Кошмар на уроке литературы

Несколько лет назад в сборнике элективных курсов, в редакционную коллегию которого входило два десятка кандидатов и докторов педагогических и психологических наук, я обнаружила удивительную программу под названием "Целительные силы". В программе говорилось о снятии порчи и сглаза, диагностике кармы и практических занятиях по уринотерапии. Сборник распространяли по школам в печатном и электронном видах...

Когда я расценила это как некий курьёз - ну, недосмотрели учёные и чиновники. Сегодня я склонна рассматривать "вбрасывание" в школы этой и другой подобной продукции как разведку боем - "прокатит или нет"?

Прокатило. Сегодня мы имеем множество учебников оккультно-мистической направленности. Одни из них рекомендованы Министерством образования и науки Российской Федерации, другие "допущены", третьи и без всяких грифов издаются многотысячными тиражами.

Чувствуется, что авторы своё дело знают. В рекомендациях для учителя баллада Жуковского "Светлана" снабжена двумя (!) переводами первоисточника. Далеко не все студенты филологических факультетов знакомятся с текстами в таком объёме. Родителям, у которых нет времени читать учебники своих детей, поясню, что речь идёт о безутешной невесте, проклинающей небо за смерть своего жениха. Ночью ей является убитый жених и увозит её к себе на кладбище.

Дальше - "Ночь перед Рождеством" Н.В. Гоголя, мистическое начало повести "Вий", "Упырь" А.К. Толстого, "Утопленник", "Бесы" и "Вурдалак" А.С. Пушкина... Филологиня тётя Лена, поводырь по страницам учебника, просвещает шестиклассницу Веру насчёт древних славянских богов и со знанием дела даёт классификацию всякой нечисти. Интересно, будут учителя спрашивать на уроках, кто такие ведьмак, баенник, злыдень, вий, и чем оборотни отличаются от вампиров?

После этой обоймы негатива делается неуклюжая попытка психологической реабилитации школьников рассказом А.П. Чехова "Страшная ночь". Кто-то отделается лёгким испугом. Однако у особо впечатлительных могут возникнуть невротические симптомы.

В обращении председателя Совета народных депутатов Камчатской области Н.Я. Токманцева к министру образования и науки РФ А.А. Фурсенко, написанном по многочисленным просьбам родителей и поддержанном законодательными собраниями 22-х субъектов Российской Федерации, говорится о том, что "развивающие" тенденции программного обеспечения предмета "литература" сводятся к травмирующему психологическому воздействию на ребенка через тенденциозно подобранные произведения мистического и жестокого характера". Чтобы это увидеть, необязательно быть психологом или филологом - достаточно уметь читать, здраво мыслить и думать о детях.

У специалистов Российской академии образования, отстаивающих программу, свои доводы.

Из письма и.о. президента РАО Д.И. Фельдштейна директору Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки РФ И.И. Калине: "Произведения, которые условно можно назвать "мистическими", включены в учебник 6 класса и присутствуют всего в одном разделе. В основном, все они входят в государственный образовательный стандарт и рекомендованы для включения в любой государственный учебник литературы (В.А. Жуковский "Светлана", Н.В. Гоголь "Ночь перед Рождеством", А.С. Пушкин "Бесы", "Песни западных славян" и другие. Стихотворение В.А. Жуковского "Лесной царь" всегда традиционно предлагается для чтения учащимся при изучении романтизма. Пародийный юмористический рассказ А.П.Чехова "Страшная ночь" даже условно трудно отнести к мистике. Присутствие данных произведений оправдано концептуально и методически, так как на их основе изучается направление романтизм и мистическая тема в российской литературе, без которых невозможно адекватное представление о литературном процессе. Кроме того, в вышеназванных учебниках через эти произведения учащиеся знакомятся с нашей национальной славянской мифологией, без знания которой невозможно понимание русской классики XVIII-XIX веков в старших классах. Никакого отношения к "развитию суеверий и оккультизма" произведения данного раздела не имеют, это проверено десятилетиями педагогической практики, и случаев "травмирующего психологического воздействия" их на нормальную детскую психику до сих пор отмечено не было".

Однако в учебнике есть произведения, представляющие серьёзную духовную опасность.

Малоизвестная широкому читателю новелла Мопассана "Орля", которую Л. Андреев назвал истерической, написана в форме дневниковых записей больного, страдающего манией преследования. Психически больной писатель раскрывает суть процессов, происходящих в сознании человека-шизофреника.

Кстати, вам известно значение слова "орля"? Из учебника я узнала, что "это слово сейчас принято понимать в значении "внешнее, находящееся за пределами действительности"". Кем принято, - не сказано.

Самый верный способ узнать, что изучают наши дети - прочитать их учебники. Вашим детям предстоит не только читать "Орля", но и выписывать самые жуткие фрагменты. По мнению авторов хрестоматии, "подобная работа поможет углубленному проникновению в текст, исследованию психологического состояния героя".

Чтобы ответить на вопросы к тексту, нужно настолько глубоко войти в образ героя, что есть риск не выйти из него. Для "непонятливых" в скобках даны "правильные" ответы. Было бы забавно, если бы не было так страшно...

Иногда мне кажется, что современное школьное образование - это и есть "орля" - таинственная и неуловимая сила, которая целенаправленно разрушает здравый смысл, навязывает самоубийственные модели поведения и диктует свои правила игры в целях, известных только узкому кругу лиц.

Художественный текст в отличие от научного не может быть нейтрален. Читайте ребёнку стихи и рассказы, написанные талантливым, но душевно больным или эмоционально ущербным человеком, - и вы рискуете вырастить его подобие, правда, лишённое таланта. Хотите вырастить человека с чистым сердцем и ясным умом - питайте его книгами, написанными людьми с чистым сердцем и ясным умом. И чем раньше это произойдёт, тем прочнее будет результат

http://www.russdom.ru/2007/200709i/20070938.shtml
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

5. Re: Кошмар на уроке литературы

Честно говоря. возникает такой вопрос - если без знания мистики и языческих представлений славян невозможно проникнуть в те или иные произведения, как будем проникать во все остальное, что выросло в рамках и как результат христинаской культуры? В этой области такого ликбеза никто не предусмотрел. .что же до Мопассана, то. на мой взгляд, его "неприличие" сильно преувеличено. Но почему "Орля"? Наверное, для того, чтобы никто уже не взял в руки его книг. А какие милые есть у него рассказы! Например, про парализованного крестьянина, которому жена положила в кровать индюшачьи яйца.

lucia / 03.01.2010

4. Так ли?

Ну да! Изучать в школе основы никак православия нельзя. А вот основы оккультизма в форме разнообразных страшилок - сколько угодно. Помнится, в детстве мне казались очень страшными и "Светлана" и, еще более, "Лесной царь" Жуковского.А уж о современных кинострашилках и говорить нечего. Это своего рода растление детей,разрушение их психики, подготовка к спокойному и даже доброжелательному восприятию бесовшины. Автор права в своих опасениях. С таким образованием мы получим (да уже получаем) совершенно другое поколение: детей, предпочитающих темные, мрачные фантазии вместо реальности; да еще с неустойчивой, суицидальной психикой.

Захар / 03.01.2010

3. отличная статья!

Дети и оккультизм - несовместимые понятия! PS: Никогда бы не подумал, что в школьную программу включат Мопассана! Это просто безобразие!

Стас / 03.01.2010

2. Re: Кошмар на уроке литературы

Статья эта, по моему мнению,имеет весьма дурной запашок-подобный тому, который имеют небызвестные книги серии "Дети против волшебников" со злобными гарри поттерами и хорошими генералами ФСБ , бьющимимя против мирового зла. Кое-кто возможно даже предположит,что статья эта имеет провокационную цель-изобразить православных невежественными обскурантами .Тем более автор человек образованный,научный сотрудник. Но я так не считаю .К сожалению,многие наши неофиты и неофитствующие пишут такое совершенно искренне. И искренне же считают,что насаждают таким образом нравственность и благолепие и искореняют вольнодумство и ересь. Давайте по порядку. Ну неужели рассказы в учебнике о языческих богах или нечисти-безусловно,оправданные контекстом-сделают наших детей язычниками? Неужели то, что они станут более образованными в культурологическом и историческом плане людьми так-таки должно обречь их на геену огненную? Ну давайте будем серьезнее. Дети в шестом классе школы давно уже смотрят мульфильмы и читают книги,в которых творятся вещи почище чем в заклейменных автором "Вурдалаках" или "Бесах"! Ничего нового о нечистой силе тот,кто ,скажем, знаком с анимэ и книгами Ника Перумова после прочтения "Ночи перед Рождеством" для себя не узнает! И ничего особенно страшного для себя после комиксов не найдет. Прочитав эту статью, в которой взрослая тетя так пламенно заботится в этом плане о их незараженности оккультными учениями и неподверженности их психики "травматическим воздействиям" ,те же самые дети бы рассмеялись-и обрадовались бы . Еще бы,тетя ратует за то,чтобы прекраснейшие произведения русской классики были убраны из программы! Мой родственник-школьник -человек православный-по крайней мере смеялся . Особенно порадовал пассаж о психически больном Мопассане. Как и у многих других (да почти всех!) творческих личностей у него были проблемы с нервами. Но формы ненормальности его психика приобрела лишь незадолго до смерти и подобные слова-оскорбления этому мастеру слова. Кстати,точно так же некоторые критики любят характеризовать Гоголя.И по таким же основаниям ,как и "Орлю", запрещению можно было бы подвергнуть и "Записки сумасшедшего" Николая Васильевича. P.S. Недавно перечитывал великолепного "Милого друга" вышеупомянутого Ги. Там есть великолепная фраза,в отношении героя депутата-"этот был один из тех сомнительных грибов,которые произрастают на навозе всеобщего избирательного права" . Как верно!

1. ***

Большое спасибо!

елена / 02.01.2010
Галина Резапкина:
Риски компетентного подхода
Программа «Life skills» базируется на концепции технократического воспитания, основанной на исследовании поведения животных
17.04.2019
Слишком тонкая полемика
О романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита»
10.04.2019
Как остановить время? Стать творцом
О фильме Леха Маевски «Мельница и крест»
17.07.2012
Дом горит, а маляры красят крышу
Психолог Галина Резапкина о мерах, направленных на возрождение профтехобразования
18.04.2011
Все статьи автора
Последние комментарии
«Лукашенко не на Западе и не с Россией»
Новый комментарий от Kiram
2020-08-15 16:29
«Мы видим насилие в нашем обществе, возмущение людей»
Новый комментарий от Олег В.
2020-08-15 16:27
Идёт захват Западом Белоруссии вслед за Украиной
Новый комментарий от Андрей Козлов
2020-08-15 16:15
Лукашенко: «Мне что делать в этой ситуации?»
Новый комментарий от учитель
2020-08-15 15:38
О монархистах XXI века
Новый комментарий от Наблюдатель
2020-08-15 15:37
Нам нужен позитив!
Новый комментарий от Олег В.
2020-08-15 13:53
Русский наш Крест, помоги нам!
Новый комментарий от Глеб
2020-08-15 12:15