Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Риски компетентного подхода

Галина  Резапкина, Русская народная линия

Русская школа
Проблемы семьи и брака / 18.04.2019


Программа «Life skills» базируется на концепции технократического воспитания, основанной на исследовании поведения животных …

 

В статье рассматриваются истоки компетентностного подхода, опыт его использования, ограничения и возможности. По мнению автора, тренировка компетенций без воспитания ценностно-смысловой сферы детей и подростков создает новые угрозы и тормозит профессиональное и личностное развитие человека.

***

Поиски алгоритма, позволяющего решить проблему становления профессионала без особых усилий и затрат, идут более ста лет. Сегодня ставка делается на компетентностный подход. Пока ученые спорят о терминологии, а практики пытаются уловить содержательную разницу между компетенциями и профессионально важными качествами,  люди, не обремененные пониманием предмета обсуждения, охотно делятся своими представлениями о «компетенциях человека будущего». Так, по мнению одного из т.н. лидеров образования, «успешность и счастье гарантируют пять основных компетенций: конструирование, исследование, умение выходить в открытые Сети, проектирование и организационно-управленческая деятельность». [4]

«Восьмерки», «семерки», «пятерки», «четверки»  компетенций - откуда они взялись и как помогут остановить деградацию человеческих ресурсов в нашей стране?

В сферу подбора персонала термин «компетенции» пришли из американской доктрины «Системы проектирования военной подготовки» (1968). Близость понятий «компетенции», «навыки», «качества» находит отражение в их использовании: в вакансиях вместо разделов «профессиональные навыки» и «личные качества» все чаще встречаются hard skills и soft skills.

Hard skills (англ. «жесткие» навыки) - специфические компетенции, которые приобретаются в ходе профессионального обучения. Очевидно, что специальные, или профессиональные компетенции, должны базироваться на универсальных, или личностных компетенциях (soft skills - англ. «мягкие» навыки). Иногда их называют личными качествами, потому что они зависят от личностных особенностей человека. Развитие универсальных компетенций начинается в раннем возрасте и продолжается всю жизнь.

Американские школьники обучаются по программе воспитания «Life skills», цель которой - научить каждого ребенка просить о помощи и помогать самому, благодарить и отказывать, справляться с негативными эмоциями, заботиться и себе и других, уважать чужое мнение и отстаивать свое... Десятки полезных навыков, которые целенаправленно формируются на специальных занятиях и поддерживаются в семье! Подобные программы давно и успешно используются в европейских странах. Всемирная организация здравоохранения определяет life skills как способность человека к адаптации в обществе.

Идеи «Life skills» двадцать лет назад были творчески переработаны коллективом российских психологов под руководством С.В. Кривцовой, однако, по мнению авторов программы, отечественная школа пока не готова к массовому внедрению «Жизненных навыков». Несмотря на то, что сценарии занятий сопровождают подробные комментарии и методические рекомендации, авторы настаивают, что программу могут вести только психологи, прошедшие специальное обучение, и только в тех школах, где сложилась организационная культура, необходимая для реализации программы «Жизненные навыки».

Отсутствие квалификации и опыта не смущают людей, далеких от психологии образования. Запрос «развитие soft skills» выдает миллионы коммерческих предложений.

Свой список ключевых компетенций XXI века предлагает НИУ «Высшая школа экономики»: критическое мышление, креативность, коммуникации и кооперация. Школам готовят «стандартизированный инструмент измерения компетенций 4К, проекты уроков, направленных на развитие этих компетенций и инструменты внутриклассного учителя». [5]

Представим, что директора школ нашли часы на развитие компетенций, а специально обученные педагоги вопреки всем законам психологии за несколько занятий развили у ребенка 10-14 лет креативность, критичность, коммуникабельность и кооперацию.

Что стоит за этими красивыми словами?

Креативность как способность находить и применять нестандартные решения возможна только при совершенном освоении стандартных операций. Нет ничего опаснее креативного дилетанта или невежды. А вот по-настоящему креативный человек плохо адаптируется в социуме («творчество антиадаптивно!») [1], нередко испытывает трудности с «кооперацией» и не всегда готов работать в команде. Как будем его «лечить»?

Критичность - одна из граней мышления. Замечательное качество, обусловленное наследственностью, физиологией и воспитанием. Однако критичность плохо совмещается с другим важным качеством - гибкостью мышления. Что будем воспитывать и как?

Коммуникабельность - свойство, во многом обусловленное особенностями нервной системы. Большинство ученых, философов, людей искусства - интроверты. Для того, чтобы делать открытия и создавать произведения искусства, им необходимо держать свое сознание расчищенным от лишней информации и необязательных контактов. Их тоже будем лечить?

Кооперация (навыки взаимодействия) - одна из пяти сторон эмоционального интеллекта, которая приглянулась авторам концепции четырех ключевых компетенций больше, чем остальные. Полезное умение, которым блестяще пользуются мошенники. Ни одна ОПГ без навыков кооперации тоже долго не протянет, как и без эффективного лидера.

Тысячи   креативных, коммуникабельных, умеющих решать сложные задачи лидеров, талантливых химиков, программистов, перспективных врачей, юристов, сотрудников правоохранительных органов, чиновников отбывают тюремные сроки за организацию преступных сообществ, коррупцию, мошенничество и другие преступления.  И чем выше уровень развития их компетенций, тем они опаснее.

Развивать эти и другие компетенции необходимо, но недостаточно, потому что сами по себе личностные и специальные компетенции нейтральны, и только направленность личности, мотивы деятельности и жизненные ценности задают вектор их приложения.

Казалось бы, американские школьники, у которых с детства целенаправленно развивают необходимые компетенции, должны быть застрахованы от проблем социализации, проявлений агрессии, суицидальных наклонностей.  Но этого почему-то не происходит.

Недостаточную эффективность компетентностного подхода даже в условиях системного воспитания жизненных навыков можно объяснить тем, что программа «Life skills» базируется на психолого-педагогической концепции технократического воспитания, основанной на исследовании поведения животных и, по мнению ученых, не обеспечивающей ни личностного, ни интеллектуального развития человека.

При выборе приоритетов в вопросах воспитания лучше идти не от устаревших подходов, абстрактных схем и личных представлений о предмете, а от успешной практики, как Р. Сент-Джон, взявший более пятисот интервью у признанных профессионалов.

Вот что объединяет всех этих успешных и счастливых людей:

1. Любовь к своему делу.

2. Трудолюбие.

3. Концентрация.

4. Умение преодолевать себя.

5. Креативность.

6. Стремление к саморазвитию.

7. Умение служить людям.

8. Упорство. [2]

В список вошли качества, несводимые к набору компетенций, это - сплав генетически заложенных черт, мотивов и ценностей, семейного  воспитания,  опыта, социального климата.

Но задолго до исследований Сент-Джона И.С. Сергеев (ФИРО) в статье «Эффективность: феномен наступившего века. Размышления дилетанта» привел емкий перечень признаков эффективной личности:

1. Эффективна нравственная личность, которая работает, опираясь на множество идеальных мотивов, среди которых - любовь к труду, интерес к его процессу и результатам, потребность в профессиональном росте и личном саморазвитии, стремление к самореализации и самосовершенствованию, чувство долга, служение Родине.

2. Эффективна личность, способная к саморазвитию. Основа развития человека - его саморазвитие,  сущность образования - это самообразование. Ступень развития личности, на которой проявляется личная эффективность, принято называть компетентностью.

3. Эффективна самостоятельно мыслящая личность, т.е. автономная, критически настроенная по отношению к целям и ценностям социума. Самостоятельность в сочетании со здоровым скепсисом помогают держать сознание «расчищенным» (Э. Гуссерль) от штампов и стереотипов, тормозящих развитие. [3]

Простой предмет нельзя сделать, не имея хотя бы мысленного плана действий. Мы же дерзаем воспитывать человека. Поэтому надо, во-первых, осознать, какими мы хотим видеть своих учеников, различая инструментальные и сущностные понятия, во-вторых,  подобрать подходы и стратегии, адекватные поставленным целям, в-третьих, создать и/или найти технологии, которые способны приблизить нас к достижению этих целей. Затем годами взращивать поколение умных, добрых, честных, ответственных, трудолюбивых граждан своей страны, вкладывая ресурсы в образование, а не в подготовку амбициозных лидеров.

Перед ФИРО РАНХиГС стоит задача научно-методического обеспечения профессионального самоопределения школьников на основе выявления, поддержки и развития ценностно-смысловой сферы детей и подростков - без этого формирование любых компетенций не только бесполезно, но и опасно.

Галина Владимировна Резапкина, старший научный сотрудник Федерального института развития образования  

РАНХиГС (Москва)

УДК 37.01

 

Литература

1.   Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб, 2007.

2.   Сент-Джон Р. Большая восьмерка качеств. М., Манн, Иванов, Фарбер, 2016.

3.   Сергеев И.С. Эффективность: феномен наступившего века. Размышления дилетанта//Кадры образования, http://www.teacher-edu.ru/wmc/arts/1107265567

4.   Сетевой издание «Вести образования». Пять компетенций человека будущего. https://vogazeta.ru/articles/2018/11/6/quality/5121-pyat_kompetentsiy_cheloveka_buduschego

5.   4К: измерение критического мышления, креативности, коммуникации и кооперации. https://ioe.hse.ru/monitoring/4k

 


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 36

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

36. Даневский Саша : Ответ на 34., электрик:
2019-04-22 в 00:13

Собственно говоря добавить к сказанному нечего,разве что указать- программы ЮНЕСКО,близкие или схожие по духу концепции "жизненных навыков" преследуют целью отвлечь человека от реальных проблем реального мира,воспитав из него законченного эгоиста,занятого исключительно самим собойАбсолютно точно.



Марципан это орех тертый с сахаром.
35. СТРОИТЕЛЬ : Писарь
2019-04-21 в 22:52

Да не то все! Привыкли к марцепанам. Надо легендарную серафимову траву есть, которой Серафим Саровский питался. А ее сколько хочешь и денег не надо!
34. электрик : Ответ на 33., Писарь:
2019-04-21 в 22:07

Собственно говоря добавить к сказанному нечего,разве что указать- программы ЮНЕСКО,близкие или схожие по духу концепции "жизненных навыков" преследуют целью отвлечь человека от реальных проблем реального мира,воспитав из него законченного эгоиста,занятого исключительно самим собой



Абсолютно точно.
33. Писарь : "Философия жизни" (Шопенгауэр) или как из человека воспитать скотину."
2019-04-21 в 21:01

Собственно говоря добавить к сказанному нечего,разве что указать- программы ЮНЕСКО,близкие или схожие по духу концепции "жизненных навыков" преследуют целью отвлечь человека от реальных проблем реального мира,воспитав из него законченного эгоиста,занятого исключительно самим собой.

"Бубен третьего мира".

"Век живи-век учись,дураком помрешь".
Надпись на входе в "университет третьего возраста".
32. электрик : Ответ на 31., СТРОИТЕЛЬ:
2019-04-21 в 18:52

По марксистско-ленинской филисофии после капиталистического строя наступает социалистический, а потом коммунистический строй. У нас в школе в советское время такие плакаты висели Только после социалистического строя опять настал капиталистический, теперь уже такая свистопляска пошла, что не поймешь когда какой строй должен быть@



Тебе понимать и не надо.
31. СТРОИТЕЛЬ : электрик
2019-04-21 в 15:26

По марксистско-ленинской филисофии после капиталистического строя наступает социалистический, а потом коммунистический строй. У нас в школе в советское время такие плакаты висели
Только после социалистического строя опять настал капиталистический, теперь уже такая свистопляска пошла, что не поймешь когда какой строй должен быть@
30. электрик : Ответ на 13., СТРОИТЕЛЬ:
2019-04-21 в 13:06

Советская система - полный бред. Одни фантазии. В реальности малограмотные руководители душили всякую инициативу. Так и не смогли наладить выпуск качественных промышленных товаров. Мечта каждого советского человека в СССР купить себе джинсы и японский магнитофон. Советская поомышленность не смогла освоит даже выпуск качественных штанов, про бытовую техники смешно даже говорить. Все советские заводы закрылись, как только начали завозить качественные товары с Запада. Продукция советских предприятий была не нужна даже самим советским людям!



Ты это рассказывай своим детям почаще - и будут они первыми революционерами,вот получишь тогда.
Как же вы,бараны,долбоклюи не поймете,что,будучи сами лишены рассудка,лишаете детей своих. Тебя не могила исправит а то,что ей будет предшествовать,но будет поздно уже. И это твой выбор.
29. Сергей Абачиев : Ответ на 28., СТРОИТЕЛЬ:
2019-04-20 в 22:52

Вы ученый-эволюционист, вот обьясните, пожалуйста, где в вашей теории СПМ - существа Потустороннего Мира? Те самые бесы, которых ГОСПОДЬ изгнал из 2 одержимых. СПАСИТЕЛЬ переселил их в свиней и животные утопились в море.



Они в тварном ДУХОВНОМ мире, который был сотворён раньше сотворения мира МАТЕРИАЛЬНОГО. А наука, даже эволюционная, изучает только материальный мир. См. на РНЛ мою статью "Сказание о том, как Ильич "научный атеизм" зарезал".
28. СТРОИТЕЛЬ : Сергей Абачиев
2019-04-20 в 21:33

Вы ученый-эволюционист, вот обьясните, пожалуйста, где в вашей теории СПМ - существа Потустороннего Мира? Те самые бесы, которых ГОСПОДЬ изгнал из 2 одержимых. СПАСИТЕЛЬ переселил их в свиней и животные утопились в море.
27. Сергей Абачиев : Ответ на 25., СТРОИТЕЛЬ:
2019-04-20 в 20:19

Все это надо привязать к Теории православной эволюции и создать Общую теорию Единого Поля как у Энштейна!



Вы ёрничаете. Издеваетесь как над православием, так и над эволюционизмом современного естествознания. Потому что мало что понимаете в первом и решительно ничего - во втором.
26. Сергей Абачиев : Ответ на 24., Даневский Саша:
2019-04-20 в 19:14

Но Вы не доказали, что присутствующие не родились бы, если бы не было Сталина. Значит, если бы в детстве он умер от дифтерита или кори, то сейчас бы вообще никого не было?



Здесь православный сайт и, в основном, православные авторы и комментаторы. С христианским мировоззрением. С пониманием того, что каждую человеческую личность ведёт по жизни Небесный Отец. И под псевдонимом "Случайность" выступает Его Промысел. А уж тем более - по отношению к личностям, которым на Предвечном Совете определена всемирно-историческая роль. И с пониманием того, что физическая смерть человека при бессмертии его души также Им определяется. Естественная по Его воле, а насильственная - по Его промыслительному попущению. Исключение - только душепагубное сознательное человеческое самоубийство.
25. СТРОИТЕЛЬ : Сергей Абачиев
2019-04-20 в 18:37

Все это надо привязать к Теории православной эволюции и создать Общую теорию Единого Поля как у Энштейна!
24. Даневский Саша : Ответ на 21., Сергей Абачиев:
2019-04-20 в 17:35

Но Вы не доказали, что присутствующие не родились бы, если бы не было Сталина. Значит, если бы в детстве он умер от дифтерита или кори, то сейчас бы вообще никого не было?
23. Сергей Абачиев : Ответ на 20., СТРОИТЕЛЬ:
2019-04-20 в 17:09

В центре Санкт- Петербурга на Невском проспекте стоит памятник Матушке Государыне Императрийцы Екатерине Великой. Он пережил революцию и Гражданскую войну! А где памятники Сталину - их все снесли его современники- советские люди. Никто никогда не называл Царство Матушки Государыни Екатерины Великой Империей Зла. Так во всем мире называли СССР Сталина. И есть за что! Миллионы людей репрессированы и десятков миллионов людей жестоко исковеркана вся жизнь! И кто сказал что монархия не могла победить национал- социалистов Гитлера. Британская монархия прекрасно с этим справилась. Православная эволюция закончилась, начался Великий Сталин. Да, уж !!!!



Сие всё интеллигентские сантименты! А реальная жизнь общества - это Вам не "оперетка". Она всегда чревата трагедиями народов и, соответственно, трагедиями людей. На войне как на войне! А у нас в стране после клятвопреступного предательства Божиего Помазанника - сплошная то "горячая", то "холодная" (в частности, идеологическая) гражданская война. В своей основе - между космополитичными западниками и государственниками-державниками. Исходно это понимайте - и примиритесь со Сталиным и вообще с советской эпохой, которая спасла Державу от необратимой гибели ещё в 1917 году. У меня на РНЛ на эту тему статья почти 4-летней давности "Слово о Верховном Главнокомандующем".
22. Коротков А. В. : Ответ на 20., СТРОИТЕЛЬ:
2019-04-20 в 16:53

Британская монархия прекрасно с этим справилась.


Скрип-скрип.
21. Сергей Абачиев : Ответ на 19., Даневский Саша:
2019-04-20 в 15:42

Вы смеетесь над этой женщиной, а у Вас логика лучше? Ну, раз Вы такой так в себе уверены, докажите, что мы все не родились на свет, не будь Сталина.



Мой смех, как говаривали в старину, "со слезой во взоре"! Во-первых, свершившаяся история "не знает сослагательного наклонения и дана в единственном экземпляре". Во-вторых, логикой такие вещи не доказываются. А доказываются историческими фактами. Планы Гитлера относительно побеждённого Советского Союза общеизвестны. Как-то неудобно Вам о них и напоминать. Вопрос только в том, как делили бы между Германией, США, Западной Европой и Японией "продукты распада" СССР.

Экономический и военный потенциал СССР во Второй мировой войне составлял 15% от такового этой антисоветской коалиции. Дипломатия Сталина и его спецслужбы в этих странах сделали подлинное чудо, предотвратив войну СССР на два фронта - с Германией и Японией. Превратив потенциальных противников Англию и США во временных союзников против Гитлера. Перенацелив пактом Молотова - Риббентропа Гитлера с СССР на Западную Европу. (В ответ на их нацеливание его на СССР Мюнхенским сговором 1938 года.) Перенацелив милитаристскую Японию с советского Дальнего Востока на Китай. И до поры под секретом то, что и Пёрл Харбор мог быть успешной операцией по перенацеливанию милитаристской Японии с СССР на США. "Сталинский цинизм"? А в таких делах интеллигентские слезливо-сопливые морализаторства - самое последнее дело! На войне, как на войне! А любая война от века - дело "грязное" и человекоубийственное. И Сталин таким образом решал вопрос, быть или не быть СССР в неотвратимой Великой войне, которую ему навязывают.

Элементарный вопрос: почему это в 1938 году Англия, Франция и Польша в Мюнхене имели право нацелить Гитлера на СССР, а СССР не имел право в ответ на пару спасительных для Державы лет отослать его нацеленность "обратной почтой"? Насчёт того, что по условиям пакта Молотова - Риббентропа СССР до 22.06.1941 снабжал Гитлеровскую Германию продовольствием и сырьём. Бесстыжие русофобы-антисоветчики выпячивают только эту "сторону медали". А об обратной умалчивают: в ответ из Германии в СССР шло передовое оборудование и передовые технологии для военно-промышленного комплекса СССР.

Вот всем и "позорище сговора Сталина с Гитлером"! Это однобокое представление последствий московского договора от 23.08.1939 на круглых идиотов рассчитано! Коих наплодили в нынешней Европе и коих полно в нынешней России, не говоря уж о нынешней Украине-Бандерландии. Европу надо послать туда, название чего хорошо рифмуется со словом "Европа", за позорнейшую, кощунственную резолюцию парламента ЕС от 2009 года. О том, что из-за "сговора Сталина с Гитлером" СССР на равных с Германией ответственен за развязывание Второй мировой войны, только вот Германия за это давно перед всем миром покаялась, а Россия со сих пор и не собирается.
20. СТРОИТЕЛЬ : Сергей Абачиев
2019-04-20 в 15:21

В центре Санкт- Петербурга на Невском проспекте стоит памятник Матушке Государыне Императрийцы Екатерине Великой. Он пережил революцию и Гражданскую войну! А где памятники Сталину - их все снесли его современники- советские люди. Никто никогда не называл Царство Матушки Государыни Екатерины Великой Империей Зла. Так во всем мире называли СССР Сталина. И есть за что! Миллионы людей репрессированы и десятков миллионов людей жестоко исковеркана вся жизнь! И кто сказал что монархия не могла победить национал- социалистов Гитлера. Британская монархия прекрасно с этим справилась. Православная эволюция закончилась, начался Великий Сталин. Да, уж !!!!
19. Даневский Саша : Ответ на 18., Сергей Абачиев:
2019-04-20 в 13:36

Сталин великий? Матушка Государыня Екатерина Великая - в Германии ее Пантеон. А Сталину какой пантеон - бараки, ГУЛАГи, колючая проволока, зеки.Сталину главный памятник – Советский Союз, не уничтоженный Великой Отечественной войной. Благодаря чему мы вообще родились на свет Божий. Вы довольны тем, что родились на свет? На днях на комментаторской ветке «Эха Москвы» от одной немолодой дамочки получил такую «отповедь». Мол, вы сочувствуете Сталину, потому что Ваша родня не познала, что такое его репрессии. А у меня дед был репрессирован. Замечательный был человек, которого я так и не узнала «благодаря» Вашему кумиру-вурдалаку. Аргумент – хоть стой, хоть падай! Во-первых, я тоже не узнал своего замечательного деда по маминой линии, потому что он как эсэр по своим политическим убеждениям был репрессирован в 30-х годах. (А дед по отцовской линии умер от тифа в 1920 году в возрасте 40 лет.) А во-вторых, логика у этой дамочки 1:1 такая же: «У меня был мной обожаемый дедушка, но когда мне было 12 лет, он погиб, попав по электричку. Моё проклятье всем этим железным дорогам! Чтоб им по десятку крушений в день!» Нормальненько?!




Вы смеетесь над этой женщиной, а у Вас логика лучше? Ну, раз Вы такой так в себе уверены, докажите, что мы все не родились на свет, не будь Сталина.
18. Сергей Абачиев : Ответ на 17., СТРОИТЕЛЬ:
2019-04-20 в 10:23

Сталин великий? Матушка Государыня Екатерина Великая - в Германии ее Пантеон. А Сталину какой пантеон - бараки, ГУЛАГи, колючая проволока, зеки.



Сталину главный памятник – Советский Союз, не уничтоженный Великой Отечественной войной. Благодаря чему мы вообще родились на свет Божий. Вы довольны тем, что родились на свет?

На днях на комментаторской ветке «Эха Москвы» от одной немолодой дамочки получил такую «отповедь». Мол, вы сочувствуете Сталину, потому что Ваша родня не познала, что такое его репрессии. А у меня дед был репрессирован. Замечательный был человек, которого я так и не узнала «благодаря» Вашему кумиру-вурдалаку. Аргумент – хоть стой, хоть падай! Во-первых, я тоже не узнал своего замечательного деда по маминой линии, потому что он как эсэр по своим политическим убеждениям был репрессирован в 30-х годах. (А дед по отцовской линии умер от тифа в 1920 году в возрасте 40 лет.) А во-вторых, логика у этой дамочки 1:1 такая же: «У меня был мной обожаемый дедушка, но когда мне было 12 лет, он погиб, попав по электричку. Моё проклятье всем этим железным дорогам! Чтоб им по десятку крушений в день!» Нормальненько?!
17. СТРОИТЕЛЬ : Сергей Абачиев
2019-04-19 в 21:10

Сталин великий? Матушка Государыня Екатерина Великая - в Германии ее Пантеон. А Сталину какой пантеон - бараки, ГУЛАГи, колючая проволока, зеки.
16. Юрий С. : Re: Риски компетентного подхода
2019-04-19 в 10:31

Уважаемая, Галина Владимировна!
Пусть Вас не пугает(смущает) простота моего вопроса. Мне важно понять современных специалистов от образования. Итак, вопрос - Что есть образование?
Если решите не отвечать, то для меня Ваше молчание тоже будет ответом.Спасибо.
15. Сергей Абачиев : Ответ на 13., СТРОИТЕЛЬ:
2019-04-19 в 10:25

Великий И. В. Сталин прекрасно видел и понимал, что ИМ СФОРМИРОВАННАЯ державно ориентированная партократия пригодна для управления экономикой в сугубо мобилизационных условиях подготовки к ВОВ, военного времени и первичного послевоенного восстановления народного хозяйства. (Оппозиционно-троцкистская же часть ВКП(б) и основная часть «ленинской гвардии» были нацелены на мифическую мировую ком. революцию и Державу погубили бы в два счёта в случае победа над Сталиным в 30-х годах.) И видел, как эта партократия матереет и превращается в привилегированную касту с притязаниями на «вечное» управление экономикой. Понимал, что в таком качестве она буржуазно переродится и в конечном итоге захочет стать отечественной буржуазией «безо всяких там идеологических и партийных условностей». И в перспективу смотрел далеко. И оказался на сто процентов прав в своём утверждении, что после ВОВ классовая борьба в СССР будет обостряться. Имел в виду именно партократию как «новый класс», впервые исследованный югославским коммунистом М. Джиласом в 1948 году. И ещё во время войны предложил ВКП(б) в период послевоенной относительной стабильности уйти из сферы управления экономикой, переключившись на идеологическую работу и подбор кадров. (Он и А. А. Жданов прекрасно понимали также идеологическую составляющую будущей «холодной войны» во всеоружии технических средств радиовещания и новоявленного телевидения.) Но понимания не нашёл у своих же соратников по Политбюро.

А послевоенный Сталин был уже в «глухой обороне» перед матереющей партократией. Во всё бо́льшей идейной изоляции. В роли «свадебного генерала» в несравненно большей степени, нежели в роли «Хозяина». (Каковым он ПО ФАКТУ не был никогда.) С основательно подорванным перегрузками военного времени здоровьем. (Все их тяготы принял на себя уже в 62-летнем возрасте.) Прекрасно понимая, что преемники его власти первым делом очернят его. («Я знаю, что после моей смерти на мою могилу нанесут кучу мусора, но ветер истории развеет её всю без остатка.») Великого страгетического ума был человек, но не всесильным ни на одном отрезке своей верховной власти с 1929 года до 1953-го.

Вот из такого адекватного понимания послевоенной советской эпохи надо исходить, чтобы понять суть перерождения послевоенного СССР с финалом в 1991 году. А то, что к 1985 году СССР подчистую проиграл Западу по производству «ширпотреба», уже было следствием того, что партократия утопила советскую экономику «развитого социализма» в бюрократическом маразме и начётничестве. «Под фанфары» по-ломовому лживых, тошнотворных восхвалений «гармоничного советского общества». А что касается добротности продукции гражданских секторов советской экономики Сталинской эпохи, то тут можно приводить и приводить конкретные примеры. Типовые проекты массового жилого строительства по-сталински были такими, что теперь эти дома считаются элитными. Как на Ленинском проспекте в Москве. Холодильники ЗИС кое-где работают по сей день. Народным автомобилям «Москвич-401» и «Победа» тоже сносу не было. Сталинский план реконструкции Москвы предполагал будущую «автомобилизацию» граждан и предусматривал резервные площади для парковки автомобилей. («Благополучно» застроенные впоследствии, а уж тем более – в 90-х года.) Ежегодные снижения цен на продукты питания были экономически обоснованы. Если бы Хрущёв не «подстрелил на взлёте» грандиозный Сталинский план водоохранного и водонакопительного преобразования природы степной зоны Европейской части СССР, то к 1960-му году могли бы иметь бесплатные хлебопродукты. И т. п.
14. Советский недобиток : Ответ на 13., СТРОИТЕЛЬ:
2019-04-19 в 09:22

Советская поомышленность не смогла освоит даже выпуск качественных штанов...


Настоятельно рекомендую -
https://clck.ru/FgNLi
Сам ношу и другим советую. У Вас какие объемы?
13. СТРОИТЕЛЬ : электрик
2019-04-19 в 01:38

Советская система - полный бред. Одни фантазии. В реальности малограмотные руководители душили всякую инициативу. Так и не смогли наладить выпуск качественных промышленных товаров. Мечта каждого советского человека в СССР купить себе джинсы и японский магнитофон. Советская поомышленность не смогла освоит даже выпуск качественных штанов, про бытовую техники смешно даже говорить. Все советские заводы закрылись, как только начали завозить качественные товары с Запада. Продукция советских предприятий была не нужна даже самим советским людям!
12. электрик : Re: Риски компетентного подхода
2019-04-18 в 23:11

Сказано ли главное?
Идеология государства - идеология образования,плюс воспитание.Основа - советская система - человек-творец,созидатель(в т.ч. и собственного счатья).Остальное - надстройка в соответствии с современной реальностью,грубо говоря.
11. Сергей Абачиев : Ответ на 10., Даневский Саша:
2019-04-18 в 22:41

Вы в состоянии понять простое предложение?



Да в состоянии даже писать статьи, монографии и учебники!
10. Даневский Саша : Ответ на 5., Сергей Абачиев:
2019-04-18 в 20:34

Вообще это давным -давно сформулировано еще первыми христианами "молись-трудись". Заем лишние слова?Остановка только "за сАмой малостью" - за изобретением машины времени и возвращением на оной в эпоху первых христиан. Кстати, Саша, а Вы при этом готовы пойти на те мучения, которыми христиан в течение трёх веков подвергали их гонители? Так, может быть, всё же не стОит "крутить назад"?




Вы в состоянии понять простое предложение?
9. Сергей Абачиев : Ответ на 8., Коротков А. В.:
2019-04-18 в 19:10

Будущим математикам это тоже куда как полезно. Чтобы не получались из них космополитичные компьютеры в человеческом обличии.Заимствовать чужую и чуждую практику, чтобы не стать космополитами? Браво, "Логик-методолог"! В десятку!



Началось!
8. Коротков А. В. : Ответ на 6., Сергей Абачиев:
2019-04-18 в 18:56

Будущим математикам это тоже куда как полезно. Чтобы не получались из них космополитичные компьютеры в человеческом обличии.


Заимствовать чужую и чуждую практику, чтобы не стать космополитами? Браво, "Логик-методолог"! В десятку!
7. Коротков А. В. : Ответ на 4., Сергей Абачиев:
2019-04-18 в 18:51

Статья профессионала, у которого местным комментаторам надо учиться, а не его поучать!


Вы, я вижу, и заголовки стали пописывать.

Если это в мой огород, то заголовок дебильный, поскольку я не "комментатор", а профессионал.
6. Сергей Абачиев : Ответ на 3., Коротков А. В.:
2019-04-18 в 17:40

И чем дольше будет не готова, тем лучше.



Будущим математикам это тоже куда как полезно. Чтобы не получались из них космополитичные компьютеры в человеческом обличии.
5. Сергей Абачиев : Ответ на 2., Даневский Саша:
2019-04-18 в 17:38

Вообще это давным -давно сформулировано еще первыми христианами "молись-трудись". Заем лишние слова?



Остановка только "за сАмой малостью" - за изобретением машины времени и возвращением на оной в эпоху первых христиан. Кстати, Саша, а Вы при этом готовы пойти на те мучения, которыми христиан в течение трёх веков подвергали их гонители? Так, может быть, всё же не стОит "крутить назад"?
4. Сергей Абачиев : Статья профессионала, у которого местным комментаторам надо учиться, а не его поучать!
2019-04-18 в 17:35

Так, по мнению одного из т.н. лидеров образования, «успешность и счастье гарантируют пять основных компетенций: конструирование, исследование, умение выходить в открытые Сети, проектирование и организационно-управленческая деятельность». [4]



Из этой «пятерицы» четырём позициям соответствует, например, квалификация д-ра Геббельса как гения в своём чёрном деле. И ему хватило радиовещания и телевидения в «младенческом» состоянии для «выхода в широкие народные массы». И спаси нас, Господи, от нового такого вот гения зла в эпоху соцсетей! Полным набором этих компетентностных доблестей обладал Э. Тэллер – отец американской водородной бомбы и отменно людоедский нейтронной бомбы. Своей апологией «горячей» ядерной войны он шокировал даже генералитет Пентагона. А отец советской водородной бомбы и, по совместительству, – один из идейных отцов отечественной демократии и возрождения гуманизма – академик А. Д. Сахаров тоже привёл в шок советский генералитет. Когда предложил свой проект инициирования подводными ядерными взрывами «резонансных» суперволн цунами, способных при минимальных затратах смыть всё живое на побережье США.

Нет страшнее чудовища, чем человек научно и инженерно компетентный, но без должных моральных «тормозов». А такие моральные установки формируются не ОБРАЗОВАНИЕМ, а ВОСПИТАНИЕМ В ХОДЕ ОБРАЗОВАНИЯ. От последнего наше народное образование стараниями его постсоветских «реформаторов» капитально «разгружено». Между тем, ещё в 19-м веке учёных невозможно было бы склонить к разработке таких людоедских проектов ни высоким социальным статусом, ни угрозами пыток. А со второй половины века 20-го целые коллективы учёных со всеми их профкомпетенциями и с их образоцовой профессиональной этикой сильные мира сего скупают со всеми потрохами. И в секретных лабораториях теперь каких только «чертей с рогами» эти морально уродливые профессионалы не разрабатывают! Вплоть до биологического оружия массового уничтожения людей по этническим признакам.

В сферу подбора персонала термин «компетенции» пришли из американской доктрины «Системы проектирования военной подготовки» (1968). Близость понятий «компетенции», «навыки», «качества» находит отражение в их использовании: в вакансиях вместо разделов «профессиональные навыки» и «личные качества» все чаще встречаются hard skills и soft skills.



Всё это уместно только для армии. Вместе с тем, от века известно, что без высокого морального духа и до зубов вооружённая армия обречена на поражения. И уж где-где, а в подготовке военных-то кадров воспитание высокой морали – дело первостепенной важности. Так или иначе осуществлявшееся столько веков, сколько существуют армии. Нечто совершенно идиотское – готовить современные профкомпетентные кадры для армии, «разгрузив» военные учебные заведения от систематической воспитательной работы. А в формировании кадров для гражданских областей, оказывается, можно! Вот и получила Россия главную идеологическую пятую колонну в лице своей по-своему уникальной в этом смысле интеллигенции. Которая только в 20-х веке дважды «показала себя». В подспудной подготовке окаянной февральской революции 1917 года, с которой «всё и началось». А потом – в подспудной подготовке национальной катастрофы 1991 года.

Отсутствие квалификации и опыта не смущают людей, далеких от психологии образования. Запрос «развитие soft skills» выдает миллионы коммерческих предложений.



Увы, это всё по-нашенски, «по-россейски»! Первыми продуктивные идеи с Запада «внедряют» у нас непрофессионалы и дилетанты. И в своих первородных отечественных формах эти «внедрения» крайне вульгарны. Как ЕГЭ в первые годы внедрения у нас. А пока действительные профессионалы стали более или менее приводить ЕГЭ в здравые формы, сколько сотен тысяч школьников было «интеллектуально стерилизовано» вульгарной «тестиловкой»! Увы, профессионализм в России никогда не ценился адекватно – так, как на Западе. (См. по этому поводу в знаменитой лекции И. П. Павлова «Об уме вообще и о русском уме, в частности».) Нечто подобное Великой Отечественной войне, в которой РККА стала всестатейно квалифицированной армией-победительницей, пройдя через катастрофические поражения в начале войны.

Недостаточную эффективность компетентностного подхода даже в условиях системного воспитания жизненных навыков можно объяснить тем, что программа «Life skills» базируется на психолого-педагогической концепции технократического воспитания, основанной на исследовании поведения животных и, по мнению ученых, не обеспечивающей ни личностного, ни интеллектуального развития человека.



В целом, это – расплата Запада за дарвинизм, из которого там сделали самую натуральную ИДЕОЛОГИЮ. Социал-дарвинизм по большому счёту – это прежде всего концепции, оскотинивающие человека. Расизм – «оттуда». Как и фрейдизм, для которого вся психика человека сводится к вытесненным в подсознание дремучим сексуальным комплексам. И треклятая «сексуальная революция» «оттуда». Как специалист уверенно констатирую, что «оттуда» и эволюционная теория познания в той версии, в которой она популярна на Западе. С марксистской у неё общее только название. Марксистская исходит из общественно-исторической сущности человеческой личности, а западная ищет законы познания в мышлении животных как предков человека.

Галина Владимировна, спасибо за эту статью! Не знаю, знакомы ли Вы с лекцией И. П. Павлова «Об уме вообще и о русском уме, в частности». Она тоже в этом проблематике многое расставляет по своим местам. И ещё раз прошу Вас не очень-то расстраиваться из-за некоторых местных комментаторов. Демонстрирующих как раз свой агрессивный непрофессионализм и понятия не имеющих о том, что такое профессионализм настоящий. Много бед в России именно из-за таких, когда они обретают властные полномочия.
3. Коротков А. В. : Re: Риски компетентного подхода
2019-04-18 в 14:56

Идеи «Life skills» двадцать лет назад были творчески переработаны коллективом российских психологов под руководством С.В. Кривцовой, однако, по мнению авторов программы, отечественная школа пока не готова к массовому внедрению «Жизненных навыков».


И чем дольше будет не готова, тем лучше.
2. Даневский Саша : Re: Риски компетентного подхода
2019-04-18 в 14:13

Вообще это давным -давно сформулировано еще первыми христианами "молись-трудись". Заем лишние слова?
1. Сергей Абачиев : ГОРДЕЛИВОМУ ХАМСТВУ - БОЙ!
2019-04-18 в 12:15

Уважаемая Галина Владимировна! Не обижайтесь на иных здешних хамоватых комментаторов, которые профессионализм своих оппонентов ни в грош не ставят. Для них главное - широковещательно "самовыразиться" по части "обвинений и разоблачений". Ставьте их здесь на место и "не выходИте из игры" на комментаторских ветках по поводу Ваших статей. Ведь эти ветки для того и есть, чтобы коллективно обсуждать, "шлифовать и полировать" концепции авторов статей не на оперативные политические злобы дня.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме