О чванстве и нарочитой приниженности

Как должен выглядеть и вести себя православный человек в храме и вне его, рассуждают настоятель храма Воскресения Христова (у Варшавского вокзала) архимандрит Сергий (СТУРОВ) и настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове протоиерей Вадим БУРЕНИН.


О.Сергий: - Святые Старцы предупреждали, что настанет время, когда люди будут друг к другу ближе, но любви не будет. В молодости это было для меня так дико: как так, любви и уважения не будет? А вот сейчас я это всё увидел своими глазами... Ведь раньше как было? Люди приходили в храм, крестились на три стороны и становились на свои места. Если же место по какой-то причине занято - человек вставал рядом и молился, не выказывая никаких претензий. А сейчас, если и не подтолкнёт локтем или в спину, то уж неудовольствие выскажет обязательно. Я помню, когда ещё в молодости служил в Сибири и в Астрахани, - строго соблюдалось правило: если храм полон народа, люди от подсвечника к подсвечнику не бродили во время службы, а просто передавали свечи впереди стоящим с просьбой поставить к такой-то иконе. А ныне? Идёт богослужение - понимаете?! - служение Богу, - а народ не слушает, он озабочен тем, чтобы свечку свою пристроить и охранять, пока та до конца не сгорит, а то вдруг Господь мольбы не примет... А то ещё взяли моду: приходят мужчины в храм и ну обниматься-целоваться, вот, дескать, как возлюбил я ближнего своего. А на самом деле это грех, и называется он чванство. Потому как если уж неприличным считалось воздавать кому-то почести в присутствии земного царя, то тем паче нельзя делать это в церкви, ибо церковь - Дом Божий, здесь постоянно присутствие Божие. Так как же мы можем воздавать друг другу почести в Доме Божием, где все мысли должны быть об Отце Небесном?! Но сейчас это происходит сплошь и рядом.

В Сибири и в Астрахани даже в ограде церковной мужчины не обменивались рукопожатием и не обнимались. Церковная земля - святое место. А коли давно не виделись и радости не сдержать - выходили за ограду и там уже давали волю чувствам. В храме же делали только немые поклоны. Кто-то скажет, что это маловажно. Но вот так мы по кирпичику всё и отбрасываем как неважное, отжившее своё, старомодное... в итоге всё здание рушится.


- В редакцию пришло письмо. Женщина пишет, что в храм как-то зашли двое: у юноши из волос рожки сплетены, девушка с кольцом в носу. Бродили по церкви, как по музею, потом решили святой воды попить. Она выгнала их из храма, как поклоняющихся другому богу. Так же поступила с женщиной, прикладывающейся к иконе накрашенными губами. А прихожане осудили её за это...

 О.Вадим: - Когда люди приходят в храм с накрашенными губами и, прикладываясь к иконе или испив святой воды, оставляют отпечатки - что же хорошего? Они не научены с уважением относиться к тем, кто находится в храме, не читали слов Евангелия: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф.7,12). При этом считается, что не надо таких людей трогать, иначе можно спугнуть, обидеть и те больше не придут в церковь. Но если мы будем отмалчиваться - люди будут уверены, что такое поведение - норма. Необходимо доброжелательно вывести их из этого заблуждения. Что касается запретов пить святую воду с накрашенными губами - это уже ревность не по разуму. Если женщина берёт святую воду домой - пусть пьёт её хоть с фиолетовыми губами. Лишь бы во славу Божию. Не надо думать, что только вы - праведные и правильные, потому что выучили с десяток молитв и ходите в храм. Господь Сам выберет Своих чад.
Слушая батюшку, я вспомнила стихотворение Натальи Пискуновой:
«Я православный, я ставлю свечки и на Крещенье купаюсь в речке. Молитвы знаю, пощусь примерно, в храм прибегаю одним из первых. А покаянье моё такое - отчёт квартальный у аналоя. Отдам бумажку, склоню головку, а плакать было б совсем неловко. Я православный, я ем просфорки, яички в Пасху катаю с горки. Я почитаю всех тех, кто в рясе, храню коллекцию священных масел. За каждым делом молюсь, конечно, а если в целом - живу безгрешно».

- Что касается художеств с волосами. Скорее всего, налицо юношеский комплекс от своей незначительности, попытка привлечь к себе внимание. Больше, видимо, выделиться нечем, ну тогда хоть так... К нам в храм забредали подобные молодые люди. И никогда никто из прихожан не скандалил - наоборот, старались помочь сделать шаг к Богу. Православные не должны вести себя агрессивно, иначе получим в ответ ещё большую агрессию. Конечно, если у него на голове будет сооружено уже что-то кощунственное - спокойно объясните, что в таком виде в Божий Дом не ходят. Есть много сатанистов различных, но эти люди и одеваются, и ведут себя соответствующе. И если они специально пришли, чтобы мешать молиться, если хотят духовной брани - выведите их вон.

Девицам можно предложить надеть платок, дабы не искушали прихожан своим странным видом. А колечко в носу не обязательно говорит о том, что она исповедует буддизм, поклоняется Кришне. Зачастую девушки делают это бездумно, воображая, что украшают себя. Честно скажу: если бы в наш храм пришла такая девица и стала молиться, я был бы только рад, потому что человек ищет Бога, жаждет жизни с Богом. А по мере того как она будет знакомиться с православной верой, исчезнут серьги из носа, пупков и бровей. Значительно хуже будет, если она никогда не переступит порог храма. Или если её оскорбят и она уйдёт обиженная. А не скажет ли Господь на Страшном Суде: Я привёл к вам человека, коснулся его сердца, а вы выгнали его из Дома Моего, не помогли духовно преобразиться. Чем оправдаемся?

- Как должен выглядеть православный человек? Вот захожу я в храм: нелепые, пыльного цвета одежды, стоптанные башмаки. А на работе, в театре - картинки писаные. А помню, в детстве, в Сибири, когда шли с бабушкой в церковь, - она извлекала из сундука самые лучшие одежды, потому как в гости к Богу шла, а это - праздник. И до революции люди шли в храм принарядившись. Так почему нынче даже молодые девушки похожи на старушек или унылых мышек? Разве это нужно Богу или Церкви?


- После десятилетий владычества советской власти люди пришли в Церковь, утратив о ней всякое понятие. И многие искренне считают, что чем безформеннее и грязнее юбка, тем лучше, а красивая одежда, мол, в церкви неуместна. Наши предки поступали правильно, приходя в храм в лучших своих одеждах. У них и в душе был праздник, и ликование от встречи с Господом. И люди неверующие или других вероисповеданий видели, что наша вера - радостная, светлая. А нынешние прихожане найдут что поплоше и радуются, что «создали образ православного человека». Глупость и лицемерие. Такое поведение вызывает тревогу за человека, ибо его духовное устроение нуждается в серьёзном исправлении.

- Внешний вид иных священников тоже порой удивляет до невозможности. В хвостике только бантика иной раз не хватает.


О.Сергий:
- Это правильное замечание. Если уж батюшка носит длинные волосы, то нужно за ними следить. Вот в моём приходе в Астрахани был такой о.Николай Виноградов - он из священнического рода, - так он носил длинные волосы даже в советское время, когда в школах учителя презрительно говорили: «Долгогривый, как поп». Но о.Николай всегда ходил в рясе, никогда не надевал светское платье. Внешне он чем-то был похож на св.прав. Иоанна Кронштадтского. Никаких заколок в волосах я у него не видел, и хвостики он тоже не делал. А волосы священникам положено распускать - всегда так служили или же стригли коротко. Чудачества не приветствовались. Кстати, до революции при рукоположении будущие священники давали присягу носить длинные волосы. В наше время этот обычай упразднён. Вот и у меня короткая стрижка, потому что считаю, что так аккуратнее, и греха в этом не вижу. Священник должен быть опрятным.

- Ещё более странно люди себя ведут. Наблюдаю за одним и тем же лицом - будто два разных человека: в жизни - умный, с чувством собственного достоинства человек, в храме скособочится, скукожится и как краб - боком-боком - под благословение подходит. Разговаривает с батюшкой с приниженно-пришибленным видом. А бывает, и священники ведут себя так... с благотворителями. И богатый деньгодавец не подходит под благословение, не целует руку, а ручкается по-светски, разговаривает снисходительно...


О.Вадим:
- Я задумывался над этим вопросом... Очевидно, причина кроется во внутреннем духовном неустройстве. Не надо забывать, что многие были воспитаны в советское время, не знают, как правильно вести себя, оттого испытывают чувство неловкости.
Чтобы и общинная, и внутренняя жизнь человека становилась радостней и краше, а не приобретала уродливые формы, надо помочь людям осознать, что значит быть православным, разбить корку духовной скованности. Для этого, например, в нашем храме по воскресеньям устраиваются чаепития: прихожане и священники общаются в непринуждённой обстановке. Можно посещать катехизаторские курсы. Главное, чтобы было желание духовно преображаться, а батюшки всегда поддержат и помогут каждому и в себе, и в окружающих увидеть образ Божий, достойный уважения и любви.

Ирина РУБЦОВА

http://pravpiter.ru/

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Сергий (Стуров):
«Для себя я ничего не оставляю»
Архимандрит Сергий (Стуров) размышляет о проблемах церковной и общественной жизни
14.12.2013
Все статьи автора
Вадим Буренин:
Владыка показал пример настоящей жизни во Христе
Митрополит Иоанн (Снычёв) уделял пристальное внимание единению Руси, симфонии Церкви и государства в России
04.02.2020
Все статьи автора
Последние комментарии
Какая линия победит?
Новый комментарий от Коротков А. В.
05.04.2019
Запретят ли идти в храм на Пасху?
Новый комментарий от Коротков А. В.
05.04.2019
«За отчий дом, за русский край…»
Новый комментарий от Коротков А. В.
05.04.2019
Режим самоизоляции продлён до 30 апреля
Новый комментарий от Коротков А. В.
05.04.2019
Недаром плакали иконы
Новый комментарий от Игорь Бондарев
05.04.2019
Первая кровь Гражданской
Новый комментарий от Русский Сталинист
05.04.2019
Храмы не могут стать источниками распространения инфекции
Новый комментарий от Ксения Балакина
05.04.2019