Сказки Пушкина

К 220-летию со дня рождения великого русского поэта

 

            Александр Сергеевич Пушкин - настоящий  христианский писатель. Чтобы в этом убедиться, достаточно прочитать, например, его чудесные сказки.

С какой сказки начать? Да не все ли равно - все жемчужины!

«Сказка о рыбаке и рыбке» полна православной христианской символики.

1.Кого нужно больше слушаться - Бога или человека? Старик нарушает это правило, он слушается человека - и получается ерунда.

2.Кто глава семьи? Муж. А здесь, выходит, жена. Она верховодит во всем. И получается конфуз.

3.Братья Зеведеевы попросили Господа: позволь нам сесть в Царствии Небесном по правую сторону от Тебя и по левую. А Господь ответил: не знаете, чего просите.

Так и тут: старуха не знает, чего просит, ее просьбы греховные, материальные. А Евангелие учит: не заботьтесь о земном, заботьтесь о Небесном.

4. Старик и старуха жили вместе тридцать лет и три года - возраст Иисуса Христа.

Если бы старик, отпустив рыбку, ничего не просил, рыбка дала бы ему все: и новое корыто, и новый дом. А больше ничего и не нужно: дворянство не нужно, царицыно звание тоже не нужно, и уж тем более не нужно быть владычицей морей, так как это безумие.

5. Чудовищная материальность женщины, ее гордыня и сварливость.

Насколько смиреннее старик.

6. Сравним образ старухи с душой. Она, душа, желает и того, и другого, и третьего. И не может насытиться. Потому что материальными вещами насытиться нельзя, только еще больше себя распалишь. Что толку, если приобретешь весь мир, а душе своей повредишь, говорит Господь.

7. Греховное поведение людей вызывает гнев Божий:  сначала море слегка играет, потом шумит, потом чернеет, потом бурлит. А вслед за этим разыгралась буря и все смела.

Так и с Россией - наши беды нарастают день ото дня, а мы сидим, сложа руки, как будто этого не замечаем.

Разбитое корыто - это символ нашей сегодняшней жизни.

Рыбка говорит:

 

            Отпусти ты, старче, меня в море!

            Дорогой за себя дам откуп:

            Откуплюсь чем только пожелаешь.

 

Тут бы попросить одного - Царствия Небесного. А старик стал просить земных вещей.

У сребролюбия нет предела: появился один миллион долларов, хочется два; появилось два, хочется четыре; и так без конца. А кончается все чем? Все тем же разбитым корытом. Однако сребролюбцы этого знать не хотят - гонка продолжается до самой смерти.               

 

      «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

 

Мертвая царевна - это наша душа, а точнее, мы сами, так как каждый из нас мертвец.

Семь богатырей - это семь церковных Таинств.

Как Ева погибла, откусив от запретного плода, так и молодая царица умерла, отведав яблока, которое собака  не давала ей кушать, так как оно было для нее запретное. 

Мачеха - олицетворение диавола; она посылает своих слуг творить черные дела (так диавол посылает бесов творить зло).

Королевич Елисей - это Господь наш Иисус Христос. Сила его любви разбивает гроб, и царевна оживает.

 

«Сказка о попе и работнике его Балде»

 

Почему Пушкин выставил в таком невыгодном свете священника? Видимо, были на то причины. Наверно, уже тогда, в первой трети девятнадцатого века, священники были не на высоте.

Поп пошел «по базару поискать кое-какого товару». Это - не его дело заниматься «товаром», священник должен заниматься делами духовными. Не о земном радейте, а о Небесном, говорит Спаситель. Поп ищет работника, который ему нужен для хозяйства. Вот если бы он искал его для того, чтобы окрестить или призвать к покаянию, тогда другое дело. А хозяйство - это удел мирян.

В начале двадцатого века духовный уровень священства стало еще плачевнее. Александр Куприн пишет в одном из своих рассказов, что священник играл (вместе с другими людьми) в карты.

А.Пушкин подметил червоточину в священниках и гениально ее высмеял.

Балда. Это Иван-дурачок - главный герой русской народной сказки. Он везде выходит победителем. И здесь тоже. Он играючи расправляется с бесами. Значит, душа народа была еще здорова.

Поп прибегает к неправде, задав Балде невыполнимую задачу. А тот как будто и не видит этого, спокойно отправляется ее выполнять, и бесы трепещут при одном его виде.

Жена дает попу совет - это голос врага.

За свои грехи человек расплачивается - рано или поздно. Поп - тоже.

 

                       Бедный поп

                       Подставил лоб:

                       С первого щелка

                       Прыгнул поп до потолка;

                       Со второго щелка

                       Лишился поп языка;

                       А с третьего щелка

                       Вышибло ум у старика.

                       А Балда приговаривал с укоризной:

                       «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной».

 

 

 

            «Сказка о золотом петушке»

 

Это сказка о том, как  страсть губит человека. Человека может погубить и вражеский помысл. Враг видимый не так страшен, с ним легче справиться. А враг невидимый - очень опасен, с ним труднее бороться.

Шамаханская царица - это наша какая-то страсть. Чтобы погибнуть, достаточно одной страсти. Пьяницы, курильщики, наркоманы, прелюбодеи, воры, завистники в Царствие Небесное не войдут.

А кто такой золотой петушок? Это, скорее всего, наша совесть, а, может, Церковь.

А мудрец кто? Это, наверно, Господь наш Иисус Христос. Он спасает царство. Он просит у царя Дадона шамаханскую царицу, чтобы спасти его, а тот не хочет с ней расставаться, с ней жить очень хорошо, и поэтому он погибает.

Есть в сказке и еще один очень важный мотив, может, быть, самый главный: женщина губит человека. Старший сын царя Дадона выходит с войском и попадает в плен к шамаханской царице, затем - младший сын; из-за пустой, надменной красавицы они дерутся, и оба погибают. Мало того: их воины тоже начинают драться и все до единого погибают. Погибает и царь Дадон, увлекшись призрачной красотой шамаханской царицы.

Кто она такая, шамахзанская царица? Пушкин дает ей уничтожающую характеристику:

 

                 (Она) хи-хи-хи да ха-ха-ха!

                 Не боится, знать, греха.

 

То есть она элементарная блудница. А сколько людей погубила!

 

                 Сказака ложь, да в ней намек!

                 Добрым молодцам урок.

 

«Добрым молодцам», а не кому-нибудь!

 

 

 

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди».

Православная символика просматривается от начала сказки и до конца.

С самого Своего рождения Господь наш Иисус Христос был гоним; сын царя Салтана, князь Гвидон, тоже гоним с первого дня своей жизни. Там - бегство в Египет, здесь - плавание в бочке; там - возвращение обратно в Палестину, здесь - избавление из бочки.

Город на острове - это Небесный Иерусалим. Тут все чудесное: и белка, которая грызет золотые орешки, а внутри орехов - изумруд; тридцать три богатыря - это  Небесное Ангельское Воинство.

А ткачиха, повариха и сватья баба Бабариха - это мы, грешники. И если мы покаемся, как они, то обретем милость Божию.

Эта сказка о Промысле Божием. Какие бы козни ни строил враг рода человеческого, какие бы палки ни ставил в колеса, Господь Бог все равно устрояет все к лучшему. Другими словами, Он любое зло претворяет в добро.

Ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой решили погубить молодую царицу с ребенком и кинули их в бочке в море. Но Господь их чудесным образом спасает. Они поселяются в большом городе «с златоглавыми церквами, с теремами и садами». «Все в том острове богаты, изоб нет, везде палаты». И князь Гвидон стал там править.

Но на этом испытания не кончаются. Все те же ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой сказали царю Салтану, что есть на свете чудо:

 

                 Ель в лесу, под елью белка,

                 Белка песенки поет

                 И орешки все грызет,

                 А орешки не простые,

                 Все скорлупки золотые,

                 Ядра - чистый изумруд.

 

И это чудо он, царь, должен обязательно увидеть.

Господь устрояет так, что белочка появляется не где-нибудь, а у князя Гвидона, на его острове.

Новое испытание:

 

                 В свете есть иное диво:

                 Море вздуется бурливо,

                 Закипит, подымет вой,

                 Хлынет на берег пустой,

                  Разольется в шумном беге,

                 И очутятся на бреге,

                 В чешуе, как жар горя,

                 Тридцать три богатыря,

Все красавцы удалые,

                 Великаны молодые,

                 Все равны, как на подбор,

                 С ними дядька Черномор.

 

И где же они появляются? Конечно, у князя Гвидона.

Мало этого, Бабариха - баба себе на уме - говорит:

 

                 За морем царевна есть,

                 Что не можно глас отвесть:

                 Днем свет Божий замевает,

                 Ночью землю освещает,

                 Месяц под косой блестит,

                 А во лбу звезда горит.

                 А сама-то величава,

                 Выплывает, будто пава;

                 А как речь-то говорит,

                 Словно реченька журчит.

                 Молвить можно справедливо,

                 Это диво, так уж диво.

 

И что же? Эта царевна становится женой славного князя Гвидона. Все - по Промыслу Божиему - заканчивается самым наилучшим образом.

 

Николай Кокухин, член Союза писателей России, член Союза журналистов России

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

7. 4

Почему обходят? Не обходят, читают и смеются. Ну, писал, ну и что? Это делает Пушкина менее гениальным?

6. Анна де Бейль

Так вот а как такому мужику можно дать хорошую женщину. Он же ее голодом заморит. Вот ГОСПОДЬ и дал ему сварливую старуху, чтобы она гоняла его на работу. ГОСПОДЬ поругаем не бывает!

СТРОИТЕЛЬ / 19.06.2019

5. Re: Сказки Пушкина

"А.Пушкин подметил червоточину в священниках и гениально ее высмеял". Ах, если бы те, кто замечал червоточинку в священниках, еще бы и видели бревно в своем глазу". Как-то все обходят стороной факт, что "настоящий христианский писатель" позволял себе писать произведения с матерной бранью. Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода? Иак.3:11.

Tatiana Soboleva / 18.06.2019

4. Re: Сказки Пушкина

А балда мне, помнится, в детстве был весьма несимпатичен, мне было очень жалко бедного бесенка, которого он бессовестно обманывал)

3. Re: Сказки Пушкина

Смиренный-то смиренный, а за 33 года на новое корыто не нарыбачил) и бабке приходится чуть не пинками его на берег гнать)

2. Re: Сказки Пушкина

Смиренный-то он смиренный... Да только, как говорил незабвенный Батищев, за 33 года на новое корыто не нарыбачил... И жене его приходится чуть не пинками к морю гнать). А вообще это сказка о любви. К такой старухе надо ОЧЕНЬ сильную любовь испытывать). Ведь мог же сразу новую старуху попросить)

1. Re: Сказки Пушкина

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Не видать ничьих следов вкруг того пустого места... в гробу я видел твою невесту ))

«Сказка о царе Салтане,..

А мне жаль Ткачиху с Поварихой... Одной хотелось накормить народ, другой - одеть...

Николай Кокухин:
Песнь о святой Марине
Впечатления Николая Кокухина от посещения обители святой великомученицы, находящейся в центре острова Крит
30.07.2019
Правда светлее солнца
Призываю всех верных православных христиан усилить свои молитвы о Николае Каклюгине, чтобы он покинул мрачную темницу
22.07.2019
Правда и ложь знаменитого живописца
К юбилейной выставке Ильи Репина (1844-1930) в Третьяковской галерее
14.07.2019
Когда рушатся темницы
Русскому патриоту Николаю Каклюгину, который по ложному уголовному делу томится в тюремных застенках, нужна срочная помощь
20.06.2019
Сказки Пушкина
К 220-летию со дня рождения великого русского поэта
17.06.2019
Все статьи автора
Последние комментарии
Россия и государственные услуги
Новый комментарий от Света Ч.
12.12.2019
Когда можно делать аборты?
Новый комментарий от максим поляков
08.10.2019
Возбудить дело против депутата Оксаны Пушкиной
Новый комментарий от NNNN
11.12.2019
Модернистские потуги или обыкновенное невежество?
Новый комментарий от Александр Сивков
05.12.2019
Панос Камменос: Элладская Церковь совершила преступление
Новый комментарий от Алекс1968
12.12.2019