В Волочёк, к Казанской!

Новогоднее паломничество

 

Андрониковский собор с памятником св.Иоанну Кронштадтскому

 

Новый год можно встретить по-разному. Лично я, устав от предлагаемого Москвой давно уже неоригинального свето-шумового однообразия, обильно сдобренного идиотским, но всепобеждающим шопингом, решил провести дни Рождественского предпразднества на своей малой Родине. Город Вышний Волочёк хорошо знаком всем, кто хотя бы раз совершил культовое «путешествие из Петербурга в Москву». Одной из достопримечательностей этого небольшого провинциального городка со своим довольно вполне симпатичным лицом, является Вышневолоцкий Казанский женский монастырь. Списался, созвонился, получил заочное благословение игуменьи Софии – и в путь!

***

 

Благое начало

 

Крестом отмечено место явления Казанской иконы

Он основан в  1872 году как женская община на месте неоднократного явления  иконы Казанской Божией Матери на святом источнике. По мнению некоторых краеведов, именно в этих заболоченных местах берёт своё основание Тверца – одна из рек, образующих  Вышневолоцкий водный бассейн. На этот фактор обратил внимание царь Петр при сооружении прославивших городок систему каналов, которые по плану царя реформатора должны были связать Петербург с Европейской Россией. Сегодня место обретения иконы отмечено памятным Крестом, который находится за стенами обители, по другую сторону дороги, ведущий к бывшему Никольскому Бело-Омутовскому (Столпенскому) мужскому монастырю.

Землю бедной общинке пожертвовал уездный предводитель дворянства князь А.С.Путятин, а деньги - купчиха А.Е.Гагарина, помещица М.И.Анисимова и другие благотворители, а 9 лет спустя община, которую возглавила  игумения Досифея (Салтыкова),  получила статус монастыря. Немалую роль в этом сыграл Всероссийский пастырь – ныне прославленный в лике святых прав.Иоанн Кронштадтский, который неоднократно посещал Волочёк и общину, жертвуя на неё немалые суммы. Именно его тщанием был построен и освещен в 1901 году единственный в мире храм Андрониковской иконы Божией Матери, в который и была  поставлена древняя Византийская святыня, принадлежавшая когда-то  императору Андронику и написанная по преданию апостолом Лукой. Её специально для монастыря выкупил у владельцев другой благотворитель обители, статский советник, питерский купец Е.Н.Сивохин, происходивший из крепостных крестьян.  Его же тщанием был построен и храм с колокольней святых Ефрема Сирина и мученицы Неониллы – (небесных покровителей семьи Сивохиных), где сегодня проходят монастырские службы, а в подклете чудом сохранилась их усыпальница. 

В период расцвета монастыря, в конце ХIХ века в его штате числились до 500 монахинь, не считая послушниц. Её посещали члены Императорской фамилии. У обители имелись свои сенокосы, угодья, пасека, сады. В монастыре так же писались иконы, был организован приют для девочек сирот. На начало ХХ века тут было построено 14 жилых корпусов, имелась своя мельница, обширный скотный двор и служебные постройки.

И конечно храмы, которых было пять. Помимо двух названных, это освященный в 1880 году  великолепный Казанский собор, спроектированный известным московским архитектором А.С. Каминским. По мнению специалистов – это один из красивейших храмов  России, где и хранилась явленная на источнике святыня. Так же имелся больничный храм пророка Ильи и вмч. Пантелеимона и домовая церковь в честь иконы Божией Матери Боголюбской с двумя приделами: святого Григория - просветителя Армении и Всех Святых. Уже после прославления в лике святых Кронштадтского пастыря, в старом игуменском корпусе был освящен шестой храм - в его честь.

 

Военно-революционный парадокс

 

После октябрьского переворота, монастырь не избежал разорения и поругания святынь, хотя его насельницы демонстрировали лояльность новой власти. Так, весной 1919 года, когда в городе начался голод,  монахини передали продовольственному комитету города 200 пудов квашеной капусты и 75 пудов муки, чем спасли многих горожан от смерти. В фонд помощи голодающим в 1922 году Казанский монастырь передал  658 тысяч рублей. Однако, это не спасло его от окончательного закрытия. Сначала там устроили  детскую коммуну, а с сентября 1922 года на территории монастыря разместилась воинская часть и монахинь просто выставили за ворота. 

Новые «хозяева» вели себя, как варвары. Великолепный Казанский собор со снятыми куполами и крестами сначала использовали под клуб, а потом вообще превратили в мусоросборник. Храм Андрониковской иконы стал складом. Колокольню Ефремовской церкви использовали, как водонапорную башню. Несколько десятков лет потоки воды текли по стенам, разрушая здание. В итоге она была доведена до аварийного состояния. Сады были вырублены, на месте монастырского кладбища устроен плац, а могильными плитами вымостили дорогу к свинарнику. Воинствующее  безбожие торжествовало, но одержать победу, несмотря на все усилия не могло.

Спустя 2 года хозяева снова поменялись, в монастыре разместился 144-й стрелковый полк, получивший наименование «Вышневолоцкий».  Интересную информацию о судьбе и некоторых командирах этой части, история которых удивительным образом переплелась с Казанским монастырем, можно узнать в местном краеведческом музее.  Известно, что с 1928 по 1931 годы этим полком командовал будущий маршал Советского Союза А.М.Василевский, сын священника. О его вкладе в Победу и роль в Великой Отечественной войне известно много, а в разрушении монастыря? Ничего, но мы можем предположить, что кощунства творились не при нём.

Вот что он сам писал он сам об этом периоде в своих воспоминаниях: «Мне нравился русский городок с его старинными каналами и шлюзами, садами и бульварами. Здесь работалось хорошо. Я старался передать командирам подразделений и красноармейцам все из того, что знал сам, что успел приобрести и осмыслить за 17 лет военной службы, из которых 12 лет в славных рядах РККА, а всего тогда мне было 35 лет. 144-й полк стал мне близким и родным…». Известно, что в 1930 году, во время инспекторской дивизионной проверки, полк занял первое место в соединении.

В конце 30-х воинская часть была передислоцирована на западные рубежи, и в июне 1941-го года полк принял участие в приграничных боях, понеся большие потери. Однако, Боевое знамя части в руки врагу не попало и значит по всем канонам 144-й Вышневолоцкий стрелковый полк не считался уничтоженным. Спустя двадцать лет после войны в лесу под Брестом было найдено полуистлевшее полковое знамя, которое сегодня храниться в городском музее, Вот такой героизм вперемешку со святотатством.  Как это объяснить логически? По-моему, никак, остаётся лишь со смирением принять как факт из нашей необъятной и порой логически не объяснимой истории, в которой добро так тесно переплелось со злом. Но твёрдо верить, что последнее слово всё равно будет за Богом.

После ухода 144-го стрелкового полка в монастыре сменилось еще несколько воинских частей. Последней, вплоть до передачи территории бывшей обители Церкви в 1992 году, здесь дислоцировался учебный полк ВВС, где готовили младших авиационных специалистов. К тому времени задор воинствующих безбожников давно выдохся, сменившись разочарованием и пораженческим пессимизмом  строителей светлого будущего. А монастырю в результате неудачного эксперимента был нанесен, казалось, непоправимый ущерб.

Помимо искалеченных зданий и обезглавленных храмов, печальна оказалась судьба и обоих святынь чудотворных  икон Божией Матери. Сначала они были перенесены в храм Вышнего Волочка, а оттуда в городской музей. Когда же верующим был возвращен Богоявленский собор - единственный храм,  действовавший тогда в Вышнем Волочке, то туда были переданы и обе иконы. Но в 1984 году одна из них - Андрониковская была украдена и ее место пребывания до сих пор неизвестно. К утешению сестер в апреле 2019 года в обитель вернулся чтимый список Андрониковой иконы Божией Матери, выполненный в иконописной мастерской Казанского монастыря в конце 1880-х годов ХIX века. Образ в течение столетия сохранялся в дворянской семье Ярцевых, пережив в советской России годы лихолетья, и после отшествия к Богу последней представительницы этого рода, ее доверенное лицо передало святой образ в Казанский монастырь.

 

Возрождение следует

 

Бог, Сама Богородица не оставляет Свою обитель без утешения. Два года назад перед Андрониковским храмом появился памятник святому праведному Иоанну Кронштадтскому, сооружённый на деньги потомка давних благотворителей монастыря Сивохиных. 

Но, пожалуй, главными святынями монастыря, к которым едут сегодня со всех концов страны паломники, стали могилки двух наших блаженных современниц: старицы и странницы Любушки Лазаревой и монахини Марии (Матукасовой). Над ними, тщанием бывшей игуменьи монастыря и ктиторов возведена часовня во имя Веры, Надежды, Любови и матери их Софии и мраморные надгробия.

Любушка, родившаяся в 1912 году, всю жизнь хранила Веру, вымаливая других. Большую часть своей тяжелой жизни она не имела своего жилья. Добровольно терпела холод и голод, мороз и дождь, ходила босая, полураздетая. Жила в лесу, на кладбищах. Иногда приходила на ночлег к верующим людям, а случалось, и к неверующим, чтобы помолиться и о них. Любушка обходила святые места России, большинство из которых было тогда в разорении и запустении, вымаливала у Господа милость, чтобы здесь вновь зазвонили колокола, затеплились свечи, начала приноситься Бескровная Жертва.

Перед своей смертью, последовавшей в 1997 году, она приехала в Казанский монастырь. Всем говорила, что это место благословлено Самой Богородицей и находится под Ее особым попечительством. «У вас здесь Сама Матерь Божия лампадки зажигает», - любила повторять блаженная.

Матушка Мария родилась в 1908 году в Самаре, рано осталась без отца, претерпела различные страдания за веру, подвергалась тюремному заключению. В послевоенные годы она взяла на себя подвиг юродства. Была очень кротка, терпелива, снисходительна к окружающим её людям и многим казалась просто доброй бабушкой. Всех поражало ее смирение. Обладая великим даром мудрости и прозорливостью, она почитала себя лишь немощной старушкой. Но несла великие подвиги, отмаливая людей и Отечество. Блаженная, юродствуя постоянно носила на себе очень тяжелые мешки с камнями и мусором, поясняя любопытным: «Грехи ваши ношу».

В часовне - слева могилка Любушки, справа - монахини Марии

Ее часто видели полулежащей на ступенях храма. Хочешь поговорить - ложись рядом, смири гордыню. До вступления на путь юродства она очень любила чистоту. А теперь Христа ради терпела грязь, лежала на заплеванных ступенях, ела с собаками: сначала собаке даст куснуть, потом уже сама. Ее называли человеком большой тайны, и видел ту тайну лишь Господь, укреплявший ее в ее непостижимом для нас подвиге. Прошлое, настоящее, грядущее было раскрыто перед ней Самим Богом. Она могла назвать человека, которого видит в первые, по имени и отчеству, называла и фамилию. Прозорливая старица открывала людям волю Божию, умела осторожно обличить, утешить, взять на себя чужую боль. Душа её была необычайно чуткой к чужому горю.

Незадолго до смерти последовавшей 14 января 2000 года, она приняла постриг и, вместе со своей келейницей приехала в Вышневолоцкий Казанский монастырь. «Останусь с вами, - сказала она, - здесь все родное... Я приехала к Любушке…». 

По местному преданию, в часовне, где всегда теплятся лампадки и одной из сестер или послушниц читается Псалтирь, оставлено место для еще одной – неизвестной пока миру блаженной, которая ляжет сюда почивать в ожидании недолгого после этого Второго пришествия Христова.

К моему удивлению вслед за мной в монастырь нагрянули необычные паломники из Москвы - волонтёры из «Реставроса» - молодёжной организации, помогающей  возрождать  культовые объекты Русского Православия. По-видимому, для них торчать в столице 10 дней тоже было тяжким испытанием, и ребята во главе с руководителем проекта Константином Лобачёвым приехали по договоренности с игуменьей Софией помогать монастырю. Поселили их в соседних со мной кельях с печным отоплением, общей трапезной, где просто, но сытно кормят, рядом с великолепной баней…

Отряд добровольцев на фоне алтаря Анрониковского собора

Но начали волонтёры с того, что вооружившись шанцевым инструментом и тачками, занялись расчисткой подвалов Андрониковского собора, фундамент, стены и, особенно полы, которого из-за большой влажности пришли в аварийное состояние. «Вероятно, когда новые хозяева засыпали и забетонировали источники, подземные воды поменяли течение и нашли выход под стенами храма, - пояснил руководитель «Реставроса». - Наша задача не просто вынести скопившийся за десятилетия хлам и мусор в подклете собора, провести противоаварийные работы, но найти пути, откуда поступает вода, чтобы отвести её от основания храма». Вот так просто, благородно и по-русски!    

Надо ли говорить, что уезжал я из обители умиротворённый и радостный, отдохнувшим душой (через день причащался!) и телом (моим послушанием была заготовка дров для часовни), с твердой верою, что Россия и моя малая Родина обязательно возродятся. Вслед, конечно,  за Казанским монастырем. Давайте этому поможем!

Пожертвования на восстановление и строительство Казанского женского монастыря г. Вышний Волочек можно перечислять по следующим реквизитам:

 

Сбербанк Онлайн:

Получатель: РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "КАЗАНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ ТВЕРСКОЙ И КАШИНСКОЙ ЕПАРХИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ)"

Р/с: 40703810763000001790

Банк: ПАО Сбербанк

БИК: 042809679

К/с: 30101810700000000679

ИНН получателя: 6908003504

 

Банковская карта:

Номер карты: 4276 6300 1556 6451

Получатель: игумения София (Сухова Екатерина Олеговна)

 

Роман Илющенко, фото автора

 

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Роман Илющенко:
Первая кровь Гражданской
Учим ли мы уроки прошлого?
04.04.2020
Жития Святых как профилактика пандемии
Великопостное чтение
31.03.2020
Сделать правильный выбор
Сегодня тема номер один – пандемия коронавируса
26.03.2020
Главный антигерой МВД
Памяти А.А.Лопухина (1864 - 1928)
17.03.2020
Притормозили на три миллиона
Инспектором ДПС задержан водитель, более двух тысяч раз нарушивший правила дорожного движения
10.03.2020
Все статьи автора
Последние комментарии
Национализация или гибель?!
Новый комментарий от Брат
06.04.2019
Да возлюбим друг друга, и единомыслием исповемы
Новый комментарий от Русский Сталинист
06.04.2019
«Русской народной линии» 10 лет!
Новый комментарий от Русский Сталинист
06.04.2019
Запретят ли идти в храм на Пасху?
Новый комментарий от Коротков А. В.
06.04.2019
Читаем новости и делаем выводы…
Новый комментарий от Апографъ
06.04.2019