Об искупительной жертве Иисуса Христа


Человек получил возможность исцеления и спасения именно Крестной смертью Спасителя, совершенной по Жертвенной Любви, а не просто восстановлением Им падшего естества в Самом Себе. При этом понятие искупительной жертвы Иисуса Христа совершенно не требует представления о Боге, как о некоем тиране, которому необходимо заплатить кровью собственного Сына за нанесенное оскорбление. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3: 16).

 

«Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас» (Ис. 53:4-6).

«На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1:29).

 

В различных теориях искупления по-разному говорится о соотношении в деле спасения человека искупительной жертвы Иисуса Христа, Его жертвенного подвига и исцелении Им падшей природы. Так «нравственная теория искупления, появившаяся в результате критики юридической теории и в противовес ей, как любая теория, выступающая в противовес другой, сильна критикой юридической теории, оттенением ее неудачных сторон, но слаба положительным содержанием. Жертвенный подвиг Спасителя мира в ее устах - более показательный образец указуемый нам Христом жизни, чем существенным образом спасающая нас и необходимая для нашего спасения Голгофская жертва» (1:90 со ссылкой на: Богословские труды. - М.: издание Московской патриархии, Вып. 12. - С. 39-40).

Иеромонах Симеон (Гаврильчик) говорит, что «в последние годы часто спорят вокруг решения следующей проблемы: какая человеческая природа была воспринята Богом Словом - до грехопадения или после? (при этом наибольшее распространение получила точка зрения, согласно которой Бог Слово при воплощении воспринял в Свою ипостась падшее че­ловеческое естество [1], которое в Себе Самом и исцелил. Смысл Боговоплощения переносится с искупления человеческого рода на исцеление падшей природы) (выделено - П.Д.)» (2:110).

Отметим, что человек получил возможность исцеления и спасения именно Крестной смертью Спасителя, совершенной по Жертвенной Любви, а не просто восстановлением Им падшего естества в Самом Себе. Как пишет архиеп. Аверкий: «диавол надеялся, что ... Иисус ... оградит себя легионами ангелов от толпы врагов, сойдет с креста или призовет Илию спасти Его (Мф. 26:53; 27:40,49), и тогда дело спасения человечества крестными страданиями Сына Божия не осуществилось бы» (архиеп. Аверкий) (3:75).

При этом Крестная Добровольная Смерть Иисуса Христа, в соответствии со Священным Писанием:

исцелила нас: «ранами Его мы исцелились» (Ис. 53:5), «ранами Его вы исцелились» (1Петр. 2:24);

очистила нашу совесть: «Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!» (Евр. 9:13,14);

примирила с Богом: «Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его» (Рим. 5:10), «потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения» (2Кор. 5:19), «и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное» (Кол. 1:20»);

была необходима для уничтожения греха: «Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею» (Евр. 9:26), «Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога» (Рим. 6:10);

явилась жертвою (жертвою умилостивления, жертвою за грех): «получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде» (Рим. 3:24,25), «Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа» (Евр. 2:17), «Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение» (Евр. 9:27), «Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира» (1Ин. 2:2), «В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши» (1 Ин. 4:10), «Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти» (Рим. 8:3), «Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» (2 Кор. 5:21), «Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное» (Еф. 5 2), «Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею» (Евр. 9:26), «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16);

явилась нашим оправданием: «Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева» (Рим. 5:9);

явилась нашим искуплением: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф. 20:28, Мк. 10:45), «не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена для вас» (1Петр. 1:18 - 20), «получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде» (Рим. 3:24,25), «От Него и вы во Иисусе Христе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением» (1Кор. 1: 30), «Ибо вы куплены дорогою ценою» (1Кор. 6:20; 7:23), «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою» (Гал. 3:13), «но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление» (Гал. 4:4-5), «благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете, избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего, в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов» (Кол. 1:12-14), «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший себя для искупления всех» (1Тим. 2:5,6), «Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения, и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление» (Евр. 9:11,12), «И потому Он есть ходатай нового завета, дабы вследствие смерти Его, бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное» (Евр. 9:5), «Ты был заклан, и кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени» (Откр. 5:9).

Приведем по данному вопросу также и цитаты из святоотеческого учения и религиозной философии:

«Немногие капли крови воссозидают целый мир и для всех людей делаются тем же, чем бывает закваска для молока, собирая и связывая нас воедино» (свт. Григорий Богослов) (4:182);

«Господь наш Иисус Христос, будучи безгрешным, не сделал никакого греха (1Петр. 2:22), берет на Себя грех мира (Ин. 1:29), не было лжи в устах Его (Ис. 53:9), не был подчинен смерти, ибо смерть вошла в мир чрез грех (Рим. 5:12). Итак, Он умирает, претерпевая смерть за нас, и Самого Себя приносит Отцу в жертву за нас. Ибо пред Ним (т.е. Отцем) мы погрешили, и надлежало, чтобы Он принял выкуп, бывший за нас, и чтобы мы, таким образом, были освобождены от осуждения; ибо кровь Господа была принесена никак не тирану. Итак, смерть приходит, и, поглотив телесную приманку, пронзается удою божества, и, вкусив безгрешного и животворящего тела, погибает и отдает назад всех, которых некогда поглотила. Ибо, подобно тому как тьма через привведение света уничтожается, так и тление через прикосновение жизни прогоняется, и для всех возникает жизнь, а для погубителя - гибель» (св. Иоанн Дамаскин) (5:266,267);

«"Почему, - спрашивает Григорий Богослов, - почему Кровь Сына была приятна Отцу, Который не захотел принять иска, принесенного в жертву Авраамом, но заменившему эту человеческую жертву овном?" ... И Григорий Богослов заключает: "Не очевидно ли, что Отец принимает эту жертву не потому, что Он ее требовал или как-то в ней нуждался, но по домостроительству нужно было чтобы человек освятился человечеством Бога, нужно было, чтобы Сам Он освободил нас, победив тирана собственной Своей силой, чтобы снова Бог призвал нас к Себе через Своего Сына, посредника, все совершающего во славу отца, Которому Он во всем послушен ... Остальное же да будет почтено молчанием"» (цит. по 6:285);

«Сын воплощается для того, чтобы восстановить возможность соединения человека с Богом, соединения не только расторгнутого злом, но без участия самого человека и не восстановимого ... Так смерть Христова устраняет преграду, воздвигнутую грехом между человеком и Богом, а Его воскресение вырывает у смерти ее "жало". Бог нисходит в меонические бездны, разверстые в творении грехом Адама, чтобы человек смог восходить к Божеству ... Искупление, самое средоточие домостроительства Сына, нельзя отделять от Божественного замысла в его целом. Он никогда не изменялся; целью его всегда оставалось совершенно свободное соединение с Богом личностных существ - людей и ангелов, ставших во всей полноте ипостасями космоса земного и космоса небесного. Божественная любовь хочет всегда одного свершения: обóжения людей и через них - всей вселенной. Но после падения человека в исполнение Божественного замысла вносятся необходимые изменения - изменения не самой цели, а образа Божественного действия, Божественной "педагогики". Грех разрушил первоначальный план - прямое и непосредственное восхождение человека к Богу. В космосе открылся катастрофический разлом; надо уврачевать эту рану и "возглавить" потерпевшую катастрофу историю человека, чтобы начать ее заново, - таковы цели искупления ... Долг, уплаченный Богу, и долг, уплаченный диаволу; два эти образа полноценны лишь вместе взятые для обозначения в существе своем непостижимого деяния, которым Христос вернул нам достоинство сынов Божиих. Богословие, обедненное рационализмом, не принимает этих предложенных отцами образов и неизбежно теряет космологическую перспективу подвига Христа. Но мы должны, напротив, расширять наше понимание искупления. Ведь в нем отнимается власть не только у демонов, но, в каком-то смысле, и у ангелов: во Втором Адаме Сам Бог непосредственно соединяется с человечеством, приобщая его к Своему безмерному превосходству над ангелами. Искупление есть реальность величайшая, распространяющаяся на всю совокупность космоса как видимого, так и невидимого. "Суд над судом" примиряет падший космос с Богом. На кресте Бог простирает руки человечеству, и, как пишет святой Григорий Богослов, "несколько капель крови восстанавливают всю вселенную"» (В.Н. Лосский) (6:262,280,284).

«Увидим Господа и Искупителя нашего Иисуса Христа в Божественной его славе - Того, Который за нас так страшная пострадал и поносною смертию умер, и тако нас от смерти избавил» (свт. Тихон Задонский) (цит. по 7:50 со ссылкой на: Творения свт. Тихона. 6-е изд. 1899 г. Т. 4. С. 63);

«Он не златом и сребром и не иною какою ценою, но честною Своею кровию искупил тебе от смерти вечныя; что разсуждая, неотменно убедишися благодарить Его от чистаго сердца, и от благодарности угождать Ему, яко своему великому благодетелю» (свт. Тихон Задонский) (цит. по 7:29 со ссылкой на: Творения свт. Тихона. 6-е изд. 1899 г. Т. 4. С. 28).

Таким образом, перенесение смысла Боговоплощения с искупления человеческого рода на исцеление падшей природы, морально-нравственный пример послушания, а также другие факторы, является необоснованным.

Вместе с этим, восстановление (исцеление) падшего естества (падшей природы) человека имеет основополагающее значение в контексте его спасения. Так патриарх Сергий (Страгородский) пишет: «Церковь наша видит во Христе не пассивное лишь орудие умилостивления, а восстановителя нашего падшего естества и называет его вторым Адамом». По словам В.Н. Лосского: «Тайна нашего искупления завершается тем, что отцы называют восстановлением нашей природы Христом и во Христе» (8).

В контексте спасения смерть Христа имеет также и «заместительный характер», поскольку Он «берет на Себя грех мира» (Ин. 1:29) и «умер за грехи наши, по Писанию» (1Кор. 15:3). Об этом же говорится и в других стихах Нового Завета: «Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды» (1Петр. 2:24); «Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти» (1Петр. 3:18); «Христос пострадал за нас плотию» (1Петр. 4:1); «Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Рим. 5:8); «Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?» (Рим. 8:32); «А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего» (2Кор. 5:15); «Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие» (Евр. 9:25); «Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение» (Евр. 9:28); «Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем» (Ис. 53:5).

Также необходимо отметить, что исцеление и спасение человеческого рода произошли только в потенции. Человечество автоматически не исцелилось и автоматически не спаслось. Ведь, как известно, для спасения нужно соединение (синергия) двух воль: Бога и человека. Ибо, как учит свт. Афанасий Великий: «Бог спасает нас не без нас», и «по отеческому выражению, "если единая воля Божественная создала человека, то спасти его она не может без содействия воли человеческой"» (В.Н. Лосский) (6:107).

Поскольку Бог всегда готов помочь человеку и стоит у дверей души его и ждет пока Ему отворят (Отк. 3:20), то именно в воле человека остается принять или отвергнуть эту помощь. Иначе говоря, принять Таинство Крещения, соединиться с Богом, начать праведную жизнь и наследовать Царство Небесное или продолжать утопать в обольстительных похотях, соединиться с ними, вести грешную жизнь и наследовать мрачное царство ада.

По вопросу необходимости смерти Иисуса Христа для спасения мира В.Н. Лосский отмечает, что «не следует, действительно, представлять себе Бога ни конституционным монархом, подчиняющимся какой-то Его превосходящей справедливости, ни тираном, чья фантазия - закон вне всякого порядка и объективности. Справедливость не какая-то абстрактная превосходящая Бога реальность, а одно из выражений Его природы ... Для Сына дело не в том, чтобы чинить какой-то убогий суд, доставив бесконечное удовлетворение не менее бесконечной мстительности Отца ... Христос не чинит правосудия, но его являет; Он являет то, чего Бог ждет от творения - полноту человечности» (6:284,285).

При этом в деле спасения человека участвуют все Лица Пресвятой Троицы, ибо: Отец послал Сына Спасителем миру (1Ин. 4:14); Единородный Сын воплотился от Духа Святого и Марии Девы и соделался человеком (Символ веры) и грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды (1Петр. 2:22-24); Дух Святой очистил Деву, даровал Ей силу для принятия и рождения божества Слова (1:194), подает нам благодать для очищения, противления греху и спасения. По словам В.Н. Лосского: «Несомненно, Бо­жественное домостроительство принадлежит Божест­венной воле, воля же Пресвятой Троицы едина; несом­ненно также, что спасение мира есть единая воля Трех ... Но эта общая воля осуществляется каждым Лицом различно: Отец посылает, Сын прояв­ляет послушание, Дух сопровождает и содействует, бла­годаря Ему Сын входит в мир» (3: 262).

ЦИТИРУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Ливерий Воронов, док. богословия, проф. Догматическое богословие. Изд. 2-е. - Клин, Христианская жизнь, 2002.

2. Симеон (Гаврильчик), иер. О домостроительстве нашего спасения: Учение о человеческой природе Христа в творениях отцов православной Церкви // Святоотеческая христология и антропология: сб. ст. - Вып. 1. - Пермь: Панагия, 2002.

3. Аверкий, архиеп. Четвероевангелие: Рук-во к изучению Священного Писания Нового Завета. - М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский ин-т, 2000.

4. Свт. Григорий Богослов. Избранные слова. - М.: Православное братство св. ап. Иоанна Богослова, 2002.

5. Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. - М.: Ладья, 2000.

6. Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви // Догматическое богословие. - М.: СЭИ; Трибуна. Вып. 1. - 1991. - (Религиозно-философская серия).

7. Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Симфония по творениям свт. Тихона Задонского. - М.: Самшит-издат, 2003.

8. Лосский В.Н. Искупление и обожение. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.odinblago.ru/osnovnoe_bogoslovie/losskiy_v_iskuplenie_oboj, свободный.

 

______________________________

 

[1] По вопросу образа воплощения Сына Божьего Иеромонах Симеон Гаврильчик отмечает: «совершенно очевидно, что первозданный человек, у которого тело находилось в согласном подчинении душе, а душа - духу и все силы души были устремлены к Богу, не имел ни укоризненных страстей, ни безукоризненных ... после грехопадения природе человека уже присущи как укоризненные, так и безукоризненные страсти, страстное рождение» (2:112,114).

 

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

8. Ответ на 7., р.Б. Алексий:

Есть такое.

М.Яблоков / 15.05.2019

7. Ответ на 5., М.Яблоков:

Вряд ли... Сейчас богословие уже мало кого интересует. Раньше копья ломали в спорах о догматике, а сейчас оригенизм (неоплатонизм) всех уровнял. Вопросы догматики отходят на второй, а то и на третий план...

должны быть на первом и стать предметом на разового, а постоянного тщательного, тщательнейшего изучения. Догмат искупления - это камень, основа нашей веры. Им связывается воедино вся система догматов и без него все рушится и теряет смысл. Главное - правильное, православное его исповедывание. Это только на первый взгляд кажется, что здесь все просто и понятно . На самом деле если многим, считающим себя православными, начать задавать наводящие вопросы , начать объяснять все простым языком, то для человека все становится не таким однозначным и выясняется, что многие в вопросе об искуплении разделятся на иудеев и эллинов, для одних из которых Крест ( искупительная смерть Иисуса Христа) - соблазн ( для иудеев), для других, для эллинов- безумие, по факту, а не на словах. А некоторые и вовсе согласно кивая головой, все пропустят мимо ушей, так ничего и не поняв, думая что христианство это свод моральных правил, некое нравственное учение, некая религия нравственност и. Аналогичная ситуация и с вопросом покаяния, прощения грехов. А все потому что правая вера - это дар Божий, драгоценность, а не плод нашей интеллектуальной или волевой деятельности. Простой пример проверки на православность - посмотреть на отношение к личности нашего Государя Николая II.Как минимум проверится не формальное, а существенное понимание двух догматов - искупления и иконопочитания. Потому что, можно дословно выучить их формулировки, но по существу так их и не понять.

р.Б. Алексий / 15.05.2019

6. Re: Об искупительной жертве Иисуса Христа

Содержательная полемика между Михаилом Яблоковым и Сергеем Швецовым точно будет. И иные подтянутся. А мы будем с немым удивлением взирать на это душеполезное зрелище.

иерей Илья Мотыка / 15.05.2019

5. Ответ на 4., Мир_Вам:

Вряд ли... Сейчас богословие уже мало кого интересует. Раньше копья ломали в спорах о догматике, а сейчас оригенизм (неоплатонизм) всех уровнял. Вопросы догматики отходят на второй, а то и на третий план...

М.Яблоков / 15.05.2019

4. Ответ на 1., М.Яблоков:

«Темже совершенна Того Бога и совершенна Человека воистинну проповедающе, исповедуем Христа Бога нашего»(догматик 8 гласа).Человеческая природа Христа совершенна и полностью обожена от самого зачатия. Она и не существовала без совершенства и обожения. Поэтому в Себе самом Христос ничего не восстанавливал и не исцелял. Он не был ни больным, ни несовершенным. Обратное утверждение - ересь Феодора Мопсуетского. Естественные страсти никак не влияют ни на совершенство, ни на обожение, так как не только не греховны, но и восприняты добровольно.

Михаил, Ваше любимая тема.. )) Согласен с Вами. Сейчас начнутся словесные баталии... ))

Мир_Вам / 15.05.2019

3. Re: Об искупительной жертве Иисуса Христа

"...Вы меня уже замучили вашими вопросами, — ну задавайте! — Чем Вы, батюшка, спасаетесь? — Как чем? естественно, молитвами. — Погибнете, батюшка! — Добрыми делами. — Погибнете! — Смирением. — Погибнете! — Покаянием. — Погибнете! — Да что вы со мной спорите, я священник, а вы простой монах? — Простите, не я спорю с Вами, а Вы спорите с митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым). — Да от вас можно спастись только бегством! — И схватив шляпу, батюшка стрелой выскочил во двор. А оставшимся сидеть и со вниманием слушающим о. Георгий рассказал эпизод из жизни святителя Филарета Московского, названного «мудрым Филаретом». Увидев нравственный упадок не только в части народа, но даже в духовенстве, которое выходит слабым из духовных семинарий и академий, и желая несколько поднять уровень духовного облика священнослужителей, святитель Филарет решил самолично экзаменовать семинаристов на выпуске, то есть каждого в отдельности. Он экзаменовал их не по семинарской программе, по которой они обучались, но задавал им необычные, не знакомые для них вопросы, хотя ответы на них обнимали собою всю сущность христианства, и, конечно же, незнавший правильных ответов на них не мог быть истинным пастырем. Первым на экзамен вошел к Святителю полный, раскрасневшийся семинарист, богато одетый. Святитель обратился к нему с словами Апостола: «Пресвитерства желаете?» — Да, Владыко святый. — Доброго дела желаете, говорит Апостол. А готовились ли Вы к этому великому делу, к служению Богу? — Да, Владыко, готовились, изучали катехизис, литургику и прочее. — Ну, ответьте мне, пожалуйста, на вопрос: чем Вы спасаетесь? Монах, покачивая головой и улыбаясь Святителю, говорит: «Вашими святыми молитвами, Владыко!» — Что за комплименты говорите Вы мне, что я Вам, барышня? У Вас на брюхе шёлк, и в брюхе щёлк, и Вы моими молитвами спасаетесь? Погибнете! Следующий! Вошел прилично одетый, выхоленный семинарист. После тех же вступительных апостольских слов, Владыка спросил: Чем спасаешься? Он уже слышал неправильный ответ первого семинариста и поэтому ответил: Смирением! — А! перед Филаретом смиряешься, а как ты своих послушников по затылку щелкаешь? — и… добрыми делами. — Ах ты, фарисей, а много ли у тебя добрых дел? погибнешь! Следующий! Вошел третий семинарист, в бедной одежде и с бледным лицом. — А ты чем спасаешься? — Именем Господа нашего Иисуса Христа! — А! Откуда ты это взял? — У камня веры, Апостола Петра. — А где об этом сказано? — В Деяниях святых Апостолов, глава 4, стих 12. — А что там говорится? — «Несть бо иного имене под небесем, даннаго в человецех, о немже подобает спастися нам» (кроме имени Иисусова). — Объясните мне, я этого не понимаю… — То есть, я спасаюсь православной сердечной верой в Крестные Заслуги Господа нашего Иисуса Христа, выражаемые Именем «Иисус», и покаянием, восполняющим недостающие добрые дела, или добрыми делами, совершаемыми в духе покаяния…» — Молодец! пресвитером будешь, архимандритом будешь, — и, указав на первых двух семинаристов, сказал: — А вы идите на кухню ложки мыть! — И отправил их на это послушание доучиваться…" Если верующий не знает, не понимает или не принимает догмата искупления, он не знает, не понимает и не принимает христианства.

р.Б. Алексий / 14.05.2019

2. Re: Об искупительной жертве Иисуса Христа

Бедный, бедный Добровольский! Состарился уже в борьбе с церковным учением о Искуплении, но угомонится почти как двадцать лет всё никак не может, всё говорит и говорит - юридическая теория! :)

Лев Хоружник / 14.05.2019

1. Re: Об искупительной жертве Иисуса Христа

«Темже совершенна Того Бога и совершенна Человека воистинну проповедающе, исповедуем Христа Бога нашего» (догматик 8 гласа). Человеческая природа Христа совершенна и полностью обожена от самого зачатия. Она и не существовала без совершенства и обожения. Поэтому в Себе самом Христос ничего не восстанавливал и не исцелял. Он не был ни больным, ни несовершенным. Обратное утверждение - ересь Феодора Мопсуетского. Естественные страсти никак не влияют ни на совершенство, ни на обожение, так как не только не греховны, но и восприняты добровольно.

М.Яблоков / 14.05.2019