Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Слишком тонкая полемика

Галина  Резапкина, Русская народная линия

11.04.2019


О романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита» …

 

Знакомая ученица рассказала об откровениях своей учительницы по литературе: «Я начала и бросила - неинтересно. А потом узнала, что «Мастер и Маргарита» - книга антихристианская, поэтому я и не собираюсь ее читать». Этот факт не мешает педагогу вести уроки по роману, входящему в школьную программу, и быть лучшим учителем года в небольшом подмосковном городе.

Вряд ли Михаил Афанасьевич мечтал о такой судьбе своего закатного романа...

Дореволюционная интеллигенция была оппозиционно настроено к православию, но, когда к власти пришли Шариковы и Швондеры, Булгаков, сын преподавателя духовной академии, как и многие русские интеллигенты, отказался обслуживать новую идеологию. 5 января 1925 года он пишет в своем дневнике:

«Сегодня специально ходил в редакцию «Безбожника». Был с М[ишей] С[тоновым], и он очаровал меня с первых же шагов. - Что, вам стекла не бьют? - спросил он у первой же барышни, сидящей за столом. - То есть как это? Нет, не бьют (растерянно). - Жаль (зловеще)... Хотел поцеловать его в его еврейский нос... Тираж, оказывается, 70 тысяч, и весь расходится. В редакции сидит неимоверная сволочь... когда я бегло проглядел дома вечером номера «Безбожника», был потрясен... Соль в идее: Иисуса Христа изображают в виде негодяя и мошенника, именно его. Нетрудно понять, чья это работа. Этому преступлению нет цены».[1]

Номер «Безбожника», который шокировал Булгакова, назывался «Коровий». Из пояснения редакции: «Журнал наш - журнал крестьянский... поэтому пишем мы и о здоровье коровьем, и о том, как знахари и попы людей морочат и скот губят».[2]

Из программной статьи Н. И. Бухарина, опубликованной в журнале: «...мы предъявляем наши требования: отмена самодержавия на небесах; выселение богов из храмов и перевод в подвалы (злостных - в концентрационные лагеря); передача главных богов, как виновников всех несчастий, суду пролетарского ревтрибунала». Бухарина считают прототипом крупного чиновника Николая Ивановича, оседланного домработницей Наташей и превращенного в борова.

Роман начинается с беседы на Патриарших прудах двух профессиональных богоборцев. Берлиоз - не просто глава столичных литераторов. В ранних вариантах романа он - редактор журнала «Богоборец». Прототипом Ивана Бездомного литературоведы считают пролетарского поэта Демьяна Бедного. В разговоре Берлиоза и Бездомного отражена позиция одного крыла советских атеистов:

Точное суждение о Новом Завете:

 Иисуса Христа никогда не было на свете.

 Так что некому было умирать и воскресать.

 Не о ком было Евангелие писать.

 Д. Бедный[3]

«Образованцы» предлагали более сложные схемы, сводимые к следующему: «Какой-то человек, каким-то образом попавший в поле зрения современных ему историков, стал объектом явно мифических рассказов о воплотившемся боге».

Самым авторитетным сторонником, если не автором этой версии, был Лев Толстой. Советская власть простила Льву Николаевичу его графство, объявила классиком и начала издавать 90-томное собрание сочинений, в которое входили и «богословские» труды писателя. Булгаков бросает вызов официальной идеологии, но делает это настолько тонко, что глубина замысла романа многим до сих пор непонятна.

В логике и риторике есть прием, который называется reductio ad absurdum (доведение до абсурда). Используя его, Булгаков становится на точку зрения своих оппонентов-атеистов, но, ведомый их логикой, приходит к абсурдным заключениям. В «Пилатовых главах» Булгаков вроде бы соглашается с основными тезисами атеизма. Его герой не бог и не сын божий. Он не творит чудес, не пророчествует, не воскрешает людей.

Главный посыл проповеди Иешуа - «все люди добрые» - откровенно высмеивается автором. Стукачи, хапуги, карьеристы и взяточники - вот основное население безбожной советской Москвы, с которым можно бороться только дьявольскими погромами. Мастер набрасывает образ своего героя такими штрихами: «Иешуа заискивающе улыбнулся...», «Иешуа испугался и сказал умильно: только ты не бей меня сильно, а то меня уже два раза били сегодня», «Иешуа шмыгнул высыхающим носом и вдруг проговорил по-гречески, заикаясь...».

Булгаков - не новичок в литературе. Если он использует сниженную лексику, значит, в этом скрыт какой-то смысл. Тогда - одно из двух. Если Булгаков отождествляет Иешуа с Иисусом Христом, то зачем изображает его в таком нелепом виде? Неужели человек, который под страхом репрессий отказывался писать атеистические сценарии, делает это по велению сердца? Или Булгаков ставит между собой и Мастером некоего посредника?

В 1932 году писатель дает роману название «Черный богослов». Работа этого «богослова» заключается в изготовлении карикатуры на Христа. Глаза здравого смысла и научного атеизма Булгаков вставил в глазницы Воланда.[4] Современный Булгакову читатель в «Пилатовых главах» узнавал приемы атеистической пропаганды. Официальная трактовка Иисуса и сатанинская трактовка Иешуа совпадают - и «научные» атеисты, и Воланд убеждают нас, что имеют дело с идеалистом-неудачником.

Именно Воланд - главное действующее лицо романа. В обращении к правительству СССР Булгаков называет свою книгу «романом о дьяволе». Дмитрий Лихачев как-то заметил, что после «Мастера и Маргариты» нельзя сомневаться в существовании дьявола - настолько реалистичен этот образ. Но «если есть тьма - должен быть свет»! (В. Цой) Тьма - это не физическая тень от шпаги, а мир зла, прикосновение к которому, как уверяет Воланд, является условием полноты жизни. Свет остается за кадром, потому как его не заслужили ни герои романа, ни город взорванных храмов, ни страна расстрелянных ученых, поэтов, священников.

Человек, незнакомый с высшей математикой, не может оценить красоты математической формулы. Булгаков писал для своих - для духовной элиты, «белой гвардии». И сегодня большинство читателей, незнакомых с контекстом, воспринимает лишь верхний пласт романа с его сатирой и гротеском, «православная общественность» обижается и протестует - знакомый спустил библиотечного «Мастера и Маргариту» в мусоропровод, застав дочь за «криминальным чтивом», чем не приблизил ее к православию...

Возможно, Мастер переоценил будущих читателей. Получилось по слову его героя: «Оно, может, и умно, но больно непонятно».[5]

 

Литература

Булгаков М. Собрание сочинений в 8 томах. Т.8. Жизнеописание в документах. Спб., 2002.

Булгаков М., Мастер и Маргарита, М. 1988.

Кураев А. «Мастер и Маргарита»: за Христа или против? М., 2006.

Лосев В. Комментарии/Булгаков М. Великий канцлер. Князь тьмы. М., 2000.

Чудакова М. Жизнеописание М. Булгакова, М.1988.

 

 



[1] Булгаков М. Собрание сочинений в 8 томах. Т.8. Жизнеописание в документах. Спб., 2002.

[2] Лосев В. Комментарии/Булгаков М. Великий канцлер. Князь тьмы. М., 2000.

[3] Чудакова М. Жизнеописание М. Булгакова, М.1988.

[4] Кураев А. «Мастер и Маргарита»: за Христа или против? М., 2006.

[5] Булгаков М., Мастер и Маргарита, М. 1988.


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 61

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

11. Коротков А. В. : Ответ на 4., Галина Резапкина:
2019-04-12 в 15:09

Я не слишком высоко оцениваю уровень советского образования, знаю систему изнутри.


Это заявление говорит не столько об уровне советского образования, сколько об уровне образования лично Вашего.
10. Юрий С. : Ответ на 20., Павел Тихомиров:
2019-04-12 в 21:21

То что Булгаков высмеивает Мастера тоже понятно, так о.А.Кураев делал акцент на том, что герой романа трудится в музее Революции, а Вера Ерёмина особый упор делала на тех штрихах, которые должны были подчёркивать пошлость и отсутствие эстетического вкуса главных героев. В этой связи вполне можно персонажа Иешуа соотнести с ренановщиной, столь популярной в то время.



Павел, спасибо за публикацию размышлений Галины Резапкиной о замечательном романе Булгакова. Кажется она обиделась на меня за то, что назвал работу заметкой. Мне понравилась её заключительная мысль о том, что Булгаков писал для своих. Именно так! Гений романа заключается в том, что перечитывая его снова и снова открываешь для себя новое. Здесь хочется провести параллели между Евангелием и романом и вспомнить притчу Иисусову о сеятеле. -"Вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!»
9. Сергей Абачиев : Ответ на 42., Коротков А. В.:
2019-04-14 в 23:34

...мастер Йода!



Это ещё что за хрень такая?! Не говорите загадками!
8. Из народа : Ответ на 57., Коротков А. В.:
2019-04-17 в 07:54

С Вами по-другому - никак, поскольку Вам всё надо по 10 рез разжёвывать.


Вы, как "радикал", считаете Абачиева соглашателем? Напрасно. Сергей Константинович - "в активном поиске".
А чем Вы можете "похвастаться"? Какие конструктивные идеи посещают Ваш светлый ум?
7. Коротков А. В. : Ответ на 10., рудовский:
2019-04-12 в 15:59

бедные дети.


Они бедные (прежде всего) потому, что их заставляют изучать произведение, для детей не очень подходящее.
Я б своих из такой школы забрал бы...


Других школ у меня для вас нет (с)
6. электрик : Человек, незнакомый с высшей математикой, не может оценить красоты математической формулы. Булгаков писал для своих - для духовной элиты, «белой гвардии»
2019-04-12 в 22:21

С этим можно согласиться,ведь книга не является христианской .

" Дмитрий Лихачев как-то заметил, что после «Мастера и Маргариты» нельзя сомневаться в существовании дьявола - настолько реалистичен этот образ. Но «если есть тьма - должен быть свет»! (В. Цой) "
Нужно воспеть оду дьяволу,чтобы чтобы человек уверовал во Христа? Да,уж...
5. Коротков А. В. : Ответ на 44., Сергей Абачиев:
2019-04-15 в 00:54

Это ещё что за хрень такая?! Не говорите загадками!


Вас в Гугле забанили? (с)
4. Потомок подданных Императора Николая II : Ответ на 30., Даневский Саша:
2019-04-17 в 08:13

Вашей "духовной глубины" хватило.


Зато Бандера духоносный.
И Власов тоже - оказывается, "храмы открывал".
Вместе с Гитлером.
У вас, либерал-власовцев, советские люди обязательно ущербны, хамы, быдло - быдловата.
Не то что вежливые офицеры вермахта.
Всегда чисто выбритые, культурные.
Любили классическую музыку, в перерывах между расстрелами слушали Баха.
И ведь умная нация могла завоевать весьма глупую-с.
Не получилось.
Но в конце 80-х ваши вернулись, и вы пытаетесь переписать историю.
Опять не получается. Вата так и продолжает чтить великого Сталина.
3. Юрий С. : Ответ на 10., рудовский:
2019-04-12 в 16:46

Я б своих из такой школы забрал бы...



Куда Вы из жизни можете забрать?..
2. Даневский Саша : Ответ на 19., Сергей Абачиев:
2019-04-12 в 22:58

Лучше бы Вы не позорились.А я по этому вопросу премного собой доволен. И небезосновательно. Способен я духовную глубину в шедеврах искусства усматривать. См. также мою статью на РНЛ ""Солнечный удар" против "Левиафана"". По поводу Евангельской притчевости фильма Н. Михалкова, который считаю его лучшим фильмом. И знаю "ценителей", которые не любят Михалкова за его "пропутинскую политическую позицию" и фильм хулят, не соизволив его посмотреть от начала до конца. Брезгуют, видите ли. А Вы не из таких?




Вашей "духовной глубины" хватило.
1. рудовский : Re: Слишком тонкая полемика
2019-04-15 в 00:59

Коротков,
МиМ изучают в 10-11 классе.
16 лет - не такие уж и дети (даже с поправкой наснынкщеий инфантилизм).

***
Страницы:   1 | 2 

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме