Молитва в жизни современного человека

Часть 3


Предлагаем вниманию читателей «Русской Народной Линии» третий очерк выдающегося современного византолога и нашего постоянного автора - Алексея Михайловича Величко, продолжая публикацию серии из четырех эссе, посвященных бытованию христианской веры и молитвы в социуме.

 

Исихазм как политическое явление. Часть 1

Война и мир в духовной жизни человека. О нашей «свободе». Часть 2 

 

 

«Есть еще люди Божии, люди молитвы, и Добрый Бог терпит нас. Эти люди молитвы оставляют нам надежду».

Преподобный Паисий Святогорец[1]

 

-I-

 

Сегодня много - и справедливо - говорят об упадке религиозного сознания и угасании молитвенного бдения. «Человек современный» не просто не умеет, он не хочет молиться - вот беда! Впрочем, глубокие и проникновенные умы еще более ста лет назад замечали эту зарождающуюся тенденцию.

 

 


 

 

Константин Николаевич Леонтьев, в иночестве Климент

 

К.Н. Леонтьев (1831-†1891) писал: «Отчего государственно-религиозное падение Рима, при всех ужасах Колизея, цареубийств, самоубийств и при утонченно-сатанинском половом разврате, имело в себе, однако, так много неотразимой поэзии, а современное демократическое разложение Европы так некрасиво, сухо, прозаично? Бог - это свет, и духовный, и вещественный; свет чистейший и неизобразимый. Есть и ложный свет, обманчивый. Это свет демонов, существ, Богом же созданных, но уклонившихся, как известно. Классический мiр и во время падения своего поклонялся хоть и ложному свету языческих божеств, но все-таки свету... А современная Европа даже и демонов не знает. Ее жизнь и ложным светом не освящается»[2].

Остается лишь добавить, что сегодня уже нужно говорить не только о католико-протестантской Европе, но и о православной России.

Бог являлся для наших пращуров Альфой и Омегой их существования. А правоверие, личное и общественное благочестие считались безусловными основами нормальной жизни каждого человека и всего общества в целом.

 

Святой Благоверный Император Феодосий II Юнейший (401-450), Лувр

 

Византийский Император Святой Феодосий II (408-450) писал в одном из своих посланий:

«Всем известно, что состояние нашего государства и все человеческое утверждается и поддерживается благочестием к Богу. Когда благоволит Верховный Судия, то все дела текут и направляются счастливо и по нашему желанию. Итак, получив по Божественному промышлению Царство, мы должны прилагать величайшую заботливость о благочестии и благоповедении наших подданных, чтобы и истинная вера, и наше государство сияли искреннею ревностью о высшем благе и полным благочестием»[3].

На протяжении двух тысячелетий после пришествия Иисуса Христа Императоры и короли, публично, не стесняясь, как сегодня, заявляли себя защитниками христианской веры, вторгались в вопросы вероучения и утверждали догматы своими законами. В 59‑й новелле Император Святой Юстиниан Великий (527-565) торжественно заявил:

«Мы убеждены в том, что наша единственная надежда на прочность Империи под нашим правлением зависит от милости Божьей, ибо мы знаем, что эта надежда есть источник безопасности души и надежности управления»[4].

 

Святой Благоверный Император Юстиниан Великий (483-565) со свитой, Равенна, Базилика Сан-Витале

 

Интересно, что на протяжении многих столетий Святоотеческая литература касалась почти исключительно вопроса о природе Бога. «Вопрос состоял не в том, чтобы установить, есть Бог или нет, - бытие Божье было данностью едва ли не для каждого человека, будь то христианин или язычник. Умы целых поколений будоражило скорее желание понять, как Он есть»[5].

Дамы и юноши высшего света считали вожделенным благом монашеское служение и заполняли собой многочисленные обители. Достаточно вспомнить, из отпрысков каких семей формировался знаменитый монастырь в Клюни и какова его заслуга в деле восстановления христианского благочестия на Западе. Именно благодаря жертвенным аристократическим аскетам кафолическая вера была спасена в эпоху Реформации. Тогда наследники самых громких фамилий Испании, Франции, Германии, Италии не брезговали помощью больным и бедным в лечебных учреждениях, чем в немалой степени предрешили успех контрреформации[6]. В общем, воевать и погибать за веру до недавнего времени было делом чести и подвига.

Более того, как нетрудно заметить, вопросы сугубо политические в современном понимании в прошлую эпоху зачастую являлись производными от вопросов вероучительных. Ф.М. Достоевский (1821-†1881) верно (в целом) заметил как-то:

«Ни один народ еще не устраивался на началах науки и разума. Цель всякого движения народного, во всяком народе и во всякий период его бытия, есть единственно лишь искание Бога и вера в Него как в Единого и Истинного. Бог есть синтетическая личность всего народа, всякий народ до тех пор только и народ, пока имеет своего Бога, а всех остальных богов на свете исключает безо всякого примирения; пока верует в то, что своим Богом победит и изгонит из мiра всех остальных богов. Так веровали все с начала веков»[7].

Сегодня мы нередко скептически относимся к вере своих предков, и в этом есть доля правды. Однако в массе своей неграмотные, не умеющие читать и писать, видевшие церковные книги и Евангелие лишь на аналое в храме, они умели молиться, были убеждены, что день без молитвы прожит зря. Они знали, что нынешняя жизнь - всего лишь скорый этап предуготовления к Жизни Вечной. Что значение имеет не титул и объем поглощаемых человеком благ, даже не справедливость как таковая, поскольку на земле она всегда условна и относительна, а соотносимость собственных поступков человека с Божьей правдой.

И потому, как могли, шептали слова прошений Богу, от Него ждали решения своих вопросов и разрешения от бед. Каждый день начинался с молитвы, в которой просили у Создателя благодеяний и защиты, ею же он заканчивался. Смиренно и настойчиво идя со своим крестом вслед Иисусу Христу, подражая ему, человек минувших веков создавал христианскую цивилизацию, плодами которой мы пользуемся еще и сегодня (пока, по крайне мере).

Почему же все так кардинально изменились? Отчего сегодня человек превратился в животное, не только не ищущее Бога, но и вполне забывшее Его? Потому что теперь богом человек хочет видеть самого себя - ответ очевиден, и Бог теперь ему не нужен. Человека занимает уже не теодицея, а наука о себе самом.

«Уважение к "личностной идентичности", - пишет известный современный богослов, - кажется одним из наиболее значимых идеалов нашего времени. Современный гуманизм в попытке подменить христианство кругом идей, касающихся так или иначе достоинства человека, надежно изолировал представление о личности от Богословия, тесно связав его с идеей автономной морали»[8].

Иными словами, личность человека выводят из внешних законов природы, и ни к какой религии эти псевдонаучные теории отношения не имеют. С этим суждением трудно не согласиться. Наверное, никогда ранее таким пышным светом не расцветали всевозможные светские учения о человеке, никогда он столь трепетно и нежно не относился к себе. Впрочем, даже не к себе, а к собственным чувствам, физиологическим проявлениям организма и даже к его отправлениям. Сегодня все, что касается нас самих, прямо или косвенно, - все вынесено на первый план.

Наш предок знал, что его социальный статус, богатство, здоровье - все это дано ему Богом и должно служить общественному и личному благу. «Человек современный», конечно, не таков. Он - self-made man, «человек, сделавший сам себя», а потому заботится исключительно о самом себе и собственных интересах. «Отвлеченная нравственность» вроде помощи ближнему хотя и может иметь место, но главным образом либо в прагматических целях, чтобы уменьшить разрыв между ним и нищим во избежание социального катаклизма, либо для того, чтобы насладиться собственной добротой. Но только «не ради Христа» - этого наш супермен не поймет ни при каких условиях.

И, по-видимому, не будет серьезным преувеличением сказать, что в значительной степени мы имеем комбинированную, целенаправленную и многопрофильную атаку на христианство, длящуюся уже не одно столетие. Безусловно, могильщикам Церкви пришлось проделать тяжелую и изнурительную работу, чтобы низвести сына Бога до уровня животного потребителя. Но, увы, за короткое время одна за другой пали такие внешние твердыни, как идея христианской имперской государственности, монархическая форма правления, иерархичное общество.

На протяжении последних 50-60 лет выдающие деятели мiровой культуры прикладывали титанические усилия для того, чтобы представить христианство в самом негативном свете. Фильмы, книги, публичные скабрезности в отношении священства и высмеивание его «отсталости», приписываемая продажность, хитрость и тому подобное стали привычной картиной, формирующей общественное сознание и его оценки. Запрет или ограничение церковного обучения в школах, акцент на «свободе совести», которая якобы не приемлет никакого религиозного ригоризма, также сыграли свою негативную роль в деле искоренения христианства из общественной среды.

Конечно, проблема молитвенного регресса имеет свои корни также в духовном и социальном состоянии Церкви, которая, как и весь мiр, полна многими нестроениями. Да, врата адовы не одолеют ее (Мф. 16: 18), но на земле безгрешных нет. И обетование Спасителя еще не означает, что Церковь земная свободна от тех пороков, в которых увязло современной ей общество.

Даже в эпоху великих гонений, когда сама принадлежность к Церкви являлась уголовным преступлением по римским законам и каралась смертью и безчестием, современники описывали вполне «свободные» нравы. Священномученик Киприан Карфагенский (III в.; память 16 сентября) оставил послания, в которых, несмотря на свой мягкий нрав и величайшую терпимость к недостаткам других, рисовал картины привязанности паствы к земным благам, непокорство христиан своим пастырям, братания с язычниками и тому подобное. Более того, по его словам, многие пресвитеры сами были чужды благочестия, а диаконы - честности. К стыду, некоторые епископы также пренебрегали своими обязанностями ради мiрских должностей, заботясь единственно о собственном обогащении на глазах умирающих от голода мiрян-бедняков и отдавая предпочтение ростовщичеству и финансовым операциям[9].

 

Священномученик Киприан Карфагенский (200-258)

 

Если же так было тогда, то что мы можем требовать от нынешнего времени, когда, по словам преподобного Паисия Святогорца (память 29 июня), диаволу и трудиться не приходится: достаточно лишь «благословить» современного человека на зло и отойти в сторону, дабы не мешать ему творить зло? «Раньше диавол занимался людьми, а сейчас он ими не занимается. Он выводит их на свою дорогу и напутствует: "Ну, ни пуха, ни пера!" А люди сами бредут по этой дороге»[10].

Ранее человек оказывался в органичном окружении социальных, политических, правовых, религиозных институтов, созданных Церковью и благословенных Богом. Сегодня «человек веры» одинок и изолирован, он - чужой для этой жизни, особенно ненавидим и гоним. Когда внешние барьеры почти разрушены, когда «последний удерживающий» уже почти взят от среды (2 Фес. 2: 6,7), когда Церковь в очередной раз пытаются стереть с лица земли, тем более актуальным становится вопрос: как каждый из нас, христиан, может остановить этот личный апокалиптический процесс?

 

-II-

 

«Го́споди, Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, поми́луй мя, гре́шнаго».

