«Духовные основы русской самоорганизации»

О цикле лекций

«И они изумлялись учению Его, ибо слово Его было с властью».

(Лк. 4:32)

 

В дискуссиях по проблемам общественной работы в социальных сетях, на семинарах и конференциях, высказывались различные мнения об эффективности мероприятий и проектов русских общественных организаций в Латвии. Большинство авторов этих мнений солидарны в том, что многие начинания русских организаций недостаточно эффективны в плане сохранения русского самосознания. Много энергии уходит в бесплодные дискуссии, которые не приводят к росту самоорганизации русских обществ и повышению качества проектной работы. Да и самих проектов крайне мало, они не представляют какой-либо системы.

Более того, проблема сохранения русского самосознания в Латвии не проработана в концептуальном плане. Нет четкого понимания цели, задач, методов и перспектив развития русского мира Латвии. Да, работают несколько десятков общественных организаций, пытающихся хотя бы частично сохранить русские культурные традиции. Их работа известна, полезна и пользуется заслуженным авторитетом. Да, определенная работа в этом направлении проводится и в русских школах, хотя русского языка и русской культуры в них становится все меньше и меньше.

Хуже всего то, что в Латвии нет авторитетного субъекта русской диаспоры, способного создать и реализовать концепцию воспроизводства русского самосознания, вести конструктивный диалог с властями и оказывать влияние на принимаемые государством решения в сфере сохранения русской культурной идентичности. Без авторитетного субъекта русская диаспора обречена на ассимиляцию, нация или национальная диаспора сохраняется до тех пор, пока воспроизводится национальное самосознание. Таким авторитетным субъектом может стать только объединение русских организаций, способное создавать и поддерживать работу культурно-образовательных центров.

Как сказал в свое время Петр Аркадьевич Столыпин: «Народ, не имеющий национального самосознания — есть навоз, на котором произрастают другие народы». Это утверждение в полной мере относится к состоянию зарубежных русских диаспор, в том числе и в Латвии. Сохранение русского самосознания требует в первую очередь понимания того, что это такое, кто и каким образом его может сохранить в условиях современной латвийской действительности.  

В последние годы заметно снизилась общественная активность латвийской русской интеллигенции. Публикации русских экспертов не дают ответы на острые проблемы сохранения русской общины, нет сотрудничества школ, общественных организаций, родительских комитетов. До сих пор не сделан научный анализ деятельности русской общины Латвии за последние два десятилетия, нет осмысления причин успешных и неудачных проектов.

Остается вне поля внимания интеллигенции тема духовных оснований общественной работы по сохранению русского языка, русских школ, русской культуры. Язык, школа, культура основаны и держатся на культурных традициях, любые попытки их сохранения без обращения к традициям не имеют и не будут иметь успеха. Животворит православный дух сконцентрированный в русских культурно-исторических традициях, но его почти нет в тех проектах, которые реализуются в защиту русских смыслов (1).

Известный российский философ Александр Сергеевич Панарин в работе «Народ без элиты: между отчаянием и надеждой» ссылается на научные исследования, которые показали, что лишь те достижения культуры могут быть концептуальными реконструкторами нашего повседневного образа жизни, в которых сохраняется присутствие большой религиозной ценности (2). Это объяснимо, потому что такими реконструкторами являются культурные традиции, включающие в себя – религиозные духовные ценности, исторические события и культурные достижения.

Согласно результатам исследований только те мероприятия и проекты будут работать на сохранение русского самосознания, в содержании которых будут заложены православные духовные ценности (3). Это совсем не значит, что все виды культурно-образовательной деятельности должны носить религиозное содержание, но это значит, что в учебных программах и сценариях мероприятий должны находить разумное отражение братолюбие, нестяжательство, милосердие, единство духовного и земного, другие духовные ценности, вытекающие из евангельских заповедей.

Мы привыкли к материалистическим основаниям в работе общественной организации, но наряду с материалистическими основаниями должны быть и духовные идеалы, которые совместно с материальными основаниями определяют концептуальную модель ее работы.

            Активисты русских общественных организаций и педагоги школ должны понимать, что их работа будет формировать и укреплять русское самосознание в том случае, если мероприятия и проекты, которые они проводят несут в себе духовные смыслы, формирующие связи с русскими культурными традициями. Актуализация этих связей приводит человека к принятию русского миропонимания и образа жизни.

И даже деформации русского самосознания, которые происходят под воздействием информационного оружия современной идеологической войны, преодолеваются под действием духовных идеалов. Православный идеал, оформленный в событиях и достижениях истории России всегда победит любую идеологическую полуправду, завернутую в красивый фантик «общечеловеческих ценностей». Потому что Бог в правде и никакая ложь не может победить правду (4).

            Архиепископ Иларион (Троицкий) писал: «Идеал православия есть не прогресс, но преображение … Новый Завет не знает прогресса в европейском смысле этого слова, в смысле движения вперед в одной и той же плоскости. Новый завет говорит о преображении естества и о движении вследствие этого не вперед, а вверх, к небу, к Богу. Единственный путь преображения – в искоренении греха в самом себе: «Не вне тебя правда, а в тебе самом, найдя себя в себе, овладей собой, и узришь правду. Не в вещах правда эта, не вне тебя и не за морем где-нибудь, а прежде всего в твоем собственном труде над собою» (5).

            Для помощи активистам общественной работы портал «Матрица русского самосознания» предлагает цикл лекций «Духовные основы русской самоорганизации», размещенных в разделе «Культурная автономия» и включающий в себя следующие основные темы:

В чем сила русского жития?

Духовная самоорганизация в подвиге Кузьмы Минина

Культурная традиция и уровни ее воплощения

Духовные откровения и русское самосознание 

Слова, которые зовут к преображению

Откровение и самосознание

Концептуальные модели работы общественной организации

Личный дар делу защиты правды

Сотрудничество на основе соборного единства 

Служение обществу как духовное возрастание

Духовно-культурное поле преображения

Правила духовной самоорганизации как экспертная система

Стены духовной крепости общественной организации

Православный идеал как сила русского жития

Для сохранения латвийского русского мира

О значении духовных идеалов для русского миропонимания

Механизмы укрепления русского самосознания

Просвещение как приобщение к традиции

Духовное измерение культурного развития

О значении благочестия для сохранения традиций

Хранение традиции и обольщение утопиями

 

Лекции также опубликованы в книгах «Невидимая крепость русской общественной самоорганизации», электронную версию которой можно скачать здесь и «Точки роста культурной автономии латвийского русского мира», электронную версию которой можно скачать здесь.

Валерий Бухвалов, Dr. paed.

 

Источники для статьи:

1. Киреевский И.В. Духовные основы русской жизни. – М.: Институт Русской цивилизации. 2007.

2. Панарин А. С. Народ без элиты: между отчаянием и надеждой

3. Панарин А.С. «Православная цивилизация». - М.: Алгоритм, Эксмо, 2003.

4. Осипов А.И. Путь разума в поисках истины, - 6-е изд., испр. ¾ М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2010.

5. Священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский Прогресс и преображение

 

 

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Валерий Бухвалов:
Все статьи автора
Последние комментарии
Кто позволяет Сытину брезговать нашим народом?
Новый комментарий от Порфирий
2020-11-26 16:40
Экономика умерла. Да здравствует экономика!
Новый комментарий от Порфирий
2020-11-26 16:35
Лукавнующие
Новый комментарий от Порфирий
2020-11-26 16:28
«Перекодировать страну у Пушкиной не получится»
Новый комментарий от АБС
2020-11-26 16:20
О. Алексий Денисов: Ковид-диссиденты сильно заблуждаются
Новый комментарий от Порфирий
2020-11-26 16:17
На Ближнем Востоке рождается крупнейший проамериканский блок
Новый комментарий от Владимир Николаев
2020-11-26 15:48