Русские бабушки

Русские бабушки встречают Христа. Верное воскресение, Душанбе, 5 апреля 2015 г.
Русские бабушки встречают Христа. Верное воскресение, Душанбе, 5 апреля 2015 г.

Человек, в силу испорченности своей природы, легче верит плохому, чем хорошему. Но когда «плохое» превышает возможности восприятия, срабатывает защитная реакция. «Я вам не верю!» - воскликнула святая мученица царица Александра на страшные пророчества блаженной Паши Саровской о судьбе России и Царской Семьи. «Это твоему сынишке на штанишки - когда родится, тогда и поверишь», - ответила блаженная, подавая императрице кусок красной материи.

Вот так и я не верил жутким историям о массовых убийствах русских бабушек, пока однажды на территорию собора в Душанбе въехал покоцанный «Опель»

Вот так и я не верил жутким историям о массовых убийствах русских бабушек в Таджикистане, чьи трупы в лучшем случае привозят к нам в храм на отпевание, а в худшем - находят на далеких свалках, а квартиры оказываются в собственности алчных соседей. Ну, или, во всяком случае, считал эти рассказы сильно преувеличенными. Но вот одним осенним утром на территорию Свято-Никольского кафедрального собора в Душанбе въехал покоцанный «Опель», из багажника которого ловкие местные парни извлекли голый труп нашей пожилой прихожанки, завернутый в старое покрывало. «Она ваша!» - нагло заявили далеко не лучшие представители титульной нации. В ходе непростого разговора выяснилось, что почившая бабушка жила, по непонятным причинам, в подвале их дома. Позднее от прихожан удалось узнать, что у бабушки была своя квартира, которую она отдала «заботливым» соседям, поселившим ее у себя в подвале. В воскресенье бабуля была на Литургии в храме, живая и здоровая, а во вторник ее труп привезли в тот же храм в багажнике. В справке из морга, которую нам удалось вытребовать у «счастливых» обладателей бабушкиной квартиры, значилось, что она скончалась от цирроза печени.

Справедливости ради следует отметить, что большинство местных жителей, взявших на себя опекунство над одинокой русской бабушкой, действительно заботятся о ней, а по смерти берут на себя все расходы по церковному погребению. Описанная мною история мертвой бабушки из багажника - единственная, свидетелем которой я стал за три года служения в Таджикистане. В бандитские 1990-е таких историй и в матушке России происходило немало. Да и сейчас в криминальной хронике можно встретить похожие случаи. Что меня поражает в них - это обреченность, с какой жертвы принимают свою судьбу. У якутов есть такой ритуал. Шаман, совершив камлание, посылает охотника на охоту. Охотник, не вкушая пищи, без отдыха, несколько дней с ножом преследует жертву, просто идя за ней по следам. Наконец животное не выдерживает, останавливается и покорно дает убить себя. Пожилым одиноким женщинам, которые жалуются нам на соседей, проявляющих настойчивость в оказании опекунских услуг в обмен на недвижимость, мы предлагаем оформить ее на храм, чтобы иметь юридическую силу защитить их. Но всегда встречаем отказ. А потом узнаем, что упорство соседей увенчалось успехом - жертва покорно сдалась. Каждый день мы отпеваем одного-двух, иногда трех покойников плюс три-пять заочных отпеваний. Около гроба и на улице толпятся пресловутые соседи и друзья, и поди разбери - то ли они, следуя древней восточной традиции, бескорыстно - или не совсем - проявляют заботу и попечение об одиноком пожилом человеке, то ли...

И все-таки героинями моего рассказа будут не жертвы, а победительницы - те, кто не сдался и не сдается перед самыми непреодолимыми трудностями.

На архиереском богослужении в Худжанде
На архиереском богослужении в Худжанде

Баба Вера

Я уже сейчас точно и не вспомню, как она выглядела. Обычная морщинистая старушка в старушечьей одежде. А вот задор был, как у молодой: «Я, знаете, как этих баптистов гоняла?! Их тут полно развелось во время войны. Придут, рассядутся. А я им: "Ну-ка, пошли вон! Продались за помощь, бесстыжие!" А они мне всё из Писания. Я им тоже рты-то затыкала. Это сейчас у меня сил нет».