Иисусова Молитва

 

Тенденция забвения молитвы страшна, конечно, не тем, что христианин нарушает какой-то формальный обряд. Она свидетельствует в первую очередь о том, что человек более не имеет потребности (как ему кажется) в общении с Богом. Ведь, как известно, именно молитва является самой непосредственной и сокровенной формой богообщения. Так и рвется наружу простая мысль: если человек ни разу в жизни не благодарил Бога за оказанное ему Им благодеяние, можно лишь посочувствовать такому несчастному. Он либо поистине забыт Богом, что совершенно невозможно, поскольку Господь никого не оставляет Своим вниманием, либо являет собой пример крайней неблагодарности и какой-то культивируемой тупости человека, абсолютно сконцентрированного на самом себе. Разумеется, Бог ему «не нужен». И совершенно справедливо замечание, что, перестав молиться, мы перестали быть христианами, поскольку «только в молитве христианин является самим собой»[11].

 

Иисусова Молитва - основа умного делания

 

Это, пожалуй, главная мысль, на которой хотелось бы остановить внимание. Борьбу с цунами богоборчества сегодня пытаются нередко найти в ярких, но необременительных, а уже потому безпомощных формах. Широкое паломничество, благотворительная деятельность, социальная помощь, иная внешняя деятельность, свидетельствующая о приобщении отдельных лиц и всего народа к Церкви и вере, должны, по мнению некоторых, стать надежной преградой расширяющемуся безбожию. По-видимому, в основе такой практики лежит убеждение, будто сами по себе эти формы благодатны и способны удержать человека от зла. Но в том-то и беда, что в этой апологетике внешней символики забывают о молитве (ведь она не публична!), не учат ей, занося её в разряд «личной веры».

Многие из нас являются членами Церкви, ее чадами. Но нахождение в Церкви, участие в Богослужениях и даже принятие Святых Таинств - всё это в действительности лишь средства для формирования в человеке покаянной молитвы. Молитва рождается в Церкви, но живет в каждом из нас самостоятельно и творит из духовно-безпомощного человека личность. Без молитвы и Таинства утрачивают свои чудодейственные качества, а принадлежность к Церкви становится пустой формальностью, не способной духовно исцелить человека.

Конечно, молитва не рождается сразу и сама по себе. Царство Небесное нудится, и без первого толчка к общению с Богом, без принуждения себя к молитве ничто и никто не подвигнет человека к Нему. А без привычки молиться не может состояться и его духовное пробуждение. Как говорят опытные исихасты, один из секретов духовной жизни состоит как раз в ее регулярности, с которой она вплетается в ритм физической жизни человека. «"Практикующий христианин" - не тот, кто лишь в воскресенье посещает храм, а тот человек, кто день за днем и даже несколько раз в день молится, то есть осуществляет свою веру с той же регулярностью, с которой ест, спит, дышит»[12].

Однако такая «механическая» молитва, которая еще не родила слез истинного покаяния сама по себе коротка и безплодна. Ее сила, повторимся, в принуждении и понуждении самого себя жить по Христу, не грешить, не злословить, не совершать то безчисленное количество «не», которые рождены нашей «человечностью» и которые отделяют нас от Бога.

А главное заключается в том, что, по одному мудрому суждению, нужно помнить: для внутренней жизни нашего сердца византийское Православие есть религия разочарования, религия безнадежности на что бы то ни было земное. Пока человек не разочаруется в самом себе, в своей «человечности», подвигнуть его к осмыслению собственного жизненного пути и духовной жизни едва ли возможно. Потому Господь и попускает нам некоторые скорби, трезвящие наше «самодостаточное» сознание. Дабы через это «порази и исцели, низложи и подыми меня» (по ежедневной молитве Святителя Филарета Московского; память 2 декабря) мы обратились к Нему и спаслись для вечной жизни. Вместо горделивого самоутверждения и неги в земных юдолях нам предлагается истинно христианский рецепт спасения: «Уничтожь в себе волю!» и спасешься[13].

Согласимся, для современного человека эти слова выглядят анахронизмом и сопровождаются негативными образами. Но в действительности едва ли можно представить себе более теплые картины, чем те, которые открываются нам в этом случае. Отдав свою волю, блуждающую в потемках незнания и собственных ошибок, Богу, предавшись воле Спасителя, мы, как послушный ребенок, влекомый теплым, любящим голосом, идем в руки Отца, нежно прижимающего нас к Своей груди. Он, большой, добрый и сильный перенесет нас через любые преграды, примет на себя яростный порыв холодного ветра, направленного нам в лицо, согреет и доставит туда, где нам будет единственно хорошо и где мы будем вечно с Ним. Ведь тернистый путь своего спасения мы проходим вместе с Иисусом Христом, Который никого из нас не оставляет. Есть ли здесь опасность? Да, для нашей гордыни и своеволия, не желающих «ждать милости от природы».

Нам, забывшим Бога, страшно все, что идет вразрез с нашими страстями и желаниями, собственными представлениями о счастье и добре. И хотя даже верующий человек умом знает, что «всякое деяние Бога благое и всякий Его дар совершенный есть», но пробить каменные скрижали своей души, вросшей в грех, поверить в это сердцем он не может. И потому наша молитва должна быть направлена к Богу с одной просьбой: помочь стать смиренными, терпеливыми, кроткими, любящими Его, своих врагов и близких, как самих себя. Это есть высшая заповедь, данная нам Христом (Ин. 13: 34). Но почему об этом нужно просить? Потому что сами, без Его помощи, мы таковыми стать не в состоянии, нам это просто не по силам.

