Ватиканское кощунство над памятью славянских первоучителей

Память 11/24 мая

 

Ко дню памяти святых равноапостольных первоучителей и просветителей славянских Мефодия и Кирилла, мы публикуем статью выдающегося русского публициста, журналиста, литературного критика, общественного деятеля Михаила Никифоровича Каткова (1818-1887). Статья была впервые опубликована в «Московских Ведомостях» (1885. 28 июня.№ 177).

Публикацию, специально для Русской Народной Линии, подготовил профессор А.Д. Каплин. 

 

+ + +

 

Ватиканское кощунство над памятью славянских первоучителей

 

Что может быть лживее и кощунственнее польско-ватиканской игры памятью славянских апостолов Кирилла и Мефодия?

Дело их было постоянно гонимо Римом. Мефодий был едва не отлучен от церкви папой за то, что он и брат его призвали славянский язык к славословию Бога.

Тысячелетие протекло с тех пор. Посев обоих братьев взошел, но не для Запада, который тогда откололся от Востока. Посев обоих братьев взошел на Востоке, и именно в русском народе, где главным образом утвердилась Православная Церковь, и Православная Церковь изначала чествует обоих братьев равноапостольными. В недавнее время оба святые брата вспомнились в заглохших народностях славянских, и в них почувствовалось некоторое оживление. Хоругвь Мефодия стала как бы символом духовного единения славян. И вот когда это почувствовалось во всех концах славянского мира, обнаружилось в нем тяготение на Восток и к России.

Славянский съезд в Москве в 1867 году всполошил врагов православия и России. Вскоре придуман был изумительный по своей наглости способ попытаться обезсилить значение обоих славянских апостолов. Продолжать откровенно проклинать их значило бы усилить их значение на Востоке и способствовать тяготению славянских народностей к их знамени, которое свободно и торжественно развевается в России. Придумано было, напротив, отверженных римскою церковью славянских апостолов вдруг усвоить ей и канонизировать.

Значит ли это, что непогрешимый владыка Ватикана сознал свой грех и благословил дело, которое проклиналось в Риме в течение тысячелетия? Значит ли это, что Западная Церковь сближается с Восточною, начинает чтить ее святыни, входить в ее систему, проникаться ее духом?

Нет, это только кощунственная игра святыней в надежде обмануть народы, еще откликающиеся на имена Кирилла и Мефодия и отнять у православия и России великий символ, который в их обладании может стать опасным для их врагов. Рим не признает и теперь великого дела, совершенного обоими братьями; но тем не менее, с благословения папы и усердием польских слуг его, был затеян юбилей памяти св. Мефодия в австрийских пределах, в Велеграде, месте, где он терпел гонение, – затеян с тем, чтобы приманить славян под чуждое и враждебное им знамя. Интрига была посрамлена, но послушайте, как толкует о Мефодиевском празднике газета «Pesther Lloyd», официозный орган нынешнего венгерского правительства.

Вожаки панславистской пропаганды отнюдь не виновны в том, что задуманное ими торжество не удалось; они честно старались о моральном воссоединении всех славянских племен под Московским знаменем. Официальная Россия, со своей стороны, затеяла великолепные празднества по случаю предстоявшего зачисления славянских апостолов в сонм святых (каково!), надеясь создать для славянского Mipa повод к паломничеству к берегам Невы на поклонение новой святыне. Но ожидавшиеся гости не прибыли, а явились лишь несколько благочестивых черногорцев, хорошо знакомых со звоном рубля, да два-три недовольные вроде Ристича, у которых на устах были фразистые речи, а в душе только желание полакомиться на обильных банкетах, да, пожалуй, еще пара словаков, вот и все завоевания, которые сделал Св. Синод. Вообще весь ход празднеств доказал, что русский патриархат (sic) потерял всякое нравственное влияние на славян, не принадлежащих к Восточной Церкви. Конечно, и болгары в Восточной Румелии, и сербы короля Милана поспешили торжественно отпраздновать окончание тысячелетия со времени приобщения славян к христианству и дарования им их языка; в этом праздновании участвовали там и органы государственной власти, придав ему некоторым образом характер политический; но наши сербские соседи поспешили при этом случае отречься от какой бы то ни было солидарности с Россией, кроме общей их веры, и полная отставка, которою встретили возвратившегося из Петербурга Ристича, доказывает, насколько сербское правительство желает недвусмысленно выяснить свои отношения к русскому. Затем нельзя не упомянуть о примерном образе действий венгерских сербов, который они проявили в данном случае благодаря геройской инициативе карловицкого патриарха Анджелича, не удостоив никакого внимания канонизацию Кирилла и Мефодия, предпринятую русским Синодом.

Возможно ли лгать, или, точнее, врать с большею наглостью? С неимоверным безстыдством приписано русскому правительству и Синоду Русской Церкви то, что на глазах у всех творила папская интрига с помощью австро-венгерских властей. В Пеште не может быть неизвестно, что Кирилл и Мефодий искони причислены Русскою Церковью к лику святых; что она ежегодно творит о них память и что к тысячелетию памяти Мефодия никакой панславистской агитации в России не делалось, никаких славян в Москву или на берега Невы не призывалось и что попытка эта делалась, напротив, в Австрии.

И вот еще на этих днях получили мы странную телеграмму без подписи о каком-то предполагаемом в Австрии всеславянском издании, якобы для соединения всех славян под одно знамя. Творится дело нечестия и обмана, и тут же приписывается именно тем, против кого оно задумано. Это еще более глупо, чем злонамеренно. Но курьезнее всего хвалебный отзыв о герое Анджеличе, этом якобы православном горе-патриархе, который не удостоил никакого внимания канонизацию Кирилла и Мефодия, якобы предпринятую русским Синодом. Хорош этот православный патриарх, который не знает, что Православная Церковь изначала Кирилла и Мефодия чтит святыми и который приписал папскую канонизацию русскому Синоду. Хороша и похвала ему. Это явствует из следующего.

Кроме г. Ристича, приехавшего ко дню празднества из Сербии, в Россию прибыли к тому времени еще человек десять славян из австрийских земель, которым тяжко было оставаться на родине, где духовное торжество, как чествование памяти славянских первоучителей, превратилось в пропаганду латинства усилиями львовского митрополита Сембратовича. В Петербурге и Киеве эти гости были приняты радушно, хотя их никто не звал к нам, и вот этот радушный прием чуть не навлек на них обвинения в государственной измене. По возвращении из России их встретили дома, в Галиции, допросами и угрозами привлечь к уголовной ответственности. Началось следствие, прекращенное лишь потому, что австро-польская прокуратура не отыскала в своем уголовном кодексе статьи, под которую можно бы было подвести их мнимое преступление. Их, однако, не освободили от взыскания, но передали их дело на рассмотрение полицейской власти, которая открыла какое-то устарелое узаконение, наказующее арестом самовольное, хотя и кратковременное, оставление отечества. (См. «Последнюю почту» в №168 «Моск. Вед.».) При этом было забыто, что все провинившиеся отправились в Россию, снабженные законными паспортами, ибо без таковых наши пограничные власти не разрешили бы им переход границы, что донесение наместника Галиции, будто эти лица поехали в Россию без разрешения, опровергнуто было в свое время австро-венгерским послом в Петербурге графом Волькенштейном, писавшим в Вену, что по собранным им сведениям все приехавшие из Галиции предъявили не только правильные, но и визированные паспорта.

Не только ехавшие в Галицию, но и те русские галичане, которые, сидя дома, посылали в Петербург поздравительные телеграммы ко дню празднования, привлечены были к ответу за текст этих телеграмм. Куриозно то, что начальника львовской полиции в особенности смутила следующая фраза, встретившаяся в одной телеграмме: «Молим Бога, – сказано в ней, – Царя Царствующих об единении всех славян». Какой-то усердный поляк объяснил эти слова таким образом: «Молим Царя о воссоединении славян».

Насколько искренно было признание римским папой и его агнцами первоучителей славянских святыми римско-католической церкви, показывает следующий пример отношения одного из церковных дигнитатов католицизма в Галиции к памяти этих святых. В газете «Новый Пролом» сообщается, что по распоряжению сеньора Ставропигийского института доктора Исидора Шараневича из бурсы при этом Институте выброшена икона свв. Кирилла и Мефодия, «чтоб она не вводила во искушение воспитанников бурсы». Не худо заметить, что Шараневич состоит почетным членом Киевского университета.

 

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Михаил Катков:
Все статьи автора
"Консервативная классика"
«Честь русского войска и дух его не уронены»
Ко дню памяти великого русского мыслителя
24.06.2020
«Кого нам хвалит враг, в том верно проку нет!»
О современном просвещении вообще и об университетском образовании в России. Ко дню памяти († 18/31 мая 1879)
29.05.2020
Все статьи темы
"Русская цивилизация и Ватикан"
«Напрасно Ватикан начинает торговлю мученической кровью»
Дарение Римом Болгарской Православной Церкви мощей святых мучеников Климента и Потита является данайскими дарами
22.09.2020
Поляка Кондрусевича сменит белорус Климович?
Госсекретарь Ватикана заявил о подготовке визита Франциска в Белоруссию; пошли разговоры о скорой смене главного католика республики
16.09.2020
Все статьи темы
Последние комментарии
Учиться у Сталина
Новый комментарий от Олег В.
2020-09-29 14:18
Таблетки алчности
Новый комментарий от Андрей Карпов
2020-09-29 14:13
Ситуация с дефицитом воды в Крыму критическая
Новый комментарий от Русский Сталинист
2020-09-29 13:54
«Борьба с эпидемией ещё далеко не закончена»
Новый комментарий от patermax
2020-09-29 13:39
Россия должна вмешаться в конфликт в Нагорном Карабахе
Новый комментарий от Олег В.
2020-09-29 13:33
Так, насколько на сегодня актуальна массовая вакцинация?
Новый комментарий от электрик
2020-09-29 13:16