«Миссия единоверия обращена не к старообрядцам, а к православным приходам»

В Сретенском монастыре отслужили молебен по старому чину

В соборе Новомучеников и исповедников российских Сретенского монастыря 4 февраля с.г. был совершен молебен по старому обряду. Так единоверческая община церкви святителя Николы на Берсеневке почтила сонм новых русских святых, пострадавших в годину гонений за веру Христову, память которых пришлась в этот день. Благословение на это служение дал наместник монастыря – епископ Тихон (Шевкунов).

Мне довелось сослужить на этом богослужении игумену Кириллу (Сахарову) – настоятелю Никольской церкви. Говорю так торжественно – «богослужение», потому что молебен по старому чину представляет собой не 20-минутную частную требу, а почти полноценную утреню, которая начинается в алтаре, совершается с полным каноном и длится около часа. К слову сказать, когда сейчас приходиться слышать о целесообразности существования единоверия (мол, настоящие старообрядцы в Московский Патриархат не переходят, а единоверческие храмы, мягко говоря, не забиты битком и гонятся «за посещаемостью»), то я думаю, что сегодня стратегическая задача единоверия заключается в своеобразном внутреннем богослужебном свидетельстве. Не к старообрядцам, как это задумывалось в XIX веке, обращена сегодня миссия единоверия, а к нам – современным православным приходам и общинам.

В эпоху тотальной секуляризации Церкви, при непрекращающихся искушениях подделать церковный строй жизни под современность, привнести комфорт даже в Богослужебный устав, в условиях нарастающего религиозного модернизма и конформизма единоверческое отношение к букве и форме (отметаем сразу лукавую и искусственную полемику о соотношении всего этого с духом и содержанием!) церковного Предания может служить прекрасным примером. Это живая, а не музейная Традиция. А ведь еще можно вспомнить, что твердое совершение богослужения всегда было истоком мученичества в истории Церкви. За служение Евхаристии в «день Солнца» бросались на арену Колизея первые христианские пресвитеры; на Руси старый дониконовский обряд обагрен кровью в эпоху трагического раскола XVII века; сколько епископов, священников и мирян после революции 1917 года приняло мученическую кончину только за то, что отслужили молебен в поле, совершили крестный ход или просто, собравшись на дому, пропели акафист, – они пострадали за веру, за ее суть, явленную в молитве. Это про них сказано древними отцами: «Тот истинный богослов, кто истинно молится».

Эту живую связь единой православной Традиции я почувствовал, когда молился с о.Кириллом на молебне в новом соборе Сретенской обители. Переплетение неовизантийского и древнерусского стилей огромного собора на Большой Лубянке – памятника новейшего храмотворчества XXI века; лики новомучеников и исповедников XX столетия, обращенные с фресок к своим поздним современникам и соотечественникам; древний старорусский богослужебный чин, по которому молились в дораскольной Руси, – все это символично соединялось в этот день, соединяя в молитве по живому разодранные смыслы нашей истории.

Диакон Илья Маслов, религиовед, сотрудник Аналитического центра свт. Василия Великого

Фотографии Владимира Саяпина
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

4. Re: «Миссия единоверия обращена не к старообрядцам, а к православным приходам»

Хм... Видать в Москве вообще молебны разучились служить, что за помощью к т.н. "старообрядцам" прибегают. А что мешает служить молебны как положено по Уставу нашей Церкви? Занимает это не 20 мин., а порой полтора часа, если к канону присовокупить акафист или водосвятие. А то гоняются за экзотикой вместо молитвы и говорят: "О-о! Проняло! Не то что у нас в Церкви." Просто лень поповская во всем виновата, а не Церковь, хранительница истинного предания, а не искаженного, как у "старообрядцев".

Миргорд / 08.02.2018

3. Ответ на 2., Tatiana Soboleva:

Ничего там древнего и близко нет.

М.Яблоков / 08.02.2018

2. Ответ на 1., Наталия 2016:

Православным вполне достаточно для спасения души миссии святых отцов Церкви, а не "миссии" нераскаянных раскольников.

Единоверцы - не раскольники. Они находятся под юрисдикцией Московского Патриархата, с сохранением древних чинов Богослужения.

Tatiana Soboleva / 07.02.2018

1. Re: «Миссия единоверия обращена не к старообрядцам, а к православным приходам»

"Не к старообрядцам, как это задумывалось в XIX веке, обращена сегодня миссия единоверия, а к нам – современным православным приходам и общинам." Православным вполне достаточно для спасения души миссии святых отцов Церкви, а не "миссии" нераскаянных раскольников.

Наталия 2016 / 07.02.2018
Илья Маслов:
Все статьи автора
Владимир Саяпин:
Под Покровом Богородицы
Фоторепортаж из Покровского собора Русской Старообрядческой Церкви
15.10.2019
Сергия великого почтим
В Радонежье по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия состоялся 13-й крестный ход «Тропою преподобного Сергия»
08.10.2019
«Он ничего не делал наполовину, был целостным»
Фоторепортаж Владимира Саяпина с мероприятий, посвященных 10-й годовщине со дня кончины архимандрита Матфея (Мормыля)
16.09.2019
Святое Боголепие
Фоторепортаж Владимира Саяпина праздника Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в Гуслицах
21.08.2019
«За веру во Христа»
Фоторепортаж Владимира Саяпина об освящении Патриархом Кириллом мемориального комплекса «Всем пострадавшим за Христа в годы гонений и репрессий»
19.07.2019
Все статьи автора