Однако именно этот шаг является самым важным не только для нас, но для всей Вселенной. Для духовного возрождения человеку нужно хотя бы «контурно» понять ту катастрофу, которая случилась некогда в Эдемскому саду. Открыть для себя и в себе всю глубину собственного грехопадения. Не раз и не два каждый из нас читал, как Святые Подвижники, Отцы-пустынники и Преподобные аскеты, великие Чудотворцы, проведшие в тяжелейших духовных подвигах десятилетия и воочию видевшие, какие духовные дары им даны Господом, с плачем сердечным говорили о своей неистребимой греховности, причисляя себя к самым крайним, самым отъявленным грешникам.

Откровенно сказать, раньше я полагал, что здесь присутствует «чересчур», что, видя дела рук своих, они были не вполне искренни. И лишь сам слегка коснувшись духовного бдения, вижу, наконец начинаю ощущать своей душой, что нисколько они не преувеличивали и ничего не приукрашали. Потому что любовь Бога к нам безмерна, а наша к Нему - ничтожна. Мы просто не в силах воздать Богу за все Его заботы о нас, мы не умеем, не можем любить Его так, как Он нас. Великие Святые ухаживали за живыми трупами, согревая болящих людей собственным дыханием, постясь и умерщвляя свою человеческую плоть. Но все их подвиги, какими бы они великими ни были, лишь наглядно открывали им, насколько Господь любит безграничнее любого из них. Насколько Он более всех претерпевал и продолжает терпеть ради нас.

Когда сегодня человек сетует на то, что он-де вынужден терпеть скорби ради Христа, было бы неплохо напомнить ему, сколько долго Господь терпел и терпит его, сотворенные им безчисленные грехи, раз за разом прощая Свое чадо. Иными словами, как Он любит его.

 

-III-

 

Первородный грех настолько пронизал наше существо, что, даже исповедуя его и духовно очищаясь, человек всегда остается человеком в буквальном смысле этого слова. Мы живем в своей системе измерений и своими представлениями, которым не дано перейти границу из времени-бытия в вечность. Они довлеют над нами, и всё, буквально всё в нашей жизни мы оцениваем ими, невольно (или, вернее, вольно) подменяя собой Бога. Это искаженное грехом духовное зрение приводит в конце концов к тому, что наша оценка событий и наши желания становятся главенствующими. Мы и в Бога верим лишь настолько, насколько знание о Нем из Священного Писания нам понятно и доступно. И, нимало не сомневаясь, приходя к выводу, что Иисус Христос «не мог» воскреснуть, готовы отвергать и вечность бытия (1 Кор. 15: 12-17), и собственное безсмертие, лишь бы только сохранить главное в себе - убеждение, что мiр живет по тем законам, которые мы ему приписали и которые понятны нам.

Словам Писания мы верим в худшем смысле этого слова, поскольку не понимаем и даже не пытаемся понять. И наша духовная мысль скользит по бледным представлениям, нисколько их не колебля. Отсюда - один шаг до того, чтобы разделить мiр на земной и духовный, признать их дуализм и свести всю веру в Бога в совокупность внешних обрядов, исполнение которых якобы предопределяет спасение человека для вечной жизни. Труда духовного познания здесь нет нисколько, а потому наша вера очень часто безсмысленна, безсодержательна и безплодна.

Но и творя «дела веры», по Апостолу Иакову (Иак. 2: 17), без которых она мертва, «бегая греха», мы еще не стали «Христовыми», если надеемся найти спасение в собственном благочестии и «морализме», как это предполагают апологеты протестантизма. Лишь придя к выстраданному убеждению, граничащему с ясным и четким духовным ви́дением, о той пропасти греха, которая разделяет и отделяет нас от Бога, почувствовав на самом себе, что такое богооставленность, пролив реки слез оттого, что рядом нет Отца, без Которого мы - ничто, человек подготовит себя к самому главному - отказу от своей «человечности» как греховного и богопротивного состояния. Чтобы следующим шагом отвергнуть самого себя и стать «новым» человеком.

Отказ от собственной воли - это не просто молитва «да будет воля Твоя яко на Небеси и на земли», ежедневно читаемая христианином, когда втайне он надеется на то, что Господь сделает все по его желанию и воплотит в жизнь картины, созданные его личным воображением. Ничего, кроме самообмана, такая молитва не приносит. Отказ от себя - это горячее и осознанное желание уподобиться Иисусу Христу, раствориться в Нем, обретая в Боге и с Богом свою личность, до сих пор еще лишь зачаточную. Ведь формирование человеческой личности возможно лишь в молитве, где Личности Бога противостоит нарождающаяся в Боге и при посредстве Его благодати личность «человека молящегося»[14].

Причастившись Иисусу Христу (не разово, как при Причастии, а вечно, как добрый жених с невестой), человек становится сотворцом Бога, Его соработником. Не случайно говорят, что мiр стоит молитвами трех (всего лишь!) праведников. Эти слова нельзя понимать буквально, будто молитвы остальных людей Бог «не слышит», лишь эти доходят до Него, и Он творит по ним. Здесь открывается совершенно безподобное чудо бого-человекотворения, когда по милости Божьей молитва Святого Праведника если и не создает мiр, то по крайней мере оберегает его от сил зла и питает его благодатью.

Наш Праотец Адам по Божественному замыслу творил вместе с Создателем мiр, став господином всех зверей земных и дав им имена. И это был лишь первый шаг на пути его вечного соработничества Богу.

 

Праотец Адам нарекает имена творениям Божиим, фреска монастыря Святого Николая Анапавсаса, Метеоры, Греция

 

Праведник-молитвенник, отказавшийся от собственной воли и «свободы», при содействии и помощи Христа становится «новым Адамом», по благодати продолжая устроять Вселенную. Имея особое блаженство общения с Иисусом Христом, упокоившиеся Праведники становятся Его помощниками, через которых Он приуготовляет Свое воцарение в мiре. Блаженные умершие участвуют в жизни и покойных, и живых, и в этом проявляется их земное служение. Хотя для нас остается тайной, как оно совершается, сам факт их соработничества со Христом, по мнению авторитетных богословов, не подлежит сомнению[15].

Подытоживая, скажем, что смысл существования каждого из нас раскрывается лишь тогда, когда мы имеем единую жизнь со Христом, как писал Святой Праведный Иоанн Кронштадтский (память 20 декабря). Несмотря на ясность и очевидность словосочетания, это в действительности невероятно тяжелый подвиг, не прекращающийся до самой смерти христианина. Зато велика и награда. Не счастливая жизнь на земле, как она представляется тому или иному поколению, не минута восторженного поклонения или нечто подобное, а Вечная Жизнь с Богом в Царствии Небесном и есть тот удел, который изначально был уготован человеку, является первой и последней целью нашего существования.

Величко Алексей Михайлович, доктор юридических наук

 

СНОСКИ



[1] Преподобный Паисий Святогорец. Слова: В 6 т. Т. 2. Салоники; Москва, 2007. С. 22.

[2] К. Леонтьев о Владимире Соловьеве и эстетике жизни. М., 1912. С. 37, 38.

[3] Послание блаженной памяти самодержца Феодосия к почтеннейшему Диоскору, епископу Александрийскому // Деяния Вселенских Соборов: В 4 т. Т. 2. СПб., 1996. С. 68.

[4] Геростергиос Астериос. Юстиниан Великий - император и святой. М., 2013. С. 136.

[5] Иоанн (Зизиулас), митрополит. Бытие как общение. Очерки о личности и Церкви. М., 2006. С. 9, 10.

[6] Филиппсон М. Религиозная контрреволюция в XVI веке. Общество иезуитов. М., 2011. С. 60, 62, 88.

[7] Достоевский Ф.М. Бесы // Достоевский Ф.М. Собрание сочинений: В 15 т. Т. 7. Л., 1990. С. 238.

[8] Иоанн (Зизиулас), митрополит. Бытие как общение. Очерки о личности и Церкви. М., 2006. С. 21.

[9] Дюшен Л., аббат. История Древней Церкви: В 2 т. Т. 1. М., 1912. С. 268, 269.

[10] Преподобный Паисий Святогорец. Слова: В 6 т. Т. 1. Салоники; Москва, 2007. С. 47.

[11] Гавриил (Бунге), схиархимандрит. Господи, научи нас молиться. Личная молитва по преданию Святых Отцов. М.: Никея, 2017. Bunge Gabriel. Eremo Santa Croce. IRDENE Gefäße. Die Praxis des persönlichen Gebetes nach der Űberlieferung der heiligen Väter. Würzburg, Verlag „Der Christliche Osten", 1996.

[12] Гавриил (Бунге), схиархимандрит. Господи, научи нас молиться. Личная молитва по преданию Святых Отцов.

[13] Леонтьев К.Н. Четыре письма с Афона. Письмо четвертое // Леонтьев К.Н. Восток, Россия и славянство. М., 1996. С. 37.

[14] Гавриил (Бунге), схиархимандрит. Господи, научи нас молиться. Личная молитва по преданию святых отцов.

[15] Булгаков Сергий, протоиерей. Апокалипсис Иоанна. Опыт догматического истолкования. Париж, 1948. С. 123, 181.

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

15. Ответ на 14., Мир_Вам: БОГ Вам в Помощь!

Благодарю, буду разбираться.

БОГ Вам в Помощь, Дорогой Собеседник! + И я благодарен Вам за интересные вопросы.

Леонид Болотин / 18.07.2019

14. Ответ на 12., Леонид Болотин:

...Вот такая АЗБУКА, Дорогой Собеседник! Делиться же с Вами совсем гадательными суждениями — не в моих правилах.

Благодарю, буду разбираться.

Мир_Вам / 18.07.2019

13. Ответ на 7., Сергей Швецов: Зачем же так грубо?!

Зачем же этот редкостный бред самого карикатурного персонажа из Бесов приписывать Достоевскому?

Да, дорогой о ГОСПОДЕ Сергей! Федор Михайлович в романе «Бесы» вложил это рассуждение в уста Ивана Павловича Шатова — классической ритуальной революционной жертвы «бесов» во главе с сатанишкой Петром Верховенским. Его прототип — студент И.И.Иванов, убитый нечаевцами 21 ноября 1869 года в парке сельскохозяйственной Петровской академии (ныне «тимерязевка»). Вы называете Шатова «карикатурным». Но так ли это? Федор Михайлович в своём творчестве не чуждался Юродства ХРИСТА Ради, а потому иногда свои собственные размышления, реплики или обдуманные максимы, по основному смыслу согласные с записями в «Дневнике Писателя» или в письмах, «дарил» персонажам отнюдь не благолепным и однозначно не положительным. И дальнейшее рассуждение И.П.Шатова, которое Вы так легко именуете «бредом», вполне согласно с собственными суждениями Федора Михайловича: «Никогда разум не в силах был определить зло и добро или даже отделить зло от добра, хотя приблизительно; напротив, всегда позорно и жалко смешивал; наука же давала разрешения кулачные. В особенности этим отличалась полунаука, самый страшный бич человечества, хуже мора, голода и войны, неизвестный до нынешнего столетия. Полунаука — это деспот, каких еще не приходило до сих пор никогда. Деспот, имеющий своих жрецов и рабов, деспот, пред которым всё преклонилось с любовью и с суеверием, до сих пор немыслимым, пред которым трепещет даже сама наука и постыдно потакает ему…» Мало кто видел во второй половине XIX столетия таким гибельным путь ныне господствующей науки-полунауки «цифрового общества». А Феодор Михайлович видел!!! И брезгливо отказываться от верности этих ПРОРОЧЕСКИХ СЛОВ только потому, что они звучат в устах «карикатурного» И.П.Шатова, вряд ли по-христиански благоразумно, и тем более упрекать за подобное цитирование современного христианского ученого — Алексея Михайловича Величко. В чем «провинился» он перед памятью Ф.М.Достоевского, указав на эти СМЫСЛЫ, Ф.М.Достоевскому совсем не чуждые? В чем он провинился перед Вами и православными читателями «Русской Народной Линии», чтобы выставлять ему такое цитирование в явный упрёк?!

Леонид Болотин / 18.07.2019

12. Ответ на 11., Мир_Вам: АЗБУКА ИМЕНИ

спаси Вас Господи. И что означали эти звуки? Как они соотносились с логосами?

И Вас Спаси ИИСУС ХРИСТОС.+ Тема большая. К сожалению, в Русском Церковном Предании и Русском Богословии почти не отображенная. Что-то есть в Греческом Богословии и даже в Церковном Богослужении — ликующее пение без привычных слов. Увы, сам я этой темой по-настоящему не занимался, только слегка касался её, но незнание Греческого Языка и не позволяет мне по-настоящему углубиться в неё. Могу только полагать, что довавилонская, и в особенности допотопная человеческая речь-пение имела общую природу с Ангельской речью, Ангельским пением, которое в свою очередь выражала и выражает Славу и Хвалу ТВОРЦУ, ЕГО прославление с индивидуальными особенностями, с индивидуальной благодарностью поющего. У Царя Давида об этом гораздо точнее сказано, чем у меня: Хвали́те Бо́га во святы́хъ Его́, хвали́те Его́ во утверже́нiи си́лы Его́: хвали́те Его́ въ си́лахъ Его́, хвали́те Его́ по мно́жеству вели́чествiя Его́: хвали́те Его́ во гла́сѣ тру́бнѣмъ, хвали́те Его́ во псалти́ри и гу́слехъ: хвали́те Его́ въ тимпа́нѣ и ли́цѣ, хвали́те Его́ во стру́нахъ и орга́нѣ: хвали́те Его́ въ кимва́лѣхъ доброгла́сныхъ, хвали́те Его́ въ кимва́лѣхъ восклица́нiя. Вся́кое дыха́нiе да хва́литъ Го́спода (Пс. 150: 1—6). Я лишь обозначил направление, где можно искать ответы на Ваши вопросы: «И что означали эти звуки? Как они соотносились с логосами?» Но сначала лучше задаться вопросами: Какие были звуки-"буквы"? Как они складывались в логосы? Что означают звуки А — «азъ», Э — аналог Е — «ѥсть», но без йотирования, О — «онъ» узкое и «ѡмєга» широкое или У — «оукъ»? Как выглядел-звучал допопопный аналог И, так же без йотирования? Видимо, наподобие Ы! Что из себя представляли безязыкие — смыкающий губной М — «мыслете», размыкающий губной П — «покой»? Нужно посмотреть наименования значений этих букв в Еврейском, Греческом и Коптском Языках. И с Помощью Священного Писания, в тех местах, где фигурируют эти понятия — «азъ», «онъ», «мыслете», «покой», попытаться приблизиться к пониманию, например, в таких комбинациях как Э-О-Ы-М в Имени БОЖИЕМ, А-А-М, Э-У-А в именах наших Праотцев. Дерзайте, и БОГ Вам в Помощь! У меня готовых ответов нет! Полагаю, что ключ находится в Имени БОЖИЕМ — А́зъ е́смь А́лфа и Оме́га, Нача́токъ и Коне́цъ, глаго́летъ Госпо́дь, Сы́й, и И́же бѣ́, и гряды́й, Вседержи́тель (Откр. 1: 8), по-арамейски звучало бы «Алеф и Тав» (Тав – древнееврейская буква — Прямостоящий Крест). О Начале-Азъ-Алеф-Альфа: Въ нача́лѣ бѣ́ Сло́во, и Сло́во бѣ́ у Бо́га, и Бо́гъ бѣ́ Сло́во. Се́й бѣ́ искони́ у Бо́га: вся́ тѣ́мъ бы́ша, и безъ него́ ничто́же бы́сть, е́же бы́сть. Въ то́мъ живо́тъ бѣ́, и живо́тъ бѣ́ свѣ́тъ человѣ́комъ: и свѣ́тъ во тмѣ́ свѣ́тится, и тма́ его́ не объя́тъ (Ин. 1: 1—5). И далее: Бѣ́ Свѣ́тъ и́стинный, И́же просвѣща́етъ вся́каго человѣ́ка гряду́щаго въ мíръ: въ мíрѣ бѣ́, и мíръ тѣ́мъ бы́сть, и мíръ Его́ не позна́: во Своя́ прiи́де, и Свои́ Его́ не прiя́ша. Ели́цы же прiя́ша Его́, даде́ и́мъ о́бласть ча́домъ Бо́жiимъ бы́ти, вѣ́рующымъ во И́мя Его́, И́же не от кро́вѣ, ни от по́хоти плотскі́я, ни от по́хоти му́жескiя, но от Бо́га роди́шася. И Сло́во пло́ть бы́сть и всели́ся въ ны́, и ви́дѣхомъ сла́ву Его́, сла́ву я́ко единоро́днаго от Отца́, испо́лнь благода́ти и и́стины. (Ин. 1: 9—14). О ПЕРВОМ И ПОСЛЕДНЕМ ЗДЕСЬ: Кто́ содѣ́ла и сотвори́ сiя́? призва́ ю́ призыва́яй ю́ от нача́ла родо́въ. А́зъ Бо́гъ Пе́рвый, и въ гряду́щая А́зъ е́смь — Кто сделал и совершил это? Тот, Кто от начала вызывает роды; Я – Господь первый, и в последних – Я Тот же. (Ис. 41: 4). И егда́ ви́дѣхъ Его́, падо́хъ къ нога́ма Его́ я́ко ме́ртвъ. И положи́ десни́цу Свою́ на мнѣ́, глаго́ля ми́: не бо́йся: А́зъ е́смь Пе́рвый (Protos) и Послѣ́днiй (Eschatos) и Живы́й: и бы́хъ ме́ртвъ, и се́, жи́въ е́смь во вѣ́ки вѣко́въ, ами́нь: и и́мамъ ключи́ а́да и сме́рти — И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый. И Он положил на меня десницу Свою и сказал мне: не бойся; Я есмь Первый и Последний, и Живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти (Откр. 1: 17—18) Мене́ ра́ди сотворю́ ти́, я́ко Мое́ и́мя оскверня́ется, и сла́вы Моея́ ино́му не да́мъ. Послу́шай Мене́, Иа́кове и Изра́илю, его́же А́зъ призыва́ю: А́зъ е́смь пе́рвый и А́зъ е́смь во вѣ́къ (Ис. 48: 11—12). И А́нгелу Це́ркве Сми́рнскiя напиши́: та́ко глаго́летъ Пе́рвый и Послѣ́днiй, И́же бы́сть ме́ртвъ, и се́, жи́въ е́сть (Откр. 2: 8). И рече́ ми: соверши́шася. А́зъ е́смь А́лфа и Оме́га, Нача́токъ и Коне́цъ: А́зъ жа́ждущему да́мъ от исто́чника воды́ живо́тныя ту́не (Откр. 21: 6). И се́, гряду́ ско́ро, и мзда́ Моя́ со Мно́ю, возда́ти коему́ждо по дѣло́мъ его́. А́зъ е́смь А́лфа и Оме́га, Нача́токъ и Коне́цъ, Пе́рвый и Послѣ́днiй. Блаже́ни творя́щiи за́повѣди Его́, да бу́детъ о́бласть и́мъ на Дре́во Живо́тное, и враты́ вни́дутъ во гра́дъ. Внѣ́ же пси́ и чародѣ́е, и любодѣ́е и уби́йцы, и идолослужи́теле и вся́къ любя́й и творя́й лжу́. А́зъ Иису́съ посла́хъ а́нгела Моего́ засвидѣ́телствовати ва́мъ сiя́ въ це́рквахъ. А́зъ е́смь Ко́рень и Ро́дъ Дави́довъ, и Звѣзда́ свѣ́тлая} и Денни́ца. (Откр. 22: 12—16). Вот такая АЗБУКА, Дорогой Собеседник! Делиться же с Вами совсем гадательными суждениями — не в моих правилах.

Леонид Болотин / 17.07.2019

11. Ответ на 8., Леонид Болотин:

"Наш Праотец Адам по Божественному замыслу творил вместе с Создателем мiр, став господином всех зверей земных и дав им имена. И это был лишь первый шаг на пути его вечного соработничества Богу."Что значит "дать имя"? На каком языке давал имена животным Адам и в чем сакральность и творчество этого действия? Имя животного содержит какие-то данные о нем и как узнать какие? Может каждая буква соответствует какому-то смыслу - качеству, логосу ? До прекращения ГОСПОДОМ Вавилонского столпотворение, у человечества была единая речь, а не какой-то язык. Языки появились после разделения на язЫки. Мир был сотворен БОГО-СЛОВОМ через подобия и образы, и в каком-то смысле всё видимое и невидимое БОЖИЕ Творение является "текстом". Поэтому наречение имен было выявлением сути той или иной твари. К сожаление в перевод Книги Бытия на Русский Язык говорится о едином "языке" человечества до Вавилона. Это богословская ошибка. Единая человеческая речь был певучей - только с использованием горла и губ, язык как орган в ней не участвовал поскольку согласных букв-звуков не было вообще. От довавилонской речи до нас дошли только отголоски в виде имен, как допотопных, так и послепотопных, но довавилонских. Только эти имена искажены наличием в них согласных.... Попробуйте их пропеть без согласных, и получите какое-то отдаленное представление о допотопной речи-пении.

спаси Вас Господи . И что означали эти звуки ? Как они соотносились с логосами ?

Мир_Вам / 15.07.2019

10. Ответ на 9., Леонид Болотин:

«пребывание Адама и Евы в Раю продолжалось на протяжении первых семи лет после дней Творения» Первых шести дней, каждый из которых по 24 часа. В шестой день - пятницу - праотцы согрешили и были изгнаны из рая. «Иже в шестый день же час» - тропарь 6-го часа.

М.Яблоков / 15.07.2019

9. Ответ на 3., Мир_Вам: О Книге Юбилеев

В Церковном Предании существует неканоническая Книга Юбилеев. Её иногда богословски неверно трактуют как апокриф, то есть сочинение в целом ложное. Но это не так, поскольку Книгу Юбилеев некоторые Святые Отцы рассматривали как текст, заслуживающий внимание, и некоторые сведения Книги Юбилеев без указания на источник, вошли и в более позднее Церковное Предание, например, свидетельство, что пребывание Адама и Евы в Раю продолжалось на протяжении первых семи лет после дней Творения. И вот в Книге Юбилеев несколько детальнее раскрывается акт сотворчества Адама БОГУ ТВОРЦУ в наименованиях. Сирийский вариант текста Книги Юбилеев можно посмотреть здесь: http://vsemolitva.ru/apokrif7.html

Леонид Болотин / 14.07.2019

8. Ответ на 3., Мир_Вам:

"Наш Праотец Адам по Божественному замыслу творил вместе с Создателем мiр, став господином всех зверей земных и дав им имена. И это был лишь первый шаг на пути его вечного соработничества Богу."Что значит "дать имя"? На каком языке давал имена животным Адам и в чем сакральность и творчество этого действия? Имя животного содержит какие-то данные о нем и как узнать какие? Может каждая буква соответствует какому-то смыслу - качеству, логосу ?

До прекращения ГОСПОДОМ Вавилонского столпотворение, у человечества была единая речь, а не какой-то язык. Языки появились после разделения на язЫки. Мир был сотворен БОГО-СЛОВОМ через подобия и образы, и в каком-то смысле всё видимое и невидимое БОЖИЕ Творение является "текстом". Поэтому наречение имен было выявлением сути той или иной твари. К сожаление в перевод Книги Бытия на Русский Язык говорится о едином "языке" человечества до Вавилона. Это богословская ошибка. Единая человеческая речь был певучей - только с использованием горла и губ, язык как орган в ней не участвовал поскольку согласных букв-звуков не было вообще. От довавилонской речи до нас дошли только отголоски в виде имен, как допотопных, так и послепотопных, но довавилонских. Только эти имена искажены наличием в них согласных.... Попробуйте их пропеть без согласных, и получите какое-то отдаленное представление о допотопной речи-пении.

Леонид Болотин / 14.07.2019

7. Re: Молитва в жизни современного человека

Ф.М. Достоевский (1821-†1881) верно (в целом) заметил как-то: «Ни один народ еще не устраивался на началах науки и разума. Цель всякого движения народного, во всяком народе и во всякий период его бытия, есть единственно лишь искание Бога и вера в Него как в Единого и Истинного. Бог есть синтетическая личность всего народа, всякий народ до тех пор только и народ, пока имеет своего Бога, а всех остальных богов на свете исключает безо всякого примирения; пока верует в то, что своим Богом победит и изгонит из мiра всех остальных богов. Так веровали все с начала веков»

Зачем же этот редкостный бред самого карикатурного персонажа из Бесов приписывать Достоевскому?

Сергей Швецов / 14.07.2019

6. Ответ на 5., Мир_Вам:

Католики однозначно еретики, и с ним не о чем говорить. Все уже сказано. Пока непонятно отношения к ним автора...

М.Яблоков / 14.07.2019

5. Ответ на 4., М.Яблоков:

«монастырь в Клюни и какова его заслуга в деле восстановления христианского благочестия на Западе»Будьте так любезны, объясните, о чем идет речь? О каком «христианском благочестии»?

Михаил, вот информация: "В сентябре 909 года герцог Аквитании Гильом I Благочестивый основал на базе своей виллы Клюни бенедиктинский монастырь святых Петра и Павла. Первым настоятелем стал аббат Бернон. Отличительной чертой Клюни было то, что монастырь был изъят из-под власти как светских правителей, так и местного епископа и подчинялся непосредственно папе. Вскоре монастырь, в котором соблюдался строгий бенедиктинский устав, стал во главе небольшой конгрегации из семи монастырей." https://ru.wikipedia.org/wiki/Клюни католики неправославны... 909 год до отделения католиков или нет? к сожалению автор вроде как толерантно относится к ним. Лучше бы черпать материалы сугубо православные о молитве Иисусовой.

Мир_Вам / 14.07.2019

4. Re: Молитва в жизни современного человека

«монастырь в Клюни и какова его заслуга в деле восстановления христианского благочестия на Западе» Будьте так любезны, объясните, о чем идет речь? О каком «христианском благочестии»?

М.Яблоков / 14.07.2019

3. автору

"Наш Праотец Адам по Божественному замыслу творил вместе с Создателем мiр, став господином всех зверей земных и дав им имена. И это был лишь первый шаг на пути его вечного соработничества Богу." Что значит "дать имя"? На каком языке давал имена животным Адам и в чем сакральность и творчество этого действия? Имя животного содержит какие-то данные о нем и как узнать какие? Может каждая буква соответствует какому-то смыслу - качеству, логосу ?

Мир_Вам / 14.07.2019

2. Ответ на 1., bryzgalov-kv:

Ничего себе, - доктор юридических наук, - здОрово!

В самом деле - здОрово! Дай БОЖЕ, чтобы в современной образованной России интерес к молитве стал веянием времени, так как всяких культурологических православных материалов множество, а о сути Православной веры, которая выражается в первую очередь молитвой, говорят и пишут гораздо меньше.

Леонид Болотин / 12.07.2019

1. Re: Молитва в жизни современного человека

Ничего себе, - доктор юридических наук, - здОрово!

bryzgalov-kv / 11.07.2019
Алексей Величко:
Все статьи автора
"Основы православной культуры"
Школа готовит сектантов?
О вредоносности «Основ религиозных культур» и «Основ светской этики»
09.10.2019
Опять набившая оскомину толерантность...
В Санкт-Петербурге обсудили проблемы преподавания в школах «Основ религиозных культур и светской этики»
08.10.2019
Все статьи темы
"Византийский урок для России"
Все статьи темы
"Проблемы церковной жизни"
Последуя святым отцам...
К вопросу о критерии верности православному вероучению (в контексте «богословия» А. Шишкова)
16.10.2019
«Реакция на это событие последует»
О признании Элладской Церковью т.н. «ПЦУ»
16.10.2019
Но зачем так пиарить валенок?
О постмодернистской забаве в Выборгской епархии
11.10.2019
Все статьи темы