Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Обзор августовского (№332) номера газеты «Православный Санкт-Петербург»

Русская народная линия

12.08.2019

 

Есть такая дата: Международный день памяти жертв работорговли - 26 августа. Казалось бы, работорговля - это нечто, давно, ушедшее в прошлое, однако, жизнь показывает, что такое прошлое может легко вернуться. Об этом мы говорили с известным Санкт-Петербургским священником, давним другом и автором нашей газеты, прот. Димитрием Василенковым. О. Димитрий в частности сказал:

- Подумайте: грех, он иногда порабощает всё общество снизу доверху! Вспомним крепостническую Россию: тогда общество принимало рабство как норму. А ведь это не норма для человеческого общения, это суровое попущение Божие. Про Салтычиху-то все слыхали; а вот мне однажды попала в руки судебная хроника XIX века, уголовные дела Тамбовской губернии, связанные с насилием над крепостными крестьянами. Там речь шла о помещике, почти догнавшем в своём зверстве Салтычиху. Но меня поразили две вещи. Первая: там говорилось, что из всех дворян Тамбовской губернии, на обсуждение которых это дело было вынесено, осудил помещика-садиста только один человек! А все остальные к злодею вполне терпимо отнеслись. Но главное даже не это... Понятно, что один крепостник всегда оправдает другого. Но ведь кроме помещиков... Меня этот вопрос терзал, ещё когда я читал пушкинского «Дубровского», - там очень хорошо описаны помещичьи зверства. И в этот раз я не смог не задуматься: а почему же священники-то видели эти безобразия и молчали? Ни разу я не сталкивался в нашей классической литературе с образом священника, который бы заступился за своих крепостных прихожан. Ни в литературе, ни в истории подобные случаи не описаны. Впрочем, я не проводил исследования - может быть, где-то что-то подобное и было. Но, видимо, очень, очень редко, раз это не стало всем известно. А ведь почти в каждой деревне был храм... И хоть бы один священник встал и сказал: «Что ж ты творишь-то, господин помещик?» И, может быть, события 1917 года произошли в том числе и по этой причине. Почему народ не увидел в священстве своих печальников, своих защитников?

Интервью с о. Димитрием Василенковым называется «...И СВОБОДА ВАС ПРИМЕТ РАДОСТНО У ВХОДА».

Да, священник обязан быть защитником, утешителем своей паствы. О приходе, где священство именно так рассматривает свою задачу говорится в материале под названием «УТЕШАЙТЕ, УМЕШАЙТЕ НАРОД МОЙ». В нём рассказывается о социальной службе «Утешение», которая была создана при храме Рождества Иоанна Предтечи в Юкках по благословению епископа Выборгского и Приозерского Игнатия. Руководит службой священник Василий Тищенко. Батюшка рассказывает:

- Мы разыскиваем одиноких, нуждающихся прихожан и стараемся помочь. Кому-то нужно просто тёплое слово, общение, кому-то - серьёзная помощь. Есть у нас одна старенькая прихожанка - бабушка Люба. Я несколько раз ходил к ней домой, причащал. И всякий раз чувствовал, что бабушка моя что-то недоговаривает. Она улыбается, но видно, что душа её болит. Как-то она после моего визита решила меня отблагодарить. Я ей мягко сказал: «Деньги мне ваши не нужны. А лучшей благодарностью будет ваша откровенность; расскажите, что Вас мучает». Она заплакала и рассказала, что у неё случился пожар в одной из комнат, всё обгорело, что не всегда ей хватает продуктов, которые привозит невестка... Я рассказал «утешенцам» о беде старушки. И что? Мы пошли к бабе Любе в гости, принесли ей продукты и сделали ремонт... Кому-то наши «утешенцы» напилили-накололи дров на зиму, кому-то готовят еду, приносят лекарства, продукты. Другая группа «утешенцев» навестила одинокую бабушку Валентину (сына и мужа она похоронила). У неё одна рука не действует, но она умудряется всё делать одной рукой - прибирать в доме, готовить обед, носить воду, стирать, даже уколы делала сыну, когда он занемог. Мы также взяли её под свою опеку. Одни из последних добрых дел наших «утешенцев»: жизнерадостному мальчишке со славным именем Егор (мама воспитывает его одна) подарили на день рождения велосипед, о котором Егор мечтал. А маме нашей юной прихожанки Ариши помогли отправить дочку отдыхать в детский лагерь. Для восьмилетнего Вани, страдающего ДЦП, приобрели специальный стул, который позволяет формировать правильную осанку и уберечь от осложнений, связанных с недугом. Также собираем средства на покупку рождественских и пасхальных подарков одиноким старикам и детям из малообеспеченных семей.

А иногда утешение и помощь несчастному состоит в том, чтобы... отгородить его общества - на время, конечно, - и тщательно следить за его поведением. Кому нужна такая помощь? Разумеется, алкоголикам и наркоманам. В посёлке Коммунар Гатчинского района, на приходе местного Князь-Владимирского храма существует Реабилитационный центр для помощи людям, попавшим в зависимость от психоактивных веществ. Настоятель храма, прот. Алексей Дудин рассказывает:

- Наш центр строится по образу христианской семьи: всё стоит на добровольном согласии. К нам приходят люди с различными судьбами, с разными бедами, мы не проводим жёсткий отбор. Наш второй священник, о. Вячеслав Красноруцкий, даже так говорит: «У нас здесь пионерлагерь!» Шутка, конечно, но доля истины в ней есть. Вот судите сами: утром наши подопечные встают, идут в храм на молитву - молитва краткая, без кафизм, без канонов, потом минут на десять наставление, окропление святой водой; потом - приходские послушания. Послушания я всегда стараюсь давать рядом с храмом, потому что близость храма всегда благотворно действует на душу человеческую. После литургии (а литургия у нас каждый день) приходит священник, общается с подопечными, потом они опять трудятся, причём не так чтобы уж очень долго: до пяти часов вечера. С пяти до десяти у них свободное время, потом молитва, а после вечерней молитвы выход за пределы храма уже не благословляется (за исключением особых надобностей, которые оговариваются с батюшкой). Никаких строгих правил у нас нет, но те, что есть, должны быть досконально исполнены! В определённые дни к нам приходят два специалиста-психолога, а в рамках арт-терапии мы показываем подопечным христианские фильмы и потом обсуждаем их все вместе. Регулярно служим акафист Божией Матери перед иконой Её «Неупиваемая Чаша» - присутствовать на нём считается обязательным для тех, кто находится в Центре. Я объясняю ребятам (вы помните, из них многие - бывшие заключённые): «Если на зоне чем больше преступлений вы совершили, тем больше вас будут держать, то здесь всё наоборот: как только начинаешь бедокурить, так тебя тут же условно-досрочно освобождают, - пожалуйста, двери раскрыты!» И они задумываются... И начинают понимать, что спасаться удобнее здесь, а не за воротами; а чтобы оставаться здесь, нужно соблюдать наши требования.

Рассказ о Реабилитационном центре в Коммунаре называется: «ПРЕОБРАЖЕНИЕ: ТАЙНАЯ МИССИЯ ДУШИ».

Да, Господь хочет, чтобы человек свободно, без принуждения стремился к своему спасению и потому Он долготерпит нашим грехам. Но однажды и Его долготерпению приходит конец, - как это было во времена Ноя. Вот, что говорится в большом материале, посвящённом истории Всемирного потопа:

- Грех, впущенный через убийство, разрушал всё, повсеместно происходили войны, насилие, новые убийства... И втянутым в него оказалось всё человечество. Люди были настолько порабощены грехом, что Ной (в своё время) оказался единственным праведником. И Господь раскаялся, что создал людей (выражение «Господь раскаялся» говорит о будущей неотвратимости наказания). Ведь Бог не был безразличен к тому, что люди грешат и творят зло против нравственности. Но даже до последнего дня - пока воды потопа не обрушились на землю - у людей была возможность избегнуть кары. Сначала было дано 120 лет, в течение которых Ной проповедовал и увещевал, потом ещё 7 дней. Кстати, некоторые толкователи считают, что только слова: «И затворил Господь за ним» (Быт.7,16) - были тем моментом, когда путь к спасению для грешников закрылся. Многие исследователи даже считают, что сам Дух Божий сражался с грешниками через Ноя и его проповедь. Увы, сознание, искажённое грехом, не поддаётся вразумлению, пока не становится слишком поздно. Ной стал для нас примером стойкости и полного послушания и доверия воле Господа. Во-первых, Ной не колеблясь поверил в то, что казалось невозможным: вода придёт и истребит всякую жизнь на земле. Во-вторых, Ной и сам потрудился для своего спасения, своими руками построил ковчег (а не молил Господа спасти его чудесным образом), пытался привести к спасению других. Кроме того, он терпеливо сносил насмешки от окружающих людей, считавших его глупцом и безумцем. То есть Ной совершил и духовный, и физический подвиг. А также подвиг терпения: Бог ведь не раскрыл сроки окончания наказания, воды пришли и ушли не за один день, много месяцев ковчег носился по водам. Поистине надо иметь великую веру и доверие к Отцу Небесному, чтобы не пойти на поводу у порочного рассудка и не впасть в уныние.

Этот серьёзный богословский материал называется: «С НОЕМ В КОВЧЕГЕ ЖИЗНИ». Целиком вы сможете прочесть его - и другие интересные статьи - в новом, августовском номере газеты «Православный Санкт-Петербург».


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 0

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме