Неутихающий огонь ненависти в Нагорном Карабахе

Краткий анализ межнационального конфликта в исторической ретроспективе

Нынешний конфликт в Нагорном Карабахе (Арцахе) имеет свою долгую предысторию.

Известно, что исторически Арцах считался одной из провинций Армении, а после утраты централизованной армянской государственности в 1045 г. Хаченское княжество, основанное в Арцахе в 822 г., на протяжении многих веков оставалось одной из областей, где сохранялось армянское правление.[1] Вместе с тем, армяне и азербайджанцы жили в Карабахе совместно достаточно долго. Ссорились и враждовали, воевали друг с другом, мирились и торговали – всего хватало. При этом регион находился под юрисдикцией различных государств. Рассмотрим особенности взаимоотношений двух народов, начиная с середины XVIII века.

В 1747 г. в Равнинном Карабахе было образовано Карабахское ханство, которое вскоре установило власть над преимущественно армянонаселённым Нагорным Карабахом: первые два карабахских хана — Панах и Ибрагим — подчинили своей власти армянских меликов, утвердившись в центре армянского меликства Варанда — в построенном Панахом городе-крепости Шуше. В результате междоусобиц между армянскими меликами, впервые за свою историю Нагорный Карабах оказался под властью тюркского правителя. Начиная с середины XVIII века, наблюдается массовый отток армянского населения из Нагорного Карабаха, и, наоборот, происходят тюркские переселения. Вначале край был под персидским, а с 1805 г. — под русским суверенитетом. Ханство было занято русскими войсками во время русско-персидской войны и принято в российское подданство по трактату 14 мая 1805 г. Признано за Россией оно было по российско-персидскому Гюлистанскому мирному договору 1813 г.[2]

Данный договор венчал собой долгую, кровопролитную русско-персидскую войну 1804—1813 гг., не прекращавшуюся и в год нашествия Наполеона в Россию. В 1822 г. Карабахское ханство упраздняется и преобразуется в Карабахскую провинцию Российской империи, которая, в свою очередь, в 1840 г. переименована в Шушинский уезд Каспийской области. С 1846 г. Шушинский уезд входит в состав Шемахинской (с 1859 г. – Бакинской, а с 1867 г. —Елизаветпольской) губернии.

По данным переписей первой половины XIX века, около трети населения всей территории всего Карабаха (вместе с равнинной его частью до устья реки Кура) составляли армяне, и около двух третей азербайджанцы[3]. Впрочем, с переходом земель Карабаха под юрисдикцию России доля армян в нём неуклонно увеличивается.

6 февраля 1905 г. после убийства армянами рабочего-азербайджанца в Баку в ходе бытового конфликта началась паника. Вооружённые группы мусульман, собранные в центре Баку, убивали всех встречных армян. На второй день погрома толпа стала грабить армянские лавки и докатилась до бараков нефтяной фирмы Питоева, где только 8 февраля было убито более 40 армян. Погромы продолжались пять дней. Всего в февральской резне в Баку, согласно британскому консулу в Баку Патрику Стивенсу, погибло 900 армян и 700 мусульман[4].

Этот конфликт к лету 1905 г. охватил целые уезды Закавказья со смешанным армяно-азербайджанским населением. Британский консул Стивенс в своем письме госсекретарю иностранных дел Лансдауну 20 июня 1905 г. писал: «Резня армян и татар (под «татарами» здесь и далее понимаются азербайджанцы – Авторы) в Нахичевани и Эривани и во всех сёлах уездов упомянутых городов приняла очень тревожные масштабы. К сожалению, партии, посвятившие себя резне, настолько полны решимости нанести друг другу тяжелейший ущерб, что в некоторых местах целые деревни сравнены с землёй в результате подстрекательства»[5].

Так, в августе 1905 г. происходит знаменитая «армяно-татарская резня» в Шуше и жители других мусульманских национальностей, в ходе которой было сожжено 240 домов, театр Хандамирова, убито 318 чел.[6] Столкновениями в то время были охвачены все местности Карабаха и Зангезура со смешанным населением. Согласно американскому профессору азербайджанского происхождения Фирузу Каземзаде: «Невозможно возложить вину в резне на какую-либо сторону. Видимо, в одних случаях азербайджанцы (Баку, Елизаветполь) сделали первые выстрелы, в других (Шуша, Тифлис) — армяне»[7].

Подавить беспорядки российские власти смогли только в 1906 г., направив на Кавказ экспедицию под командованием генерала Максуда Алиханова-Аварского (через год убит армянами-дашнаками). По данным американского тюрколога Тадеуша Свентоховского, в ходе столкновений 1905 г. было разрушено около 158 азербайджанских и 128 армянских поселений и погибло, по разным оценкам, от 3 000 до 10 000 чел.[8]

После Октябрьской революции Закавказье возглавил т.н. Закавказский сейм, который 22 апреля 1918 г. провозгласил образование независимой Закавказской демократической федеративной республики, и некоторое, весьма непродолжительное, время армяне и мусульмане Нагорного Карабаха жили в относительном мире.

28 мая 1918 г. члены мусульманской фракции Закавказского сейма провозгласили независимость Азербайджана, и в состав Азербайджанской демократической республики вошли территории бывших Бакинской и Елизаветпольской губерний Российской империи, включая районы со смешанным населением — Карабах и Зангезур.

В 1918 г. в Нагорном Карабахе, который состоял из Шушинского уезда, частей Елизаветпольского (Гюлистан), Карягинского и Джеванширского уездов, проживало 165 000 армян (71,4%), 59 000 мусульман (25,5%), из которых 20 000 жили в Шуше и его окрестностях, а также 7 000 русских (3,1%).[9]

В начале 1919 г. азербайджанские гарнизоны появились в Шуше и ряде других населённых пунктов Карабаха. В августе 1919 г. Седьмой съезд армян Карабаха признал, что Нагорный Карабах считает себя «временно в пределах Азербайджанской Республики».

В январе – мае 1920 г. в Нагорном Карабахе шли ожесточённые боевые действия в ходе Армяно-азербайджанской войны. Война сопровождалась этническими чистками. Так, после армянского восстания в Шуше в марте 1920 г. азербайджанский гарнизон и местные жители сожгли армянский квартал и убили 500 человек.[10]

Но уже в мае 1920 г. в Азербайджане была установлена Советская власть. 15 мая заместитель наркома иностранных дел РСФСР Л. Карахан направил телеграмму на имя большевистского лидера Азербайджана М.Д. Гусейнова, сообщив ему, что правительство РСФСР согласилось на просьбу армянского правительства о посредничестве между Арменией и Азербайджаном и в качестве первого шага «решило занять частями русской Красной армии спорные между Азербайджаном и Арменией местности».[11] Части 11-й армии РККА заняли территорию Карабаха и Нахичевани и к концу июня 1920 г. полностью установило контроль над ними.

5 июля 1921 г. на пленуме Кавказского бюро РКП(б) было принято решение оставить Нагорный Карабах в пределах Азербайджанской ССР, предоставив ему широкую областную автономию. Административным центром региона был установлен город Шуша. В 1923 г. была образована Автономная область Нагорного Карабаха (АОНК). В 1937 г. АОНК была преобразована в Нагорно-Карабахскую автономную область.

Следует отметить, что данная конструкция была выстроена наркомом РСФСР по делам национальностей И.В. Сталиным и стала результатом множества переговоров, сложных взаимоувязок и компромиссов между большевистскими лидерами двух народов, в т.ч. с учётом результатов «армяно-татарской резни» 1905-1906 гг. и «чисток» во время Армяно-азербайджанской войны 1920 г. К чести Советской власти (и её правоохранительных органов!), следует отметить, что, несмотря на все дальнейшие перипетии 20 века, ни при Сталине, ни при его наследниках во главе СССР, рецидивы армяно-азербайджанской вражды себя никоим образом не проявляли. Пока к власти в СССР не пришёл М. Горбачёв со своей «командой» «прорабов перестройки».

После апреля 1985 г. руководство Советского Союза вызвало (мы предполагаем, сознательно – Авторы) рост националистических настроений в республиках СССР. Разрушение государства под видом «перестройки», «гласности», «плюрализма мнений» стало мощным катализатором для давно изжитых межэтнических, межрелигиозных и межнациональных противоречий на территории страны. Вместо того, чтобы проводить взвешенную национальную политику в многонациональном Союзе, «государственные мужи» стали заниматься безответственной демагогией. И это вместо принятия немедленных решений, проведения в жизнь конкретных мер, способных незамедлительно прекратить едва наметившийся кризис. Надо думать, тоже сознательно.

Итак, национал-сепаратисты в республиках взращивались искусственно, им предоставлялась полнейшая свобода действий, буквально – развязывались руки. Один за другим в республиках происходили «стихийные» националистические митинги, «как бы случайно» перерастающие в массовые беспорядки под лозунгами: сначала – «больше свободы, больше социализма», потом – выхода из СССР и создания своих национальных государств. В пользу «независимости от центра» и демонтажа социализма говорило и то, что в один миг вдруг исчезли товары первой необходимости. К примеру, пропала табачная продукция, т.к. табачные фабрики одномоментно встали на ремонт. Цена пачки сигарет или папирос у спекулянтов оказалась в 10-15 раз выше государственной, торговали даже окурками. Вводились талоны на самые элементарные товары. Кто виноват? «Враги перестройки», разумеется.

Советский Союз взрывали в наиболее уязвимых, ключевых точках конструкции те, кто, вроде бы, должен был его развивать и защищать. Умело разрушали несущие стены, чтобы впоследствии невинно заявить: он сам… развалился.

Но вернемся к событиям, происходившим в Закавказье, в частности, в Нагорном Карабахе. Сначала за рубежом, в некоторых кругах армянской диаспоры, был поднят «карабахский» вопрос. В 1987 г. в Азербайджане появились беженцы из Кафанского и Мегринского районов Армении, получивших среди азербайджанцев прозвище «Еразик» (Ереванский Азик, т.е. азербайджанец). Правительство Азербайджанской ССР расселило беженцев в Сумгаите и вокруг него. Добавило напряжения в отношениях между Азербайджаном и Арменией безответственное (а, мы думаем, как раз сделанное сознательно – Авторы) заявление не абы кого, а советника главы СССР Михаила Горбачева академика Абела Аганбегяна в 1987 г. в Париже газете «Юманите» по поводу его желания «видеть НКАО в составе Армении», что было однозначно расценено как согласие М. Горбачева на присоединение Нагорного Карабаха к Армении.

Видимо, именно это и стало катализатором межнационального конфликта. Вскоре разгорелся пожар антиазербайджанской истерии по всей Армении. И уже в 1988 г. Армения потребовала от властей СССР присоединить к ней Нагорный Карабах. В Баку и Ереване начались митинги и демонстрации. Практически одномоментно!

В феврале 1988 г. в преимущественно армянском Степанакерте начались «стихийные» митинги, руководство Нагорного Карабаха требовало объединения с Арменией, при этом следует уточнить, что руководители НКАО были всегда армянской национальности. Азербайджанская община в НКАО тоже не оставалась в стороне. Так, 22 февраля 1988 г. из азербайджанского города Агдама Шушинского района многочисленная толпа азербайджанцев отправилась разбираться в город в Степанакерт, и у армянского населённого пункта Аскеран НКАО произошло столкновение с использованием огнестрельного оружия между милицейско-войсковыми кордонами, выставленными на пути движения толпы, и местным населением. В результате столкновения погибли два азербайджанца, один из них — от руки милиционера-азербайджанца, пятьдесят местных жителей получили телесные повреждения. Более масштабное кровопролитие в тот день удалось предотвратить.[12]

На фоне этих событий в г. Сумгаите АзССР 27-29 февраля 1988 г. начались беспорядки на этнической почве, сопровождавшиеся массовым насилием в отношении армянского населения, грабежами, убийствами, поджогами и уничтожением имущества.

Про эффект толпы, или деиндивидуализацию, мы уже подробно писали.[13] Именно это и нужно провокаторам.

В Сумгаитском погроме, по официальным данным Генпрокуратуры СССР, в ходе беспорядков погибло 26 граждан армянской и 6 граждан азербайджанской национальности, более ста человек было ранено. В ходе операции по наведению порядка телесные повреждения различной степени тяжести получили 276 военнослужащих.

28 февраля 1988 г. в г. Кировабаде (ныне Гянджа – Авторы) многочисленная толпа молодых людей, вооружённых металлическими прутьями и палками, громила в армянские кварталы, взламывая окна и двери и избивая прохожих-армян. И лишь благодаря тому, что армянское население проживало компактно и сумело организовать отпор, а вмешательство военнослужащих Кировабадского гарнизона позволило приостановить погромы и избежать резни, чрезвычайную ситуацию удалось локализовать. Человеческих жертв не допустили, но несколько десятков армянских домов были разгромлены и разграблены, сожжены автомашины.

Надо уточнить, что для поддержания порядка в Армении и Азербайджане активно привлекались части и соединения Вооруженных сил, Внутренних войск МВД СССР. Местная милиция, как правило, самоустранялась и не обеспечивала в должном объёме охрану правопорядка. Вся нагрузка по обеспечению режима Чрезвычайного положения, вводимого в этих республиках, ложилась в основном на элитные воинские части и соединения Министерства обороны и ВВ МВД СССР, укомплектованные, в основном, этническими славянами, что вызывало у местного населения ненависть к русским:

 

Словно выстрелы, звуки приказа,

Эхо долгое, будто в горах,

И уходят ребята спецназа

В раскалённый враждой Карабах.

(Солдатская песня)

 

В последующие месяцы 1988 г. конфликт армянского населения НКАО с руководством автономной области и АзССР распространился на всю Армению и Азербайджан и выглядел уже как «национально-политический кризис, основанный на взаимоисключающих представлениях о национальной территории обоих народов и республиканской принадлежности Нагорного Карабах, выразившийся в массовых проявлениях гражданского неповиновения и этнического насилия» (толковый словарь – Авторы).

В Степанакерте НКАО в этот период проводились ежедневные многолюдные шествия, митинги, забастовки коллективов предприятий, организаций, учебных заведений области с требованиями отделения от Азербайджана. Совершенно синхронно, в резонанс, в Азербайджане звучали призывы к «решительному наведению порядка» в НКАО. Общественное напряжение и национальная вражда между азербайджанским и армянским населением возрастали с каждым днём. После сумгаитской трагедии началось практически одновременно выдавливание азербайджанцев из Армении и армян из Азербайджана, нарастал взаимный поток беженцев. К декабрю 1988 г. межнациональная напряжённость перешла к открытым, почти повсеместным, столкновениям на национальной почве.

17 ноября 1988 г. на площади Ленина (ныне – площадь Свободы – Авторы) в Баку начались бессрочные массовые митинги протеста против политики центральных властей Советского Союза. При этом впервые прозвучали призывы к выходу Азербайджана из состава СССР. На площади, наряду с флагами Азербайджанской ССР, впервые появился трехцветный флаг независимого Азербайджана 1918-1920-х гг. Впервые открыто зазвучали слова о Российской/Советской империи, о национальном гнёте, ущемлении культуры и прав азербайджанского народа. Выступали на площади и «статусная» интеллигенция, и новая плеяда «социально активных» граждан. По городу Баку летали машины с трехцветным флагом, в бакинском метро было не протолкнуться, в воздухе витал один возглас: «Карабах!». И только появление вечером на улицах республиканской столицы военных БМП и БМД остудило пыл толпы. По оперативной информации органов госбезопасности, рутинное стояние на площади хорошо оплачивалось, расценки были такие: день – 10-15 рублей, полные сутки – 25-30 рублей. В то время, когда средняя зарплата была 150 рублей в месяц, безусловно, это были хорошие деньги.

Было введено чрезвычайное положения в Баку, НКАО и Кировабаде. 2 батальон на БМП 22 мсп (г. Пришиб), в котором тогда проходил службу Сергей Доценко, был поднят по тревоге, совершил 250-километровый марш, разгрузил боеприпасы на полигоне «Карайбат», и его БМП встали по периметру площади Ленина в Баку, оцепление митинга осуществляли военнослужащие ОМСДОН ВВ МВД СССР им. Дзержинского.

В Ереване Армения также 22 ноября проходили на митинге на Театральной площади, где активно выступали представители комитета «Карабах», с требованиями присоединить НКАО к Армянской ССР. В ночь с 22 на 23 ноября, когда в Ереване был установлен режим ЧП, на улицы Еревана были выведены боевая техника и военные патрули со специальным снаряжением. Запрещались митинги, забастовки, демонстрации, собрания; устанавливался комендантский час.

В ночь на 5 декабря 1988 г. подразделения внутренних войск МВД СССР вытеснили людей с площади Ленина (площадь Свободы) в Баку, изъяли холодное и огнестрельное оружие, задержали активистов, очистили площадь. Было задержано около 1000 человек.

В 1988-1989 гг. самый массовый поток беженцев — сотни тысяч человек с обеих сторон. В целом, к 1989 г. завершён исход азербайджанцев из Армении и армян из сельских районов Азербайджана.

1989 год в Азербайджане начался тихо, но потом события стали разворачиваться стремительно, неотвратимо двигаясь к страшной кульминации. В июле 1989 г. азербайджанские общественные деятели создали Народный фронт Азербайджана (далее – НФА – Авторы). Главной задачей организации стала «защита национальных азербайджанских интересов в конфликте с Армянской ССР». Был проведен первый съезд и выбран новый председатель, Абульфаз Эльчибей, человек, ставший в 1992 г. президентом Азербайджана. Эльчибей, считавшийся в СССР диссидентом, видел будущее Азербайджана в тесных связях с Турцией и постоянно подчеркивал, что «азербайджанцы – это турки». Он неприязненно относился к Ирану и с ненавистью к России. При этом подчёркнуто отказывался говорить по-русски на публике, пользуясь услугами переводчика, даже когда ездил в Москву.

Напряжение в республике нарастало. 31 декабря 1989 г. НФА провел акцию по разрушению советской границы с Ираном на протяжении около 700 км, и люди начали пересекать советско-иранскую границу для встречи с родственниками, которые проживали в Иране как этнические азербайджанцы (талыши). Фактически охрана границы была парализована. Пограничные заставы и отряды перешли к круговой обороне, наряды не выходили на охрану границы. В республику хлынул поток контрабандных товаров с Ирана: жвачка, сигареты «Мальборо», рубашки, свитера и т.д. Но, благодаря иранцам, из магазинов в приграничной зоне, практически исчезли все товары. Они скупали всё, что могли унести. Продав три блока сигарет «Мальборо» по 30 рублей каждый, всего 90 рублей, за эти деньги они могли купить два 50 кг мешка риса по 78 копеек за килограмм, мешок 39 рублей, Выгода была колоссальная. Впоследствии некоторые азербайджанцы утверждали, что «пограничники… специально открыли границу, чтобы «насолить» им» («Черный январь «Баку 90»», изд. 1990 г. – Авторы).

Параллельно с ситуацией на советско-иранской границе волнения охватили и другие районы Азербайджана. Например, 29 декабря 1989 г. в городе Джалилабаде активисты НФА захватили местный горком КПСС и разграбили его, Советская власть в городе де-факто была свергнута. При штурме было ранено 123 чел., в том числе 73 милиционера, украдено 15 автоматов. Курсанты школы милиции под руководством заместителя министра Мамедова, которые прибыли обеспечить порядок, разбежались, побросав оружие. Вот к примеру, что писал в своих показаниях один из курсантов школы милиции: «я, убегая, перемахнул через забор и нашел автомат АКСУ-74. Покинул город Джалилабад, я сдал оружие в городской отдел г. Пушкино».

В Джалилабаде шли митинги, некоторые выступающие рассказывали, что они… звонили Рейгану и Тэтчер, «наши брат и сестра поддерживают нас».

11 января 1990 г. в г. Ленкорань на юге Азербайджана НФА практически взял власть в свои руки. Уже в начале 1990 г. местные ячейки НФА свергли секретарей в 27 райкомах КПСС. Прикрываясь необходимостью привлечь внимание властей к конфликту в Карабахе, происходила замена Советской власти структурами власти НФА («Черный январь «Баку 90»», изд. 1990 г. – Авторы).

Первый секретарь ЦК Компартии АзССР Везиров полностью утратил свой авторитет: митингующие на площади Ленина переделали его фамилию на армянский манер, издевательски называя его «Везиряном», и носили по улицам его чучело в женском платье. Руководство Азербайджаном осуществлял второй секретарь ЦК Виктор Поляничко – могучего телосложения, ничего и никого не боявшийся человек. Его назначили в Баку после Афганистана, где он был главным представителем Советского Союза. Впоследствии его подло, из засады, расстреляют уже в ходе преодоления последствий осетино-ингушского конфликта в 1993 г.[14]

В победе Народного фронта на выборах в Верховный совет республики, запланированных на март 1990 г., уже никто не сомневался.

13 января 1990 г. Баку захлестнула волна антиармянских погромов. Огромная толпа собралась на митинг на площади Ленина, а к вечеру группа людей откололась от митингующих, и стала нападать на армян. Действия нападавших отличались изощренной жестокостью: район вокруг армянского квартала стал ареной массовых убийств. Людей выбрасывали с балконов верхних этажей, толпы нападали на армян и забивали их до смерти. Грабили квартиры, уничтожали имущество. Все это происходило под лозунгами «Слава героям Сумгаита!», «Да здравствует Баку без армян!».

Экстремисты были прекрасно организованы. «В конце 1989 г. жилищные конторы по всему городу Баку потребовали всех заполнить анкеты, якобы для получения талонов на продукты. В анкетах нужно было указать и национальность. Когда начались погромы, в руках экстремистов оказались точные адреса: где живут армяне, где русские, где смешанные браки и так далее. Это была продуманная националистическая акция» («Учительская газета», № 5, 1990 – Авторы). Необходимо подчеркнуть, что жертвами убийц и погромщиков в «интернациональном городе» стали в те дни не только армяне, но и представители других национальностей — прежде всего, русские. Тысячи перепуганных людей (армян, русских, представителей других национальностей многонационального Баку) нашли спасение в отделениях милиции и в огромном кинотеатре «Шафаг» - под защитой военных. Впоследствии, под охраной, их посадили на паромы через Каспийское море, перевезли в портовый город Красноводск в Туркмении. Там беженцев уже ждали самолеты, чтобы переправить в Ереван.

По состоянию на 17 января 1990 г. из республики было эвакуировано более 3 000 армян, более 1 000 квартир армян были самовольно захвачены.

Было принято решение ввести режим Чрезвычайного положения в Нагорном Карабахе, пограничных районах Азербайджана и Армении и в городе Гяндже.

Главными зачинщиками народных волнений со стороны Азербайджана являлись представители НФА, особенно т.н. «Совета национальной обороны». На бакинских улицах теперь хозяйничали активисты националистического движения. У КПП частей, которые стояли в Баку на главных трассах на окраине города, ими были возведены баррикады из многотонных тяжелых машин (КрАЗы, КАМАЗы, груженные песком или камнем, бензовозы с топливом, автобусы) и бетонных блоков. На высотных зданиях были огневые точки представителей НФА. Например, «Сальянские казармы», городок 295 мотострелковой дивизии ЗакВО: все выходы из дивизии, а это два КПП - Северный и Южный, соответственно выходившие на Тбилисский проспект и в городок у гостиницы КЭЧ «Салют», были перекрыты баррикадами НФА. Их единственным требованием был невыход войск из «Сальянских казарм» в город. Из 60 воинских частей, дислоцирующихся в Бакинском гарнизоне, были блокированы 34. Происходили нападения на отдельных военнослужащих, захват техники, квартир. Так, были самовольно захвачены 105 квартир военнослужащих, 7 квартир разграблено и 7 сожжено. Полностью уничтожены две крыши домов офицерского состава[15]. Только за девятнадцать дней января 1990 г. были убиты 22 военнослужащих Советской Армии, ранены 47 человек. Внутренние войска потеряли 8 военнослужащих, более 50 человек были ранены.

17 января 1990 г. НФА начали непрерывный митинг перед зданием Центрального Комитета Компартии Азербайджана, перекрыв к нему все подходы. Перед зданием появилась виселица - неясно, была ли она воздвигнута как символ с целью устрашения или как настоящее орудие казни? Они делали всё для того, чтобы убрать существующие органы государственной власти, вовлечь в противоправные действия народные массы.

А НФА создавал уже боевые единицы для свержения органов власти. Возглавляли их, как правило, бывшие военнослужащие, воины-«афганцы». Так, в Баку было создана 51 сотня. Расчёт здесь был следующий: одна сотня на квартал, группу улиц. Полным ходом шёл захват оружия и боевой техники. К примеру, на железнодорожной станции «Зазалы» боевиками НФА было захвачено 4 танка Т-55, два БМП, один БТР, один БРДМ, один Урал-375», под Гянджой колонна артполка 104 воздушно-десантной дивизии из 4 машин с боеприпасами была остановлена азербайджанскими боевиками, при этом были расстреляны офицер и солдат-водитель. Подоспевшими силами боевики были уничтожены или рассеяны, а боеприпасы спасены.

Под призывы экстремистов начались массовые побеги солдат-азербайджанцев из воинских частей по всему Советскому Союзу.

В 4 армии, которая дислоцировалась в Азербайджане, каждый третий воин был азербайджанцем и это существенно влияло на боевую готовность частей[16].

19 января Народным фронтом в Баку были захвачены органы власти, телеграф, почта, телевидение. Основные усилия Народный фронт сосредоточил на пикетировании государственных объектов, входов и выходов из города, блокаде воинских частей.

Командующий армией генерал-лейтенант В.С. Соколов провёл встречу с Этибаром Мамедовым, лидером Народного фронта и потребовал деблокировать военный городок. Зарвавшийся азербайджанский националист ответил отказом. 19 января 1990 г. в 11.00 член Военного Совета армии генерал-майор Н.Ф. Зубков выступил на митинге перед разъяренной толпой, блокирующей части дивизии, и потребовал от экстремистов снять заслоны. Толпа осталась глуха к требованиям военных.

Исходя из сложившейся обстановки, в Баку с 00.00 часов 20 января правительство Советского Союза ввело Чрезвычайное положение. Было принято решение ввести войска, деблокировать городки воинских частей. Для этого были задействованы военнослужащие Внутренних войск, моряки Каспийской флотилии, 76 воздушно-десантная дивизия, 56 десантно-штурмовая бригада, 21 отдельная десантно-штурмовая бригада, 106 воздушно-десантная дивизия, а также курсанты военно-учебных заведений, в т.ч. Саратовского высшего военного командного и Ленинградского высшего политического училища МВД СССР.

В ночь на 20 января 1990 г. начался ввод войск в Баку с нескольких направлений. Одновременно с ним деблокировались находившиеся в городе части. В операции участвовало практически всё, что было в стране элитного и спецназовского - в том числе группа «Альфа», которая взорвала энергоузел телецентра, не дав лидерам НФА выступить по телевидению с заявлением о переходе власти в АзССР в руки Народного Фронта.

Так проходило деблокирование военного городка 295 мотострелковой дивизии. Экстремисты ждали основного прорыва через центральные или тыловые ворота, поэтому сосредоточили там основную часть своих людских ресурсов и техники. Среди них были вооруженные люди, азербайджанскими снайперами с соседних домов еще до прорыва были убиты двое военнослужащих, призванных из запаса. Но техника не пошла через ворота, проломили забор и вышли через стоянку частного автотранспорта. Многие частные машины при этом превратили в металлолом.

Всего в ходе деблокирования военного городка «Красный Восток» погибло 83 человека, из них 14 военнослужащих и членов их семей.[17]

При выходе через баррикаду из легкоатлетического манежа подразделение внутренних войск было обстреляно из стрелкового оружия, боевики бросили две гранаты, при этом трое военнослужащих были убиты, 15 ранены.

БОльшая часть армейских частей, входившая в город с юга, была собрана из местных гарнизонов, поэтому им не пришлось с боями пробиваться к городу. Войска же, подтянутые с севера, вошли в Баку так, словно это был город, захваченный неприятелем. Следует отметить: за послевоенный период это был первый ввод штурмовых отрядов в столицу союзной республики СССР, причём в ту, до которой неприятель не добрался в минувшую войну. Танки переползали через баррикады, сминая на своем пути автомобили, преодолевая сопротивление боевиков и экстремистов, вооруженных легким стрелковым оружием. При вводе частей Советской Армии в город преступники, переодетые в форму воинов-десантников, на проспекте им. В.И. Ленина обстреляли мирное население. Этим они пытались создать антиармейские настроения у жителей города.

Но поставленные задачи были выполнены. В городе Баку был наведен порядок. Трагические события в Азербайджане и в Баку в январе 1990 году – вошли в историю как «Черный январь».

Уже 22 января несколько сотен студентов бакинских ВУЗов под присмотром наших вооружённых автоматами солдат отмывали растворителем с цоколей зданий на всех центральных улицах гнусные граффити типа «Убей русского!», «Смерть славянам!», «Русские - вон из Азербайджана», и т.п. На следующий день улицы были вновь в первозданном виде.

По данным республиканской комиссии по расследованию обстоятельств и причин трагических событий, связанных с вводом войск в Баку 19-20 января 1990 г., опубликовавшей свои результаты спустя два года, погибших было 131, раненных 744 чел. Азербайджанские боевики, или, как их именовали в народе, «шахиды» были затем похоронены в братской могиле на аллее павших в Нагорном парке.

В г. Ленкорани законную власть восстановили в конце января 1990 г. При нейтрализации бандформирования НФА численностью свыше 50 чел. под Ленкоранью личным составом разведывательной роты Тульского воздушно-десантного полка погиб командир роты старший лейтенант Коноплёв. Десантниками были захвачены два пулемета, два охотничьих ружья с нарезными стволами, с десяток карабинов СКС, остальное — автоматы различных модификаций, пистолеты, гранаты.[18]

Город Джалилабад был взят под контроль только в середине февраля батальоном 106 воздушно-десантной дивизии, который был переброшен туда на «вертушках» из Ленкорани. Садились вертолёты на плац 22 мсп (г. Пришиб), а затем на БМП 22 мсп десантники пошли в г. Джалилабад, при этом сопротивления Народный фронт не оказал, он просто разбежался.

Для восстановления системы охраны разрушенной советской границы с Ираном Витебская дивизия ВДВ была передана пограничным войскам. В период безвластия и хаоса иранцы смело посещали территорию СССР, много азербайджанцев ушло в Иран, контрабанда текла рекой. Нарушения границы стали обыденностью.

Ситуацию удалось хоть как-то стабилизировать в Закавказье, но политика, проводимая Горбачёвым, всё равно привела к распаду СССР. В этот период по всему СССР произошел так называемый «парад суверенитетов». Все союзные республики приняли Декларации о суверенитете, а после подписания в конце 1991 г. Беловежского соглашения об образовании СНГ Советский Союз прекратил своё существование.

Азербайджан и Армения начали процесс вооружения своих национальных формирований за счёт захвата вооружения воинских частей, дислоцированных в регионе. В части бывшей Советской Армии прибыли представители национальных оборонных ведомств, требовали, грозили или уговаривали офицеров идти воевать за новые государства в Карабах. Сергей Доценко, проходя службу в 22 мсп, сам был тому свидетелем. И лишь после заключения договоров с Москвой о разделе советского военного имущества, начали решать судьбу офицеров, служивших в ЗакВО, более-менее цивилизованно.

Началом Карабахской войны можно считать 6 января 1992 г., когда была принята декларация о государственной независимости Нагорно-Карабахской Республики.

К концу 1992 г. Азербайджан и Армения были основательно вооружены, что ещё более обострило и без того взрывоопасную обстановку в Нагорном Карабахе и на армяно-азербайджанской границе.

С каждым днём возрастало количество человеческих жертв, как среди мирного населения, так и в вооружённых формированиях обеих противоборствующих сторон.

Два народа - азербайджанский и армянский - стояли на пороге полномасштабной войны за Нагорный Карабах. Межэтнический внутренний конфликт перерос в вооружённый международный конфликт между двумя государствами СНГ. С момента начала боевых действий обе стороны стали обвинять друг друга в использовании наёмников, что нередко соответствовало действительности. Зачастую воевали офицеры, которые служили в частях ЗакВО, естественно, за деньги. Вербовали специалистов, хорошо знающих боевую технику, и на просторах СНГ.

Противостояние Азербайджан и Армения с 1991-го по 1994 год характеризуется тем, что конфликт проходил на фоне политических процессов в республиках.

В Азербайджане политический кризис негативно отразился на боеспособности армии. Зачастую мобилизации бывали сорваны, перемещения высшего командного состава Министерства обороны и Генерального штаба приводили к неразберихе. И, как результат, активизировался саботаж, массовым явлением стало уклонение от призыва в армию. Как показали дальнейшие события, ошибкой стало расформирование корпусного звена управления, в результате чего было нарушено руководство частями действующей армии. Одним из факторов явилось вмешательство в оперативное планирование руководства «военной оппозиции», добившейся ряда ключевых государственных постов

Но самое главное — политический кризис негативно повлиял на морально-психологическое состояние личного состава. Из-за негативного настроя военное командование было вынуждено расформировать непосредственно в зоне боевых действий в общей сложности тридцать три батальона, контролировавшихся НФА. В результате Азербайджан утратил контроль над НКАО и семью прилегающими к нему районами. Наиболее ярким примером является потеря г Шуша, а точнее её сдача.

Первые армянские отряды вошли в брошенную Шушу только утром 9 мая, потому существовало опасение, что внезапно затихший город может оказаться очередной ловушкой противника.

Неудачные боевые действия в Карабахе, игнорирование властями проблемы укрепления обороноспособности стимулировали очередной виток политического кризиса в Азербайджане, что привело к отставке президента Эльчибея в 1993 г. Выступая в 2019 г. в Сумгаитском государственном драматическом театре на мероприятии, посвященном 70-летию Сумгаита, президент Азербайджана Ильхам Алиев дал оценку отдельным высокопоставленным чиновникам времён Эльчибея. О самом Эльчибее он высказался следующим образом: Президент был научным работником, слабым, безвольным человеком. Он никогда не руководил никакой структурой. Он не был даже руководителем небольшого ведомства. Просто своим горлопанством на улицах, там и тут, стал президентом и опозорил страну. 3 октября 1993 г. в Азербайджане прошли президентские выборы, победу на которых одержал Гейдар Алиев.

Приход Гейдара Алиева к власти позволило радикально изменить ситуацию в Азербайджане.

В сложившихся условиях бакинское руководство было вынуждено пойти на прекращение огня в зоне боевых действий и согласиться на ведение переговоров по дальнейшему разрешению кризиса.

В течение года после заключения соглашения о прекращении огня между Арменией и Азербайджаном перемирие в зоне конфликта в целом соблюдалось. Возобновился переговорный процесс по политическому урегулированию конфликта, осуществляемый при активном участии третьих государств и международных организаций.

Продолжительные переговоры, сопровождавшиеся политическим маневрированием сторон конфликта и третьих заинтересованных сторон, к концу 1994 г. выявили сложившийся тупик в процессе урегулирования.

Окончанием Карабахской войны стал день 12 мая 1994 г., когда вступило в силу перемирие, заключенное согласно Бишкекскому протоколу. Сам протокол был «заморожен» до 2016 г.

Одним из условий успеха Армении в противостоянии за Нагорный Карабах стал особый характер отношений Армения — России, который был удачно трансформирован Ереваном в военно-политический союз, обеспечив, таким образом, армянской стороне серьёзную экономическую, финансовую, политическую, военно-техническую поддержку. В частности, была организована ускоренная подготовка национальных военных кадров в военных ВУЗах России, продолжено обучение специалистов на объектах Группы российских войск в Закавказье, оказано содействие в развертывании армянского военно-промышленного комплекса, осуществлены крупные поставки техники, вооружения, боеприпасов, запчастей, горючего, установлена постоянно действующая связь военных ведомств.

Прекращение военных действий позволило Алиеву сосредоточить внимание на восстановлении экономики страны. Гейдар Алиев скончался 12 декабря 2003 г. в возрасте 80 лет. На состоявшихся 15 октября президентских выборах победу одержал Ильхам Алиев. Он продолжил политику отца: подъем экономики страны, модернизация вооруженных сил Азербайджана. В 2014-м, а затем 2016 г. были пробы сил – попробовать вернуть Карабах. О боеспособности азербайджанской армии говорит и возврат части земель в 2018 г. в районе Нахчывана. Азербайджан занял 23-е место в мире по объему импорта вооружений за 2014-2018 гг. Основным поставщиком оружия в Азербайджан в указанный период является Россия (51%), на втором месте – Израиль (43%), на третьем – Турция (2,8%).

А что случилось в Армении? Предыдущие президенты – родом из Степанакерта, столицы Нагорного Карабаха. Это давало их оппонентам повод говорить о «правлении карабахского клана», но в данном случае важнее другое. Оба экс-лидера начали политическую карьеру как активисты «Арцахского движения», боровшегося за присоединение Карабаха к «Матери-Армении». Но они не смогли успешно противостоять оппозиционным силам, прозападной ориентации. Постепенно Армения поворачивалась к России «спиной». И в результате в мае 2018 г. к власти приходит Никол Пашинян – профессиональный оппозиционер, сравнительно молодой (1975 г.р.), ему и удалось свергнуть «карабахский клан» в ходе очередной «бархатной революции».

Он начинает кадровые чистки в руководстве армии и спецслужб. Для руководства Службой национальной безопасности Армении (аналог ФСБ) Пашинян выбрал Аргишти Кярамяна – 29-летнего молодого человека, бывшего полицейского следователя, ранее никогда не работавшего в спецслужбах (8 октября 2020 г. освобождён от занимаемой должности – Авторы).

Оппоненты армянского лидера обвиняют его в том, что он мелочно сводит счеты со своими «дореволюционными» предшественниками. Так, всего через несколько месяцев после прихода Пашиняна к власти был арестован второй президент Армении Роберт Кочарян – кстати, близкий друг Владимира Путина. Его привлекли к ответу за событие десятилетней давности – разгон ереванского «майдана» 2008 г. Судьи несколько раз освобождали Кочаряна, напоминая о прописанной в конституции гарантии неприкосновенности бывшим главам государства. Но с подачи Пашиняна экс-президента опять отправляли под стражу. Экс-президенты Карабаха, тоже фронтовики, Бако Саакян и Аркадий Гукасян внесли залог за старого соратника, но суд вновь отправил Кочаряна под стражу. В декабре прошлого года правосудие взялось за бывшего президента и экс-премьера Саргсяна, свергнутого «пашиняновской революцией». Его обвинили в коррупции.

Никол Пашинян выбрал прозападную ориентацию, планомерно отходя от России. Сильно испортил отношения с ОДКБ. А чего стоит попытка переориентировать страну на ЕС в экономике! Но он забыл, что Армения с западом не граничит, и ее соседи – Турция, Иран, Азербайджан, которых друзьями не назовешь.

А поголовная русофобия в Армении! Что стоит установка в центре Еревана памятника Гарегину Нжде (настоящее имя - Гарегин Тер-Арутюнян), осужденному советским судом армянскому националисту, одному из руководителей революционно-террористической партии Дашнакцутюн, воевавшему на стороне гитлеровской Германии. Отказ Пашинян приехать в Москву на 75-летие Великой Победы в Великой Отечественной войне сам по себе достаточно красноречив.

И на фоне всего этого Азербайджан начинает отвоевывать Нагорный Карабах, при поддержке НАТО и Турции возвращает себе территориальную целостность. Юридически все-таки НКР входит в состав Азербайджанской Республики, хотя и проживает в этом регионе исключительно армянское население. Турецкий лидер Эрдоган даже успел заявить о возможной военной помощи Баку и необходимости вооруженного противостояния. У президента Ильхама Алиева собственная армия куда сильнее турецкой, так что, возможно, помощь турков ему не нужна. И вся воинственная риторика турецкого президента – лишь завуалированная просьба к Кремлю: не защищать Ереван.

В Нагорном Карабахе утром 27 сентября 2020 г. начались ожесточённые бои между армянскими силами и вооруженными силами Азербайджана. Армянская сторона заявляет о массированных артиллерийских обстрелах и ударах беспилотниками со стороны Азербайджана. В Баку говорят о том, что это ответные меры на обстрелы азербайджанской территории со стороны карабахских сил. Обе стороны сообщают о потерях в живой силе и технике, а также пострадавших среди гражданских лиц. Предыдущее обострение давнего нагорно-карабахского конфликта было в апреле 2019 г.

Надежда армянских властей – втянуть Россию в войну с Азербайджаном не реализовалась. Россия не станет воевать ни за одну из сторон конфликта в Карабахе.

Не дождавшись прямой военной помощи от РФ, власти Армении принялись критиковать Москву, явно надеясь обрести новых союзников в карабахском конфликте, но антироссийская риторика Еревана не привлекла новых союзников с Запада. Возможно, теперь Ереван видит в роли главного переговорщика и спасителя Москву, через которую можно надавить и на Алиева, и на Эрдогана. Видимо этим объясняются телефонные звонки за последнюю неделю Никола Пашиняна Президенту России.

Ереван сейчас испытывает немалые проблемы в войне с Баку. Уже было ранее объявлено о тактическом отступлении армянских войск, после чего Пашинян объявлял о возможных уступках со стороны Еревана.

Но Баку, поддерживаемый Анкарой, по-прежнему занимает жесткую позицию.

Вот и выходит, что, как ни ругай Россию, а обратиться, кроме нее, армянам и не к кому. Ибо лидеры западных стран как-то уж очень ловко отстранились от участия в переговорном процессе на стороне Еревана.

Наш президент и армянский лидер за последнюю неделю общались четыре раза. И каждый раз, понятное дело, обсуждали одну тему - Нагорный Карабах. И в каждом случае Путин призывал своего собеседника к миру. И собеседник обещал мир.

Видимо, руководство Армении всё же сумело осознать, что кроме, как в Москве счастья им не найти. И, как результат этого осознания, приглашение глав МИД Армении и Азербайджана в российскую столицу для совместных консультаций. И Ереван, и Баку своё «мы приедем» подтвердили, и приехали, чтобы поговорить с главой нашего МИДа Сергеем Лавровым. Даже, несмотря на то, что власти Азербайджана всё ещё были настроены воинственно. И на заявление Пашиняна о возможных уступках Еревана все ещё не отказались от военного решения конфликта.

Тем не менее, московские переговоры дают большую надежду на то, что вскоре в регионе всё-таки наступит долгожданный мир. И об этом мире пусть договариваются две воюющие страны. Только они одни. Без всяких там Турций, которую в Москву на переговоры никто не звал. Без всяких Макронов, Евросоюзов и тем более НАТО.

Неудивительно, что Турцию возмутили армяно-азербайджанские переговоры в Москве без ее участия, как пощечину. Даже пригрозили в случае чего отправить действующую армию в Нагорный Карабах.

Но это больше от бессилия, от осознания того, что Москва спокойно и методично гнёт свою миротворческую политику, и у этой политики уже есть положительные результаты. И, как выяснилось, чтобы сдвинуть ситуацию с карабахским конфликтом с места, Москве даже не пришлось советоваться с Анкарой.

И ещё. Говорят, что, когда русские слабеют, остальные звереют. Будем же сильны!

 

полковник в отставке Валерий Геннадьевич Медведь,

подполковник запаса Сергей Александрович Доценко,

ветераны боевых действий,

на фото:

  1. «Сумгаит – позор СССР». Самое начало «стихийных» митингов.
  2. Даже одиночная боевая машина десанта превосходно сдерживает «стихийный» митинг.
  3. Тяжёлая техника должна была перекрыть въезды в город.
  4. Баку января 1990 г.: деблокирование полным ходом.
  5. Воины ВВ МВД СССР на заслоне в Баку января 1990 г.
  6. «Кровавый Горбачёв» и прочие граффити – на стенах домов в Баку.
  7. Многотысячный митинг на площади Ленина.
  8. Последствия беспорядков.
  9. Схема вооружённого конфликта 2020 г.
  10. Совсем недавний ещё митинг в Армении с требованием… изгнания из неё русских оккупантов.
  11. «Разминка» боевых мускулов.


[1] https://ru.wikipedia.org/wiki/История_Нагорного_Карабаха

[2] https://ru.wikipedia.org/wiki/Нагорный_Карабах

[3] George A. Bournoutian. The Politics of Demography: Misuse of Sources on the Armenian Population of Mountainous Karabakh // «Journal of the Society for Armenian Studies». — Society for Armenian Studies, 1999.

[4]  Audrey L. Altstadt. The Azerbaijani Turks: power and identity under Russian rule. — Hoover Press, 1992.

[5] https://ru.wikipedia.org/wiki/Армяно-татарская_резня_(1905—1906)

[6] https://ru.wikipedia.org/wiki/История_Нагорного_Карабаха

[7] Firuz Kazemzadeh. The struggle for Transcaucasia (1917—1921), New York, 1951.

[8] https://ru.wikipedia.org/wiki/Армяно-татарская_резня_(1905—1906)

[9] https://ru.wikipedia.org/wiki/Нагорный_Карабах

[10] https://ru.wikipedia.org/wiki/Этнические_чистки_и_погромы_в_ходе_Армяно-азербайджанской_войны_(1918—1920)

[11] https://ru.wikipedia.org/wiki/Армяно-азербайджанская_война_(1918—1920)

[12] https://ru.wikipedia.org/wiki/История_Нагорного_Карабаха

[13] https://ruskline.ru/news_rl/2020/07/21/trudovye_migranty_kak_ugroza_nacionalnoi_bezopasnosti

[15] Генерал-лейтенант В.Н. Бусловский «О времени, о службе, о судьбе». Воспоминания.

[16] Там же.

[17] Там же.

[18] Воспоминания генерала А. Лебедя. «Черный январь «Баку 90»», изд. 1990 г.

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

21. Ответ на 20, Святослав28:

... армяне очень негативно воспринимают любые попытки поднятия этой темы (албанской) и стараются её всячески замять, загасить, взять под свой жёсткий контроль, а оппонентов высмеять. А в Азербайджане попытки немногочисленных энтузиастов-исследователей изучить этот вопрос, тоже часто встречают нежелание или неприязнь со стороны соплеменников, так как чего исследовать историю чуждого по факту им народа, к тому же христианской веры. Их больше интересует пантюркизм, ну или ислам.

Спасибо за очень интересный исторический материал.

20. Ответ на 17, 19 Валерий Медведь

Уважаемый Святослав28, скажу сразу - мы с Сергеем не ставили себе цели исследовать всю предысторию Карабахского конфликта, а, по сути, обозначили её общие контуры за последние несколько столетий. Сергей, вообще, настаивал на сокращении временных рамок исторического экскурса до начала 20 столетия, с "татаро-армянской резни" 1905-1906 гг., я же хотел затронуть персидский поход Петра Великого и обращение католикосов Есаи и Нерсеса и карабахских меликов к русскому Императору с просьбой о помощи…

Ну, в принципе да, я так и понял. Конечно, сложно всё подробно изложить, и займёт это много места. Спасибо за благодарность. Я, в общем, тоже просто кратко изложил албанскую сторону происхождения карабахского вопроса для большей объективности и полноты его предыстории. Ибо армяне очень негативно воспринимают любые попытки поднятия этой темы (албанской) и стараются её всячески замять, загасить, взять под свой жёсткий контроль, а оппонентов высмеять. А в Азербайджане попытки немногочисленных энтузиастов-исследователей изучить этот вопрос, тоже часто встречают нежелание или неприязнь со стороны соплеменников, так как чего исследовать историю чуждого по факту им народа, к тому же христианской веры. Их больше интересует пантюркизм, ну или ислам. За XIX век всё круто поменялось, албанское самосознание как на территории Карабаха (Арцаха) так и на соседних землях теперешнего Азербайджана среди остающегося ещё христианским населения окончательно угасло и албанское прошлое ушло. К тому же были крупные переселения сюда армян с Персии и Турции, поэтому в конце XIX века уже можно говорить лишь об армянах и адербейджанских татарах на территории Елизаветпольской и Бакинской губерний (ну и об остатках сильно арменизированных удин). Далее история пошла так, как описывается в вашей статье. Статья интересная (говорю без лукавства). Интересно было узнать многие подробности про ввод войск в Баку, ситуацию на советско-иранской границе, про восстановление порядка в других районах Азербайджана. Да, я полностью согласен, что пока был догорбачёвский СССР, никакие силы Запада, те же армяские диаспоры на Западе со своим влиянием, не могли разжечь пожар межнациональной вражды в Советском Союзе, в том же НКАО. Паритет между национальностями как-то соблюдался, везде были одинаковые советские законы и власть. И всё в этом плане было под контролем власти и органов госбезопасности, малейшие поползновения сразу пресекались. Но знаете, кое-где на бытовом уровне, где-то глубоко, затаилась вражда между людьми разных народностей и при случае давала о себе знать. По крайней мере, между армянами и азербайджанцами. Я помню пару случаев, с которыми столкнулся. У меня был одноклассник-армянин, с которым я дружил, учились мы в русской школе. У него жили родственники в НКАО, в деревне, дядя с тётей что ли, не помню, и он на летние каникулы туда ездил. И вот как-то по дороге в школу он со мной разоткровенничался, рассказал случай, как в соседнем азербайджанском селе (в НКАО) азербайджанцы устроили свадьбу в день памяти жертв геноцида армян в Турции, и в ответ армяне из села, где жили его родичи, пришли толпой и устроили погром на этой свадьбе. Он рассказал мне всё это с глубоким удовлетворением и со злобой говорил о проклятых турках. А ведь нам тогда было всего по 13 лет, и время было на рубеже начала 80-х годов. Меня это тогда удивило. А другой случай был в 1987 году, когда меня и моих сокурсников на втором курсе института послали в Агджабединский район Азербайджана (недалеко от Карабаха) помогать убирать хлопок (как здесь в России посылали студентов на картошку). Мы были с русской группы обучения, поселили нас в деревне, в местной школе. Тут как то пришла к школе группа местной азербайджанской молодёжи, парни, типа завязать контакт с нами, пообщаться. Во время этого общения один мой сокурсник, русский парень, употребил не особо задумываясь в своей речи слово «ара»(оно нередко употреблялось в русскоязычной среде Баку, - заимствование у армян). Тогда кто-то из азеров, услышав его, угрожающе попёр на этого русского парня со словами «ти чё эрмяни?», готовый затеять драку. Мне пришлось вмешаться и уговорами успокоить этого рассвирепевшего азербайджанца, сказав, ну какой же это армянин, ты что не видишь, что он русский. Меня это тогда тоже очень озадачило. Ещё вроде было всё спокойно. Это был сентябрь 1987 года, а уже в феврале 1988 года начался карабахский конфликт. Не всё было благополучно.

Фамилия курсанта была Костик, звали, кажется, Юра. Поступал он точно из Баку, насчёт места рождения его в Азербайджане затрудняюсь Вам сказать.

Да, фамилия малороссийская или южнорусская. Конечно, наверняка были в Азербайджане русские люди и такого типа, уже почти азербаджанизированные, если он по-русски говорил еле-еле. Не берусь судить о других республиках, например среднеазиатских, но в Азербайджане, а особенно в Баку, если такие и были, то считанные единицы. Ну, я, по крайней мере, таких русских людей ни разу не встречал. Например посёлок на окраине Баку, где я жил с родителями, был вообще почти русским посёлком, основан русскими людьми в 20-х годах, все там общались на русском языке и вначале азербайджанцев там было немного, только потом их прибавилось. Было около 10 школ, из которых только одна была азербайджанской, остальные все русские. Даже у полукровок (полуазербайджанцы, полуармяне и т.д.), а их там было немало, родным языком был как правило русский, а азербайджанский или армянский они или вообще не знали, или очень плохо. Это очень раздражало некоторых азербайджанцев, когда полукровка с азербайджанской фамилией и именем не мог ни слова произнести по-азербайджански. Поэтому меня и удивил описанный вами курсант.

19. Ответ на 16, Святослав28:

Я бы вам поверил, если бы сам не родился и не прожил 25 лет в Азербайджане, в Баку.

Фамилия курсанта была Костик, звали, кажется, Юра. Поступал он точно из Баку, насчёт места рождения его в Азербайджане затрудняюсь Вам сказать.

18. Ответ на 12, Kiram:

Англосаксы союзнички ещё те.

Имея таких союзников, и врагов не надо.

17. Ответ на 15, Святослав28:

Да конфликт в Нагорном Карабахе (или Арцахе) имеет долгую историю. Но со вторым утверждением можно сильно поспорить. Как и с тем, что он на «протяжении многих веков оставался одной из областей, где сохранялось армянское правление». Сейчас в связи с очередным обострением этого конфликта опять несутся крики со стороны азербайджанцев и армян, их сторонников, о том, чья историческая земля этот самый Карабах. Да ни тех и ни других. Ни азеры ни армяне исторических прав по большому счёту на Арцах не имеют. Никто сейчас не вспоминает, а многие и не знают о некогда живших (на протяжении многих столетий) как на территории Арцаха, так и на основной части остального «Азербайджана» кавказских албанах («алуанк» в армянских средневековых источниках), включавших в себя ряд кавказоязычных народов (до 26-ти) по языку родственных дагестанским языкам.

Уважаемый Святослав28, скажу сразу - мы с Сергеем не ставили себе цели исследовать всю предысторию Карабахского конфликта, а, по сути, обозначили её общие контуры за последние несколько столетий. Сергей, вообще, настаивал на сокращении временных рамок исторического экскурса до начала 20 столетия, с "татаро-армянской резни" 1905-1906 гг., я же хотел затронуть персидский поход Петра Великого и обращение католикосов Есаи и Нерсеса и карабахских меликов к русскому Императору с просьбой о помощи. В итоге решили обозначить вехами образование Карабахского ханства в середине 18 века и вхождение этих земель в состав РИ по итогам Русско-Персидской войны. Период 1918-1921 гг. вообще рассмотрели предельно кратко, потому что иначе это заняло бы ещё десятки страниц формата А4. и ещё больше б запутало вопрос. Мы не ставили себе задачи доказать, что Нагорный Карабах армянский или азербайджанский. "На меже всегда валяются черепа", - гласит древняя кавказская мудрость. Пока был СССР в догорбачёвском формате, национальность его граждан не имела решающего значения, и у мощнейшего (мало в чём уступающем иудейскому!) армянского лобби на Западе были "руки коротки" влиять на общественное мнение в НКАО и в Армянской ССР, согласитесь. Соблюдались десятилетиями назад определённые территориальные границы, и жителя РСФСР совершенно "не парило", что Крым входит в состав Украинской ССР, ибо там были те же Советские люди, та же Советская власть, действовали Советские законы, о бандеровцах вспоминали только в остросюжетных фильмах, а изъяснялись все на русском языке (в скобках добавим - не дремали Советские органы госбезопасности, обеспечивая единство большой и достаточно дружной, многонациональной и многоконфессиональной страны). С момента, как центральная власть открыла "ящик Пандоры" и выпустила из него на свободу националистов, всё круто изменилось. Вопрос распада СССР стал вопросом времени. Спасибо Вам за интересную историю!

16. Ответ на 10, Валерий Медведь

Я знаю. Русские, жившие на национальных окраинах, от русских с России отличаются капитально. На первом курсе у нас в курсантском взводе был парень из Баку, по паспорту украинец. Не знаю, как он говорил по-украински, но по-русски с непередаваемым акцентом. Еле еле. На азербайджанском общался как на родном.

Вот как. И чем же? Тем, что еле-еле говорят на своём родном языке, забыли своё происхождение и почти денационализировались? Да нет, это есть неправда. Про «капитально» слишком сильно сказано. Кое в чём да, отличаются, но отнюдь не «капитально». Своей культурой, сознанием что ли. Хамства знаете ли среди тамошних русских людей было поменьше. Мата намного меньше и пропойц. Например русские и русскоязычные женщины в Баку, по крайней мере во времена СССР, не матерились так безбожно, не курили сплошь и рядом, не хамили, как я наблюдаю здесь, в России. До сих пор не могу к этому привыкнуть. Я бы вам поверил, если бы сам не родился и не прожил 25 лет в Азербайджане, в Баку. Отучился в русской школе, а затем ещё 5 лет в институте в группе с русским языком обучения. И как можно точно знать про ситуацию в школах Баку упомянутых в посте 8, где действительно был смешанный нацсостав из русских, азербайджанцев, армян, евреев, самому не поучившись в них в те времена. Я сам закончил такую школу. Не знаю, с какой дыры из Азербайджана взялся в вашем взводе этот вроде русский курсант (или украинец, а в Баку украинцев от русских вообще не различали, тоже русскими считались) про которого вы говорите и который говорил по-русски с диким акцентом и еле-еле. Однако судить по нему о всей большой русской общине советского Азербайджана (к моменту распада Союза до 500 тыс. человек) - всё равно что судить по какому-нибудь подзаборному алкашу сразу о всём русском народе. А азера этим занимались. И тогда и сейчас. Я за свою жизнь в Баку таких экземпляров вроде вашего курсанта среди тамошних русских людей не встречал. Тем более в Баку. Может он родом с какого-нибудь сельского района или городка Азербайджана, где такое явление может встретится и где местное население знало русский язык очень плохо. А потом справил свои документы в Баку. Есть в Азербайджане деревни русских сектантов-молокан у которых сектантское сознание превалирует над русским, но и то, я общался с некоторыми и они тоже хорошо говорили по русски и без дикого акцента. Такое ещё можно подумать про русских людей живших в Армении и Грузии, где позиции нацязыка были намного сильнее чем в Азербайджане, и где тамошние русские хорошо владели армянским и грузинским, а по русски говорили с некоторым акцентом. Следует знать, что в Азербайджане до самого распада СССР делопроизводство в основном велось на русском языке и официальным языком общения в учреждениях и общественных местах часто был русский, по крайней мере в Баку и его окрестностях. Сами азербайджанцы, городские по крайней мере, в виду бедности своего языка часто разговаривая на своём, вставляли в разговор русские слова или целые фразы. В виду вышеизложенного, местное русское и русскоязычное население в Баку в своём большинстве вообще очень плохо знало азербайджанский язык, да и не стремилось его знать. Надобности не было. Вот бакинские армяне напротив, его очень хорошо знали и часто свободно разговаривали на нём. Кроме того мы хоть и водили знакомство или дружили с некоторыми азербайджанцами, в основном с городскими, «европеизированными» так сказать, но у большинства из нас (среди русских и русскоязычных людей) на бытовом уровне и на уровне сознания всегда присутствовало разделение,- мы и они. Всё это резко выплеснулось наружу после начала карабахского конфликта и начала смуты в конце перестройки. Я уж не говорю про основную массу азербайджанцев с сельских районов, с теми у нас вообще никакого общения и дружбы не было, так, если по необходимости, и их презирали. Кстати их не любили и сами городские азербайджанцы и при случае высказывали им свою неприязнь. Поэтому описанный вами случай с этим вроде русским курсантом, обобщения, фактическое его сравнение потом с бакинским армянином-«афганцем», у меня вызывают мягко говоря скептицизм, если не неприятие. Я жил в Баку (правда на окраине) во время описываемых в статье событий, помню оба ввода войск в Баку (1988 и январь 1990 года), комендантский час. Слышал как убивали армян, сбрасывали их с балконов домов. Как приговаривали, - с армянами покончим, потом за русских возьмёмся. Хорошо тогда дали этим «фронтовикам» (НФА) во время ввода войск, весь 1990 год их слышно не было. Однако тогда уже начался исход вслед за армянами и русских, русскоязычных людей, который после августа 1991 года принял просто массовый характер.

15. Неутихающий огонь ненависти в Нагорном Карабахе

Нынешний конфликт в Нагорном Карабахе (Арцахе) имеет свою долгую предысторию. Известно, что исторически Арцах считался одной из провинций Армении..

Да конфликт в Нагорном Карабахе (или Арцахе) имеет долгую историю. Но со вторым утверждением можно сильно поспорить. Как и с тем, что он на «протяжении многих веков оставался одной из областей, где сохранялось армянское правление». Сейчас в связи с очередным обострением этого конфликта опять несутся крики со стороны азербайджанцев и армян, их сторонников, о том, чья историческая земля этот самый Карабах. Да ни тех и ни других. Ни азеры ни армяне исторических прав по большому счёту на Арцах не имеют. Никто сейчас не вспоминает, а многие и не знают о некогда живших (на протяжении многих столетий) как на территории Арцаха, так и на основной части остального «Азербайджана» кавказских албанах («алуанк» в армянских средневековых источниках), включавших в себя ряд кавказоязычных народов (до 26-ти) по языку родственных дагестанским языкам. Наиболее крупные из них были утии (предки удин), гаргары, цоды и другие. Умалчивают, что существовало ещё с античных времён и в раннем средневековье (до 8 века) централизованное государство Албания (греко-римское название) называемое в арабо-персидских источниках Арраном, у армян – Агванк. Государство, где официальной верой стало христианство, имевшее свою впоследствии самостоятельную Церковь (с престолом в г. Партав – совр г Барда возле Карабаха), учреждённую ещё святыми апостолами Варфоломеем, Фаддеем, со своим католикосом, точно также как его тогда имели Армения и Иберия (Грузия). Арцах в числе прочих провинций столетиями входил состав Аррана (Албании). Армянское правление там разве что было в античное время, в II-I в.в. до р. Христова, во времена Великой Армении и её царей Арташеса, Тиграна Великого. После разгрома Тиграна Римом, Армения лишилась всех завоеваний, в том числе и в Закавказье. Единая централизованная армянская государственность прекратила существование ещё в 387 году, и уж с тех пор Арцах, как и Ути, точно входил в состав Аррана. Хотя есть весомое мнение, что это произошло ещё раньше, после разгрома Тиграна. При этом Арцах не терял своего местного албанского характера. Лишь после падения централизованного Албанского государства в 706 году, пресечения армянским католикосом с помощью арабского халифа попытки Албанской Церкви и её предстоятеля перейти в православие и подчинения её армянскому католикосу, начался постепенный процесс сначала церковно-культурной, а потом и языковой арменизации Арцаха и других районов бывшей Албании среди сохранивших верность христианству албанцев. Албанская письменность заменена была на армянскую, богослужение постепенно переведено на армянский язык, что явилось следствием победы армяно-григоранской веры среди арранцев, остававшимся верными христианству и не поддавшимся исламизации и отуречиванию. Этот процесс продолжался много веков и лишь в 19 веке Арцах стал окончательно армянским, как и его церкви, и самосознание народа. Формально это произошло с 1836 года, когда Указом государя Николая I была окончательно ликвидирована самостоятельная Албанская Церковь с престолом в Гандзасарском соборе (около с. Ванклу, Арцах), а её епархии, храмы, архивы насильно переданы в руки армянского Эчмиадзинского католикосата. В 1045 году была утрачена не какая-то единая централизованная армянское государственность, а пало армянское Анийское царство Багратидов (сформировалось в районе Карса и Эрзерума), занимавшее лишь часть исторических армянских земель и бывшее наиболее сильным и независимым в армянских землях. При нём сохранялись другие зависимые армянские княжества (Васпуракан, Дзорагет и др.) которые подчинялись Багратидам. Хаченское же княжество в Арцахе в состав Анийского царства не входило, хотя в проармянской Википедии это утверждают, а имело своих князей из албанского рода Араншахиков, величавших себя правителями страны албанской (а не армянской). Как сообщается на этот счёт в известном труде «История албан» средневекового албанского историка (которого армяне безосновательно считают армянским) Моисея Каланкатуйского : «С ним (Сааком Севадой, правителем албанским) воевал... царь армянский и Смбат, но не мог подчинить его своей власти» (ИА, III, гл. 22). Самым известным был правитель Хачена 13 века Гасан Джалал, воздвигший Гандзасарский собор (1240г). Жители этого княжества и жители сопредельных бывших земель Албанского царства тогда сохраняли своё местное арранское самосознание и язык, хотя уже часто носили армянские имена, а соседи-мусульмане нередко называли их «армянами». Так их называли и в последующие времена за исповедание армяно-григорианской веры, как, по аналогии, на Руси всех западных людей исповедующих латинскую веру скопом называли «фрязинами» (франками), хотя под этим именем скрывались люди разных народностей. Можно привести и примеры западнославянских князей, простого люда, принимавших от немцев католичество и носивших после этого немецкие имена, хотя на самом деле они были природными славянами. Ещё в 18 веке в письме к Петру I, адресованном из Карабаха на удинском языке, сказано: «Мы агванцы и по нации утийцы» (Арутюнян П. Т. «Борьба армянского и азербайджанского народов в 20-х гг. XVIII в. за присоединение к России.» Уч. зап. Ин-та востоковедения АН СССР, т. III, М .-Л., 1951, с. 138;). Албанское самосознание существовало ещё в конце XVIII вв., когда «армянские» карабахские мелики в письме к Потёмкину именуют себя «наследниками аршакидских и албанских царей». Но отнюдь не армянских. Само название «Арцах», которое сейчас возрождено армянами и активно ими используется, - не армянское, а албано-кавказское. Таких названий имеющих окончание на «-ах, -ых» немало на прилегающих землях Азербайджана, – Казах, Ках (Кахи), Ганых и т.д. Законными наследниками Карабаха являются удины (утии) (а не армяне или азербайджанцы), чьи жалкие остатки ещё сохранились в одном из северных районов Азербайджана на левобережье Куры. Они сохранили свой кавказский язык и христианскую (в виде григорианства) веру. А ведь когда-то, не так давно (по историческим меркам), их многочисленные поселения были раскинуты и по Арцаху, и на всём правобережье Куры (бывшая провинция Ути кавказской Албании). Однако непрерывные преследования, исламизация вкупе с тюркизацией удин-христиан, живших в равнинном Карабахе, и арменизация удинских христиан, живших в горных районах Карабаха, сделали своё дело. Даже эти жалкие остатки удин, сохранившихся в Габалинском районе Азербайджана, с возникновением карабахского конфликта вновь подверглись было преследованиям, так как местные азербайджанцы принимали их за армян. Теперешние карабахские «армяне» своим характером и особенностями отличаются от прочих армян живущих в Армении. Я уж не говорю о бывших бакинских «армянах», которых армяне живущие в Армении вообще за армян не признают, а их язык не понимают.

14. Ответ на 8, Kiram:

Но меня безпокоит (специально для Вас так пишу) Ваше здоровье. Власовцы, суржик, бандеровцы. Это весь Ваш примитивный набор. В каждой бочке затычка. И что Вы знаете о том, что было в классах, где учились и армяне,и азербайджанцы, и русские. Занимайтесь своими любимыми бандерлогами.)

Кирамические осколки не пойми чего.

Насчёт затычек - если у тебя есть фонтан, заткни его, дай отдохнуть и фонтану!

И что стесняться - с бандерлогами у Вас гораздо больше общего, чем даже с мусаватистами, которые, судя по Вашей ненависти к советской власти, оказали большое влияние на Ваши взгляды.

13. Ответ на 5, Русский Сталинист:

было бы желание и политическая воля, а правовая база имеется...

Настанет день, и мы вернёмся к данному вопросу.

12. Ответ на 10, Валерий Медведь:

Россия может, должна и обязательно вернётся на Кавказ Арбитром, Удерживающим, но не наёмником - воевать за чуждые ей интересы!

Конечно! Только Россия вернувшись в Закавказье учтёт интересы всех там проживающих. Другие неизбежно будут решать проблему путём ущемления интересов других. Да и потом. Мы же все прекрасно понимаем, что это война против России. Что Алиев, что Пашинян не субъекты, а объекты воздействия. Турцию науськивает Вашингтон и Лондон. Воевать они с нами собираются чужими руками. Турецкими и в перспективе бандеровскими. Турцию с поправкой (кажется пятой) кинут. Вернее всегда могут кинуть. Англосаксы союзнички ещё те.

Kiram / 16.10.2020
Валерий Медведь:
Неутихающий огонь ненависти в Нагорном Карабахе
Краткий анализ межнационального конфликта в исторической ретроспективе
14.10.2020
Взрыв в тоннеле
Памяти русского солдата Дениса Ябрикова
09.10.2020
Учиться у Сталина
Советский вождь создал систему русоцентризма, соединявшую социалистическую идею с русским патриотизмом
28.09.2020
Всепобеждающая толерантность
Русофобия переходит в наступление
10.09.2020
Бесланская эпопея «Руси»
Малоизвестная страница из журнала боевых действий отряда специального назначения
04.09.2020
Все статьи автора
Сергей Доценко:
Неутихающий огонь ненависти в Нагорном Карабахе
Краткий анализ межнационального конфликта в исторической ретроспективе
14.10.2020
Взрыв в тоннеле
Памяти русского солдата Дениса Ябрикова
09.10.2020
Учиться у Сталина
Советский вождь создал систему русоцентризма, соединявшую социалистическую идею с русским патриотизмом
28.09.2020
Всепобеждающая толерантность
Русофобия переходит в наступление
10.09.2020
Бесланская эпопея «Руси»
Малоизвестная страница из журнала боевых действий отряда специального назначения
04.09.2020
Все статьи автора
"Нагорно-Карабахский конфликт"
Карабахская война российских олигархов
У Нисанова, Илиева и Ахмедова мошна толще, чем у Варданяна с Карапетяном
31.10.2020
«Наш фильм — это призыв к миру»
«Один день в Нагорном Карабахе» повествует об одном дне непокоренного Арцаха
30.10.2020
«Один день в Нагорном Карабахе»
О съёмках пронзительного и страшного фильма о реальности жестокой войны
30.10.2020
Все статьи темы
Последние комментарии
Вернуть России русское лицо – наш святой долг
Новый комментарий от Глеб
2020-10-31 10:08
Кто защитит детей от сатанизма? 18+
Новый комментарий от дед
2020-10-31 09:48
«Вопрос послушания Церкви»
Новый комментарий от дед
2020-10-31 09:43
Что скрывается под маской «перчаточно-масочного режима»?
Новый комментарий от В.В. Хатюшин
2020-10-31 09:34
«Наш фильм — это призыв к миру»
Новый комментарий от Владимир Николаев
2020-10-31 09:27
«Давайте переживём ноябрь, не собирая самочинные сборища»
Новый комментарий от Валерий
2020-10-31 09:10
Хэллоуин – праздник маразма?
Новый комментарий от Глеб
2020-10-31 08:55