Так и подобрали ее на трассе с поминальной запиской в руке. За племянника всё молилась

На что она жила, никто не знал. Свою нищенскую пенсию отдавала немощной соседке, у которой не было сил дойти до храма. А сама питалась у нас, в рабочей столовой. Кто милостыню подаст - на Востоке люди щедрые на милостыню, - так она свечек накупит, поминовений наподает. Своих детей ей Бог не дал. Она всё за непутевого племянника молилась. Когда мы по утрам стали служить молебны особо чтимым святым - преподобным Сергию Радонежскому и Серафиму Саровскому, блаженной Матроне, святителю Николаю, святому праведному Иоанну Русскому, Исповеднику, святителю Луке, архиепископу Крымскому, - баба Вера не пропустила ни одного. Другие отговаривались тем, что так рано транспорт не ходит. А вот для бабы Веры ходил. Под него она и попала, торопясь на утренний молебен. Так и подобрали ее на трассе с поминальной запиской в руке. За племянника всё молилась.

Она стала первой, кого я в сане епископа отпевал. Отошла в Небесные обители, а племянник пришел в храм на отпевание, плакал.

Ирина Митрофановна

Что-то в ней есть интеллигентское - поэтому и Ирина Митрофановна. Хотя на вид и в разговоре - самая простая бабушка, с большими, добрыми, часто заплаканными глазами. Из массы таких же, как она, старушек запомнилась благодаря чуду, которое с ней произошло. Мне передали небольшую икону святителя Луки (Войно-Ясенецкого) с частицей мощей, которая до внесения в храм стояла пока у меня в кабинете. И вот приходит Ирина Митрофановна и просит благословить ее на операцию: «У меня онкология, владыка. Уже была одна операция - заразили гепатитом С. Сейчас опять надо опухоль вырезать. Благословите!» Я благословил ее иконой святителя Луки, и она ободренная, со слезами благодарности ушла.

Только и слышишь от нее: «Как же хорошо, что вы у нас появились! Как же я вас люблю!»

Появилась в храме через два с половиной месяца. Рыдает: «Владыка, со мной чудо произошло! Как вы меня благословили иконой-то, пошла я в больницу на операцию. Хирург, молодой туркмен, осмотрел опухоль и тут же, в процедурной, хотел взять пункцию. В тот момент, когда он уже собрался резать скальпелем, рука у него онемела, и он увидел мои внутренности, как под рентгеном. А там такая картина: брюшины уже нет, а под кожей кишечник вылез. А он думал, что это опухоль. Если бы разрезал, то тут же, в процедурной, всё бы вывалилось. И вдруг он как закричит: "Это Бог! Бог есть!" Вот так, владыка, спаси вас Господи!» - «Не меня благодари, а святителя Луку и Бога, Который это чудо сотворил», - ответил я страдалице.

А мучается она даже не столько от неизлечимых болезней, сколько от собственного сына - горького пьяницы, который нигде не работает, а только приводит домой собутыльников и устраивает оргии. А несчастная, смертельно больная мать не вылезает из храма - всё плачет, плачет. И кается. Никто так не исповедуется, как она: «Я, владыка, всё время грех мой пред собою вижу». Но однажды Ирина Митрофановна по-настоящему согрешила. Не выдержала пьянства сына. Посоветовали ей взять какое-то заговоренное зелье и подлить сыну в вино. И она, отчаявшись в помощи Божией, решилась на это. Не помогло. Но как она ревела на исповеди - на всю церковь! Все прихожане знали, что она сотворила, и жалели ее.

Так живут героини этой статьи
Так живут героини этой статьи     

Решили как-то власти, раздобрившись, помочь самым бедным нашим прихожанам - 100 долларов в год. И побежала больная Ирина Митрофановна справки собирать, что она самая бедная. Измучилась, но всё собрала. А помощь так и не дали. Тогда мы сами выдали ей эти несчастные доллары, чтобы лишний раз не травмировать исстрадавшееся сердце. Только и слышишь от нее: «Как же хорошо, что вы у нас появились! Как же я вас люблю!» Это про меня и моих помощников, приехавших из Москвы. И этих слов любви хватает, чтобы покрыть всю ту клевету и ненависть, которую на нас тут изрыгает враг рода человеческого. Глядя на Ирину Митрофановну, всякий раз убеждаешься, что в добром сердце страдания усиливают любовь, в то время как в злом - ненависть.

Елена

Есть такая порода людей, которых никогда не зовут по отчеству, ни дядя, ни тетя, ни деда, ни баба - а всегда только по имени. Елена - в переводе с греческого: «факел». И хотя ей за шестьдесят и внуки уже подросли, назвать ее бабушкой или старушкой язык не поворачивается. В 1980-е две семьи - ее и ее родной сестры - прибыли в поселок Кызыл-Кала Хурасонского района Курган-Тюбинской области для работы на современном свинокомплексе со своим производством кормов да с теплыми полами для хрюшек. Всё начиналось блестяще! У сестер были любящие и любимые мужья-русаки - тогда еще можно было найти таких в Таджикистане. Была хорошо оплачиваемая работа. Детей рожали по-таджикски - всех.

Но развал Союза и последовавшая за ним гражданская война сделали свое черное дело: вдребезги разбилось благополучие, камня на камне не осталось от свинокомплекса, русские мужья один за другим покинули семьи, сгинув на бескрайних просторах исторической родины, оставив сестрам: одной - двух детей, другой - семерых. Младшая не вынесла и умерла, а старшая к своим двум взяла еще семь. Когда была полная разруха в стране, Елена ходила с детьми 22 км в областной центр - побиралась. Потом появилась работа на каменоломне. Со старшими дочерьми раскалывала кувалдой известковые глыбы и грузила в машину - за мешок муки.

Дом Елены. Из епархии привезли помощь
Дом Елены. Из епархии привезли помощь

Дом, вернее - часть дома из саманного кирпича без света и воды, комната 10 кв. метров, к которой терраску 6-метровую пристроили, - вот и вся недвижимость. Людей больше, чем квадратных метров. Дочки повыходили замуж за таджиков, но местные мужья оказались ничем не лучше своих - побросали жен с детьми. И те пришли к маме. Хорошо, что в тех местах девять месяцев в году можно жить на улице. Дров нет, воды нет, лепешки пекут на сухой траве в тандыре. Кормилец-тандыр устоял во время схода селевого потока: сарай, в котором он находился, снесло, а тандыр остался! Вот так и живут: Бога благодарят за кусок лепешки и что есть, где голову приклонить. Правда, Елена признается, что иногда ропщет на Бога: «Если Ты есть, то почему мы так живем?» Но старшая дочь ругает мать: «Не гневи Бога! Слава Богу за всё!» Факел тем и хорош, что никакие ветра, никакие житейские бури не могут его задуть.

А русские женщины и в таджикских селеньях «коня на скаку остановят, в горящую избу войдут»!

Епископ Душанбинский и Таджикистанский Питирим (Творогов)

От редакции

Мы хотим обратиться к нашим читателям с просьбой. Душанбинская и Ташкентская епархии, чем могут, помогают своим нуждающимся прихожанкам, но возможности епархий весьма ограничены. Те, кто имеет возможность и хочет помочь русским бабушкам, живущим в Таджикистане, могут сделать это здесь.

Реквизиты для пожертвований

Ваши пожертвования можно перечислять на счет храма святителя Николая в Душанбе.

Реквизиты для переводов в сомони:

  • P/c: 20202972100030101000 МФО 350101626 ГСБ РТ «Амонатбанк» г. Душанбе.

Реквизиты для переводов в долларах США:

  • Банк корреспондент:
    • DEUTSCHE BANK TRUST COMPANY AMERIKA
    • NEW YORK, NY US
    • SWIFT: BKTRUS33
  • Банк получатель:
    • ЗАО АКБ «НОВИКОМБАНК», г. Москва
    • SWIFT: CNOVRUMM
    • ACCOUNT: 04437699
  • Получатель:
    • STATE SAVINGS BANK OF TAJIKISTAN «AMONATBONK»
    • DUSHANBE, TAJIKISTAN
    • SWIFT: ASSETJ22
    • ACCOUNT: 30111840700000000019
  • Получатель/Счет: Русская Православная Церковь
  • (Beneficiary/Account): 20206840500166101000

Реквизиты для переводов в российских рублях:

  • Банк корреспондент:
    • Кор. счёт: 30101810400000000225
    • Бик: 044525225
    • SWIFT: SABRRUMM012
    • SBERBANK ROSSII
    • MOSCOW RU
  • Банк получателя:
    • Кор. счёт: 30111810700000000076
    • SWIFT: ASSETJ22
    • STATE SAVINGS BANK OF TADJIKISTAN
    • AMONATBONK
  • Валютный счет: 20206810500086101000
  • Получатель: Русская Православная Церковь
  • ИНН: 010008056

http://www.pravoslavie.ru/88485.html

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Питирим (Творогов):
Все статьи автора
Последние комментарии
Заработала авторизация и форум
Новый комментарий от Разработчик РНЛ
04.12.2019
Протодиакон Кураев примеряет мундир апологета нацизма?
Новый комментарий от Ортодоксос
07.12.2019
«Полуправда хуже лжи» нужно адресовать самому Ю.А. Григорьеву
Новый комментарий от Николай Волынский
28.11.2019
«Я убит подо Ржевом…»
Новый комментарий от Русский Сталинист
08.12.2019
Скоро опять появятся профессиональные диссиденты
Новый комментарий от NNNN
06.12.2019
«Стирается грань между Церковью и расколом»
Новый комментарий от Неизвестный
06.12.2019
Защитим семью вместе!
Новый комментарий от Александр Копейкин
05.12.2019