«Миссия единоверия обращена не к старообрядцам, а к православным приходам»

В Сретенском монастыре отслужили молебен по старому чину

В соборе Новомучеников и исповедников российских Сретенского монастыря 4 февраля с.г. был совершен молебен по старому обряду. Так единоверческая община церкви святителя Николы на Берсеневке почтила сонм новых русских святых, пострадавших в годину гонений за веру Христову, память которых пришлась в этот день. Благословение на это служение дал наместник монастыря – епископ Тихон (Шевкунов).

Мне довелось сослужить на этом богослужении игумену Кириллу (Сахарову) – настоятелю Никольской церкви. Говорю так торжественно – «богослужение», потому что молебен по старому чину представляет собой не 20-минутную частную требу, а почти полноценную утреню, которая начинается в алтаре, совершается с полным каноном и длится около часа. К слову сказать, когда сейчас приходиться слышать о целесообразности существования единоверия (мол, настоящие старообрядцы в Московский Патриархат не переходят, а единоверческие храмы, мягко говоря, не забиты битком и гонятся «за посещаемостью»), то я думаю, что сегодня стратегическая задача единоверия заключается в своеобразном внутреннем богослужебном свидетельстве. Не к старообрядцам, как это задумывалось в XIX веке, обращена сегодня миссия единоверия, а к нам – современным православным приходам и общинам.

В эпоху тотальной секуляризации Церкви, при непрекращающихся искушениях подделать церковный строй жизни под современность, привнести комфорт даже в Богослужебный устав, в условиях нарастающего религиозного модернизма и конформизма единоверческое отношение к букве и форме (отметаем сразу лукавую и искусственную полемику о соотношении всего этого с духом и содержанием!) церковного Предания может служить прекрасным примером. Это живая, а не музейная Традиция. А ведь еще можно вспомнить, что твердое совершение богослужения всегда было истоком мученичества в истории Церкви. За служение Евхаристии в «день Солнца» бросались на арену Колизея первые христианские пресвитеры; на Руси старый дониконовский обряд обагрен кровью в эпоху трагического раскола XVII века; сколько епископов, священников и мирян после революции 1917 года приняло мученическую кончину только за то, что отслужили молебен в поле, совершили крестный ход или просто, собравшись на дому, пропели акафист, – они пострадали за веру, за ее суть, явленную в молитве. Это про них сказано древними отцами: «Тот истинный богослов, кто истинно молится».

Эту живую связь единой православной Традиции я почувствовал, когда молился с о.Кириллом на молебне в новом соборе Сретенской обители. Переплетение неовизантийского и древнерусского стилей огромного собора на Большой Лубянке – памятника новейшего храмотворчества XXI века; лики новомучеников и исповедников XX столетия, обращенные с фресок к своим поздним современникам и соотечественникам; древний старорусский богослужебный чин, по которому молились в дораскольной Руси, – все это символично соединялось в этот день, соединяя в молитве по живому разодранные смыслы нашей истории.

Диакон Илья Маслов, религиовед, сотрудник Аналитического центра свт. Василия Великого

Фотографии Владимира Саяпина
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

4. Re: «Миссия единоверия обращена не к старообрядцам, а к православным приходам»

Хм... Видать в Москве вообще молебны разучились служить, что за помощью к т.н. "старообрядцам" прибегают. А что мешает служить молебны как положено по Уставу нашей Церкви? Занимает это не 20 мин., а порой полтора часа, если к канону присовокупить акафист или водосвятие. А то гоняются за экзотикой вместо молитвы и говорят: "О-о! Проняло! Не то что у нас в Церкви." Просто лень поповская во всем виновата, а не Церковь, хранительница истинного предания, а не искаженного, как у "старообрядцев".

Миргорд / 08.02.2018

3. Ответ на 2., Tatiana Soboleva:

Ничего там древнего и близко нет.

М.Яблоков / 08.02.2018

2. Ответ на 1., Наталия 2016:

Православным вполне достаточно для спасения души миссии святых отцов Церкви, а не "миссии" нераскаянных раскольников.

Единоверцы - не раскольники. Они находятся под юрисдикцией Московского Патриархата, с сохранением древних чинов Богослужения.

Tatiana Soboleva / 07.02.2018

1. Re: «Миссия единоверия обращена не к старообрядцам, а к православным приходам»

"Не к старообрядцам, как это задумывалось в XIX веке, обращена сегодня миссия единоверия, а к нам – современным православным приходам и общинам." Православным вполне достаточно для спасения души миссии святых отцов Церкви, а не "миссии" нераскаянных раскольников.

Наталия 2016 / 07.02.2018
Илья Маслов:
Все статьи автора
Владимир Саяпин:
«Чувствовалось, что и прп. Феодосий радуется с нами»
В старообрядной церкви святителя Николы на Берсеневке отметили Престольный праздник
27.01.2020
«Во Иордане крещающуся Тебе, Господи»
На берегу Москвы-реки игумен Кирилл (Сахаров) отслужил молебен на освящение вод
20.01.2020
Храм, где рады детям
Фоторепортаж Владимира Саяпина о Рождественских торжествах в Благовещенской церкви, в подворье Свято-Троицкой Сергиевой лавры
13.01.2020
Тяга непреодолимая
Фоторепортаж Владимира Саяпина празднования Николы зимнего в храме святителя Николы на Берсеневке
20.12.2019
«В честь святителя Николы…»
Управляющий делами РПЦ МП епископ Дионисий освятил придел церкви на Берсеневке
15.11.2019
Все статьи автора
Последние комментарии
Значение воли в деле спасения
Новый комментарий от София7
2020-05-29 16:46
Кончайте пенсионные «игры»!
Новый комментарий от электрик
2020-05-29 16:38
ПАСЕ, или Не её это собачье дело
Новый комментарий от Владимир Петрович
2020-05-29 16:34
Бафомет – идол постмодерна
Новый комментарий от Игорь Бондарев
2020-05-29 16:19
Не ожидал
Новый комментарий от Наблюдатель
2020-05-29 16:15
«Екатеринбургские останки» вновь на повестке дня
Новый комментарий от Русский Иван
2020-05-29 14:58
Ахиллесова пята России
Новый комментарий от Kiram
2020-05-29 14:55