Забытые могилы предков

О беспамятстве

 

  «Беспамятный - это, прежде всего, человек неблагодарный, безответственный, а следовательно, и не способный на добрые, бескорыстные поступки».

В недавней статье об истории Рождество-Богородицкой старообрядческой церкви г. Новозыбкова была затронута тема нашего отношения к памяти предков. Судя по комментариям, вопрос этот вызвал живой интерес у читателей. Это естественно и объяснимо, поскольку тема эта касается каждого из нас. Ведь мы смертны. Сегодня живы, а завтра? Моя покойная бабушка говорила: «Все мы там будем, да не в одно время» (имея в виду Град Небесный).

 На данном изображении может находиться: дерево и на улице

Интересуясь историей Новозыбкова, я открывал для себя имена тех, кто успешно строил и развивал наш город на рубеже XIX-XX веков, узнавал отдельные сведения из их биографий. Меня всегда волновало - что стало с этими передовыми людьми, которые жили, творили во благо и для народа, являлись созидателями, а не разрушителями? Каким образом сложились их судьбы после революционных и трагических событий 1917 г.?

Имею в виду неоднократно упоминаемых в своих публикациях купцов и промышленников Волковых, Шведовых, Петуховых, Абросимовых, Шишкиных, Кублицких. Наконец, князя Долгорукова Н.Д.

В 2008-2009 гг. мне пришлось посетить все городские кладбища Новозыбкова, а также одно из кладбищ Злынки по ул. К. Маркса и села Шеломы, в поисках мест захоронения и времени жизни представителей названных фамилий. Исследовать многие архивные документы. В результате проделанной работы удалось установить частично даты жизни лишь двоих из них - купца I гильдии Шведова Ивана Львовича (умер 30 декабря 1889 г.) и его сына Шведова Михаила Ивановича. Известны даты жизни, обстоятельства смерти и место упокоения князя Долгорукова Н.Д. (4 февраля 1858 г. - 8 мая 1899 г., умер в результате заболевания тифом, похоронен рядом с храмом Трех Святителей Великих в родовом имении Волынщина-Полуэктово Рузского района Московской области).  

Могил других перечисленных мною лиц на кладбищах не оказалось. Обстоятельства их смерти до сих пор остаются неизвестными.

 На данном изображении может находиться: дерево, растение, небо и на улице

Мы знаем, что революция, последовавшая за ней гражданская война, а затем еще и коллективизация затронули в нашей стране все классы и сословия. Принадлежность к дворянству, купечеству, казачеству либо духовенству означала для человека в те годы в лучшем случае лишение элементарных гражданских прав и принудительное изъятие имущества. В большинстве своем люди подвергались осуждению без должного судопроизводства и доказывания. И в конечном итоге несчастные приговаривались к заключению в тюрьмы на длительные сроки и ссылкам в лагеря, а зачастую и вовсе массово уничтожались. 

Не буду описывать весь тот ужас и хаос, в котором оказалась Россия после событий 1917 г. Об этом сегодня издано много книг и проведено немало научных исследований, снят не один документальный и художественный фильм. Хочется сказать о другом.

Ввергнутое в пучину страстей общество, в условиях невиданной жестокости отбросило в сторону все нормальные принципы организации человеческого бытия, нормы права и морали. Для уничтожения «старого мира» в ход было пущено все. Всякая религия (и в первую очередь православная церковь) оказалась вне закона и признана новой властью опиумом для народа. Во многих регионах страны разразился голод. Зафиксирован рост инфекционных и других заболеваний. Смертность населения в разы превысила рождаемость.   

Пребывая в состоянии безумия, на общей волне вседозволенности, многие принялись со всей своей яростью и ненавистью уничтожать и разрушать старинные храмы с их святынями и древние монастыри, усадьбы, дворцы и парковые ансамбли, замечательные памятники архитектуры и монументального искусства, уникальные образцы деревянного зодчества, наконец, отдельные захоронения и целые кладбища.

Не исключением оказался и Новозыбков. Об исчезнувших в разные годы городских храмах и других исторических постройках достаточно подробно и справедливо написано постоянными авторами сайта Новозыбков.Ru Поповым К.Ф. и Дмитроченко А.П.

Продолжая затронутые в их публикациях вопросы, хотелось несколько слов сказать о могилах наших предков и нашем отношении к ним.

Всего мной обнаружено 102 захоронения царских времен, включая могилы князя Долгорукова Н.Д. и его дочери младенца Елены в усадьбе Волынщина-Полуэктово Рузского района Московской области. И это при том, что число жителей в Новозыбковском уезде (без пос. Климово) к 1 января 1896 г. составляло более 165 тыс. человек (из них: дворяне - 1096, духовенство - 890, почетные граждане и купцы - 1138, мещане - 14923, военнослужащие - 3035, крестьяне - 144803) - согласно Календарю-справочнику «Весь Новозыбков на 1914 г.».       

 На данном изображении может находиться: мост, растение, дерево и на улице

Практически все сохранившиеся надгробия и памятники пребывают в заброшенном состоянии и требуют реставрации. Многие полностью разрушены. Исключение лишь составляют могилы, расположенные на территории Чудо-Михайловской церкви. Здесь виден должный уход со стороны настоятеля и общины храма, за что этим людям низкий поклон.

А в целом же общее впечатление от увиденного печальное и гнетущее.        

Почему так происходит? Чем обусловлено такое крайне негативное явление - отсутствие у человека памяти смертной?

На эту тему много размышлял и писал академик Лихачев Д.С. Отвечая на поставленный вопрос, он говорит о воспитании и «круге нравственной оседлости». В это понятие Лихачев Д.С. вкладывает привязанность к своей семье, своему дому, селу, городу, стране. Вот что он пишет по этому поводу в своих «Письмах о добром и прекрасном»:

«Привязанность к семье и дому создается не нарочно, не лекциями и наставлениями, а прежде всего той атмосферой, которая царит в семье. Если в семье есть общие интересы, общие развлечения, общий отдых, то и это очень много. Ну а если дома изредка рассматривают семейные альбомы, ухаживают за могилами родных, рассказывают о том, как жили их прабабушки и прадедушки, - то это вдвойне много.

...Круг нравственной оседлости очень широк.

На одном я бы хотел остановиться особенно: на нашем отношении к могилам и кладбищам.

Очень часто градостроителей-архитекторов раздражает наличие кладбища в черте города. Они стремятся его уничтожить, превратить в сад, а между тем кладбище - это элемент города, своеобразная и очень ценная часть городской архитектуры.

Могилы делались с любовью. Надгробные памятники выражали в себе признательность к покойному, стремление увековечить его память. Поэтому они так разнообразны, индивидуальны и всегда по-своему любопытны. Читая забытые имена, иногда разыскивая здесь похороненных известных людей, своих родных или просто знакомых, посетители в какой-то мере учатся «мудрости жизни». Многие кладбища по-своему поэтичны. Поэтому роль одиноких могли или кладбищ в воспитании «нравственной оседлости» очень велика».   

«Слишком часто мы остаемся равнодушными или даже почти враждебными к исчезающим кладбищам и пепелищам - двум источникам наших не слишком мудрых мрачных дум и поверхностно тяжелых настроений. Подобно тому как личная память человека формирует его совесть, его совестливое отношение к его личным предкам и близким - родным и друзьям, старым друзьям, то есть наиболее верным, с которыми его связывают общие воспоминания, - так и историческая память народа формирует нравственный климат, в котором живет народ. Может быть, можно было бы подумать, не строить ли нравственность на чем-либо другом: полностью игнорировать прошлое с его, порой, ошибками и тяжелыми воспоминаниями и быть устремленным целиком в будущее, строить это будущее на «разумных основаниях» самих по себе, забыть о прошлом с его темными и светлыми сторонами.

Это не только не нужно, но и невозможно. Память о прошлом прежде всего «светла» (пушкинское выражение), поэтична. Она воспитывает эстетически».

И дальше Д.С. Лихачев  продолжает: «Память противостоит уничтожающей силе времени. Это свойство памяти чрезвычайно важно ... благодаря памяти прошедшее входит в настоящее, а будущее как бы предугадывается настоящим, соединенным с прошедшим.

Память - преодоление времени, преодоление смерти.

В этом величайшее нравственное значение памяти. «Беспамятный» - это, прежде всего, человек неблагодарный, безответственный, а следовательно, и не способный на добрые, бескорыстные поступки».

«Мы не должны возлагать полную ответственность за небрежение к прошлому на других или просто надеяться, что сохранением культуры прошлого занимаются специальные государственные и общественные организации и это «их дело», а не наше. Мы сами должны быть интеллигенты, культурны, воспитаны, понимать красоту и быть добрыми - именно добрыми и благодарными нашим предкам, создавшим для нас и наших потомков всю ту красоту, которую не кто-либо другой, а именно мы не умеем порой опознать, принять в свой нравственный мир, хранить и деятельно защищать».    

К этим справедливым, сильным и замечательным словам Лихачева Д.С. нечего добавить. Этим все сказано. Нам лишь остается оглянуться вокруг, посмотреть на себя со стороны и сделать соответствующие выводы относительно нашего личного отношения к забытым могилам предков.  

«Без чувства и осознания основ - нет и нас, сегодняшних и завтрашних», - так писал И.А. Крылов, чье 250-летие было незаметно отмечено в нашей стране в феврале текущего года. 

Его же словами свое повествование и завершаю:  

«...Листы, по дереву шумя, залепетали.

"Мы те,-

Им снизу отвечали,-

Которые, здесь роясь в темноте,

Питаем вас. Ужель не узнаете?

Мы корни дерева, на коем вы цветете.

Красуйтесь в добрый час!

Да только помните ту разницу меж нас:

Что с новою весной лист новый народится,

А если корень иссушится,-

Не станет дерева, ни вас".

 

Александр Дудников, г. Москва, 03 апреля 2019 г.

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Александр Дудников:
Убеждённый сторонник земства
К выходу книги «Князь Н.Д.Долгоруков: Жизнь – служение Отечеству»
19.11.2019
Забытые могилы предков
О беспамятстве
10.04.2019
О народном просвещении в уездном городе дореволюционной России
Часть III. Временные сельскохозяйственные и педагогические курсы
18.03.2019
О народном просвещении в уездном городе дореволюционной России
Часть II. Городская церковно-приходская школа имени Императора Петра Первого
04.03.2019
Все статьи автора
Последние комментарии
Воцарение коронабеса
Новый комментарий от Георгий
2020-07-05 01:06
Если Патриарх утвердит решение, он станет простым монахом
Новый комментарий от Георгий
2020-07-05 00:47
Почему победил Путин
Новый комментарий от
2020-07-04 18:42
На обломках России и за счет России?
Новый комментарий от Андрей Козлов
2020-07-04 18:34
Является ли симфония властей ложной концепцией?
Новый комментарий от Игорь Бондарев
2020-07-04 18:32
В чём причина спора о поправках?
Новый комментарий от
2020-07-04 18:09
Власть - это Божие установление
Новый комментарий от Игорь Бондарев
2020-07-04 17:36