Историк Владимирского собора

Васнецов назвал роспись храма "Заказом Божьим"

В Институте социальной памяти при Академии военных наук разработан проект, связанный с восстановлением творческого наследия забытого русского писателя Владимира Людвиговича Кигна (1856-1908), писавшего под псевдонимом "Дедлов". Это был человек, сочетавший в себе талант ученого-исследователя миграционных процессов пореформенной России XIX века и мастерство самобытного публициста, тонкого искусствоведа.

Среди произведений Владимира Дедлова одно из главных мест занимает книга "Киевский Владимирский собор и его художественные творцы". Последний раз книга издавалась в России в 1901 году. Надо сказать, что в понимании роли и места Владимирского собора в нашей культуре нет источника объективнее. Дедлов в течение десяти лет, с 1886 по 1896 год, непосредственно наблюдал за работой художников по росписи храма.

Владимирский собор расписывали выдающиеся русские мастера Виктор Васнецов, Михаил Нестеров, Павел Сведомский, Вильгельм Котарбинский, Михаил Врубель, а также несколько ярких представителей киевской рисовальной школы Николая Мурашко.

Созвездие этих маститых художников подбиралось самым тщательным образом известным русским историком, теоретиком искусства, талантливым археологом, востоковедом и художественным критиком, профессором теории и истории искусства Петербургского университета А.В. Праховым (1846- 1916). С Праховым автора книги "Киевский Владимирский собор и его художественные творцы" Дедлова связывали не только творческие привязанности, но и прочные земляческие узы. Они оба были из Могилевской губернии. Именно Прахов ввел Дедлова, еще студентом сначала физмата, а затем юрфака столичного университета в петербургскую творческую среду.

"Собор святого Владимира в Киеве, живопись которого пользуется громкой известностью не только в России, но и заграницей, построен по мысли киевского митрополита Филарета...". С этих слов начинается повествование Дедлова о Владимирском соборе. Собственно идея о создании в Киеве собора в честь святого равноапостольного князя Владимира была официально утверждена Синодом и Николаем I еще в 1852 году, тогда и начался сбор пожертвований.

К 1859 году было собрано около 100 тыс. руб., да еще Киево-Печерская Лавра пожертвовала миллион штук кирпича. Собор был заложен на Бибиковском бульваре, на чудесном месте, 15 июля 1862 года в день святого Владимира. Строительство завершилось в 1882 году под руководством известного архитектора Владимира Николаева.

Весной 1885 года оштукатуренный изнутри собор был подготовлен к внутренней отделке. Прахов рассчитывал управиться с росписями в два года. Но заняло это целых 11 лет. В.Л. Дедлов пишет: "Владимирскому собору в Киеве, этому народному памятнику, грозила опасность быть расписанным какой-нибудь заурядной иконописной артелью или таковыми же отдельными художниками. Так было решено в канцеляриях и сметах... Нужна была вся неспособность профессора Прахова признать существование затруднений, чтобы поставить дело украшения собора на широкую ногу. Профессору по обыкновению это удалось, и он создал памятник не только крестителю России, но и самой России, русскому искусству".

Надо сказать, что на протяжении всего периода затянувшихся работ с семьей Праховых и их детищем-храмом было связано много мистических вещей. Так, в 1885 году во время посещения собора вице-губернатором Баумгартеном и Праховым им обоим на только что оштукатуренной запрестольной стене открылось видение Богородицы с младенцем на руках.

Конечно, самым решающим и определяющим в росписи собора было участие Васнецова. Сам Виктор Михайлович считал эту работу главным делом всей своей жизни. Он любил повторять, что "нет на Руси для русского художника святее и плодотворнее дела, как украшение храма...".

Но поначалу Васнецов отказал Прахову. А на другой день, на даче, весенним вечером, сидя на лавочке перед верандой под трели птиц, Васнецов был просто поражен образом своей супруги с сыном-младенцем на руках. Вид женщины с младенцем настолько поразил Васнецова, что ему вдруг пришла мысль, как хорошо было бы написать Богородицу с младенцем такими, как только что представшие перед глазами дорогие ему люди. Он тут же принял решение расписывать собор и на другой день послал Прахову телеграмму о своем согласии, чем очень обрадовал профессора.

А впоследствии, когда Васнецов представил Прахову свои эскизы алтарного образа Богоматери, тот извлек и показал художнику сделанный когда-то набросок проступившего на штукатурке изображения. На несколько минут утратив дар речи, Васнецов произнес: "Это был заказ Божий".

Около двух лет писал Васнецов тот образ. А когда леса были убраны, и для приемки работы собралась комиссия - открылся такой вид росписей, что всем стало ясно - в соборе явился мощный талант совершенной живописи. В общей сложности Васнецов исполнил 15 композиций и 30 отдельных фигур, не считая медальонов. Это 4 тысячи квадратных метров.

Дедлов утверждал, что "Прахов с его образованием, одаренный тонким художественным вкусом... практический знаток древнего русского искусства и Византии, пошел дальше, выдвинул такого сильного идеалиста, как Виктор Васнецов, и создал первый в новой России национальный храм".

Следующий мастер, о котором необходимо вспомнить - Михаил Нестеров. Художнику принадлежат четыре иконостаса нижних и верхних пределов, два запрестольных стенных образа, а также "Богоявление в крестильне".

И Васнецова, и Нестерова Адриан Прахов называл "греческими" живописцами. А вот "варяжскими" он уважительно величал Сведомского и Котарбинского. Художник-реалист Сведомский - сын землевладельцев из Перми, Котарбинский - поляк по национальности, живописец грациозного фантасмагорического стиля, проживал в белорусской деревне под Минском. Вдвоем они написали 18 картин и 84 отдельные фигуры.

Подряд на грунтовку стен и позолотные работы, а также на изготовление церковной мебели блестяще выполнил владелец иконостасной мастерской в Чернигове - Александр Иванович Мурашко.

Изучая историю Киевского Владимирского собора - этого величайшего храма-памятника - мы должны отдавать себе отчет в том, что народы России, Украины и Белоруссии объединены общей историей, культурой, искусством...

Александр Ужанов, директор Института социальной памяти

http://stoletie.ru/minuvshee/070914161732.html
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Александр Ужанов:
Историк Владимирского собора
Васнецов назвал роспись храма "Заказом Божьим"
15.09.2007
Все статьи автора
Последние комментарии
«Стирается грань между Церковью и расколом»
Новый комментарий от Неизвестный
06.12.2019
Заработала авторизация и форум
Новый комментарий от Сант
04.12.2019
Защитим семью вместе!
Новый комментарий от Александр Копейкин
05.12.2019
Асмолов и Реморенко против Министерства просвещения
Новый комментарий от Коротков А. В.
02.12.2019
Модернистские потуги или обыкновенное невежество?
Новый комментарий от Александр Тимофеев
05.12.2019
Лукашенко дезавуирует создание Союзного государства
Новый комментарий от Юрий Светлов
06.12.2019
Георгий Франциск Скорина
Новый комментарий от Здравый
05.12.2019