Вопросы к одному стихотворению

Перечитывая о.Романа (Матюшина)

 

 

 

 

 

 

 

Иеромонах Роман

Сеятель


Вышел сеятель сеять семя свое
(Лк. 8:5-8).


Вышел сеятель с сумой
Зорькой невечернею
И увидел пред собой
Путь, каменья, терние.

Урожая столько лет
У Небес не выпросить.
Сеять семя толку нет,
Всё равно что выбросить.

И стоит в слезах, молясь,
До полнощной темени.
Где ты, добрая земля,
Жаждущая семени?

Иеромонах Роман
25 сентября 2018

Все мы, конечно, помним стихотворение А.С.Пушкина "Свободы сеятель пустынный" (1823)
 
Изыде сеятель сеяти семена своя

Свободы сеятель пустынный,
Я вышел рано, до звезды;
Рукою чистой и безвинной
В порабощенные бразды
Бросал живительное семя —
Но потерял я только время,
Благие мысли и труды…

Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич.

Стихотворение написано в южной ссылке. Этот период жизни связан у Пушкина далеко не с самыми лучшими воспоминаниям, хотя именно на юге России он смог переосмыслить значение слова «родина» и определился с собственным призванием. Поэту было 24 года.
-----
Вспомним стихотворение Н.А.Некрасова "Сеятелям" (декабрь 1876)

Сеятель знанья на ниву народную!
Почву ты, что ли, находишь бесплодную,

Худы ль твои семена?
Робок ли сердцем ты? слаб ли ты силами?
Труд награждается всходами хилыми,

Доброго мало зерна!
Где ж вы, умелые, с бодрыми лицами,
Где же вы, с полными жита кошницами?
Труд засевающих робко, крупицами,

Двиньте вперед!
Сейте разумное, доброе, вечное,
Сейте! Спасибо вам скажет сердечное
Русский народ…

Аллегория, лежащая в основе стихотворения, восходит к евангельскому источнику (см.: Евангелие от Марка, гл. 4, ст. 3--29). Этот образ, неоднократно возникающий в западноевропейской и русской поэзии, символизирует проповедь свободы, истины, знания ("Der Samann" ("Сеятель") Ф. Шиллера, "Свободы сеятель пустынный..." А. С. Пушкина (1823), "До свиданья" Н. П. Огарева (1867), "Блаженны вы, кому дано..." А. Н. Плещеева (1871) и др.). В подобном же значении встречается в народнической публицистике (см.: Гин М. Литература и время. Исследования и статьи. Петрозаводск, 1969, с. 130--133) и в народнической поэзии (ВРП, с. 278--287). Ср. также у Некрасова: "Сеет он всё-таки доброе семя!" ("Саша"); "В нас под кровлею отеческой Не запало ни одпо Жизни чистой, человеческой Плодотворное зерно" ("Песня Еремушке"); "... чистых впечатлений И добрых знаний много сеял ты..." ("Медвежья охота").
Источник: http://nekrasov-lit.ru/nekrasov/stihi/382.htm
 
Н.А.Некрасов написал это стихотворение в 55 лет, за год до смерти, будучи уже тяжело больным. В какой-то мере, его можно считать завещанием поэта.
----------
Вернёмся к стихотворению о. Романа, датированному 2018 г., автору - 63 года.  Несомненно, он знаком  с вышеупомянутыми стихотворениями А.С.Пушкина, Н.А.Некрасова и др.поэтов, высказавшихся до него на известную библейскую тему.

А, значит,  о.Роман хочет донести до читателя какую-то СВОЮ позицию, отличную от предшественников, "сеющих разумное, доброе, вечное", но понимающих, что "К чему стадам дары свободы? Их должно резать или стричь."

Какая же это позиция?

Вышел сеятель с сумой
Зорькой невечернею
И увидел пред собой
Путь, каменья, терние.

Выражение "зорькой невечернею", признаться, меня несколько смущает. Разве другие сеятели предпочитают трудиться по ночам? Альтернативно сеять? - Или для рифмы "невечернею - терние", рифма красивая (спору нет), но смысл строфы из-за одного слова расплывается.

Урожая столько лет
У Небес не выпросить.
Сеять семя толку нет,
Всё равно что выбросить.

Допустим. А чего тогда вышел? - Если сеятель сомневается (изначально), имея многолетний опыт неурожайных лет, стоит ли "зорькой невечернею" вообще затевать всё это дело?
Сомнение сеятеля передаётся и читателю, вместе с сочувствием.

И стоит в слезах, молясь,
До полнощной темени.
Где ты, добрая земля,
Жаждущая семени?

Стоп! Что же получается? - Вышел сеятель на поле ранней (утренней) зорькой и простоял до "полнощной темени", молясь в слезах и вопрошая: "Где ты, добрая земля, жаждущая семени?"

Позвольте, да чья же эта земля, как не самого сеятеля?! - Такая она ему когда-то досталась.
И чем же он много (неурожайных) лет занимался? Почему не обрабатывал эту землю, не облагородил её? Откуда эти "каменья, терние"?  - слезами делу не поможешь...

Вместо того, чтобы с "зорьки невечерней" до "полнощной темени" стоять да плакать, землёй бы заняться этому сеятелю...и не только в день, когда уже сеять надо, а ежедневно и постоянно.
Может быть, тогда и не было бы неурожайных лет, а облагороженная земля одаривала его урожаем из года в год.

Или я не прав, уважаемые читатели? - И всё-таки земля виновата, а не сам сеятель?

И какая духовная и иная польза читателю от данного произведения? - К А.С.Пушкину, Н.А.Некрасову и остальным авторам вопросов не имею.

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Валерий Новоскольцев:
Русские инсигнии
Исход. 5-я часть. Памяти русского поэта
08.11.2019
Вопросы к одному стихотворению
Перечитывая о.Романа (Матюшина)
30.10.2019
Проповедь
Стихи
15.08.2019
Все статьи автора
Последние комментарии
Заработала авторизация и форум
Новый комментарий от Разработчик РНЛ
04.12.2019
Протодиакон Кураев примеряет мундир апологета нацизма?
Новый комментарий от Ортодоксос
07.12.2019
«Полуправда хуже лжи» нужно адресовать самому Ю.А. Григорьеву
Новый комментарий от Николай Волынский
28.11.2019
«Я убит подо Ржевом…»
Новый комментарий от Русский Сталинист
08.12.2019
Скоро опять появятся профессиональные диссиденты
Новый комментарий от NNNN
06.12.2019
«Стирается грань между Церковью и расколом»
Новый комментарий от Неизвестный
06.12.2019
Защитим семью вместе!
Новый комментарий от Александр Копейкин
05.12.2019