Страх и любовь Божьи в Ветхом и Новом Заветах

 

Страх Божий - это боязнь Божьего наказания за непослушание (нарушение Его воли). Любовь Божья тоже связана с боязнью, но не наказания, а боязнью огорчить Отца Небесного своим непослушанием. Боязнь наказания - это признак рабства. Боязнь огорчить непослушанием - это признак сыновства. Страх и любовь Божии - это различные ступени (степени, уровни) духовного состояния человека, имеющие очень важное значение.

Рассмотрим, что говорится по данным вопросам в христианском учении, включая библейскую и святоотеческую антропологию.

§1. О СТРАХЕ БОЖЬЕМ

В Ветхом Завете пишется, в частности, что страх Божий - это «начало мудрости» (Пс. 110:10; Прит. 1:7; 9:10; 15:33); «истинная премудрость» (Иов. 28:28); «начало», «полнота», «венец», «корень премудрости» (Сир. 1:15,16,18,20); «отводит от зла» (Прит. 16:6); «ведет к жизни» (Прит. 19:23); «является сокровищем» (Ис. 33:6); «отгоняет грехи» (Сир. 16:21). Также фактически утверждается, что тот, кто пребывал в страхе Господнем не был Им оставлен (Сир. 2:10).

В Новом Завете отмечается, в том числе, что «зная страх Господень, мы вразумляем людей» (2 Кор. 5:11) и призывается «совершать святыню в страхе Божием» (2 Кор. 7:1), а также «повиноваться друг другу в страхе Божием» (Еф. 5:21). Апостол Павел пишет о совратившихся в пути: «Нет страха Божья перед глазами их» (Рим. 3:18) и наставляет: «Итак, возлюбленные мои ... со страхом и трепетом совершайте свое спасение, потому что Бог производит в вас и хотение и действие...» (Филип. 2:12).

Святоотеческое учение также учит нас страху Божьему.

Прп. Иоанн Кассиан говорит: «Пригвоздившись к страху Господню ... мы можем умертвить все наши похоти и плотские страсти» (цит. по 1:70).

Первый патриарх Константинопольский Каллист (1397) и сподвижник и брат его Игнатий (Ксанфопулы) отмечают, что «святые отцы в порядке добродетелей страх Божий ставят после веры» (цит. по 2:324).

Много рассуждает о страхе Божьем свт. Тихон Задонский, например:

«Страх Божий и ЛЮБОВЬ великия суть дарования, и от Бога происходят: сего ради надобно о том усердно молиться» (цит. по 3:994 со ссылкой на 4, т. 1, с. 207);

«Понеже истинный "страх Божий есть дар от Господа", якоже Сирах глаголет (Сир. 1:13): того ради должно его нам усердною молитвою у Бога просить, чтобы сердце наше и вся чувства страхом Своим оградил» (цит. по 3:994 со ссылкой на 4, т. 2, с. 257);

«Страх Божий есть свет душевный, а отсутствие страха - тьма» (цит. по 3:994 со ссылкой на 4, т. 4, с. 379);

«Вера имеет страх Божий и духовную радость и веселие. И сия в верной душе по переменам действуют; то есть, то страх и трепет она чувствует, то радость и веселие ощущает...» (цит. по 3:994 со ссылкой на 4, т. 5, с. 286);

«Боящийся Бога любит Его, отвращается мирской суеты» (цит. по 3:994 со ссылкой на 4, т. 2, с. 18);

«Христианин должен ходить пред Богом со страхом» (цит. по 3:994 со ссылкой на 4, т. 4, с. 17);

«Человек должен почитать Бога страхом» (цит. по 3:994 со ссылкой на 4, т. 5, с. 80);

«Без страха Божия не бывает богопочитания» (цит. по 3:994 со ссылкой на 4, т. 5, с. 311);

«Убоимся убо, возлюбленне, Единаго Бога, да ничего и никого не убоимся. Ибо кто Бога поистине боится, тот никого и ничего не боится (Пс. 25; 32; 33; 35 и 36). Кто Бога единаго боится, тот все в Боге находит; ему Бог - честь, слава, богатство, утешение, живот и все блаженство, хотя от людей чести, славы богатства, утешения и живота лишается. Понеже кто Бога боится, тот в милости у Бога находится, яко боится Его прогневать и оскорбить. А кто в милости Бога находится, тому почто бояться немилости и свирепости врагов? Бог - все, и кроме Бога все ничто, и злоба всех, диаволов и злых людей - ничто» (цит. по 3:994 со ссылкой на 4, т. 5, с. 330). См. также 3:994-1001.

По словам прп. Иоанна Лествичника: «Кто стяжал страх Божий, тот устранился лжи, имея в себе неподкупного судию, - свою совесть» (14:11. Слово 12, гл. 7); «Уныние происходит иногда от наслаждения; а иногда от того, что страха Божья нет в человеке» (14:187,188. Слово 26, гл. 39-48).

Свт. Игнатий (Брянчанинов) тоже полагает, что «уныние», которое является одной из злейших страстей, представляет собой, в том числе, «лишение страха Божья» (12:3-6). Святой отец также считает, что «напрасно же исполненные самомнения и самообольщения мечтатели гнушаются страхом Божиим, как принадлежностью презренных рабов, когда к страху призывает нас Бог, возвещает, что Сам Он будет нашим учителем страха, что подаст нам духовный дар страха Божия. Не низко для человека, ничтожной твари, падшей, отверженной, погибшей, усвоившей себе вражду к Богу, перейти из состояния вражды и погибели к состоянию рабства и спасения. Уже это рабство - великое приобретение! Уже это рабство - великая свобода! Страх законополагается нам, как средство существенно нужное, необходимое для нас ... Страх Божий есть дар Божий. Как дар, он испрашивается молитвой. Желал сподобиться этого дара святой пророк Давид и потому умолял Бога: "Постави рабу Твоему слово Твое в страх, пригвозди страху Твоему плоти моя" (Пс. 118,38,120), то есть, мои плотские пожелания. Страх Господень есть один из семи даров Святого Духа, которые святой пророк Исаия исчисляет так: "Дух премудрости и разума, Дух видения и 6лагочестия, Дух совета и крепости, Дух страха Божия" (Ис. 11:2)» (13. Гл. 4. Слово о страхе Божием и о любви Божией).  

Прп Оптинский старец Антоний утверждает, что «кто боится Бога, тот не боится ни воров, ни мошенников...» (15:427 со ссылкой на «Душеполезные поучения преподобных оптинских старцев. Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 2000»).

Такое огромное значение придаётся страху Божьему в Христианстве ещё и потому, что если страх (боязливость) перед властью земной превышает страх перед властью Небесной (страх Божий), то человек руководствуется уже не заповедями Божьими, а желаниями власти. При этом страх Божий теряет свою силу и перестаёт направлять человека. В результате, у такого боязливого человека развиваются духовные метастазы, препятствующие духовному развитию, прерывается связь с Христом. И наступает духовная смерть - разъединение души с Богом.

Поэтому, в Откровении Иоанна Богослова участь боязливых - «в озере, горящем огнем и серою», также, как и неверных, скверных, убийц, любодеев, чародеев, идолослужителей, лжецов», причём боязливые здесь находятся на первом месте (Отк. 21:8).

Именно поэтому и учит свт. Григорий Богослов: «Всего страшнее - бояться чего-либо более, нежели Бога, и по сей боязни служителю истины стать предателем учения веры и истины!» (6:158. Слово 6).

Свщ. Павел Адельгейм говорит: «Со страха Божьего духовная жизнь начинается. Это её первая ступенька. Вот преподобный Авва Дорофей написал книгу "Азбука духовная". В этой книге он рассказывает о духовном возрождении, о духовном пути. Начинается эта книга с главы о страхе Божьем. И Священное Писание говорит: "Начало премудрости - страх Господень. Служите Господу со страхом и радуйтесь Ему с трепетом". Вот это благоговейное отношение человека к Богу и есть начало его духовной жизни» (5).

Заметим, что о страхе Божьем неоднократно повествуется и в православных молитвах:

«Святы́й А́нгеле ...  моли́ся за мя ко Го́споду, да утверди́т мя в стра́се Свое́м ... Ами́нь» (Утренние молитвы. Молитва девятая, к Ангелу хранителю);   

«Го́споди, всели́ в мя ко́рень благи́х, страх Твой в сердце́ мое́» (Молитвы на сон грядущим. Молитва 7-я святого Иоанна Златоуста, п. 9);

«... Владыко ... вкорени́ страх Твой во удесе́х моих...» (Последование ко Святому Причащению. Молитва святого Иоанна Златоустого, 2-я).

§2. О РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ СТРАХА БОЖЬЕГО

Каллист и Игнатий Ксанфопулы говорят, что страх Божий двояк. Один для новоначальных, другой для совершенных.

«О первом страхе Божьем - новоначальных. Знай же, возлюбленнейший мой, что страх божий двояк: один - для новоначальных, а другой - совершенных. О первом страхе так написано: Начало мудрости страх Господень (Пс. 110:10; Прит. 1:7); Придите, дети, послушайте меня: страху Господню научу вас (Пс. 33:12); страхом Господним уклоняется всяк от зла (Прит. 15:27), и идеже страх, ту заповедей соблюдение. И прп. Исаак говорит: "Страх Божий есть начало добродетели. Он почитается порождением веры и сеется в сердце, когда ум отстранится от суетности мирской, чтоб собрать владеющиеся мысли свои от рассеяния непрестанным углублением в будущее возуустроение всяческих" (Сл. 1, с начала); также: "Начало истинной жизни в человеке - страх Божий; а он не терпит пребывать в душе вместе с рассеянием мыслей" (там же, с. 4); еще: "Умудрись же в основание шествия своего положить страх Божий, и в немногие дни станешь у врат Царствия, не кружась по пути" (там же, с. 7).

О втором - совершенном страхе Божием. О втором или совершенном страхе Божьем так сказано: Блажен муж, боящийся Господа и крепко любящий заповеди Его (Пс. 111:1); Блажен всякий боящийся Господа, ходящий путями Его! (Пс. 127:1); Бойтесь Господа, святые Его, ибо нет скудости у боящихся Его (Пс. 33:10); се тако благословится человек, бойся Господа (Пс. 127:5); Страх Господень чист, пребывает вовек (Пс. 18:10).

Пишет и св. Петр Дамаскин: "Признак первого страха есть ненавидеть грех и гневаться на него, как гневается на зверя угрызенный им; а страха совершенного признак есть - любить добродетель и бояться превращения; ибо никого нет, кто бы был не превратен; почему в этой жизни, при всяком деле, должны мы всегда бояться падения" (Кн. 2, сл. 3, с. 14, в русском переводе). Посему и ты, разумно слыша сие, потщися вместе со всеми указанными выше добродетелями непрестанно держать в себе, как следует, и первый страх. Ибо он есть как бы сокровищехранилище всякого доброго деяния самое крепкое. Пребывая таким, ты всегда будешь иметь стопы свои направляемыми к деланию всех заповедей Господа нашего Иисуса Христа. простираясь же далее сим путем, приобретешь ты и совершенный страх, чистый, по любви к добродетелям и милости благого Бога нашего» (2:324,325).

Заметим, что сих двух великих подвижников (Ксанфопулов) Симеон Солунский называет богоносными отцами, движимыми Духом (2:297).

Прп. Серафим Саровский так определяет виды страха Божьего: «Два вида страха: если не хочешь делать зла, то бойся Господа и не делай; а если хочешь делать добро, то бойся Господа и делай» (7:104).

Священник Михаил Шполянский о различных ступенях страха Божьего пишет: «Есть три ступени страха Божия: низшая - страх наказания, средняя - страх потери награды, высшая - страх своими грехами оскорбить любовь Небесного Отца» (11:43).

В полном богословском словаре о страхе Божьем сказано: «Страх Божий - означает вообще одну их великих добродетелей и обязанностей человека и имеет разные значения: а) страх, боязнь, опасение наказания от Бога, как низшая ступень добродетели страха Божия; б) удивление, трепет, ужас перед величием событий; в) благочестие, благочестивая жизнь; г) совершеннейшая чистота и святость жизни, как высшая степень страха Божия, простирающаяся до отсутствия страха Божия, до отождествления его с совершеннейшую, сыновнею любовью к Богу» (8:2122).

§3. О СООТНОШЕНИИ СТРАХА БОЖЬЕГО И ЛЮБВИ БОЖЬЕЙ

«В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви» (1Ин. 4:18).

«...Евангелие, которое вообще, вместо духа страха пред законом, господствовавшего в Ветхом Завете, распространяет дух любви и свободы...» (9:290-293).

«Хорошо было бы, если бы человек мог слушаться Господа своего по побуждению любви, если бы он мог всегда свободно и легко исполнять заповеди Бога своего, но свобода заключает в себе возможность колебания и падения, поэтому свобода имеет нужду в подкреплении сильном, которое могло бы остановить колебания и удержать от наклонности ко злу, - а таковое есть страх смерти» (10:8).

§4. О страхе Божьем и любви Божьей в Библии

И в Ветхом Завете, и в Новом Завете, страх Божий имеет важное значение. Также следует отметить, что и в Ветхом Завете звучит призыв к любви, например, «Люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими» (Втор. 6:5), «Люби ближнего твоего, как самого себя» (Лев. 19:18).

Вместе с этим, призыв к любви в Новом Завете звучит ярче и сильнее (1Ин. 4:18). Ведь Христианство - это религия любви, поскольку «Бог есть любовь» (1Ин. 4:8,16). В Евангелие от Иоанна, в частности, сказано: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16); «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Ин. 13:34).

Иными словами, с одной стороны, и в Ветхом, и в Новом, Заветах положительно говорится о большом значении страха Божьего и любви Божьей. С другой стороны, в Ветхом Завете основной акцент делается на закон и страх его невыполнения. В Новом же Завете, основной акцент делается на благодать и любовь. Ибо «закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» (Ин. 1:17).

Только любовь к Богу, соединяющая с Ним человека, и включающая исполнение Божьих заповедей, делает нас истинно свободными и истинно счастливыми. «Ибо Ты - истинная цель стремления и неизъяснимая радость любящих Тебя, Христос Бог наш, И Тебя воспевает все творение вовеки. Аминь» (Благодарственные молитвы по Святом причащении. Молитва 1-я).

И «кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано: за Тебя мерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание. Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8:35-39).

*         *         *

 

Господи, открой духовные очи наши. Ведь странники мы на земле и путь наш земной короток. Помоги нам уразуметь и исполнить заповеди Твои. Ведь в этом наше спасение. Ибо заповеди Твои - ограда духовная, предохраняющая от падения в пропасть грехов и страстей.

 

ЦИТИРУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Скурат К. Е. Великие учители Церкви. - Клин: Христианская жизнь, 1999.

2. Добротолюбие / пер. с греч. свт. Феофана Затворника: в 5-ти тт. - Т. 5. - М.: Сретенский монастырь, 2004.

3. Иоанн (Маслов), схиархим. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского - М.: Самшит - издат, 2003.

4. Творения свт. Тихона 6-го издания, 1899.

5. Слово о. Павла в Неделю 19-ю по Пятидесятнице. 
Лк. 5:1-11. О необходимости трудиться в духовной жизни. // Памяти отца Павла Адельгейма. [Электронный ресурс].

6. Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, Архиепископа Константинопольского. СПБ, 1912 г. Том 1.

7. Преп. Серафим Саровский. Житие, пророчества, наставления: сб. - Минск: Лучи Софии, 1998.

8. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2-х тт. - Т. 2. - Изд-во П. П. Сойкина. 1992. Репринтное издание.

9. Филарета Митрополита Московского и Коломенского творения / вст. ст., сост. свящ. М. Козлова. - Отчий дом, 1994.

10. Вечные загробные тайны. Как живут наши умершие, их союз с живыми, их блаженство и муки. По учении Священного Писания, Отцов и Учителей Церкви // сост. игум. Антоний. - 4-е изд. - М.: Афонский Русский Пантелеимонов мон-рь, 1908.

11. Священник Михаил Полянский. Как приготовится к исповеди. Практическое руководство для православного христианина. - М.: Отчий дом, 2001.

12. Свт. Игнатий (Брянчанинов). В помощь кающемуся. - М.: Отдых христианина, 2002.

13. Свт. Игнатий (Брянчанинов). Аскетические опыты. Т. 2.

14. Преп. Иоанн Лествичник. Лествица. - 1998.

15. Симфония по творениям преподобных Оптинских старцев. В 2-х т. Т. 2. П-Я. - М.: ДАРЪ, 2009.

 

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий