Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Купец, обретший жемчужину

Лариса  Кудряшова, Русская народная линия

08.04.2019


Когда богатство во благо …

 

«Богатство аще течет, не прилагайте сердца» (Пс. 61, 11)

 

Богатство земное - и соблазн, и бремя, и ответственность. Богатство, как на Руси в древние времена говорили, богачество (обилие материальных благ), если, конечно, не говорить о богатстве неправедном, - это и огромный труд. Но даже и напряженный труд без помощи Божией  не даст искомых результатов. Недаром Святое Евангелие рассказывает о чудесной ловле рыбы будущими апостолами, а пока простыми рыбарями в Генисаретском озере. Всю ночь забрасывали сеть на дно озера рыбари, а сеть, становясь необычайно тяжелой, наполнялась только ракушками, тиной со дна и мусором.  Пока не пришел Господь и не благословил. (Лк. 5. 1-6). То есть богатство - это еще и дар Божий, и один из талантов, данных Им, и благословение Божие.

Для нас, христиан, Сам Господь наш Иисус Христос, Его апостолы и святые отцы Православия оставили немало назиданий о существе и предназначении земных, материальных, осязаемых бренных благ и богатств, об истинном таланте обладания и распоряжения этими Божиими дарами. Это и притча о купце, ищущем хороших жемчужин, то есть прежде всего - Царствия Божия: «Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее» (Мф. 13, 45-46). Это и Нагорная проповедь с ее основополагающими для христиан словами «...собирайте себе сокровища на небе...» (Мф. 6, 19-20).

Богатство, как любой талант и дар Божий - это еще и нелегкое испытание Божие, недаром сказал Господь наш Иисус Христос: «Истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф. 19, 23-24). Трудно, ибо велик соблазн. Но разве это значит, что невозможно?  Многие русские люди из купеческого сословия воистину уподобились евангельскому купцу, ищущему ту драгоценную жемчужину, которая есть Царствие Божие.

Вот только некоторые имена святых Земли русской, которые вышли из лона купечества: преподобный Серафим Саровский чудотворец; преподобный Герман Аляскинский; святой блаженный Иоанн Тульчинский чудотворец; преподобный Елеазар Анзерский, благоустроитель и первоначальник монашеской жизни на Анзере; преподобный Димитрий Прилуцкий, Вологодский чудотворец; Николай Кочанов, Новгородский Христа ради юродивый; иеросхимонах Виссарион (Василий Толмачев) - основатель и первый игумен Свято-Андреевского скита на Афоне - все они выходцы из купеческого сословия. А святой преподобный Серафим, Вырицкий чудотворец, в миру - Василий Николаевич Муравьев значительную часть своей земной жизни подвизался перед Господом, будучи богатейшим русским купцом, одним из пяти крупнейших мехоторговцев Санкт-Петербурга. Схимником же закончил на Святой Горе Афон свое земное странствие и богатейший российский миллиардер-золотопромышленник Иннокентий Михайлович Сибиряков. Ныне русские православные люди ожидают официального прославления этого удивительного иркутского купца и мецената, прославившегося не только солидными суммами пожертвований, но и высокой нравственной жизнью.

А сколько мы знаем имен русских людей купеческого сословия, чрезвычайно богатых и материально обеспеченных, посвятивших свою жизнь и деятельность во благо Отечества и народа, трудившихся не ради богатства: денег, имущества, материальных благ и земных преимуществ, но богатевших воистину ради Бога.

Кто строил Русь, кто открывал новые земли и проторял новые торговые морские и сухопутные пути, строил дороги, фабрики и заводы, ковал отечественную промышленность, возводил и поддерживал храмы Божии, не говоря уже о поддержке науки, культуры, образования, искусств и - благотворительной деятельности, безвозмездной, обильной и разнообразной?! Торговое сословие веками держало на своих плечах экономику России. Недаром, еще в начале Государства Российского, когда только образовывались города, вокруг городов возникало множество торговых поселений. Некоторые города напоминали по внешнему виду ярмарки. А первый свод законов «Русская Правда» был пронизан духом купечества - многие из законов этого документа гласят о правилах и установлениях русской торговли. Масштабы русской торговли поражали иностранцев, посещавших нашу страну. «Россия, - писал в самом начале XVII века француз Жак Маржерет, - весьма богатая страна, так как из нее совсем не вывозят денег, но они ввозятся туда ежегодно в большом количестве: так как все расчеты они производят товарами, которые имеют в большом количестве...»

