Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Слишком тонкая полемика

Галина  Резапкина, Русская народная линия

11.04.2019


О романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита» …

 

Знакомая ученица рассказала об откровениях своей учительницы по литературе: «Я начала и бросила - неинтересно. А потом узнала, что «Мастер и Маргарита» - книга антихристианская, поэтому я и не собираюсь ее читать». Этот факт не мешает педагогу вести уроки по роману, входящему в школьную программу, и быть лучшим учителем года в небольшом подмосковном городе.

Вряд ли Михаил Афанасьевич мечтал о такой судьбе своего закатного романа...

Дореволюционная интеллигенция была оппозиционно настроено к православию, но, когда к власти пришли Шариковы и Швондеры, Булгаков, сын преподавателя духовной академии, как и многие русские интеллигенты, отказался обслуживать новую идеологию. 5 января 1925 года он пишет в своем дневнике:

«Сегодня специально ходил в редакцию «Безбожника». Был с М[ишей] С[тоновым], и он очаровал меня с первых же шагов. - Что, вам стекла не бьют? - спросил он у первой же барышни, сидящей за столом. - То есть как это? Нет, не бьют (растерянно). - Жаль (зловеще)... Хотел поцеловать его в его еврейский нос... Тираж, оказывается, 70 тысяч, и весь расходится. В редакции сидит неимоверная сволочь... когда я бегло проглядел дома вечером номера «Безбожника», был потрясен... Соль в идее: Иисуса Христа изображают в виде негодяя и мошенника, именно его. Нетрудно понять, чья это работа. Этому преступлению нет цены».[1]

Номер «Безбожника», который шокировал Булгакова, назывался «Коровий». Из пояснения редакции: «Журнал наш - журнал крестьянский... поэтому пишем мы и о здоровье коровьем, и о том, как знахари и попы людей морочат и скот губят».[2]

Из программной статьи Н. И. Бухарина, опубликованной в журнале: «...мы предъявляем наши требования: отмена самодержавия на небесах; выселение богов из храмов и перевод в подвалы (злостных - в концентрационные лагеря); передача главных богов, как виновников всех несчастий, суду пролетарского ревтрибунала». Бухарина считают прототипом крупного чиновника Николая Ивановича, оседланного домработницей Наташей и превращенного в борова.

Роман начинается с беседы на Патриарших прудах двух профессиональных богоборцев. Берлиоз - не просто глава столичных литераторов. В ранних вариантах романа он - редактор журнала «Богоборец». Прототипом Ивана Бездомного литературоведы считают пролетарского поэта Демьяна Бедного. В разговоре Берлиоза и Бездомного отражена позиция одного крыла советских атеистов:

Точное суждение о Новом Завете:

 Иисуса Христа никогда не было на свете.

 Так что некому было умирать и воскресать.

 Не о ком было Евангелие писать.

 Д. Бедный[3]

«Образованцы» предлагали более сложные схемы, сводимые к следующему: «Какой-то человек, каким-то образом попавший в поле зрения современных ему историков, стал объектом явно мифических рассказов о воплотившемся боге».

Самым авторитетным сторонником, если не автором этой версии, был Лев Толстой. Советская власть простила Льву Николаевичу его графство, объявила классиком и начала издавать 90-томное собрание сочинений, в которое входили и «богословские» труды писателя. Булгаков бросает вызов официальной идеологии, но делает это настолько тонко, что глубина замысла романа многим до сих пор непонятна.

В логике и риторике есть прием, который называется reductio ad absurdum (доведение до абсурда). Используя его, Булгаков становится на точку зрения своих оппонентов-атеистов, но, ведомый их логикой, приходит к абсурдным заключениям. В «Пилатовых главах» Булгаков вроде бы соглашается с основными тезисами атеизма. Его герой не бог и не сын божий. Он не творит чудес, не пророчествует, не воскрешает людей.

Главный посыл проповеди Иешуа - «все люди добрые» - откровенно высмеивается автором. Стукачи, хапуги, карьеристы и взяточники - вот основное население безбожной советской Москвы, с которым можно бороться только дьявольскими погромами. Мастер набрасывает образ своего героя такими штрихами: «Иешуа заискивающе улыбнулся...», «Иешуа испугался и сказал умильно: только ты не бей меня сильно, а то меня уже два раза били сегодня», «Иешуа шмыгнул высыхающим носом и вдруг проговорил по-гречески, заикаясь...».

Булгаков - не новичок в литературе. Если он использует сниженную лексику, значит, в этом скрыт какой-то смысл. Тогда - одно из двух. Если Булгаков отождествляет Иешуа с Иисусом Христом, то зачем изображает его в таком нелепом виде? Неужели человек, который под страхом репрессий отказывался писать атеистические сценарии, делает это по велению сердца? Или Булгаков ставит между собой и Мастером некоего посредника?

В 1932 году писатель дает роману название «Черный богослов». Работа этого «богослова» заключается в изготовлении карикатуры на Христа. Глаза здравого смысла и научного атеизма Булгаков вставил в глазницы Воланда.[4] Современный Булгакову читатель в «Пилатовых главах» узнавал приемы атеистической пропаганды. Официальная трактовка Иисуса и сатанинская трактовка Иешуа совпадают - и «научные» атеисты, и Воланд убеждают нас, что имеют дело с идеалистом-неудачником.

Именно Воланд - главное действующее лицо романа. В обращении к правительству СССР Булгаков называет свою книгу «романом о дьяволе». Дмитрий Лихачев как-то заметил, что после «Мастера и Маргариты» нельзя сомневаться в существовании дьявола - настолько реалистичен этот образ. Но «если есть тьма - должен быть свет»! (В. Цой) Тьма - это не физическая тень от шпаги, а мир зла, прикосновение к которому, как уверяет Воланд, является условием полноты жизни. Свет остается за кадром, потому как его не заслужили ни герои романа, ни город взорванных храмов, ни страна расстрелянных ученых, поэтов, священников.

Человек, незнакомый с высшей математикой, не может оценить красоты математической формулы. Булгаков писал для своих - для духовной элиты, «белой гвардии». И сегодня большинство читателей, незнакомых с контекстом, воспринимает лишь верхний пласт романа с его сатирой и гротеском, «православная общественность» обижается и протестует - знакомый спустил библиотечного «Мастера и Маргариту» в мусоропровод, застав дочь за «криминальным чтивом», чем не приблизил ее к православию...

Возможно, Мастер переоценил будущих читателей. Получилось по слову его героя: «Оно, может, и умно, но больно непонятно».[5]

 

Литература

Булгаков М. Собрание сочинений в 8 томах. Т.8. Жизнеописание в документах. Спб., 2002.

Булгаков М., Мастер и Маргарита, М. 1988.

Кураев А. «Мастер и Маргарита»: за Христа или против? М., 2006.

Лосев В. Комментарии/Булгаков М. Великий канцлер. Князь тьмы. М., 2000.

Чудакова М. Жизнеописание М. Булгакова, М.1988.

 

 



[1] Булгаков М. Собрание сочинений в 8 томах. Т.8. Жизнеописание в документах. Спб., 2002.

[2] Лосев В. Комментарии/Булгаков М. Великий канцлер. Князь тьмы. М., 2000.

[3] Чудакова М. Жизнеописание М. Булгакова, М.1988.

[4] Кураев А. «Мастер и Маргарита»: за Христа или против? М., 2006.

[5] Булгаков М., Мастер и Маргарита, М. 1988.


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 61

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

51. Коротков А. В. : Ответ на 50., Сергей Абачиев:
2019-04-15 в 23:10

Многословное пустозвонство имеете в виду? А я на него и не собираюсь претендовать.


Как всегда, не угадали, о чём я.

Но многословное пустозвонство - блестящая самохарактеристика. Вы первый раз за всё время Вашего тут присутствия попали в десятку! Так что не скромничайте: уж на это Вы смело можете претендовать, поддержу ВАс обеими руками!
52. Сергей Абачиев : Ответ на 51., Коротков А. В.:
2019-04-16 в 11:00

Но многословное пустозвонство - блестящая самохарактеристика. Вы первый раз за всё время Вашего тут присутствия попали в десятку! Так что не скромничайте: уж на это Вы смело можете претендовать, поддержу ВАс обеими руками!



СмотрИте все! Я-таки и впрямь оказался в пророках местного значения! См. мой комментарий 48.
53. Даневский Саша : Re: Слишком тонкая полемика
2019-04-16 в 13:35

Булгаков написал для православных, а некоторые думают, что это такой социально-сатирический п
54. Коротков А. В. : Ответ на 52., Сергей Абачиев:
2019-04-16 в 13:55

СмотрИте все! Я-таки и впрямь оказался в пророках местного значения! См. мой комментарий 48.


Не позорьтесь такими призывами. У Вас совсем стало туго с пониманием.
Ваш 48:
Ваш ответный комментарий относительно моего пустого многословия знаю заранее.


Мой ответный 49:
Мой ответный комментарий таков (и не пытайтесь потом притворяться, что его угадали): попросите Карпова разъяснить. Он же "культуролог".


Т.е., Вы ничего не угадали относительно моего ответа на Ваш 48. В 50 опять ничего не угадали:
Многословное пустозвонство имеете в виду?


В своём 49:
Вы претендуете на то, чем не обладаете.


я имел в виду, что Вы не обладаете вот этим:
знаю заранее


Что я и отметил в 51:
Как всегда, не угадали, о чём я.


Мой 51 - ответ на Ваш 50, а не 48. Так что Вы опять провалились полностью.
55. Даневский Саша : Re: Слишком тонкая полемика
2019-04-16 в 15:22

Раньше постоянно ссылались на Ленина или Энгельса. Должно быть Абачиев привык и теперь ссылается на себя. ПСС Абачиева.
56. Сергей Абачиев : Ответ на 54., Коротков А. В.:
2019-04-16 в 21:23

Это уже похоже на занудное "объяснения анекдота"! Разрушающего всю его прелесть. Как в интермедии Райкина или Ильченко с Карцевым "Авас".
57. Коротков А. В. : Ответ на 56., Сергей Абачиев:
2019-04-16 в 22:35

Это уже похоже на занудное "объяснения анекдота"!


С Вами по-другому - никак, поскольку Вам всё надо по 10 рез разжёвывать.
58. Сергей Абачиев : Ответ на 55., Даневский Саша:
2019-04-17 в 07:35

Раньше постоянно ссылались на Ленина или Энгельса. Должно быть Абачиев привык и теперь ссылается на себя. ПСС Абачиева.



Так для того РНЛ авторские статьи и архивирует, чтобы на них ссылались, а не представлялись каждый раз заново. Тем более - аналитические, как большинство моих статей. А ежели не имеете желания их читать по ссылкам или вообще не любите читать, то это - Ваши проблемы, а не мои.
59. Сергей Абачиев : Ответ на 53., Даневский Саша:
2019-04-17 в 07:39

Булгаков написал для православных, а некоторые думают, что это такой социально-сатирический п



Здесь Вы правы. В ОБЩЕМ И ЦЕЛОМ. Но далее: с какой целью он это писал? Чтобы приобщить к православию капитально атеизированную интеллигенцию? Или с целью духовно соблазнить православных "Евангелием от сатаны", написанного Мастером? Вот в чём вопрос, как говорил Гамлет, принц датский!
60. Из народа : Ответ на 57., Коротков А. В.:
2019-04-17 в 07:54

С Вами по-другому - никак, поскольку Вам всё надо по 10 рез разжёвывать.


Вы, как "радикал", считаете Абачиева соглашателем? Напрасно. Сергей Константинович - "в активном поиске".
А чем Вы можете "похвастаться"? Какие конструктивные идеи посещают Ваш светлый ум?
61. Потомок подданных Императора Николая II : Ответ на 30., Даневский Саша:
2019-04-17 в 08:13

Вашей "духовной глубины" хватило.


Зато Бандера духоносный.
И Власов тоже - оказывается, "храмы открывал".
Вместе с Гитлером.
У вас, либерал-власовцев, советские люди обязательно ущербны, хамы, быдло - быдловата.
Не то что вежливые офицеры вермахта.
Всегда чисто выбритые, культурные.
Любили классическую музыку, в перерывах между расстрелами слушали Баха.
И ведь умная нация могла завоевать весьма глупую-с.
Не получилось.
Но в конце 80-х ваши вернулись, и вы пытаетесь переписать историю.
Опять не получается. Вата так и продолжает чтить великого Сталина.
Страницы:   1 | 2 

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме