О совести

 

Угрызения совести за содеянный поступок, в том числе - и мысленный, иногда терзают человека гораздо сильнее телесных мук. И человек, не испытывая физической боли, может даже покончить с жизнью от невыносимых нравственных мук, или «не стерпя совестного мучения».

 

СОВЕСТЬ можно назвать ДУХОВНЫМ ИНСТИНКТОМ, который по аналогии с физиологическими инстинктами (например, сохранения индивидуальной жизни и жизни рода) заложен в природе человека и предназначен для сохранения его жизни, но, в отличие от них, предохраняет непосредственно не от физической, а от ДУХОВНОЙ смерти.

Преподобный Иоанн Лествичник называет совесть неподкупным судьёй: «Кто стяжал страх Божий, тот устранился лжи, имея в себе неподкупного судию, - свою совесть» (7:1. Слово 12, гл. 7). Митрополит Сурожский Антоний (Блум) пишет: «Священное Писание говорит: нет на свете ничего принудительнее, требовательнее, чем суд совести» (8:285). «Потому и обвиняюсь, потому и осуждаюсь я, злосчастный, своею совестью, строже которой нет ничего в мире» - отмечается в Великом Каноне Андрея Критского (Песнь 4. Читается в понедельник первой седмицы Великого Поста).

«Совесть имеет такое значение для нравственно - практической деятельности, какое логика имеет для мышления, или присущие человеку идеи такта, рифмы и т. д. - для музыки, поэзии и т. д.» (1:2086).

Основополагающее значение совести признается и в светском мире. Так, например, присяжные заседатели, в соответствии с действующим законодательством, при вынесении своего решения о виновности или невиновности подсудимого должны руководствоваться своими внутренними убеждениями и совестью.

По словам святителя Тихона Задонского: «Бог, созидая человека, насадил в душе его совесть, дабы тою аки правилом управлялся и, что творить и от чего уклоняться, наставлялся. Совесть не иное что, как закон естественный или природный; почему и с законом Божиим написанным совесть сходна. Чего бо научает закон Божий, того научает и совесть ... Не слушает кто совести: не слушает и закона Божия и Самого Бога» (цит. по 2: 956 со ссылкой на: Творения святителя Тихона. 6-е изд. Т. 5. 1899 г. С. 214, 215).

По мнению Иммануила Канта: «Есть две вещи, которые меня поражают: звездное небо надо мной и нравственный закон (закон совести - П.Д.) во мне» (цит. по 6:309). И то, и другое, как полагает протоиерей А. Мень, является отражением Бога (6:309).

Таким образом, даже при отсутствии явного (осознанного) закона Божьего, в совести человека, являющегося образом Божьим, даны в неявном (бессознательном, подсознательном) виде основы этого нравственного закона. Иначе говоря, в совести, как на ДУХОВНЫХ СКРИЖАЛЯХ, ЗАПИСАНЫ ЗАКОНЫ БОЖИИ. Несоблюдение (нарушение) данных законов (впрочем, как и осознанного закона) вызывает неприятные, иногда очень мучительные чувства, называемые угрызениями, или мучениями, совести, что и сигнализирует об отрицательной оценке поступка, то есть - о грехе. Ибо «лишь только замыслил человек совершить что - либо дурное, сейчас же является на свой пост совесть, предостерегая его и угрожая ему. А после совершения дурного дела совесть немедленно карает и мучит его» (1:2086).

Влияние угрызений совести может быть столь велико, что человек, не выдержав нравственной боли, может даже покончить с жизнью. По словам святитель Тихона Задонского: «За грех содеянный тяжко и люто мучит совесть человека, так что часто человек умерщвляет себя, не стерпя совестного мучения» (цит. по 2:259 со ссылкой на: Творения святителя Тихона. 6-е изд. Т. 5. 1899 г. С. 130 и Т. 1. С. 252).

Монах Митрофан полагает, что «совесть - это глас закона, глас Божий в человеке, по образу и подобию Божиему созданном. Как естественная прирожденная сила души, совесть не оставит человека никогда, где бы душа ни была. Действие совести - суд и осуждение, приговоры вечные, никогда не умолкающие. Ее воздействие (на спасенных в раю и на осужденных в аду) не прекращается никогда. Суд совести, суд Божий - нестерпим. Вот почему еще на земле души, преследуемые своей совестью и не умеющие умиротворить ее покаянием блудного сына, или мытаря, или апостола Петра, или блудницы - посягают на самоубийство, думая в нем найти конец терзанию совести» (3:174).

Так Иуда, предавший Иисуса Христа, «раскаявшись, возвратил тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную ... пошел и удавился» [1]. (Мф. 27:3-5). Б.И. Гладков при толковании Мф. 27:3-5 пишет: «Он (Иуда - П.Д.) ... хотел уйти от своей совести, от ее преследований; но куда бы он не уходил, куда бы не убегал, всюду преследовал его призрак креста; совесть все громче и громче обличала его, угрызения ее становились все мучительнее ... он не выдержал этой пытки и, с отчаяния, повесился» (4:638).

Святой Исидор Пелусиот говорит: «Поистине достойны похвалы те, которые исполняют долг по внушению естественного закона. Ибо сама природа носит в себе точный и неповрежденный критерий добродетелей, на который указывает Сам Христос: "Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними" (цит. по профессору Стеллецкому, с. 113)» (9. Гл. 2. О нравственном законе и нравственном действовании).

 

ЦИТИРУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2-х тт. - Т. 2.
2. Иоанн (Маслов), схиархим. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского - М.: Самшит - издат, 2003.
3. Загробная жизнь. Труд монаха Митрофана. - Киев: Радуга, 1991.
4. Гладков Б. И. Толкование Евангелия. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2002.
5. Учебная Библия / с ком. Дж. Мак-Артура; рус. изд. - Славянское Евангельское Общество, 2004. 
6. Отец Александр Мень отвечает на вопросы слушателей. - М.: Фонд им. А. Меня, 1999.
7. Преп. Иоанн Лествичник. Лествица. - 1998.
8. Антоний (Блум), митр. Сурожский. Человек. - Киев: Пролог, 2005.
9. Нравственное богословие: консп. / сост. Г. Шиманский. - Киев, 1990 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dorogadomoj.com/dr643shi0.html#ogl, свободный.

____________________________

[1] В Деян. 1:18,19 о смерти Иуды сказано: «...и когда низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его. И это сделалось известно всем жителям Иерусалима...». В «Учебной Библии» приводится следующее толкование данного текста: «Вероятно, дерево, на котором повесился Иуда (Мф. 27:5), стояло на скале. Могла порваться веревка или сломаться ветка, а также мог развязаться узел, и при падении его тело разбилось о камни» (5:1620).

 

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

3. Re: О совести

Когда человек, мучимый совестью, приносит покаяние Христу, тогда он мирится с своей совестью. Если бы Иуда покаялся перед Христом, то прощен бы был и не повесился бы. Но он покаялся перед врагами Христа. Но угрызения совести бывают вовсе не всегда, иногда с ней можно очень даже договориться, когда она "в доле". Поэтому Господь заповеди дал.

Инна Михайловна / 01.06.2019

2. Re: О совести

Иуда повесился не от угрызений совести, которые, очевидно, испытывал, раз сребренники вернул, но от страсти уныния, которой его убил диавол, ввергший его ранее в страсть сребролюбия. Г- н Добросельский, ... прекращайте!

Лев Хоружник / 01.06.2019

1. Re: О совести

Автор сгреб всех в одну кучу... от свв. Иоанна Лествичника, Тихона Задонского, Исидора Пелусиота, через А. Меня и Блума аж до Канта... Интересная лествица получается. Жаль что в ней Махатма Ганди с Блавацкой не хватало места... Интересно, он Вангу с блаженной Матроной не путает?

М.Яблоков / 01.06.2019