назвал человека по имени — как душу его окликнул, назвал его и позвал: «Закхей, сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме».

Я видел это коренастое дерево в Иерихоне, широко раскинувшее свои ветви, и залезал на него. Многие в нашей паломнической группе не могли удержаться от этого, как бы желая ощутимее прикоснуться к чуду. А может быть, это просто дерево, выросшее от того дерева? Неважно. Как это было со мной, как позвал Он меня и вошел в мою жизнь? Как это было с вами? По-другому, чем у меня. Но, в конце концов, то же самое было у каждого, как у Закхея, — Он пришел, и мы приняли Его, не помня себя от радости: неужели такое возможно?

Это рассказ о том, что было со мной и со всеми, кто знает Его. Если бы каждый из нас мог поведать о том, как открывалась ему вера, мы бы изумлялись без конца богатству милосердия Божия и разнообразию переживаний. И никто из нас никогда бы не смог ни себе, ни другим объяснить, почему это именно с ним случилось, в то время как он — грешник, грешнее других. Это слишком очевидно. Это видно со стороны, как у Закхея, когда посещение его Христом даже вызвало ропот у всех, почему он зашел к грешному человеку, как будто Христос не для того пришел в мир, чтобы «взыскать и спасти погибшее».

Поразительное дело! Фарисеи, которые в своей праведности поворачивались спиной к грешникам, из-за этой религиозной суровости и надменности отвергли Того, Кто пришел избавить человека от несчастья греха. Закхей же сказал Господу: «Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо». И это не минутный вдохновенный порыв. Святой Климент Римский свидетельствует, что Закхей впоследствии стал спутником святого апостола Петра и вместе с ним проповедовал в Риме, где и принял при Нероне мученическую кончину. Тем, кто убивал его, он благовествовал о Христе, отдавая за них и самую жизнь свою. Он знал, что Господь требует от него любить всех людей до полноты Своего благодатного дара, который Он дал ему.

Мы часто удивляемся, почему порой Господь в час Своего посещения — в час благодати или решающих для всех испытаний — избирает как будто совсем незначительных, недостойных и далеких от Него людей, а люди, как будто благочестивые, бескомпромиссные и добрые, внезапно оказываются в стороне. Это потому, что Господь — Сердцеведец, Он знает сердца, и, как говорит апостол Павел: «Кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил» (Рим. 8, 29—30).

Что хочет сказать нам Церковь этим Евангелием о Закхее накануне Великого поста? Прежде всего — что для Бога никто никогда не потерян, потому что душа у каждого человека — живая, и Господь дал каждому человеку возможность покаяния. Но покаяние бесполезно, если наши дела говорят о другом. Однако самое главное — глубина сердца. Господа не обманешь. От Него не скроешься никаким постом, никакими добрыми делами, ни даже молитвой, потому что Господь видит глубоко и любит до конца. Он хочет дать нам всю Свою благодать Креста и Воскресения.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Александр Шаргунов:
«Не плачь!»
Слово в Неделю 18-ю по Пятидесятнице
20.10.2019
Слезы Царицы Небесной
Слово протоиерея Александра Шаргунова на праздник Покрова Божией Матери
14.10.2019
Как любить тех, кого мы ненавидим?
Слово в Неделю 17-ю по Пятидесятнице
13.10.2019
Святой Патриарх
Слово протоиерея Александра Шаргунова в день памяти святого Патриарха Тихона
09.10.2019
Иоанническая письменность
Слово протоиерея Александра Шаргунова в день памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова
09.10.2019
Все статьи автора