Счастье дано знающим

Память о Бунине

Наша интеллигенция - это подлое племя,

совершенно потерявшее чутье живой жизни

и изолгавшееся насчет совершенно неведомого ему народа. 

Иван Бунин

 

Иван Алексеевич Бунин, первый среди русских писателей, ставший нобелевским лауре­атом, родился (10) 22 октября 1870 года, 145 лет назад, в Воронеже.

Когда начинаешь говорить с воронежцами о Бунине, они твердо заявляют, что Иван Алексеевич их знаменитый земляк. И они правы! - он родился в Воронеже. Более того, в телевизионном фильме о Бунине либеральный критик Наталья Иванова говорит в финале о посмертном признании Бунина на родине, о библиотеке его имени, о «маленьком памятнике в Москве» и вдруг добавляет, что в Воронеже, где она «недавно была, а Бунин родился (сказано это было так, как будто Бунину чрезвычайно повезло родиться в городе, который она удостоила своим визитом), тоже поставлен памятник. Симпатичный, правда, Бунин здесь более походит на Тургенева...» С чего это ей померещилось? Канал «Культура» снял 4-серийный фильм о Бунине еще в 2013 году, его ведущей выступила несимпатичная критикесса либерального направления Наталья Иванова. Но разве зам. главного редактора «Звезды» - специалист по Бунину? Она, наоборот, писала книги о Борисе Пастернаке, которого Бунин, по воспоминаниям Георгия Адамовича, «не терпел», как не терпел всех символистов-футуристов и прочих «истов». Иван Алексеевич ненавидел большевиков, о чьих отпрысках с нежностью писала невестка Рыбакова - о Трифонове, Окуджаве, авторе «Детей Арбата», как раз и зачищенного революцией от живших там дворян. Каждая серия начиналась странно: «Он родился в один год с Лениным и умер в один год со Сталиным». Да, формально верно, но какое отношение Ленин имел к творчеству Бунина? В партиях Бунин не состоял, политикой не занимался, до сорока семи лет о существовании вождей мирового пролетариата признанный академик вообще вряд ли слышал. Нет, надо ввернуть! А Набоков родился в один год с Берией, и что? Так что надеемся на новый, достойный фильм к 145-летию классика...

В Ельце назвали университет именем Бунина, и ельчане в один голос утверждают, что это не случайно, потому что он их земляк, который с любовью и удивительным образным русским языком немало писал в своих произведениях о многочисленных елецких церквах, улицах и приметах этого города. И они вроде правы! В этом уездном городе будущий поэт и писатель учился в гимназии, а один из домов, в котором он снимал комнату, уцелел до сегодняшних дней, и в нем открыт и принимает делегации многих стран мира Музей И.А. Бунина. В общем, становление могучего таланта Ивана Алексеевича Бунина связано с землей предков - более обширной тогда Орловщиной, расположенной в той срединной России, «где, - писал он, - образовался богатейший русский язык и откуда вышли чуть не все величайшие русские писатели во главе с Тургеневым и Толстым». 

Октябрьский переворот трагически изменил судьбу Бунина: из шестидесяти шести лет его литературной деятельности тридцать три года приходятся на жизнь во Франции, как он говорил, в изгнании, хотя, по уверениям все той же Ивановой, ничего не было для Бунина благодатней Ниццы - «парфюмерной столицы». Увековечение памяти великого писателя России начиналось с Орла. В 1957 году в Музее писателей-орловцев был открыт зал, посвященный жизни и творчеству Бунина. В последующие десятилетия в Орле была собрана уникальная, самая крупная в России бунинская коллекция, насчитывающая более пяти тысяч единиц хранения подлинных материалов: иконографии, рукописей, писем, документов, книг, личных вещей писателя. Преобладающую часть этой коллекции составляют материалы из дореволюционного архива Бунина, переданные орловскому литературному музею вдовой племянника писателя К.П. Пушешниковой. Мебель из парижского кабинета Бунина долгое время хранилась в семье писательницы Н.В. Кодрянской, которая переслала ее в 1973 году из Парижа в Орел через советское посольство во Франции. Под эту обширную коллекцию 10 декабря 1991 года в Орле в Георгиевском переулке был открыт музей И.А. Бунина, посвященный его жизни и творчеству. Старинный дворянский особняк, в котором размещен музей, является памятником архитектуры середины XIX века. В Орле воздвигнут самый впечатляющий и монументальный памятник Бунину работы Вячеслава Клыкова.

Но и в глухой провинции пытаются запечатлеть память о Бунине. Сруб дома Буниных в липецких Озёрках начинали сооружать два брата - Евгений и Валентин Сафоновы, приехавшие в Липецкую область из Волгограда в 1974 году. Они изначально планировали восстановить усадебный дом Буниных в Озёрках. Отыскать место бывшей усадьбы помогли старожилы села и книги писателя. Дом Буниных предположительно был построен в конце XVIII - начале XIX века. Он невелик: всего 15 метров в длину и 10 метров в ширину. При раскопках обнаружились дубовые колья, которыми пользовались при разбивке плана здания. Первый камень в фундамент усадебного дома был заложен в 1990 г. - там, где когда-то находилась «детская» комната.

В письме к А.А. Коринфскому Бунин сообщал о себе: «Родился я 10 октября 1870 года в Воронеже, куда мои родители переселились на время из деревни для воспитания моих старших братьев; но детство (с четырехлетнего возраста) мне пришлось провести в глуши, в одном из небольших родовых поместий (хутор Бутырки, Елецкого уезда, Орловской губернии)... Десяти лет меня отдали в Елецкую гимназию, где курса я, к счастью, не докончил по болезни, а вернувшись в 1886 году зимою в деревню (Озёрки, Елецкого уезда), готовился на аттестат зрелости со старшим братом, кандидатом университета, и начал писать систематически». Известный липецкий журналист, прозаик, публицист Владимир Петров написал много статей и книг о Бунине на Липецкой земле и является трижды лауреатом областной премии им. И.А. Бунина (1996, 1999, 2006 гг.). Сам классик писал: «...Лет с семи началась для меня жизнь, тесно связанная в моих воспоминаниях с полем, с мужицкими избами, а потом и с моим воспитателем. Чуть не все свободное время я, вплоть до поступления в гимназию, да приезжая из гимназии на каникулы, проводил в ближайших от Бутырок деревушках, у наших ближайших крепостных и у однодворцев. Моими друзьями являлись простые крестьянские ребятишки, и порой я по целым дням стерег с ними в поле скотину...» Отсюда потрясающее знание Буниным крестьянского быта, острое чувствование природы, его звериное чутье на запахи и краски.

О счастье мы всегда 

            лишь вспоминаем. 

А счастье - всюду. 

            Может быть, оно 

Вот этот сад осенний за сараем 

И чистый воздух, 

            льющийся в окно. 

В бездонном небе 

            легким белым краем 

Встает, сияет облако. Давно 

Слежу за ним... 

            Мы мало видим, знаем, 

А счастье только знающим дано. 

Здесь же, в Озёрках, Ваня написал свои первые стихи: «Над могилой Надсона» и «Деревенский нищий»: «...В апреле 1887 года я отправил в петербургский еженедельный журнал «Родина» стихотворение, которое и появилось в одном из майских номеров. Утром, когда я шел с этим номером с почты в Озёрки, рвал по лесам росистые ландыши и поминутно перечитывал свое произведение, никогда не забуду...» 

В 1889 году Бунин переехал в Харьков к брату Юлию. Здесь он познакомился с народниками, получил навыки журналиста. В конце 1889 года принял предложение издательницы Н.А. Семеновой о сотрудничестве в «Орловском вестнике» и переехал в Орел. В 1891 году вышла первая книга Бунина - «Стихотворения 1887-1891». С августа 1892 года Бунин служил в городской управе Полтавы и сотрудничал в «Полтавских губернских ведомостях». В эти годы Бунин «усердно учился, писал, ездил, ходил по Малороссии», которая, впрочем, не хранит сегодня зримую память о великом русском писателе. А ведь сюда к нему переехала из Орла Варвара Пащенко. Ее отец, состоятельный врач Владимир Пащенко, раньше державший в Харькове собственную оперу, видел в полунищем журналисте Бунине неровню своей дочери. Бунин, оставив работу в «Орловском вестнике», переехал в Полтаву, к брату Юлию, которого упросил найти место и для Варвары Владимировны. В Полтаве Иван Алексеевич некоторое время работал библиотекарем, статистом в земском управлении, писал для местной прессы статьи на сельскохозяйственную и другие практичные темы. Так что тонкий лирик прекрасно разбирался в реальных проблемах. После измены Пащенко в 1895 году Бунин оставил службу в Полтаве, уехал в Петербург, затем в Москву, сблизился с К.Д. Бальмонтом, В.Я. Брюсовым, Ф.К. Сологубом, В.Г. Короленко и А.И. Куприным. В 1898-1900 годах Бунин в Одессе и Ялте входит в круг «Товарищества южных художников», знакомится с ведущими актерами Московского художественного театра, с А.П. Чеховым. Своеобразной данью символизму явился сборник стихов Бунина «Листопад», вышедший в начале 1901 года и получивший Пушкинскую премию. В ХХ век вступил последний классик русской литературы... 

Но и Москва не хочет предавать крепких связей с судьбой Бунина. Известно, к примеру, что в начале 1910-х годов Иван Алексеевич задумал написать большой роман о жизни московской интеллигенции, не лишенный сарказма, который сквозит в эпиграфе. Роман, к сожалению, так и остался лишь в набросках. В Москве в ноябре 1906 года Бунин впервые встретился с Верой Николаевной Муромцевой, племянницей председателя Государственной думы первого созыва С.А. Муромцева. Впоследствии Вера Николаевна стала женой писателя. 

Здесь, в старых переулках 

            за Арбатом,

Совсем особый город... 

            Март, весна.

И холодно и низко в мезонине,

Немало крыс, 

            но по ночам - чудесно.

Днем падают капели, 

            греет солнце,

А ночью подморозит, 

            станет чисто,

Светло - и так похоже 

            на Москву,

Старинную, далекую. Усядусь,

Огня не зажигая, возле окон,

Облитых лунным светом, 

            и смотрю

На сад, на звезды редкие... 

            Как нежно

Весной ночное небо! 

            Как спокойна

Луна весною! 

            Теплятся, как свечи,

Кресты на древней церковке.

            Сквозь ветви

В глубоком небе ласково сияют,

Как золотые кованые шлемы,

Головки мелких куполов...

Первые свидания Ян, как называла его Вера, назначал ей в любимом ресторане «Прага», ныне недоступном для москвичей. Отсюда они отправились в путешествие по святым местам. В Москве они жили мало - Бунин любил путешествовать. Но чаще всего на лето Иван Алексеевич и Вера Николаевна возвращались в Россию и жили под Москвой - в Царицыне, где у Сергея Андреевича была огромная дача. Теперь на ее месте создан музей, посвященный жизни поселка Царицыно и выдающимся людям, которые в разное время здесь бывали. Незадолго до революции Бунин с семьей поселился на Поварской улице и, очевидно, прожил бы здесь не один десяток лет, если бы не начавшаяся русская смута. Сейчас дом на Поварской, где жил писатель, находится под охраной как памятник истории и культуры, на фасаде здания открыта мемориальная доска. А в 2007 году неподалеку, в сквере, был установлен памятник Ивану Бунину работы скульптора Александра Бурганова. У памятника собираются в день рождения последнего классика его поклонники и официальные лица. Так, в прошлом году в ходе неформального общения представители управы Пресненского района и ассоциации «Бунинское наследие» договорились о дальнейшем сотрудничестве на ниве просветительства. Например, заместитель главы управы Екатерина Сидорина предложила ассоциации учредить Бунинскую премию за вклад в дело просвещения москвичей, особенно школьников. Предложение было с восторгом принято, а скульптор Геннадий Провоторов, автор мемориальной доски на доме, где жил Бунин, пообещал придумать макет памятного знака для лауреатов премии. Посмотрим в юбилейные дни, как будет реализовано это благое пожелание...

Александр Бобров

http://www.voskres.ru/literature/critics/bobrov10.htm

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Александр Бобров:
Информационная угроза и поэзия
Мощным нападкам подверглось женское монашество, и особенно Малоярославецкий Свято-Никольский женский монастырь, при котором действует детский православный приют «Отрада»
07.03.2017
Все статьи автора
Последние комментарии
«Слова "ад", "смерть без покаяния" нас не прошибают»
Новый комментарий от Советский недобиток
11.12.2019
Александр Проханов: «Это день волшебный!»
Новый комментарий от Oldman1312
09.12.2019
Нельзя осуждать суррогатное материнство
Новый комментарий от Наталия 2016
09.12.2019
Еще раз о могиле «екатеринбургских останков»
Новый комментарий от Наталия 2016
10.12.2019
Модернистские потуги или обыкновенное невежество?
Новый комментарий от София7
05.12.2019
Убогая кураевская методология
Новый комментарий от Oldman1312
09.12.2019
Заработала авторизация и форум
Новый комментарий от Разработчик РНЛ
04.12.2019