«Самый разительный пример гордости духовной находим мы ...в позднейших или нынешних греках»

Фрагмент из послания «К сербам»

 

Ниже мы переиздаем фрагмент из послания «К сербам», по сути дела, духовного завещания одного из основоположников истинного славянофильства Алексея Степановича Хомякова (1804-1860.) (См. подробнее о нем: "Молится кто-нибудь и теперь, ибо - держится Россия!" и др.)

Написано «Послание из Москвы» поздней осенью 1859 г. по случаю резких перемен в Сербии (в конце 1858 г. князь Александр Карагеоргиевич был изгнан, в Белград возвратился Милош Обренович с сыном Михаилом, сербскому народу предстояли новые непростые испытания).

А.С. Хомяков, хорошо зная сербскую историю и современность, придавал «Посланию» важное значение. Под ним подписались наиболее крупные русские славянофилы того времени: К.С. и И.С. Аксаковы, Ю.Ф. Самарин, М.П. Погодин, А.И. Кошелев, И.Д. Беляев, Н.А. Елагин, П.А. Безсонов, П.И. Бартенев, Ф.В. Чижов. «Послание» решено было перевести на сербский язык, отпечатать за границей и бесплатно раздать в землях, где проживали сербы.

Весной 1860 г. И.С.Аксаков отправился в славянские земли, где ознакомившиеся с «Посланием» принимали его с немалым одобрением. Издано оно было в Лейпциге (в конце 1860 г., уже после кончины А.С. Хомякова) в виде стостраничной книжечки. Название на обложке на двух языках; «Къ Сербам. Лейпцигъ. У Франца Вагнера» и «Србльима. Посланiе изъ Москве. У Лейпцигу кодъ Фране Вагнера». Четные страницы были напечатаны по-русски; нечетные по-сербски. Корректуру в Вене правил И.С. Аксаков.

Наследие А.С. Хомякова оставило глубокий след не только в памяти русского и сербского образованного общества, но и всего славянства (однозначно критически отзывались после публикации «Послания из Москвы» лишь католики).

Публикацию фрагмента, специально для Русской Народной Линии, подготовил профессор А. Д. Каплин. Название и деление на абзацы - составителя.

+ + +

<...> Первая и величайшая опасность, сопровождающая всякую славу и всякий успех, заключается в гордости.

Для человека, как и для народа, возможны три вида гордости: гордость духовная, гордость умственная и гордость внешних успехов и славы.

Во всех трех видах она может быть причиною совершенного падения человека или гибели народной, и все три встречаем мы в истории и в мире современном.

Самый разительный пример гордости духовной находим мы не в Риме (где все духовное является более предлогом, чем началом), но в позднейших или нынешних греках.

Богу угодно было избрать их язык для прославления своего имени в Священном Писании и их самих для распространения веры в мире. Незабвенна память их мучеников, незабвенна слава их духовных учителей. От них просветились многие народы; и мы, славяне, от них получили лучшее свое достояние, истинное знание Бога и Спасителя нашего, свободное от всякой ереси и лжи, которыми помрачены народы западные.

Никогда без благодарности и без искреннего благоговения не могли бы мы вспомнить такие великие труды и заслуги греков; но от этих самых заслуг возгордились они безумно.

Славу своих прежних подвижников переносят они на себя и, наряжаясь в нее, превозносятся перед другими народами и презирают братьев своих о Христе.

Веру, которой некогда служили их предки, считают они как бы не общею для всех исповедующих ее, но своею, греческою, и себя единственными сынами церкви, а других как будто рабами и приемышами.

Из этого гибельного начала проистекает ненависть их ко всем другим народам, не согласным с их неуместными притязаниями, и в особенности к нам, славянам; желание порабощать нас или держать нас в рабстве турецком, чтобы через турок над нами господствовать; вражда против нашего языка, который, если бы могли, они изгнали бы из храмов Божиих и из священнодействия церковного, в противоположность их же первоучителям; и, наконец, такое ожесточение, что православный грек становится тяжелее племенам славянским, чем турок-магометанин.

Это известно всему миру.

Конечно, и другие страсти, как то корыстолюбие и любовь к власти, примешиваются к вражде греков против славян; но начало ее есть духовная гордость, вследствие которой они, как евреи в древности, готовы считать себя единственными избранниками Божиими, а все другие народы чем-то низшим и созданным для служения избранному племени, греческому.

Таковы в них плоды духовной гордости: вражда ко всем народам и умственная слепота, не позволяющая им видеть свои собственные выгоды: дай Бог, чтобы они исправились от такого страшного порока!

Мы и теперь любим их, как братьев и учителей наших; но как еще ревностнее стали бы мы тогда заботиться о их благе и даже проливать нашу кровь за них, забывая всякое зло и помня только об их заслугах и о великой Божией благодати, данной их предкам!

Духовной гордости греков соответствует умственная гордость всех западных народов. Богу угодно было оградить их от таких бедствий, которые обрушились на Грецию и на племена славянские, и облегчить им преуспеяние в развитии наук, художеств и гражданственности.

Они воспользовались милостию Божиею и достигли высокого развития умственного; но, ослепленные своими успехами, они, с одной стороны, сделались (как известно) вполне равнодушными к высшему благу - вере и коснеют в слепоте духовной, а с другой - сделались не благодетелями остального человечества (к чему были призваны), но врагами его, всегда готовыми утеснять и порабощать другие народы.

Горький опыт слишком ясно доказал это славянам; да и в целом мире корабли европейских народов считаются не вестниками мира и счастия, а вестниками войны и величайших бедствий.

Какова надменность англичанина или любого немца (как бы ни было мелко и ничтожно его собственное отечество), каково презрение его ко всем остальным народам мира, каково желание попирать ногами все их права и обращать их в безсильные орудия своей корысти, - знают все.

Гибельное семя дает и гибельный плод, и вражда западных народов, особенно же англичан и немцев против всех, порождает естественную и справедливую ненависть во всех народах против них.

Таково наказание гордости умственной. <...>

 

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

1. Re: «Самый разительный пример гордости духовной находим мы ...в позднейших или нынешних греках»

«Не дай нам Бог во тьме и суете житейской, Зазнаться гордостью и спесью фарисейской, Чтоб святостью своей, как бы другим в упрек, Хвалиться, позабыв, что гордость есть порок. Не в славу, не в почет, народные скрижали, Родную нашу Русь Святой именовали. А в назиданье нам, в ответственность, в завет. Чтоб сберегали мы первоначальных лет Страх Божий, и любовь, и чистый пламень веры. Чтоб добрые дела, и добрые примеры, В их древней простоте завещанные нам, Мы цельно передать смогли своим сынам…» (См.: П. А. Вяземский. Молитвенные думы // http:// stihi.ru/2016/01/25/5787)

александр т. / 23.02.2019
Алексей Хомяков:
О возможности русской художественной школы
Часть 3. «Дело наше - возрождение жизненных начал в самих себе»
05.10.2017
О возможности русской художественной школы
Часть 2. «Вопрос о жизни и смерти в самом высшем значении, умственном и духовном»
04.10.2017
О возможности русской художественной школы
Ко дню памяти. Часть 1. «Мы утратили свою народную личность, то есть самих себя»
03.10.2017
О возможности русской художественной школы
Часть 4. «Развитие истинного просвещения в Святой Руси»
09.09.2017
Все статьи автора
"Консервативная классика"
«Церковь одна»
А.С. Хомяков и Н.В. Гоголь о единстве Церкви
04.07.2019
Каков идеал политической жизни России?
К 200-летию со дня рождения выдающегося русского мыслителя, общественного деятеля, славянофила Юрия Фёдоровича Самарина
04.05.2019
Наследник, защитник и истолкователь истинных славянофилов
К 100-летию со дня кончины Дмитрия Алексеевича Хомякова (27.09.1841 - 18[5].03.1919). Часть 3
18.03.2019
Наследник, защитник и истолкователь истинных славянофилов
К 100-летию со дня кончины Дмитрия Алексеевича Хомякова (27.9.1841 - 18[5].03.1919). Часть 2
17.03.2019
Все статьи темы