Родовая греховность и Божественная благодать

 

«Вера в Бога - это требование предельно развитого человеческого ума» русский философ, профессор, доктор филологических наук, тайный монах А.Ф. Лосев) (1:189)

 

В человеке, с одной стороны, действует родовая греховность (уклонение к греху, или укоризненные страсти), которая является следствием первородного греха. Эта повреждённость человеческой природы передаётся всем потомкам Адама и Евы и является благодатной почвой для появления грехов, страстей и зла, ведущих к погибели.

С другой стороны, в человеке действует Божественная благодать, ведущая к спасению. Наличие греховности и благодати представляет собой совместное присутствие и напряженную борьбу двух основополагающих сил, противоположных по своей духовной направленности.

Св. апостол Павел говорит: «Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих» (Рим. 7:22, 23).

Эта борьба, или внутренняя брань, характеризует динамику духовной христианской жизни - радость побед и драматизм поражений. Иначе говоря - наше движение к Богу или от Него.

Таким образом, земной путь христианина, включающий земные неудобства и скорби, проходит не в тишине и покое, а - в духовной брани. При этом некоторые подвижники ещё при жизни смогли достичь высокой степени духовности - бесстрастия. Преп. авва Дорофей говорит об этом так: «Отречением своей воли христианин приобретает беспристрастие, а с беспристрастием приходит с помощью Божией и в совершенное бесстрастие» «2:34).

 

Одним из самых ценных даров для нас является время нашей земной жизни. Поэтому, одной из хитрых уловок дьявола является внушение нам, что его осталось ещё много и не следует торопиться с выбором жизненного пути.

Однако этот вопрос нужно решать уже сейчас, - поскольку от нас сокрыто, когда остановятся часы нашей жизни. Свт. Тихон Задонский пишет: «Видишь, что свеча горит, и далее сгорает. Сей пример подает тебе знать, что и житие наше, пока живем, как свеча горит, а потом и угаснет, - и помнить кончину его, которая неизвестна в какой день и час будет: а потому всегда ожидать ее должно» (3:354 со ссылкой на: «Творения святителя Тихона. 6-е изд. Т. 2. 1899 г. С. 25»).

И этот выбор, определяющий, что будет ждать человека в вечности, каждому придётся сделать здесь - в своей земной жизни. Необходимо победить себя в себе, победить наследие первородного греха, про которое Антоний Великий говорит: «Зло приразилось к естеству, как ржавчина - к меди и грязнота - к телу» (цит. по 4: 251 со ссылкой на «Св. Антоний Великий. Наставления... П.21 // Добротолюбие. Т.1 С. 81).

Поскольку Бог всегда готов помочь человеку и стоит у дверей души его и ждет пока ему отворят (Откр. 3:20), то именно в воле человека остается принять или отвергнуть эту помощь. Поэтому человек и ответственен за все свои грехи, даже с учетом невозможности их преодоления собственными силами, так как в возможности человека находится прибегнуть или нет к помощи Божьей. Ибо «верен Господь, Который утвердит вас и сохранит от лукавого» (2 Фес. 3:3).

По мнению преп. Ефрема Сирина: «Подвигоположник всегда готов подать тебе Свою десницу и восставить тебя от падения. Ибо, как скоро ты первый протянешь к Нему руку, Он подаст тебе десницу Свою, чтобы восставить тебя». Здесь можно привести следующую аналогию. Человек в своей жизни находится как бы в некоем житейском море, где вместо морских волн бушуют волны страстей, соблазнов и похотей. И стоит Бог и протягивает руку помощи, руку спасения. И в воле человека, оказавшись вдали от берега, взять эту руку (этот спасательный духовный круг) и воззвать: «Возведи от погибели жизнь мою, Многомилостивый» (Канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу, песнь 6, ирмос), или оттолкнуть ее, но тогда уже сам человек будет виноват в своей погибели.

 

Цитируемая литература

 

1. Алексий (Бабурин), иер. Монах Андроник. Из разговоров с А. Ф. Лосевым // Москва. - 1995. - №4.

2. Преподобного отца нашего Аввы Дорофея, душеполезные поучения и послания. 10-е изд. - М., 1913. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pagez.ru/ds/strasti_.php, свободный. - Загл. с экрана.

3. Иоанн (Маслов), схиархим. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского - М.: Самшит - издат, 2003.

4. Алипий (Кастальский - Бороздин), архим.; Исайя (Белов), архим. Догматическое богословие: Курс лекций. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2002.

 

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

9. Ответ на 6., Даневский Саша:

А что такое безблагодатность? Тогда у всех коммунистов дети прокляты.

На всех людях лежит проклятие за первородный грех, и снимается он только в таинстве Крещения. П.С. А к чему Вы тут про коммунистов? Мания уже?

Лев Хоружник / 11.09.2019

8. Ответ на 6., Даневский Саша:

А что такое безблагодатность?

)) Более сильный вопрос: как безблагодатность может передаваться ) Дары благодати могут передаваться, таких примеров в Св. Писании и Св. Предании предостаточно. Безблагодатность - отсутствие благодати, как отсутствие благодати может передаваться? ) Только лишь в том случае, если безблагодатность имеет свою природу, такую же как и благодать. А это уже настоящая теософия )

М.Яблоков / 11.09.2019

7. Ответ на 4., Лев Хоружник:

Это что за бред? Как может передаваться безблагодатность?! Безблагодатность - это ничто; как ничто может передаваться? )Это ниже всякой критики, Вы просто горлопан не понимающий простых вещей.

