О народном просвещении в уездном городе дореволюционной России

Часть III. Временные сельскохозяйственные и педагогические курсы

Продолжаем публикации исследований брянского краеведа Александра Петровича Дудникова

Часть I. «Братская» одноклассная женская церковно-приходская школа в Новозыбкове

Часть II. Городская церковно-приходская школа имени Императора Петра Первого

 

Городское двухклассное училище (впоследствии ставшее трехклассным)

Сельскохозяйственные курсы

В начале XX века, с момента введения в Черниговской губернии агрономической помощи сельскому хозяйству, земства стали обращать особое внимание на повсеместное распространение сельскохозяйственных знаний. В то время в губернии существовало несколько специальных школ этого профиля, начиная от среднего училища в Новозыбкове и заканчивая низшей школой садовых рабочих в Глухове.

В целом влияние сельскохозяйственной школы было незначительно, да и результатов приходилось ожидать годами.

Между тем, время не стояло на месте. Переход земель от крупного владения к мелкому совершался по всей России, возникали хуторские хозяйства. Все это требовало усиленного притока сельскохозяйственных знаний в деревню, без которых улучшение хозяйства было немыслимо. Назрела необходимость учить не только молодое поколение будущих хозяев, но и идти навстречу запросам взрослого населения.

На сельскохозяйственные курсы, устраивавшиеся в Харькове, Умани, Саратове, Москве и других городах, трудно было ехать местным жителям, поскольку это требовало значительных материальных затрат. Новозыбковские сельско-хозяйственные курсы. Брошюра. 1912 г.

Решив приблизить источник знания и дать населению возможность в пределах губернии бесплатно получить необходимый запас сведений по сельскому хозяйству, Черниговское губернское земство устроило в 1908 г. в г. Нежине первые временные курсы.

Затем подобные курсы губернское земство открыло в 1909 г. в г. Новгород-Северском, а в 1910 г. - в г. Борозне.

 По предыдущему опыту и примеру в 1911 г. организовали бесплатные курсы и в г. Новозыбкове. Уездное земство отнеслось к этому вопросу с большим интересом, выделив для организации их проведения значительные денежные средства.

Курсы открылись 10-го мая (все даты указаны по старому стилю) и продолжались в течение двух месяцев, т.е. до 1-го июля.

В числе лекторов были приглашены: инспектор сельского хозяйства Черниговской губернии Тархов К.И., специалист Департамента земледелия по животноводству Мельников М.И., инструктора по садоводству и пчеловодству Фрышов Н.Ф. и Утушкин П.Б., исполнявший должность губернского земского агронома Л-Етьенин В.О., агрономы Солохненко В.И. и Кудрявцев П.С., директор технического училища Ходнев К.Н., а также известный в России на то время знаток по молочному делу Калантар Аветис Айрапетович (1859-1937 гг.).

Калантар Аветис Айрапетович
Биографическая справка

КАЛАНТАР Аветис Айрапетович

Калантар А.А. родился в с. Верхние Акулисы Нахичеванского уезда Эриванской губернии в семье сельского учителя. Окончил Петровскую земледельческую и лесную академию в Москве. В 1889 г. разработал проект высшего учебного заведения по молочному производству. С 1890 г. старший специалист при Департаменте земледелия и сельской промышленности. Участник всех международных конгрессов по молочному делу 1903-1914 гг., постоянный член международной молочной федерации. В 1920 г. получил звание профессора. С 1921 по 1929 гг. руководил кафедрой молочного хозяйства Московской сельскохозяйственной академии им. К.А. Тимирязева. Издатель первого в стране специального журнала «Молочное хозяйство». Учредил 24 молочнохозяйственные школы. Создал институт правительственных инструкторов для оказания помощи в организации маслодельных и сыродельных заводов. Организовал работу научно-исследовательских лабораторий в области молочного дела.

