«Русская цивилизация и русское самосознание»

О цикле лекций

 

«История не учительница,

а надзирательница, она ничему не учит,

а только наказывает за незнание уроков».

В. О. Ключевский

 

Известный славянофил Юрий Федорович Самарин писал о своем обучении в Московском университете: «Из профессоров того времени сильнее всех действовал не только на меня, но и на многих других Погодин. Он не заискивал популярности, как И. И. Давыдов; лекции его не отличались художественною законченностью и совершенною новизною лекций Печорина; в даре изустного изложения он далеко уступал Крюкову; но он отличался тем, чего не имел никто из них - мы чувствовали в нем самостоятельное направление мысли, направление, согретое глубоким сочувствием к русской жизни. Чему нас выучил Погодин, я не могу сказать, передать содержание его лекций я был бы не в состоянии; но мы были им наведены на совершенно новое воззрение на русскую историю и русскую жизнь вообще... Все это высказывал Погодин довольно нескладно, без доказательств, но высказывал так, что его убеждения переливались в нас» (1).

Профессор Погодин открывал студентам значение православных идеалов в русской истории, показывал и объяснял формирование социокультурных моделей русской жизни, которые постепенно становились традициями. Мощную силу подобного воздействия преподавателя на сознание студентов можно объяснить силой энергии духовных идеалов, которыми обладал сам профессор Погодин и его студенты.

Только энергия духовного идеала преподавателя способна преобразить историко-культурную информацию в убеждение, если она соединяется с подобной энергией в душе студента. Подобное соединяется с подобным, православные идеалы, лежащие в основаниях русской жизни принимаются теми, у кого воспитаны подобные идеалы. Все рассказы «про историю», лишенные духовных смыслов мировоззрение молодежи не формируют и убеждениями не становятся. Этот пример является духовно-культурной моделью для создания эффективных методик сохранения русского самосознания в семье и школе.

В последние годы основная активность шовинистического меньшинства латвийского парламента направлена на изгнание русского языка из сфер образования и общественной коммуникации. Цель этого изгнания понятна - не будет русского языка в школе, уменьшится его использованием в средствах массовой коммуникации, ускорится ассимиляция русскоязычной молодежи. Пока цель достигается лишь частично и только в тех случаях, когда родители не имеют желания сохранять русские корни у своих детей. Однако не вызывает сомнений и то, что в большей части русскоязычных семей поддерживается позитивное отношение к сохранению русского языка и русского самосознания, что подтверждается в том числе и активностью празднования Дня Победы в Латвии.  

Закон духовной жизни гласит – дух создает формы для своего воплощения в бытии, выбор культурной идентичности человек осуществляет в соответствии с воспитанными у него духовно-культурными идеалами. Духовно-культурными идеалами русского самосознания является комплекс евангельских заповедей, воплощенных в культурно-исторических событиях Русской цивилизации (2). Мы желаем сформировать русское самосознание у наших детей? Чтобы этого достичь необходимо познакомить их духовными и культурными компонентами русского самосознания. В русских школах это возможно делать во внеурочной работе, кружках и факультативах, воскресных школах, общественных организациях и в рамках семейного образования. 

Важно, чтобы педагоги и родители понимали, что самосознание формируется путем приобщения ученика к культурным традициям, которые передаются из поколения в поколение посредством воспитания у детей православных духовных идеалов. Без таких идеалов, формируются «европейские русские», мировоззрение которых сформировано на рациональной логике согласно ее главному принципу – выгодно или невыгодно. Главный принцип православного русского миропонимания совершенно иной – отношение к ближнему как к самому себе. 

Еще А.С. Пушкин настоятельно призывал современников: «Поймите же, что Россия никогда ничего не имела общего с остальною Европою, что история ее требует другой мысли, другой формулы». Известный мыслитель пушкинской поры Чаадаев, будучи в начальный период своего творчества западником, в конце жизни пришел к убеждению: «Мы не Запад, Россия не имеет привязанностей, страстей, идей и интересов Европы. Возьмите любую эпоху в истории западных народов … и вы увидите, что у нас другое начало цивилизации» (3). И это начало – Православие.

Мы русские настолько, насколько мы принимаем в качестве основ нашего образа жизни русские культурные традиции, корни которых – православные духовные идеалы. Приобщение к культурно-историческому наследию русского мира в процессе образования способно формировать русское самосознание в том случае, если содержание изучаемого наследия передает и закрепляет в мировоззрении человека духовные доминанты, зажигающие в нем любовь «к родному пепелищу» (4). Ключевое слово здесь – любовь. На чем основана любовь?

Русскую историю и культуру любит тот, кто имеет в своем мировоззрении православные духовные идеалы, иначе любить нечем, ведь любовь – категория духовного мира, любить – значит соединять в духе подобное с подобным. Быть носителем русского самосознания – значит иметь в своем мировоззрении православные духовные идеалы, любить русский мир, пропагандировать его достижения, влиять словом и делом на его преображение ради укрепления (5).  

Для повышения качества культурно-образовательной работы в школах и общественных организациях портал «Матрица русского самосознания» предлагает цикл лекций для учащихся старших классов и взрослых «Русская цивилизация и русское самосознание». Лето – лучшее время для внешкольного и семейного образования, организации лекториев в общественно-культурной работе.

Вот темы основных лекций:

Феномен русской цивилизации

Духовные основы русской цивилизации

Идеал Святой Руси

Закваска игумена всея Руси

Православная модернизация бытия

Русская модель милосердия

Дерзания русского духа

Традиции для сохранения добра

Для уменьшения страданий

Духовность и русское самосознание

Формула русского самосознания

Развитие национального самосознания

Духовная крепость русского самосознания

Тайны русской души

Наука жить по совести

Ключ к пониманию русской жизни

Духовные грани русского самосознания

Духовное возрастание: намерения и совесть

Духовное возрастание: терпение и скорби

Сокровища земные и небесные

Может ли русский быть патриотом Латвии?  

Европейский русский или русский латвиец?

Духовное измерение культурного развития

Его пример – другим наука…

Духовное понимание истории

 

Лекции также собраны в книгах «Дерзания русского духа», которую можно скачать здесь и «Тайны русской души», которую можно скачать здесь, и в аудиозаписи здесь.

 

Валерий Бухвалов, Dr. paed.

 

Источники для статьи:

1. Самарин Д. «Он был православный русский мыслитель, с самоотвержением потрудившийся на благо своей родины...»

2. Пестов Н.Е. Современная практика православного благочестия. Том 1-2. http://lib.pravmir.ru/library/book/1872

http://lib.pravmir.ru/library/author/145

3. Терлецкий А. «В Европе выгода - у нас жертва»: Ф.М. Достоевский о европейской цивилизации и России

4. Сорокин П.А. Существенно важные черты русской нации в двадцатом веке\ https://studfiles.net/preview/3539613/

5. Олег Платонов: «Русская цивилизация»\ http://www.narodsobor.ru/interview/item/1531-oleg-platonov-russkaya-civilizaciya

 

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Валерий Бухвалов:
Все статьи автора
"Русская школа"
«Эти люди убеждены, что русские – неполноценные»
Сергей Михеев подверг критике намерение Минпросвещения запустить проект «500+», ориентированный на копирование западных практик
24.07.2020
Эстафета поколений:
О коронавирусной спецоперации направленной на людей 50+
23.07.2020
Все статьи темы
Последние комментарии
Не надо бояться!
Новый комментарий от bryzgalov-kv
2020-08-06 22:26
Размышления по поводу «Размышлений»
Новый комментарий от Агафон
2020-08-06 22:14
В «Двуглавом орле» революция
Новый комментарий от наталья чистякова
2020-08-06 21:37
Гонка вакцинаций
Новый комментарий от Андрей Карпов
2020-08-06 21:04
«К нам запускают прямую цензуру»
Новый комментарий от Георгий
2020-08-06 21:03
Меняется повестка дня сергие-романовской фронды
Новый комментарий от Георгий
2020-08-06 20:59
Лукашенко, презервативы и НАТО
Новый комментарий от Денис
2020-08-06 20:51