А что такое безблагодатность? Тогда у всех коммунистов дети прокляты.

Даневский Саша / 11.09.2019

6. Ответ на 4., Лев Хоружник:

Понятно, что ты такой же необразованный, как Швецов, но хотя бы себя-то уважай. Ты же себя полным профаном выставляешь )

М.Яблоков / 11.09.2019

5. Ответ на 3., М.Яблоков:

Это что за бред? Как может передаваться безблагодатность?! Безблагодатность - это ничто; как ничто может передаваться? )

Это ниже всякой критики, Вы просто горлопан не понимающий простых вещей.

Лев Хоружник / 11.09.2019

4. Ответ на 2., Лев Хоружник:

«Передаётся не «повреждённость человеческой природы», а её безблагодатность» Это что за бред? Как может передаваться безблагодатность?! Безблагодатность - это ничто; как ничто может передаваться? ) В прародительском грехе повредилась именно природа человека! которая и передается по наследству от Адама и Евы - безукоризненные и греховные страсти. И те, и другие наследуется всем людям. Толко Христос не имел греховных страстей, так был зачат непорочно. Поэтому Он и именуются Новым Адамом. Так что, Хоружник, это только латиняне исповедуют, что человеческое естество не повредилось в результате первородного греха, а только лишь лишилось благодати. Ересь ты исповедуешь латинскую. Ты хоть для вида учебник по сравнительному богословию полистай ) И Богородица все это имела. Только греховные страсти в Ней не проявлялись.

М.Яблоков / 11.09.2019

3. Re: Родовая греховность и Божественная благодать

<i> В человеке, с одной стороны, действует родовая греховность (уклонение к греху, или укоризненные страсти), которая является следствием первородного греха. Эта повреждённость человеческой природы передаётся всем потомкам Адама и Евы и является благодатной почвой для появления грехов, страстей и зла, ведущих к погибели.</i> Передаётся не «повреждённость человеческой природы», а её безблагодатность, как следствие наследования приговора за первородный грех, и именно это и есть Православие, и именно это и есть святоотеческое учение, и цитировать св. отцов тут можно мегабайтами, и автору статьи это прекрасно известно. Прекрасно известно, но, тем не менее, он упорно выдаёт антиюридическую ересь за Православие. И еще. Крещение, прежде всего, акт юридический, который выводит человека из юрисдикции диавола и вновь возвращает в юрисдикцию Творца, за Искупительную жертву, принесённую Спасителем по любви к людям, и имеющую, для принявших св. крещение, юридические последствия, о которых сказано выше. Если же передаётся «повреждённость природы», то как же на рождество Богородицы, она величается «ширшая небес»? Т.е. в момент рождения уже превосходящую ангельские чины? Это что, ангелы поврежденности природы удивлялись или же красоте её, человеческой природы, удивлялись? Ясно ведь, что второе! Ну и как же тогда быть с это самой «поврежденностью»? Знаю, что ответа по существу не будет, но начнётся унылая софистика - бла…бла…бла…выдаваемая за богословие!

Лев Хоружник / 11.09.2019

2. Re: Родовая греховность и Божественная благодать

Передаётся не «повреждённость человеческой природы», а её безблагодатность, как следствие наследования приговора за первородный грех, и именно это и есть Православие, и именно это и есть святоотеческое учение, и цитировать св. отцов тут можно мегабайтами, и автору статьи это прекрасно известно. Прекрасно известно, но, тем не менее, он упорно выдаёт антиюридическую ересь за Православие. И еще. Крещение, прежде всего, акт юридический, который выводит человека из юрисдикции диавола и вновь возвращает в юрисдикцию Творца, за Искупительную жертву, принесённую Спасителем по любви к людям, и имеющую, для принявших св. крещение, юридические последствия, о которых сказано выше. Если же передаётся «повреждённость природы», то как же на рождество Богородицы, она величается «ширшую небес»? Т.е. в момент рождения уже превосходящую ангельские чины? Это что, ангелы поврежденности природы удивлялись или же красоте её, человеческой природы, удивлялись? Ясно ведь, что второе! Ну и как же тогда быть с это самой «поврежденностью»? Знаю, что ответа по существу не будет, но начнётся унылая софистика - бла…бла…бла…

Лев Хоружник / 11.09.2019

1. Re: Родовая греховность и Божественная благодать

«Эта повреждённость человеческой природы передаётся всем потомкам Адама и Евы и является благодатной почвой для появления грехов, страстей и зла, ведущих к погибели» «... повреждённость... является благодатной почвой для... грехов...» - совершенно неуместное выражение. «С другой стороны, в человеке действует Божественная благодать, ведущая к спасению. Наличие греховности и благодати представляет собой совместное присутствие и напряженную борьбу двух основополагающих сил, противоположных по своей духовной направленности» Здесь категорически неверное утверждение. Не только ко греху склоняется человеческая воля (обратное только протестанты утверждают), но и к добру! Человек в грехопадении не утратил образа Божия, хоть и повредил. Поэтому не греховность (воля ко греху) и благодать ведут между собой напряженную борьбу в человеке, а воля ко греху и воля к добру. Но воля к добру всегда выступает в синергии и божественной благодатью.

М.Яблоков / 10.09.2019