Занятия проходили по 5-ти предметам - земледелию, пчеловодству, животноводству, садоводству и молочному делу. Наибольшее количество часов было отведено земледелию, как наиболее обширному вопросу.

Курс животноводства прочтен Мельниковым М.И. и занял 30 часов с демонстрацией световых картин. При изложении анатомии и физиологии животных были совершены 2 экскурсии на городскую бойню.

Для более успешного усвоения слушателями способов подготовки кормов осмотрен склад земледельческих машин и орудий при Новозыбковской земской управе и ферме технического училища. Там были продемонстрированы соломорезки, корнерезки, зернодробилки, зерноплющилки и др. техника, а также сам ход подготовки кормов.

В целях ознакомления с остатками технических производств и способом их получения слушателями посещены мукомольня и маслобойка Волкова, винокуренный завод в Карховке. Организовано показательное кормление молочного скота.

Таблица удоя крупнорогатого скота за время курсов

Во время обучения слушателям предоставлялось «даровое помещение» (общежитие) и «дешевый стол» (питание).

Экзамены проходили в конце июня и принимала их комиссия из шести специалистов. Всего экзаменовалось 29 обучаемых, «обнаруживших блестящие успехи и серьезное отношение к делу».

Группа слушателей и лекторов селск.-хоз. курсов

Практические занятия на бойне

Опыт проведенных курсов показал, что местное население к подобного рода начинаниям проявило живой интерес. Курсы оказались жизнеспособными и отвечавшими потребности в сельскохозяйственном знании. А поэтому губернским земством было решено устраивать их ежегодно.

Педагогические курсы

Также Новозыбковское земство уделяло внимание и правильной организации школьного дела в уезде. В целях ознакомления учителей с лучшими способами обучения и их усовершенствования уездное земство решило открыть в 1884 г. и 1897 г. в г. Новозыбкове временные педагогические курсы.

Для этого уездная земская управа разработала программу занятий и через местный училищный совет, а также губернатора испросила у попечителя Киевского Учебного Округа разрешение на их проведение.

Программа была написана в соответствии с правилами временных педагогических курсов для учителей и учительниц начальных училищ от 05 августа 1875 г. Наблюдение за ходом и их результатами возложили на губернского инспектора народных училищ Волкова К.Д.

Расходы на организацию обучения приняло на себя Новозыбковское уездное земство. В качестве руководителя пригласили учителя приготовительного класса Первой Киевской мужской гимназии Лубенеца Тимофея Григорьевича (1855-1936 гг.).

Лубенец Тимофей Григорьевич
Биографическая справка

ЛУБЕНЕЦ Тимофей Григорьевич

Лубенец Т.Г. - известный педагог и деятель народного образования. Окончил земскую учительскую семинарию в Чернигове. Работал народным учителем.
С 1884 г. преподавал в 1-й Киевской гимназии. В 1889-1913 гг. - инспектор, затем директор Киевского учебного округа.
После установления советской власти принимал участие в работе по ликвидации неграмотности, организации трудовых школ. Последователь Ушинского К.Д.

В состав слушателей курсов 1884 г. вошло 15 учителей и 4 учительницы уезда. Кроме того, участие принимал кандидат на должность сельского учителя крестьянин Кононенко.

Открылись курсы 13 июня в здании городского двухклассного училища.

 

В присутствии председателя уездной земской управы, исправника, инспектора народных училищ, руководителя курсов, учителей, детей и их родителей местным благочинным протоиереем Вихровым был отслужен молебен. Затем инспектор Волков К.Д. пояснил присутствующим цель обучения и указал главнейшие занятия, касающиеся постановки и ведения практических и теоретических занятий.

После состоялся прием неграмотных детей (15 мальчиков и 10 девочек), из которых составили первое отделение. Учеников городского училища (15 человек), окончивших первый курс, включили во второе отделение.

Занятия на курсах проходили ежедневно утром и вечером. В 9 часов учителя давали два практических урока (обучение грамоте, счету, церковно-славянскому чтению, арифметике, грамматике).
Примерные уроки руководителя и практикантов подвергались разбору.

Практикант, дававший урок, представлял программу и высказывал основания, в силу которых он принял тот или иной прием, систему или упражнение. Затем другие учителя делали свои замечания относительно выполнения программы и хода урока. При этом были поставляемы на вид как достоинства, так и недостатки практиканта относительно общих и частных его приемов, дисциплины, чистоты языка и т.д.

Если же во время разбора встречались методические и дидактические вопросы, то руководитель курсов, по возможности, разъяснял их.

В заключение инспектор народных училищ и руководитель курсов высказывали об уроке свое личное мнение, принимая на вид справедливые замечания и отвергая неуместные. К примеру, во время разбора одного из уроков был поднят вопрос - каким образом ученики должны изъявлять свое желание отвечать учителю? Признано более удобным поднимать руку, опираясь локтем на стол.

По вопросу о том, давать ли детям в начале обучения письму школьные грифеля и доски на дом, решено, что этого делать не следует, дабы дети не приобрели на первых порах неправильного навыка.
Рекомендовано в конце каждого урока обобщать преподанный материал. Прорабатывать уроки таким образом, чтобы ученики понимали суть им сказанного и чувствовали умножение своих знаний.

Вечерние занятия в основном были посвящены беседам руководителя о преподавании в школе предметов, входящих в курс начальной сельской школы, а также классной дисциплине.

Методические приемы обучения грамоте, письму, чтению и счету излагались посредством разбора руководств и учебных книг, предназначенных для элементарных училищ.

Правила детского чтения изучались на примере азбуки Толстого Л.Н. и священника Никольского. Отдавая полное превосходство «родному слову» Ушинского, учителя просили ознакомить их и с другими брошюрами для начинающих.

При разъяснении методики арифметики особое внимание обращено на то, что способ монографического изучения чисел устарел и заменен на арифметические действия по таблицам сложения, вычитания и умножения путем решения устных задач и численных примеров.

Также обсуждались письменные ответы учителей о состоянии вверенных им школ и правилах преподавания. Практиканты сами составляли конспекты уроков на следующий день и писали рецензии на учебные книги.

Учителей ориентировали на то, что успех обучения в школах находится в прямой зависимости от личных качеств преподавателя, а не от принятого им метода. Поэтому при выборе учебных книг и руководств педагог прежде должен сам их изучить и применять только в том случае, если содержание учебного материала соответствует его личным убеждениям, а также индивидуальным способностям учащихся.

Директор Новозыбковского реального училища Радкевич И.Г. предоставил слушателям возможность рассмотреть под его руководством богатые кабинеты всевозможных пособий и картин, находящихся во вверенном ему учебном заведении. Рассказал учителям об устройстве «волшебного фонаря» (аппарат для проекции изображений), научил обращаться с постановкой картин, а затем показал целый ряд сцен, изображающих коронацию Их Императорских Величеств, виды замечательных городов, сооружений и исторических памятников.

В один из дней учителя вместе с руководителем ездили в с. Бобовичи, где ознакомились с глинолитной постройкой местной школы, а также пропели в церкви обедню.

ОТЧЕТ о педагогических курсах в Новозыбкове в 1884 г. На закрытии курсов Лубенец Т.Г. обратился к учителям с речью и заявил, что «...конечная и вечная задача школы - неуклонно вести питомцев по пути к свету и добру. И тот только учитель безупречно стоит «на стезе своей», у которого ученики выходят с правильно наметившимся пониманием своих главнейших, всю жизнь направляющих отношений к Богу и ближнему. С наклонностями, в основании которых лежат развитое чувство законности и человечности и деятельная, широкая, способная вокруг себя животворить любовь. Достижение высокой задачи школьного дела возможно, если учитель прочными узами духа связан с народом, среди которого он действует. Прислушиваясь чутко к сфере своей деятельности, народный учитель в школе и через школу многое может сделать. Нужно только, чтобы он сам был образцом им возвещаемого, сам нес тяготы всего необходимого ограничения. Такой учитель будет стоять на высоте своего призвания и принесет неугасаемый свет добра народу и Отечеству».

Закрытие курсов происходило 13 июля. Инспектор народных училищ Волков К.Д., подводя общие итоги занятий, заявил:

«Педагогические курсы для Вас, господа учители и учительницы, как я убедился при постоянном наблюдении за ходом их, были существенно необходимы и принесли Вам несомненную пользу, так как окончившим специальные заведения для приготовления учителей и приобретшим педагогическую опытность практикой, они дали возможность обновить употребляемые ими приемы и поделиться своим опытом с другими. А не получившим специальной подготовки - возможность ознакомиться наглядным образом с лучшими приемами обучения по данным сперва руководителем, а затем и всеми учителями примерным урокам.

Хотя пределы программ курсов и главным образом слишком короткий период времени, для них назначенный, не позволили руководителю более подробно ознакомить Вас с существующими методами и приемами обучения, но я уверен, что если Вы воспользуетесь, как должно, всеми указаниями и замечаниями, высказанными как руководителем, так и более опытными из Вас на недостатки и хорошие стороны данных на курсах уроков, то Вы можете нести дело обучения вполне удовлетворительно.

При этом позволяю себе выразить вам мою искреннюю благодарность за Ваше весьма сочувственное отношение к курсам и добросовестные занятия на них».

Курсы 1897 г. проходили с 20 июня по 20 июля в стенах Новозыбковской женской гимназии для 46 учителей. От имени уездного земства ими руководил председатель училищного совета Муханов Алексей Алексеевич.

Муханов Алексей Алексеевич
Биографическая справка

МУХАНОВ Алексей Алексеевич

Муханов А.А. родился в 1860 г. в Константинополе. Потомственный дворянин. По окончании юридического факультета Санкт-Петербургского университета поступил на службу в Министерство внутренних дел по ведомству иностранных исповеданий. Состоял чиновником особых поручений при министре графе Толстом Д.А.
Выйдя в отставку, занимался сельским хозяйством. В 1896 г. избран Новозыбковским уездным, а в 1899 г. - Черниговским губернским предводителем дворянства. Занимал должность председателя Черниговского губернского земского собрания. Почётный мировой судья в Новозыбкове.
25 августа 1906 г. Муханов оказался случайным свидетелем покушения на Столыпина П.А. на его даче в Санкт-Петербурге.
Умер 29 июня 1907 г. от рака пищевода в Лозанне. Похоронен вместе с родителями и братом в семейной усыпальнице под Воскресенской церковью в селе Троицкое-Кайнарджи Московского уезда (ныне в черте Балашихи Московской области).

То, каким образом городская управа и училищный совет отнеслись к устроенным сельскохозяйственным и педагогическим курсам, свидетельствует об активном участии Новозыбковского земства в народном просвещении.

Так почему же земство уделяло особое внимание повышению уровня авторитета учителя и грамотности населения? Для ответа на этот вопрос обратимся к словам современника, который характеризует сложившуюся на тот момент вокруг учителя нравственную обстановку и отношение к нему. Вот что он пишет:

«Во всех упущениях, какие любой посетитель найдет в школе, всегда виноват учитель. А между тем, что может сделать учитель при его теперешнем положении? Да и что такое учитель? Учитель нуль, ничего незначащий нигде, ни в чем. Он общественный наймит за гроши, переходящие через руки земских казначеев. Он безгласный и бессловесный исполнитель прихоти и желания начальства и по получаемому им содержанию, если он семейный, то он почти нищий.

Он уже много успеет, если заслужит любовь у поселян и отношение как к своему человеку. Но любовь еще не дает учителю права пользоваться ею для пользы школьного дела.
Школьное дело есть дело целого общества, а не одних родителей учащихся. А всякая материальная нужда школы - ремонт, расширение школьного здания, прирезка земли для огорода, надворные постройки, жалование, помощники - требуют расходов. Раз их коснулись - тут уже любовь в сторону, уважение пропадает.

Одиночество учителя усиливается еще и разобщенностью между учителями. Заброшенные в глухие села, без книг, без людей одного развития, окруженные только одним сельским населением, учителя скоро начинают скучать, махают рукой на обязанности.

Кроме учительских курсов и съездов учителей необходимо устраивать учительские библиотеки, чтобы поддерживать хоть сколько-нибудь духовную и умственную жизнь народных учителей, не дать им заснуть и истомиться в их тяжелой нравственной обстановке.

Несмотря на всю тяжесть такого положения, есть учителя, которые не только добросовестно исполняют свои обязанности, но и оставляют в окружающей их среде глубокий, светлый след своей работы истинного просветителя. О них надолго остается в народе самое благодарное слово».

Такие добрые воспоминания сохранились в с. Сачковичах Новозыбковского уезда про бывшего там учителя. Ему вменяется в заслугу, что он с успехом хорошо вел свое школьное дело, ласково обращался с детьми и народом, читал в училище в свободное время. А иногда (так как был кандидатом на священника) читал в церкви наставления поселянам о необходимости их детям учиться в школе, юношам отвыкать от ругательства и драк. Он входил в положение беднейших поселян, давал им советы, внушал необходимость отвыкать от спиртных напитков, отвращал их от воровства, старался вызвать трудолюбие».

РЕЧЬ священника Бурневского А.П. по окончании курсов 1897 г.

Следует отметить, что наряду с земством влияние на успешный ход дела в школе оказывали попечители, которые главным образом занимались финансированием и разрешением различных хозяйственных вопросов (доставка топлива, ремонт, снабжение книгами, устройство библиотек и т.д.). В попечители по большей части избирались дворяне, крупные землевладельцы, купцы и мещане.

Сведения из Памятной книжки Киевского учебного округа о попечителях женской гимназии на 1915 г.

 

К примеру, по состоянию на 1915 г. попечителем реального училища являлся уездный предводитель дворянства статский советник Абалешев Павел Александрович. Он, а также дворяне Розенбах С.Н., Липницкий К.С., Чарнолуский С.И., Дебогорий-Мокриевич М.П. и почетные граждане Волков Г.Н., Волков М.Г., Давидович С.К. состояли в попечителях Новозыбковской женской гимназии.

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Александр Дудников:
Убеждённый сторонник земства
К выходу книги «Князь Н.Д.Долгоруков: Жизнь – служение Отечеству»
19.11.2019
Забытые могилы предков
О беспамятстве
10.04.2019
О народном просвещении в уездном городе дореволюционной России
Часть III. Временные сельскохозяйственные и педагогические курсы
18.03.2019
О народном просвещении в уездном городе дореволюционной России
Часть II. Городская церковно-приходская школа имени Императора Петра Первого
04.03.2019
Все статьи автора
"Русская школа"
Все статьи темы
Последние комментарии
Воцарение коронабеса
Новый комментарий от Георгий
2020-07-05 01:06
Если Патриарх утвердит решение, он станет простым монахом
Новый комментарий от Георгий
2020-07-05 00:47
Почему победил Путин
Новый комментарий от
2020-07-04 18:42
На обломках России и за счет России?
Новый комментарий от Андрей Козлов
2020-07-04 18:34
Является ли симфония властей ложной концепцией?
Новый комментарий от Игорь Бондарев
2020-07-04 18:32
В чём причина спора о поправках?
Новый комментарий от
2020-07-04 18:09
Власть - это Божие установление
Новый комментарий от Игорь Бондарев
2020-07-04 17:36