Вот только некоторые из славных имен. Русский купец из посадских людей Ярославля Григорий Леонтьевич Никитников, известный не только торговлей сибирской пушниной и строительством  судов и ладей, перевозивших разные товары, хлеб и соль, но и строительством храмов и часовен. Например, в 1613 году им была возведена в Вологде, куда он привозил товары из Архангельска, деревянная церковь Рождества Богородицы. А в Китай-городе Никитников построил богатейшие палаты и красивейшую церковь Пресвятой и Живоначальной Троицы в Никитниках (она сохранилась до сих пор). В начале XVII века, он - молодой земской староста, подпись которого стоит в списках участников первого и второго ополчений, созданных в Ярославле для борьбы с польскими и шведскими захватчиками...

Не только любовью к своему Отечеству и заботой о его благополучии славились русские купцы, но и, будучи людьми глубоко верующими, отличались они воистину евангельским пониманием смысла и значения дарованного им Богом, по их трудам и вере, земного благоденствия и богатства. Сколько храмов и монастырей на Руси было возведено силами нашего купечества и поддерживалось ими! А труды и свершения их, как и каждый новый рабочий день, начинались и освящались  молитвой.

 Умирая в 1651 году, купец Никитников писал: «... и церковь Божию украсить всякими лепотами,.. чтоб церковь Божия  без пения не была, и ничем не за чем не стала, как и было при мне, Георгии». Кроме своей московской Церкви, он просил заботиться о храмах, построенных им в Соли Камской и в Ярославле.

Из черносошнных крестьян русского поморья вышел еще один из характерных русских торговых людей того же века - Гаврила Романович Никитин, ведший большую торговлю с центральной Россией и Китаем. Как и другие купцы, построил свою церковь.

А братья Филатьевы - Василий, Алексей, Феодор и Андрей - московские купцы и промышленники XVII-XVIII веков, продававшие свои товары в России и за рубежом и владевшие огромным капиталом, построили церковь, ставшую святыней купечества всей России. Эта церковь - Никола Большой Крест, одна из красивейших в Москве была взорвана во времена гонений на веру в 1930-х годах XX века.

Кто не слышал имен русских купцов братьев Михаила, Андрея и Ивана Гурьевых и братьев Кирилла, Василия и Андрея Босовых, которые щедро одаривали церкви и монастыри?! А Надей Светешников, торговавший пушниной и участвовавший в солепромышленности, построил еще и крепость для защиты от кочевников в районе Волги.

Торговали, строили, молились, воевали с врагами Отечества.

Конец XIX и начало XX века характеризовались в России необычайным ростом русского народного хозяйства, поднятием производственных сил страны. Россия переживала огромный промышленный подъем. Из газеты «Таймс» тех времен: «Согласно мнению экспертов, некоторые русские мануфактуры - лучшие в мире, не только с точки зрения устройства и оборудования, но также в смысле организации и управления». И опять за свое преуспеяние в эти годы страна должна быть благодарна именно русскому купечеству, благодаря которому страна переживала расцвет промышленности, науки, в том числе медицины, искусства. Кто как не русские купцы основывал знаменитые и сегодня музеи, открывал больницы, дома призрения и детские приюты, ремесленные училища, устраивал библиотеки, отливал колокола, строил храмы?!

Фабрикант, владелец бумагопрядильных мануфактур, сын купца второй гильдии Павел Михайлович Третьяков писал в одном из писем своей дочери: «Моя идея была, с самых юных лет, наживать для того, чтобы нажитое вернулось бы также обществу (народу) в каких-либо полезных учреждениях». Выросший в семье старообрядцев, он впоследствии перешел в Православие. Основатель Третьяковской галереи, почётный гражданин города Москвы, построивший училище для глухонемых людей и богадельню для вдов и сирот, много жертвовал на храмы. Например, он сделал значительный взнос на православный храм в Токио, который строился трудами равноапостольного Николая Японского.

Козьма Терентьевич Солдатенков, владелец хлопчатобумажных мануфактур составил обширнейшую замечательную галерею отечественной живописи, которую завещал Румянцевскому музею. Он же построил самую большую на тот момент в мире больницу для бедных, состоящую из 15 корпусов. Ныне эта больница носит имя С.П. Боткина.

Петр Иванович Губонин участвовал в строительстве Орловско-Витебской, Грязе-Царицинской, Лозово-Севастопольской, Уральской, Горнозаводской, Балтийской и других железных дорог. Он известен тем, что брался за самые сложные и самые невыгодные проекты, которые, бывало, не приносили ему никакого дохода. Очевидно не корысть и прибыль были главным для него в жизни.

Необычайным кажется сегодня случай с представителем купеческой династии Александром Николаевичем Найденовым. Когда в 1917 году национализировали Московский торговый банк, которым он владел, Найденов выплатил клиентам значительную сумму денег из собственных средств.

А Иннокентию Михайловичу Сибирякову принадлежат  удивительные слова: «Помогите, я страшно богат...» Господь не только одарил  талантливого русского купца сокровищами земными, но и указал этому удивительному человеку, лишенному начисто жажды своекорыстной наживы и страсти к накопительству, пути земного странствия, ведущие к Отечеству Небесному. Обладая деньгами, Сибиряков решил действовать, вкладывая средства в развитие государства, общества и жизнь вполне конкретных людей.

Огромные суммы вложил иркутский золотопромышленник и благотворитель в открытие школ, библиотек и музеев в Красноярске, Ачинске, Барнауле, Томске и других сибирских городах. Построил учебные корпуса и общежития для Бестужевских женских курсов (ныне - часть Санкт-Петербургского университета). Внес обильный денежный вклад на создание первого женского медицинского института в России (сегодня - Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени И.П. Павлова). На средства И.М. Сибирякова ученый Петр Лесгафт построил биологическую лабораторию, музей и здание издательства (Ныне - Национальный университет физкультуры и спорта). Выделил большие средства на развитие географического общества Восточной Сибири и обеспечил экспедицию Русского географического общества в Азию и Якутию (1894-1896). Преизобильные пожертвования вносил на издание научной и художественной литературы.

Всю свою жизнь  помогал храмам и монастырям. Храм в честь Казанской иконы Божией Матери в Иркутске, монастырь Богоявления Господня в Угличе, Свято-Троицкий монастырь в Приморье, Андреевский скит в Санкт-Петербурге и Андреевский комплекс с храмом и постройками на Афоне, один из скитов на Валааме - все это возводилось при значительнейших материальных вложениях И.М. Сибирякова. Кроме этого, он помогал строительству домовых храмов в Санкт-Петербургских гимназиях, а на помощь нуждающимся монастырям России пожертвовал около двух с половиной миллионов рублей.

Всегда поддерживал Иннокентий Михайлович малообеспеченных и неимущих. Во время учебы помогал своим одноклассникам в училище деньгами. К 26 годам содержал 70 личных стипендиатов, не имеющих самостоятельной возможности обучаться в лучших вузах России и Европы. Материально поддерживал «Общество бедных женщин»  и дачу в Рощино (Карельский перешеек), где был организован приют для девочек-сирот. Выделял огромные деньги в фонд выплат пенсий пострадавшим и погибшим на производствах рабочим своих предприятий.

Щедрый купец писал, что от пожертвований его состояние его не уменьшается, а увеличивается.

Приняв к концу жизни иноческий постриг на Афонском подворье Санкт-Петербурга, а позже - схиму на  Афоне, он передал деньги на строительство храмов на Святой Горе.

Воистину совершил раб Божий Иннокентий всей своей жизнью подвиг щедрости. Удивительным покажется кому-то, что не только находил он в себе силы делиться с ближними, но даже тяготился своим капиталом.

Многие из русских купцов свершали дела милосердия и благотворительности втайне, стараясь не открывать своего имени. Воистину это были дела подлинной евангельской веры,  дела милости и любви к ближнему, делаемые не ради своего прославления  или упрочнения дел своих, но ради Бога.

Удивительными свойствами нестяжательности, глубокого сострадания к людям и благородного великодушия обладал и более близкий к нам по времени русский купец Василий Николаевич  Муравьев достигший своей жизнью вершин святости.

Житие этого святого поразительно для нашего скудного и жестокого времени, ознаменованного упадком нравов, обнищанием духа, нарастающей социальной незащищенностью и резким противостоянием богатства и бедности. Ведь вся жизнь одного из богатейших людей Петербурга конца XIX начала - XX века, ставшего затем прозорливым старцем, преподобным - искреннее, многотрудное служение Богу, Отечеству, людям. Это было естественным для его сердца и обязательным для его деятельности.

Вот как повествует об этом в книге «Святой преподобный Серафим Вырицкий и Русская Голгофа» писатель-агиограф В.П. Филимонов, впервые подробно и обстоятельно изучивший житие великого вырицкого старца и подготовивший материалы к его официальному прославлению, в лике преподобных на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года.

«Особенно приближают человека к Богу дела любви и милосердия, с чистым сердцем совершаемые. Об этом благовествует Сам Господь, говоря: "Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал и вы напоили Меня... так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне" (Мф. 25,34-35, 40). В семье Муравьевых уже тогда сложился обычай - после Литургии в дни двунадесятых Праздников, Праздников в честь чудотворных икон Божией Матери и чтимых святых в доме накрывали многие столы с самыми разнообразными кушаниями и зазывали с улицы на трапезу всех неимущих. После чтения "Отче наш" Василий Николаевич обычно произносил небольшую речь, рассказывая историю и смысл наступившего праздника, а затем поздравлял всех, кто пришел под кров его дома. После трапезы и благодарственных молитв ко Господу хозяин всегда благодарил присутствующих за то, что они посетили его дом. На дорогу супруги обычно щедро наделяли гостей деньгами, вещами, продуктами и приглашали к следующему празднику... Один Бог ведает, сколько нищих и убогих от всего сердца поминали в своих простых молитвах, обращенных ко Господу, имена Ольги и Василия, и испрашивали здравия и спасения своим благодетелям».

В другой главе этой замечательной книги мы читаем:

«Помогая ряду храмов и обителей по долгу христианского милосердия, Василий Николаевич как милосердный самарянин (Лк. 10, 35) постоянно вносил пожертвования на содержание нескольких богаделен, самая крупная из которых находилась на Международном (ныне Московском) проспекте при Воскресенском Новодевичьем монастыре. "Равную награду получает больной и кто служит ему", - говорит святой Пимен Многоболезненный. Раздаятель венцов - Сам Господь. При малейшей возможности дружные супруги, искренне сострадавшие чужому горю, посещали эти дома призрения, утешая одиноких и беспомощных теплым участием, раздавая гостинцы и духовные книжки. Всегда благодарили они Господа за то, что удостоивались послужить болящим и страждущим...

Муравьевы не раз принимали к себе болящих из казенных больниц. Этим страждущим было неизмеримо легче поправляться в теплых домашних условиях. Сердечное участие и искренняя любовь творили чудеса - безнадежно упавшие духом и истощенные тяжкими недугами, люди буквально воскресали, вставали на ноги и возвращались к деятельной жизни...»

С самого начала своей купеческой деятельности Василий Николаевич стал выделять значительные пожертвования на благоустроение Иверской женской обители в Нижегородской губернии и в дальнейшем постоянно поддерживал этот дивный духовный цветник, насажденный  его духовным отцом  иеромонахом Варнавой (Меркуловым).

«Помогая ряду храмов и обителей по долгу христианского милосердия, - пишет автор жития преподобного Серафима Вырицкого В.П. Филимонов. - Василий Николаевич как милосердный самарянин (Лк. 10, 35) постоянно вносил пожертвования на содержание нескольких богаделен, самая крупная из которых находилась на Международном (ныне Московском) проспекте при Воскресенском Новодевичьем монастыре».

Завершив свои мирские труды, сопровождавшиеся обильными делами милосердия и благотворительности, Василий Николаевич Муравьев жертвует крупные суммы на нужды Александро-Невской Лавры, Воскресенского Новодевичьего женского монастыря в Петрограде и Иверского Выксунского женского монастыря в Нижегородской губернии.

Позже, когда люди приходили к батюшке Серафиму в Вырице, они находили в нем того же нестяжательного и любвеобильного помощника в скорбях и утешителя в бедах. Когда потекли обездоленные войной и разрухой люди в Вырицу, старец помогал не только молитвой, духовным советом. Он не только наставлял и укреплял в вере и раскрывал тайны Промысла Божия над человеком, но помогал материально всем, как мог, отказывая себе в последнем. Недаром же при успении подвижника оказалось, что его не в чем даже похоронить.

Вот как пишет в своем дневнике часто бывавшая в то время в доме Муравьевых в Вырице и близкая к их семье раба Божия Вера, воспоминания которой мы находим в другой книге В.П. Филимонова «К преподобному Серафиму в Вырицу»: «Из келлии его выходят кто с заплаканными, кто с радостными лицами. Но эти люди уже не те, что сюда вошли - мир и умиление светятся в их глазах...Эти люди хотят по мере сил поблагодарить отца Серафима... А он, терпеливец и любвеобильный пастырь нашего времени, сразу же отдает полученное дальше и дальше, кому надо и что надо»...

«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13) - этот завет Христа был буквально начертан на скрижалях сердца смиренного и кроткого старца.

Какой яркий поучительный урок сегодняшней России дают наши благочестивые предки! Жизнью своей они исполнили заповедь Господа нашего Иисуса Христа о любви к ближнему. Легко и просто, искренне и самозабвенно, живо и неукоснительно следовали они за словами Спасителя: «И все, что вы делаете, словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца» (Кол. 3, 17).

Лариса Пахомьевна Кудряшова, русский православный поэт и публицист

 

Источники:

 

1. Евангелие Господа нашего Иисуса Христа. Новый Завет. Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, М., 1993.

2. Толкование на Евангелие от Матфея под редакцией архиепископа Никона (Рождественского), М., 1994.

3. О вере и нравственности по учению Православной Церкви, Издание Московской Патриархии, М., 1998.

4. В.П. Филимонов. Святой преподобный Серафим Вырицкий и Русская Голгофа. Сатисъ, СПб., 2001-2019.

5. С. Шарапов, М. Улыбышева. Бедность и богатство. Православная этика предпринимательства. Ковчег, М., 2013.

 


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 3

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

3. Андрей Карпов : Ответ на 2., Влад.Атласов:
2019-04-08 в 22:08

Нельзя?Ну напишите статью,что надо де ,для спасения натуральное хозяйство вести.А Сибиряков одной рукой эксплуататор.


Уже, можно сказать, писал: http://culturolog.ru...ontent/view/3385/23/
2. Влад.Атласов : На 2
2019-04-08 в 21:01

Нельзя?Ну напишите статью,что надо де ,для спасения натуральное хозяйство вести.А Сибиряков одной рукой эксплуататор.
1. Андрей Карпов : Re: Купец, обретший жемчужину
2019-04-08 в 10:58

Мне кажется, что в статье отсутствует самое важное разграничение.

Если у тебя есть богатство, то ты, его, конечно, можешь потратить либо на погибель души, либо с духовную пользой. Богатство - это стартовая точка, с которой начинается путь - или вниз, или вверх. Если человек идёт к Богу, то его богатство уменьшается. Потому как к Богу за грань жизни мы его пронести, конечно, не можем. Богатство превращается в благотворительность.

Но невозможно совместить удаление себя от богатства (путь к Богу) и стяжание добра. Если богатство сохраняется как процесс приобретения, наживания, не превратившись в состояние (т.е. статичное накопление), то человек ещё не освободился, он вязнет, хотя, м.б., и борется.

Для богатого путь к спасению - это перевод имущества из капитала в богатство. Нельзя одной рукой эксплуатировать, а другой строить храмы. Вернее, можно, но это путь самообмана, а не спасения.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме