Социализм как норма жизни

По следам обсуждения статьи Н.В.Сомина «О социализме и Царстве Божием»

«Царство Божие могло бы быть и было бы внутри нас, 
если бы не было зла вне нас, 
и если бы эта внешняя сила не вынуждала нас делать зла»
Н.Ф.Федоров «"Не-делание" ли или же отеческое и братское дело?»

Поводом для написания заметки послужил следующий комментарий Василия В.В. под статьей Н.В.Сомина: «Возвращаясь к теме «православного социализма», можно сказать, что социалисты надеются исправить человека, путем исправления внешних условий. Типа: если человеку создать условия, при которых он не будет испытывать чувства голода, холода, страха смерти и т.д., то он не будет грешить (не будет, скажем, воровать или отнимать у другого человека еду, теплую одежду, не будет из-за страха смерти причинять вред другим людям и т.д.). Во общем-то и капиталисты могут создать такие условия, при которых естественные страсти человека не будут себя проявлять и не будут подталкивать человека к совершению греха. Видимо, социалисты обеспокоены еще и тем, чтобы у человека не появилось повода для зависти. Чтобы избавить человека от такого повода, они решили всех уравнять. Странное решение».

Решение и в самом деле странное – но только в головах тех, кто решительно не понимает (а скорее всего, отказывается понимать) сущность православного социализма (впрочем, не только православного).Впрочем, по порядку.

Мы утверждаем, что существуют два фундаментальных психических движения («к себе» и «от себя»), порождающие два аспекта социальной коммуникации: «деловой аспект» и «коммунальный аспект» по А.А.Зиновьеву (А.А.Зиновьев «Русская трагедия»). Князь и революционер П.А.Кропоткин вообще считал «конкуренцию» и «взаимопомощь» двумя факторами биологической и социальной эволюции: выживают не только сильные и жадные хищники (как заявил Ч.Дарвин и его последователи, социал-дарвинисты), но также коллективистские и добрые агнцы (П.А.Кропоткин «Взаимопомощь как фактор эволюции»). Один фактор плодит волков, другой множит агнцев – так и живем… В сфере социального указанные режимы коммуникаций порождают два типа обществ: «каинова цивилизация» и «авелева цивилизация» по В.Ю.Катасонову (В.Ю.Катасонов «Каинитская цивилизация и современный капитализм»).

В свою очередь, рассматривая социально-экономическую проекцию указанных типов отношений, мы получаем две социально-экономические «формации» (последнее понятие закавычено, поскольку употреблено не в общепринятом марксистском значении): капитализм и социализм.

В самом деле, конкуренция и алчность, доминирующие в общественном сознании, порождают частную собственность, эксплуатацию и неравенство как «норму жизни» и «естественное право» человека. Что, в свою очередь, с почти математической неизбежностью запускает экономический механизм капитализма, закатывающий души вольных или невольных участников сего экономического безобразия в асфальт чистогана и наживы: «Ничего личного – только бизнес!».

Напротив, взаимопомощь и доброта, становясь нравственным императивом, со столь же математической детерминированностью запускают «реактор» солидарной экономики, построенной на принципах равноправия, «общего дела» и общего блага. Личным становится… всё, поскольку человек, вырываясь из тесной клетки эгоизма, обретает себяв Соборной личности. Как афористично перефразировал святых отцов основатель экзистенциальной психологии Виктор Франкл: «Жертвуя и воздерживаясь – мы приобретаем!».

Возвращаясь к вышеприведенной реплике нашего оппонента, мы смеем утверждать, что социалисты (по крайней мере, православные) не жаждут «исправлять» природу человека, а тем паче ее насиловать. Строго говоря, максима И.В.Мичурина: «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее — наша задача!» – это идефикс всей эпохи Модерна, от Бэкона до наших дней. Было ли это задачей советского социализма? Разумеется, поскольку советский социализм был сугубо модернистским проектом (и закономерно почил в бозе одновременно с концом этой титанической и богоборческой эпохи, уступившей место постмодерну). Но ровно в такой же (если не в большей) степени, мания «улучшательства» человеческой природы (особенно в целях селекции «покорных рабов» и «универсальных солдат») была присуща капитализму всех мастей и оттенков – евгенические опыты и антиутопии Г.Уэллса с О.Хаксли слишком хорошо известны, чтобы на них останавливаться.

Православный социализм есть отход от Модерна и возвращение Традиции с сохранением Социализма. Природу человека ненадо «ломать через колено» – да это и невозможно, как убедительно показал XX век, явивший собой восстание психического бессознательного во всем деструктивном и ужасающем могуществе над тонкой и хрупкой пленкой «цивилизованной» рациональности. Но и бросать ее на произвол судьбы и стихийно сложившихся социальных отношений, потворствующих самым низменным страстям – тоже не дело. Задача православного социализма – пестовать и культивировать христианские побуждения в человеке, осуждая и порицая греховные помыслы. Точнее, православный социализм – это та почва и тот климат, в котором всходят семена благодатные и вянут плевела злостные.

Частым упреком в наш адрес, которого не избежал автор обсуждаемой реплики, является представление социализма в виде хилиастической утопии, этаких райских кущ с молочными реками и кисельными берегами. Голубая мечта гедониста! Возможно, что такие версии социализма были и даже пытались воплотиться в жизнь (например, «коммунизм» с точки зрения мелкобуржуазного куркуля Хрущева) – но вряд ли следует частный случай (особенно извращение) распространять на все явление. Гуляш-коммунизм осуждал еще фрейдо-марксист Э.Фромм – с не меньшим осуждением к нему относятся православные социалисты. Точнее, православный социализм о другом: об отношениях людей друг к другу и об общественном целеполагании. Будет ли при этом изобилие сортов колбасы и фасонов джинсы – дело десятое. Социализм Сталина – яркий пример истинного социализма: массовый героизм, христианская жертвенность и невиданная солидарность народа при катастрофических бедствиях и лишениях.

Предвижу голос скептика-«реалиста»: допустим, всё так, как Вы описали… только как прикажете построить православный социализм? Проповедью и казнями египетскими, любовью и массовыми расстрелами?

Силой убеждения? – безусловно! И здесь Антонио Грамши нам порукой: его концепция «культурной гегемонии», сработав в перестройку против воли советского народа, должна быть поставлена на службу православных социалистов. Народу надо напомнить по телевизору, что кроме бесовского безумия, пошлости и культа бабла есть куда более «высокие отношения». Достаточно даже легкого намека – народ, как мы знаем, тайком уже мечтает о социализме…

Силой убеждения и кольтом? Такого развития событий не хотелось бы. Но однопонятно уже сейчас: многим придется выходить из зоны комфорта и большинству это не очень понравится. Более того, покушение на их бюргерский мирок они сочтут посягательством на… богоданную свободу!

Итак, какие же выводы можно заключить из нашего маленького рассуждения? Во-первых, что социализм – не утопия, а норма жизни для людей альтруистического склада. Во-вторых, мы признаем, что капитализм – тоже норма жизни, только для людей эгоистического склада. Но что в таком случае из двух предложенных «норм» является нормой для православного русского? 

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте вспомним, с кем себя «идентифицировал» Христос: с хищным волком или невинным агнцем? И, следовательно, какой тип общества является более естественным для агнцев, т.е. православной паствы?

Андрей Костерин, блогер, г. Владимир
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

69. Ответ на 63., Василий В.В.:

Соборность бывает бесовской.

Равно как и уединение. Хотя нет, уединение - это прерогатива демонического. Гордыня ведь лучше всего взрастает в гордом одиночестве, не так ли?

" где двое или трое собраны во имя жратвы и дележки, там я посреди них " - сказал один персонаж.

Типа пошутили? Ну мы типа посмеялись, ага.

Отвечать больше не буду.

Ой ли? Зарекалась ворона...

Живите сытно и весело.

С Вашими постами, Василий, даже в пост весело! ))

Полтораки / 31.12.2018

68. Ответ на 64., Ладога&:

И предложили взамен ни о чем и ни о ком не заботиться. Этот способ неприемлим. Он нехристианский.//Перечитайте Мф.6.22-34.Там ясно сказано, Кто и о ком позаботится.Перечитайте вторую из двух главных заповедей Христа - возлюби ближнего твоего, как самого себя. Или Вы цитаты под себя подбираете?

Возлюбить ближнего - это не значит, стать социалистом. Наоборот, это значит, порвать с социализмом. Любовь - это последняя тридцатая ступень лествицы Иоанна Лествичника. Чтобы взойти на нее, необходимо миновать первую ступень " Отречение от мирского жития ". Те слова Иисуса Христа, которые я предложил вашему вниманию, как раз и говорят об отречении. Без него не может быть никакой любви. Взошедший же на последнюю ступень обладает мудростью - знает и исполняет волю Бога. Бог ничего, во всяком случае в Священном Писании, не говорил об социалистическом устроении общества. И апостолы ничего об этом не говорили. Про первых христиан я уже писал в обсуждении статьи Николая Сомина " О социализме и Царстве Божием ". Загляните, прочитайте.

67. Ответ на 63., Василий В.В.:

Соборность бывает бесовской. " где двое или трое собраны во имя жратвы и дележки, там я посреди них " - сказал один персонаж. Отвечать больше не буду. Живите сытно и весело.

Как Вас корежит-то от слова делиться. Можете ни с кем не делиться, так и быть, раз Вам так веселее.)

Ладога& / 31.12.2018

66. Ответ на 65., Ладога&:

Разумеется, социализм противоречит христианству. Это несовместимые понятия. В богословии Яблокова понятия солидарность, взаимопомощь и общность имуществ противоречат "христианству Яблокова". Для Яблокова это несовместимые понятия.

«Где большая пагуба, там в меньшей нет нужды.» (Прп. Иоанн Лествичник).

М.Яблоков / 31.12.2018

65. Ответ на 61., М.Яблоков:

Разумеется, социализм противоречит христианству. Это несовместимые понятия.

В богословии Яблокова понятия солидарность, взаимопомощь и общность имуществ противоречат "христианству Яблокова". Для Яблокова это несовместимые понятия.

Ладога& / 30.12.2018

64. Ответ на 59., Василий В.В.:

И предложили взамен ни о чем и ни о ком не заботиться. Этот способ неприемлим. Он нехристианский.//Перечитайте Мф.6.22-34.Там ясно сказано, Кто и о ком позаботится.

Перечитайте вторую из двух главных заповедей Христа - возлюби ближнего твоего, как самого себя. Или Вы цитаты под себя подбираете?

Ладога& / 30.12.2018

63. Ответ на 60., Полтораки:

Между Вашим " голосом обществом " и словами Христа я выбираю последнее, к тому же, Ваш " голос общества " - это исключительно только Ваш голос, и больше ничей. Наш "честный буддист", очевидно, Православие перепутал с буддизмом или протестантизмом, начисто отрицая заповедь Иисуса о соборности: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф.18:20). Индивидуализм чужд Православию - во всяком случае, это крайне опасный и рискованный - узкий - путь, который прошли редкие одиночки-отшельники. Христова церковь мирянам предлагает другой - широкий - путь, соборный и коллективный. И только "честный буддист" Василий в каком-то неумном и неуместном припадке социопатии отрицает соборное начало Христовой Церкви, проповедуя христианский фундаментализм. Букву христианства Вы знаете назубок - да вот только Дух Вы изгнали неумеренным истязанием плоти, наш доблестный анахорет-саньясин, достигший седьмой степени самосозерцания. Это полбеды - истинная же беда в том, что Вы теперь изгоняете Его отовсюду, где видите, что собрались двое или трое. Что? Так корежит, что не все заняты исключительно самим собой и собственным спасением? Вам спасаться в уединенной пустыни мешаем?

Соборность бывает бесовской. " где двое или трое собраны во имя жратвы и дележки, там я посреди них " - сказал один персонаж. Отвечать больше не буду. Живите сытно и весело.

62. Ответ на 59., Василий В.В.:

Перечитайте Мф.6.22-34.Там ясно сказано, Кто и о ком позаботится.

Может быть, восточные притчи Вам доступней? Тогда слушайте. Будто бы специально для Вас американский йогин Рам Дасс однажды написал: "Пока вы отстраняете один план, чтобы выхватить другой, вы все еще не в равновесии. В конце концов, вы поймете, что истина должна быть уравновешена с заботой о здесь и сейчас, с почитанием этого воплощения. Тогда-то вы и начинаете различать способность смотреть и ввысь и вниз в один и тот же миг. Смотреть внутрь и вовне. Когда вы вновь узреете чистую истину, вы поймете, какая милость в сострадании. С вашей точки зрения, когда вы страдаете: "Прекрасно, я страдаю, это интересно", - но в то же время, если вы смотрите вниз, вы работаете для сострадания. Позвольте мне привести один пример. Кто-то говорит: "Я хочу изучать у вас йогу. Хочу поголодать", вы скажете: "Хорошо, поститесь девять дней". К концу недели говорят: "Я постился неделю". А вы говорите: "Прекрасно, прекрасно. Вам еще два дня осталось". Затем вы гуляете по улице и кто-то к вам подходит и говорит: "Эй, парень, есть у тебя четвертак, я неделю ничего не ел". Вы не скажете: "Прекрасно, прекрасно, вам еще два дня осталось". Этот ответ не подходит, потому что для этого человека страдание - не милость, а бремя." (с) Рам Дасс "Зерно на мельницу"

Полтораки / 30.12.2018

61. Ответ на 55., Влад.Атласов:

Разумеется, социализм противоречит христианству. Это несовместимые понятия.

М.Яблоков / 30.12.2018

60. Ответ на 58., Василий В.В.:

Между Вашим " голосом обществом " и словами Христа я выбираю последнее, к тому же, Ваш " голос общества " - это исключительно только Ваш голос, и больше ничей.

Наш "честный буддист", очевидно, Православие перепутал с буддизмом или протестантизмом, начисто отрицая заповедь Иисуса о соборности: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф.18:20). Индивидуализм чужд Православию - во всяком случае, это крайне опасный и рискованный - узкий - путь, который прошли редкие одиночки-отшельники. Христова церковь мирянам предлагает другой - широкий - путь, соборный и коллективный. И только "честный буддист" Василий в каком-то неумном и неуместном припадке социопатии отрицает соборное начало Христовой Церкви, проповедуя христианский фундаментализм. Букву христианства Вы знаете назубок - да вот только Дух Вы изгнали неумеренным истязанием плоти, наш доблестный анахорет-саньясин, достигший седьмой степени самосозерцания. Это полбеды - истинная же беда в том, что Вы теперь изгоняете Его отовсюду, где видите, что собрались двое или трое. Что? Так корежит, что не все заняты исключительно самим собой и собственным спасением? Вам спасаться в уединенной пустыни мешаем?

Полтораки / 30.12.2018
Андрей Костерин:
Гугл атаки
Империя наносит превентивный удар
03.08.2020
«Карфаген должен быть разрушен!»
Духовный смысл смены общественных формаций в контексте историософии о. Павла Флоренского
08.07.2020
Что впереди?
Каким будет мир после коронавируса?
04.06.2020
Соборное братство – утопия, общественный идеал или норма жизни?
Опыт рассуждения в жанре православной социологии…
28.02.2020
«Когда» или «Если»?
Рондо-каприччиозо
24.01.2020
Все статьи автора
"Православный социализм: pro et contra"
Размышления по поводу «Размышлений»
Ответ Андрею Карпову на тему социализма
29.07.2020
«Карфаген должен быть разрушен!»
Духовный смысл смены общественных формаций в контексте историософии о. Павла Флоренского
08.07.2020
О планах построения «социализма» путем евгеники и сокращения рождаемости
Колониальные методы построения «светлого социалистического будущего»
02.06.2020
Православное социальное хозяйство
Если мировое производство будет восстановлено на прежних докоронавирусных основаниях, мир рискует погрязнуть в пандемии на долгие годы
01.06.2020
Рыночный социализм – это ложный социализм
Размышление пятое, финальное
31.05.2020
Все статьи темы
Последние комментарии
Меняется повестка дня сергие-романовской фронды
Новый комментарий от Валерий
2020-08-06 12:41
В «Двуглавом орле» революция
Новый комментарий от иг.Петр
2020-08-06 12:26
Лукашенко открыто обвинил Путина во вранье
Новый комментарий от
2020-08-06 12:22
Бродяжничество как поиск себя
Новый комментарий от Советский недобиток
2020-08-06 12:18
Размышления по поводу «Размышлений»
Новый комментарий от Советский недобиток
2020-08-06 12:13
Гонка вакцинаций
Новый комментарий от Советский недобиток
2020-08-06 12:03