Сказки Пушкина

К 220-летию со дня рождения великого русского поэта

 

            Александр Сергеевич Пушкин - настоящий  христианский писатель. Чтобы в этом убедиться, достаточно прочитать, например, его чудесные сказки.

С какой сказки начать? Да не все ли равно - все жемчужины!

«Сказка о рыбаке и рыбке» полна православной христианской символики.

1.Кого нужно больше слушаться - Бога или человека? Старик нарушает это правило, он слушается человека - и получается ерунда.

2.Кто глава семьи? Муж. А здесь, выходит, жена. Она верховодит во всем. И получается конфуз.

3.Братья Зеведеевы попросили Господа: позволь нам сесть в Царствии Небесном по правую сторону от Тебя и по левую. А Господь ответил: не знаете, чего просите.

Так и тут: старуха не знает, чего просит, ее просьбы греховные, материальные. А Евангелие учит: не заботьтесь о земном, заботьтесь о Небесном.

4. Старик и старуха жили вместе тридцать лет и три года - возраст Иисуса Христа.

Если бы старик, отпустив рыбку, ничего не просил, рыбка дала бы ему все: и новое корыто, и новый дом. А больше ничего и не нужно: дворянство не нужно, царицыно звание тоже не нужно, и уж тем более не нужно быть владычицей морей, так как это безумие.

5. Чудовищная материальность женщины, ее гордыня и сварливость.

Насколько смиреннее старик.

6. Сравним образ старухи с душой. Она, душа, желает и того, и другого, и третьего. И не может насытиться. Потому что материальными вещами насытиться нельзя, только еще больше себя распалишь. Что толку, если приобретешь весь мир, а душе своей повредишь, говорит Господь.

7. Греховное поведение людей вызывает гнев Божий:  сначала море слегка играет, потом шумит, потом чернеет, потом бурлит. А вслед за этим разыгралась буря и все смела.

Так и с Россией - наши беды нарастают день ото дня, а мы сидим, сложа руки, как будто этого не замечаем.

Разбитое корыто - это символ нашей сегодняшней жизни.

Рыбка говорит:

 

            Отпусти ты, старче, меня в море!

            Дорогой за себя дам откуп:

            Откуплюсь чем только пожелаешь.

 

Тут бы попросить одного - Царствия Небесного. А старик стал просить земных вещей.

У сребролюбия нет предела: появился один миллион долларов, хочется два; появилось два, хочется четыре; и так без конца. А кончается все чем? Все тем же разбитым корытом. Однако сребролюбцы этого знать не хотят - гонка продолжается до самой смерти.               

 

      «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

 

Мертвая царевна - это наша душа, а точнее, мы сами, так как каждый из нас мертвец.

Семь богатырей - это семь церковных Таинств.

Как Ева погибла, откусив от запретного плода, так и молодая царица умерла, отведав яблока, которое собака  не давала ей кушать, так как оно было для нее запретное. 

Мачеха - олицетворение диавола; она посылает своих слуг творить черные дела (так диавол посылает бесов творить зло).

Королевич Елисей - это Господь наш Иисус Христос. Сила его любви разбивает гроб, и царевна оживает.

 

«Сказка о попе и работнике его Балде»

 

Почему Пушкин выставил в таком невыгодном свете священника? Видимо, были на то причины. Наверно, уже тогда, в первой трети девятнадцатого века, священники были не на высоте.

Поп пошел «по базару поискать кое-какого товару». Это - не его дело заниматься «товаром», священник должен заниматься делами духовными. Не о земном радейте, а о Небесном, говорит Спаситель. Поп ищет работника, который ему нужен для хозяйства. Вот если бы он искал его для того, чтобы окрестить или призвать к покаянию, тогда другое дело. А хозяйство - это удел мирян.

В начале двадцатого века духовный уровень священства стало еще плачевнее. Александр Куприн пишет в одном из своих рассказов, что священник играл (вместе с другими людьми) в карты.

А.Пушкин подметил червоточину в священниках и гениально ее высмеял.

Балда. Это Иван-дурачок - главный герой русской народной сказки. Он везде выходит победителем. И здесь тоже. Он играючи расправляется с бесами. Значит, душа народа была еще здорова.

Поп прибегает к неправде, задав Балде невыполнимую задачу. А тот как будто и не видит этого, спокойно отправляется ее выполнять, и бесы трепещут при одном его виде.

Жена дает попу совет - это голос врага.

За свои грехи человек расплачивается - рано или поздно. Поп - тоже.

 

                       Бедный поп

                       Подставил лоб:

                       С первого щелка

                       Прыгнул поп до потолка;

                       Со второго щелка

                       Лишился поп языка;

                       А с третьего щелка

                       Вышибло ум у старика.

                       А Балда приговаривал с укоризной:

                       «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной».

 

 

 

            «Сказка о золотом петушке»

 

Это сказка о том, как  страсть губит человека. Человека может погубить и вражеский помысл. Враг видимый не так страшен, с ним легче справиться. А враг невидимый - очень опасен, с ним труднее бороться.

Шамаханская царица - это наша какая-то страсть. Чтобы погибнуть, достаточно одной страсти. Пьяницы, курильщики, наркоманы, прелюбодеи, воры, завистники в Царствие Небесное не войдут.

А кто такой золотой петушок? Это, скорее всего, наша совесть, а, может, Церковь.

А мудрец кто? Это, наверно, Господь наш Иисус Христос. Он спасает царство. Он просит у царя Дадона шамаханскую царицу, чтобы спасти его, а тот не хочет с ней расставаться, с ней жить очень хорошо, и поэтому он погибает.

Есть в сказке и еще один очень важный мотив, может, быть, самый главный: женщина губит человека. Старший сын царя Дадона выходит с войском и попадает в плен к шамаханской царице, затем - младший сын; из-за пустой, надменной красавицы они дерутся, и оба погибают. Мало того: их воины тоже начинают драться и все до единого погибают. Погибает и царь Дадон, увлекшись призрачной красотой шамаханской царицы.

Кто она такая, шамахзанская царица? Пушкин дает ей уничтожающую характеристику:

 

                 (Она) хи-хи-хи да ха-ха-ха!

                 Не боится, знать, греха.

 

То есть она элементарная блудница. А сколько людей погубила!

 

                 Сказака ложь, да в ней намек!

                 Добрым молодцам урок.

 

«Добрым молодцам», а не кому-нибудь!

 

 

 

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди».

Православная символика просматривается от начала сказки и до конца.

С самого Своего рождения Господь наш Иисус Христос был гоним; сын царя Салтана, князь Гвидон, тоже гоним с первого дня своей жизни. Там - бегство в Египет, здесь - плавание в бочке; там - возвращение обратно в Палестину, здесь - избавление из бочки.

Город на острове - это Небесный Иерусалим. Тут все чудесное: и белка, которая грызет золотые орешки, а внутри орехов - изумруд; тридцать три богатыря - это  Небесное Ангельское Воинство.

А ткачиха, повариха и сватья баба Бабариха - это мы, грешники. И если мы покаемся, как они, то обретем милость Божию.

Эта сказка о Промысле Божием. Какие бы козни ни строил враг рода человеческого, какие бы палки ни ставил в колеса, Господь Бог все равно устрояет все к лучшему. Другими словами, Он любое зло претворяет в добро.

Ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой решили погубить молодую царицу с ребенком и кинули их в бочке в море. Но Господь их чудесным образом спасает. Они поселяются в большом городе «с златоглавыми церквами, с теремами и садами». «Все в том острове богаты, изоб нет, везде палаты». И князь Гвидон стал там править.

Но на этом испытания не кончаются. Все те же ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой сказали царю Салтану, что есть на свете чудо:

 

                 Ель в лесу, под елью белка,

                 Белка песенки поет

                 И орешки все грызет,

                 А орешки не простые,

                 Все скорлупки золотые,

                 Ядра - чистый изумруд.

 

И это чудо он, царь, должен обязательно увидеть.

Господь устрояет так, что белочка появляется не где-нибудь, а у князя Гвидона, на его острове.

Новое испытание:

 

                 В свете есть иное диво:

                 Море вздуется бурливо,

                 Закипит, подымет вой,

                 Хлынет на берег пустой,

                  Разольется в шумном беге,

                 И очутятся на бреге,

                 В чешуе, как жар горя,

                 Тридцать три богатыря,

Все красавцы удалые,

                 Великаны молодые,

                 Все равны, как на подбор,

                 С ними дядька Черномор.

 

И где же они появляются? Конечно, у князя Гвидона.

Мало этого, Бабариха - баба себе на уме - говорит:

 

                 За морем царевна есть,

                 Что не можно глас отвесть:

                 Днем свет Божий замевает,

                 Ночью землю освещает,

                 Месяц под косой блестит,

                 А во лбу звезда горит.

                 А сама-то величава,

                 Выплывает, будто пава;

                 А как речь-то говорит,

                 Словно реченька журчит.

                 Молвить можно справедливо,

                 Это диво, так уж диво.

 

И что же? Эта царевна становится женой славного князя Гвидона. Все - по Промыслу Божиему - заканчивается самым наилучшим образом.

 

Николай Кокухин, член Союза писателей России, член Союза журналистов России

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

7. 4

Почему обходят? Не обходят, читают и смеются. Ну, писал, ну и что? Это делает Пушкина менее гениальным?

Анна де Бейль / 19.06.2019

6. Анна де Бейль

Так вот а как такому мужику можно дать хорошую женщину. Он же ее голодом заморит. Вот ГОСПОДЬ и дал ему сварливую старуху, чтобы она гоняла его на работу. ГОСПОДЬ поругаем не бывает!

СТРОИТЕЛЬ / 19.06.2019

5. Re: Сказки Пушкина

"А.Пушкин подметил червоточину в священниках и гениально ее высмеял". Ах, если бы те, кто замечал червоточинку в священниках, еще бы и видели бревно в своем глазу". Как-то все обходят стороной факт, что "настоящий христианский писатель" позволял себе писать произведения с матерной бранью. Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода? Иак.3:11.

Tatiana Soboleva / 18.06.2019

4. Re: Сказки Пушкина

А балда мне, помнится, в детстве был весьма несимпатичен, мне было очень жалко бедного бесенка, которого он бессовестно обманывал)

Анна де Бейль / 18.06.2019

3. Re: Сказки Пушкина

Смиренный-то смиренный, а за 33 года на новое корыто не нарыбачил) и бабке приходится чуть не пинками его на берег гнать)

Анна де Бейль / 18.06.2019

2. Re: Сказки Пушкина

Смиренный-то он смиренный... Да только, как говорил незабвенный Батищев, за 33 года на новое корыто не нарыбачил... И жене его приходится чуть не пинками к морю гнать). А вообще это сказка о любви. К такой старухе надо ОЧЕНЬ сильную любовь испытывать). Ведь мог же сразу новую старуху попросить)

Анна де Бейль / 18.06.2019

1. Re: Сказки Пушкина

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Не видать ничьих следов вкруг того пустого места... в гробу я видел твою невесту ))

«Сказка о царе Салтане,..

А мне жаль Ткачиху с Поварихой... Одной хотелось накормить народ, другой - одеть...

Советский недобиток / 18.06.2019
Николай Кокухин:
Песнь о святой Марине
Впечатления Николая Кокухина от посещения обители святой великомученицы, находящейся в центре острова Крит
30.07.2019
Правда светлее солнца
Призываю всех верных православных христиан усилить свои молитвы о Николае Каклюгине, чтобы он покинул мрачную темницу
22.07.2019
Правда и ложь знаменитого живописца
К юбилейной выставке Ильи Репина (1844-1930) в Третьяковской галерее
14.07.2019
Когда рушатся темницы
Русскому патриоту Николаю Каклюгину, который по ложному уголовному делу томится в тюремных застенках, нужна срочная помощь
20.06.2019
Сказки Пушкина
К 220-летию со дня рождения великого русского поэта
17.06.2019
Все статьи автора