Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Многоходовка

Сергей  Скатов, Русская народная линия

Оркестр "Боян" / 28.01.2019


Кто и зачем уничтожил Русский оркестр «Боян» …

Позади очередные, как всегда, затянувшиеся новогодние торжества. Аналитики различного толка всё никак не успокоятся, подводя непреходящие итоги ушедшего 2018 года. Строят планы на будущее. Планы грандиозные... Увы, за грандиозностью от внимания нередко ускользают события знаковые, чей анализ побуждает немало усомниться: а есть ли будущее?

Вот лишь один, но характерный пример!

28 декабря 2017 года, то есть в канун минувшего 2018-го, появился на свет, на мой взгляд, знаковый Приказ главы Минкультуры РФ В.Р. Мединского за номером 2274! С год уже этот Приказ в действии, юбилей, можно сказать! Хотя... Факт сей мало и что кому-то говорит: в самом деле, не знаменитый же это - типа - какой-либо «номерной» Приказ Главковерха времён Гражданской или Великой Отечественной войны!

Да и название Приказа... Самое обыденное: «О реорганизации Федерального государственного учреждения культуры "Государственный академический оркестр" и Федерального государственного учреждения культуры "Московская государственная академическая филармония"»... Где тут, спрашивается, заявленная знаковость?! Мало ли что у нас, в эпоху «реформаторов» и «реформ», реорганизовано и реорганизуется! И какое массовому, как сейчас выражаются, потребителю дело до столичной филармонии, а также до Государственного академического оркестра, знать который никто не знает?!

Не спешите, читатель! Многое, слишком многое за Приказом № 2274 «главковерха» от российской культуры г-на Мединского стоит, чтобы не обратить на данное событиеи годовой его юбилей самое пристальное внимание.

ИЗ ПРИКАЗА ЯВСТВОВАЛО, что в целях «оптимизации структуры подведомственных учреждений» и в прочих благовидных целях Минкультуры РФ в ведение Московской госфилармонии передавался Государственный академический оркестр - оба учреждения на тот момент были подведомственны министерству. А теперь, после Приказа, оркестр оказался подведомствен филармонии. Вот, в общем-то, и вся «реорганизация». Вопрос в другом! В том, что музыкальной общественности, тем, кто в музыкально-академических делах хоть немного смыслит, нет большой разницы, кому те или иные музыканты административно подчинены, главное - не мешало бы им это, но помогало в творческом процессе.

Чем могла помочь Государственному академическому оркестру подобная «реорганизация»? Оставалось гадать. Поскольку наименование это на конец декабря 2017 года для любителей академической музыки было абсолютно неизвестно. Вернее, известно было, но не любителям, а чрезвычайно узкому кругу, что называется, ответственных лиц...

При всём при том широко по всей России и за далеко её пределами некогда звучал Государственный академический русский концертный оркестр «Боян»! Широта звучания основывалась на самом названии, полученном по имени легендарного древнерусского певца-сказителя Бояна, а также на личности Анатолия Ивановича Полетаева, профессора, композитора, Народного артиста СССР и России, лауреата многочисленных отечественных и международных наград, фестивалей, конкурсов, премий, полвека назад создавшего этот уникальный коллектив.

То, что коллектив уникален, спору нет (к данному постулату чуть позже вернёмся). Бесспорен и тот факт, что в 1968 году, то есть 50 лет назад, Анатолием Полетаевым был создан Русский оркестр «Боян»! И осенью 2018 года его бесчисленные почитатели, да и вся культурно просвещённая Россия с подобающим размахом должны были праздновать сей полувековой юбилей... Не случилось. Не состоялось даже «одиночного» приуроченного к юбилею концерта. Зато «празднуем» годовщину Приказа Минкультуры РФ № 2274!

Но при чём здесь знаменитый «Боян» и какой-то... пусть на бумаге «государственный» и «академический», но никому не ведомый оркестр, отошедший Московской госфилармонии? В том-то и суть, и беда, и казуистика описываемых событий, что в Приказе под Государственным академическим оркестром подразумевался Государственный академический русский концертный оркестр «Боян»!

За пару месяцев «до приказа» другим и не менее строгим «указанием» министерство изъяло из названия прославленного коллектива такие основополагающие понятия, как «РУССКИЙ», «КОНЦЕРТНЫЙ», «БОЯН». Затем этот безымянный, ни уму, ни сердцу оркестр-новодел Минкультуры в срочном порядке передало (или спихнуло?) Московской госфилармонии!

Таким образом, «Боян»на день выхода Приказа № 2274 как бы существовал, но... как бы не было его уже в природе: название оркестра было заранее сокращено, дезавуировано, а по сути, изменено в корне! С выходом же Приказа бывший «Боян» подчинялся уже не Минкультуры РФ, а столичной филармонии. Следовательно, пусть филармония им и «занимается»! А министерство? Умывает оно руки...

Запутанная, согласитесь, история. И вполне обоснованно подобные операции в спецслужбах именуют «многоходовками». Сейчас термин перекочевал в среду аферистов и махинаторов всех мастей, применим, как видим, и к чиновничеству различного ранга.

И надо признать, чиновники министерства проявили недюжинную изворотливость, с «операцией» справившись блестяще! Забегая вперёд, скажу, что «Боян» Приказом № 2274 де-факто был... уничтожен!

Долгая это история, насчитывает не один десяток лет... Рассмотрим хотя бы коротко этапы этой непримиримой и успешной с Русским оркестром «борьбы».

 

СОЗДАТЕЛЬ И БЕССМЕННЫЙ главный дирижёр и художественный руководитель «Бояна» А.И. Полетаев в оркестре во всех смыслах - творческом, интеллектуальном, административно-управленческом, в прямом и фигуральном - главенствовал. На протяжении десятилетий! Оно и понятно: в столь тонком деле, как творчество, многоначалия быть не может.

Выпускник знаменитой Гнесинки по классу баяна и дирижирования, к созданию своего оркестра шёл упорно и правомерно.

Уже со второго курса института, а это 1955 год - штатный баянист-виртуоз знаменитого Москонцерта! 1956 год - участник Международного фестиваля студенческой молодёжи во Франции, в Париже записывает первую в своей жизни грампластинку. 1957 год - Золотая конкурсная медаль на Всесоюзном фестивале молодёжи, в том же году - Золотая медаль Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве. В 1958 году в составе группы Госконцерта едет в свои первые зарубежные гастроли - Эфиопия, Ливан, Тунис, Египет, Великобритания... Император Эфиопии Хайле Селассий I, сражённый эфиопской народной песней в исполнении русского баяниста, вручает Анатолию Золотую медаль!

По окончании «Гнесинки» в Горьком (Нижнем Новгороде) преподаёт в консерватории им. М.И. Глинки, создает там кафедру народных инструментов. При этом продолжает обучение в гнесинской аспирантуре у своего учителя знаменитого Н.Я. Чайкина.

Вернувшись в столицу, преподаёт в институте им. Гнесиных. Активно по России, СССР, всему миру гастролирует. В 1966 году - лауреат Международного конкурса аккордеонистов и баянистов «Дни гармоники» в Клингентале (Германия)...

Ещё на последнем курсе института - в двадцать-то с небольшим лет! - защитил диплом «К вопросу об овладении техникой игры на баяне пятью пальцами». Студент Полетаев системно включил «большой» палец правой руки, бывший ранее у баянистов в резерве, в музыкальную игру, теоретически и практически, на собственном опыте, закрепив нововведение. Сегодня «пятипальцевая аппликатура Полетаева», или «система Полетаева», как указывают российские и зарубежные специализированные источники, общепринятая данность.

К 1968 году, моменту создания собственного оркестра, Анатолий Полетаев, безусловно, - признанный во всём мире авторитет и даже классик баянного искусства!

Поначалу в «Бояне» было немного, всего 8 исполнителей - баян, балалайка, гусли, домры, ударные. Затем в состав оркестра вводятся брёлка, жалейка, владимирские рожки, трещотки... - опять-таки русские народные инструменты. Но одновременно в ткань музыкального произведения дирижёр вплетает инструменты симфонического оркестра (ударные, медные и деревянные духовые, струнные...). А также, «в духе научно-технического прогресса», синтезатор и даже... бас-гитару!

Заявил о себе как незаурядный интерпретатор классических произведений. И... как композитор! При необходимости сам писал стихотворные тексты к своим произведениям.

Япония, Цейлон, Танзания, Камерун, Гана, Конго, Монголия, Индия, Венгрия, Болгария, Великобритания, Шотландия, Финляндия... Если суммировать, то за 60 с лишним лет гастрольной деятельности Анатолию Полетаеву рукоплескали более чем в 30 странах мира!

- Но главная моя аудитория была и есть - мои соотечественники! - не устаёт повторять маэстро. - И до «Бояна» в моём распоряжении были лучшие залы. Но с некоторых пор стал замечать, что на академические концерты, в том числе мои, приходят в основном профессиональные музыканты... А где же, спрашивал я себя, народ?! Который пашет и сеет? На средства которого я существую?! Тот народ, которому я, музыкант, должен отдавать и отдавать?!

Ему трудно даже припомнить, где, в каком регионе, уголке нашей необъятной Родины в те или иные годы не звучал бы его многотембровый баян «Россия», а затем многоголосый Русский оркестр «Боян»! Были это не только лучшие залы страны, но нередко - и сельский клуб, и Комсомольская ударная стройка, заводской цех, таёжное пристанище нефтедобытчиков или лесорубов...

- Первую программу «Бояна» мы «обкатывали» в Сибири, на Дальнем Востоке, - вспоминает Анатолий Иванович. - Люди там работали в тайге, спали в палатках. Как они нас принимали!

В составе «Бояна» разных лет существовали также малые самобытные ансамбли - «Веснянка», «Гусляры», «Дудари»... Именно такой ансамбль «Русская песня», где солировала тогда молодая и небезызвестная ныне Надежда Бабкина, в 1976 году становится Лауреатом Всероссийского песенного конкурса в Сочи.

И ещё немного хроники тех лет. 1969 год: «Боян» - Лауреат Первого молодёжного фестиваля народной музыки в Москве. 1973 год: лауреат X Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Берлине. 1982 год: «Бояну» присвоено престижнейшее звание Лауреата премии Ленинского комсомола!

А вот лишь некоторые из восторженных откликов зарубежных СМИ. «"Боян" является одним из лучших оркестров СССР...» (газета «Хоккай минью симбун», Япония). «Состав блистал своей изысканной и тонкой нюансировкой...» (газета «Димитровское знамя», Болгария). «Всё, что играет оркестр, отшлифовано с изумительным звучанием. Оркестр «Боян», который в целом совершенно фантастичен, имеет прекрасных солистов» (газета «Людвикатиднинг», Швеция). «У нас в Канаде тоже много фольклорных ансамблей, - в середине 80-х со страниц «Московского комсомольца» поражался профессор Конкордского университета Г. Рипстайн, - но уровень их, конечно, несопоставим с вашим»...

 

 

К середине 80-х «Боян» представлял собой уникальный и единственный в России и мире симфонический оркестр малой формы, соединивший два ранее «трудно соединимых» начала - русские народные инструменты и инструменты симфонического звучания!

Исполнительские, эстетические, просветительские задачи, поставленные Анатолием Полетаевым перед самим собой, а значит, «Бояном», были, разумеется, исконны, в рамках вековых устоев, традиций, и тем не менее - чрезвычайно свежи, новы! По мнению многих профессиональных исследователей, творческие высоты, взятые «Бояном» под руководством А.И. Полетаева в лучшие их годы, в российском и мировом музыкальном искусстве не превзойдены до сих пор!

 

 

ПРОБЛЕМЫ, КАК И У БОЛЬШИНСТВА соотечественников, у «Бояна» начались со слома советской эпохи. С распоряжения новоиспеченного премьера правительства Москвы Ю.М. Лужкова № 637-РП от 18 марта 1992 года «О передаче в пользование приходу Русской Православной Церкви Московского Патриархата церкви Власия в Староконюшенном пер. (ул. Рылеева, 20)...».

Помещение это, а точнее, его развалины - голые стены без крыши, окон и дверей, отопления и прочих коммуникаций «Боян» получил в середине 80-х и в рекордные сроки, привлекая на «социалистические» субботники-воскресники московское студенчество, членов ВООПИК, научную и творческую интеллигенцию, здание полностью восстановил! Восстановил храм, в полном соответствии с первоначальным его проектом, научно-архитектурными и православными канонами! Позже РПЦ оценила заслуги А.И. Полетаева перед Церковью, наградив орденом Святого благоверного Даниила Московского III степени.

 

 

В соответствии с тогдашним законодательством в сфере культуры, московские власти должны были предоставить «Бояну» равноценное помещение. Однако после череды арбитражных разбирательств оркестр оказался... в трех сырых полуподвалах. Затем «предоставили» бывший детсадик, в аварийном состоянии, под снос...

В конце 90-х в аренду на 10 лет «Бояну» было передано помещение бывшего кинотеатра «Зенит» на Таганке. Арендная плата здесь оказалась непомерно высока (взималось, как с коммерческой организации). А потому вновь - нескончаемые арбитражные суды с правительством Москвы! И дежавю: как некогда в церковь святого Власия на Старом Арбате, 6 февраля 2007 года в «Зенит» на Таганке врываются судебные приставы, выбрасывают «Боян» на улицу в мороз, в снег!

На Лужкове со товарищи, лежит прямая ответственность за судьбу «Бояна». Но действовали московские власти вполне в духе времени - нагло, беспринципно! Тем более, что сам М.Е. Швыдкой, в то время министр культуры РФ, Приказом № 191 еще от 4 февраля 2004 года постановил: «Ликвидировать... Государственный академический оркестр «Боян»...».

Приказ министра Швыдкого № 191 звучал не менее благозвучно, чем нынешний, № 2274 министра Мединского. А именно - «О мерах по выполнению мероприятий по оптимизации бюджетных расходов»... К счастью, за «Боян» в середине 2000-х вступилась широкая общественность. Дошло тогда до Президента РФ В.В. Путина.

2 июня 2006 г. рабочая группа Правительственной комиссии по проведению административной реформы решает «исключить федеральное государственное учреждение «Государственный академический русский концертный оркестр "Боян"» из перечня 3 (ликвидация)». Зам. руководителя Администрации Президента России В.Ю. Сурков информирует Минкультуры РФ (письмо от 10 июня 2006 года): «При рассмотрении вопроса о деятельности Федерального государственного учреждения «Государственный академический русский концертный оркестр "Боян"» Президент Российской Федерации В.В. Путин высказал мнение о необходимости его сохранения и поддержки...».

«Боян», следуя указаниям Президента, на тот момент «сохранили». А если и «поддержали», то весьма и весьма своеобразно. Без ПРИСТАЛЬНОГО внимания, во всяком случае, не обошлось!

В ПОСЛЕДУЮЩИЕ ГОДЫ «Боян» всё так же ютился то там, то здесь. Как бы в помощь Анатолию Полетаеву, в оркестр «сверху», приказным порядком ввели директорскую должность и стали назначать на неё одного директора за другим. Об уровне выдвиженцев в «Боян» от Минкультуры говорит хотя бы тот факт, что с 2014 года директорский пост занимал некто И.А. Толмачев, до той поры... завхоз оркестра.

Министерство наделяло этих директоров всё большими полномочиями. Пока не выяснилось, что директор, но никак не главреж и худрук, главенствует в оркестре! Роль Анатолия Ивановича Полетаева в итоге была сведена до рядового дирижёра по договору с редкими, от случая к случаю выступлениями!

В итоге численность ГОСУДАРСТВЕННОГО и АКАДЕМИЧЕСКОГО музыкального коллектива была сокращена до... 37 исполнителей! До сугубо «камерного» состава... В лучшие времена штат «Бояна» насчитывал 102 человека, из них до 80 инструменталистов! Оправдывалась «опёка» со стороны министерства все той же крайней необходимостью «оптимизации» музыкальных процессов.

«Оптимизация» на зарплаты музыкантов никак не влияла. Были эти зарплаты в «Бояне» ниже нижнего конкурентоспособного уровня.

Добавим к этому, что в постсоветские времена «Бояну» НИ РАЗУ не была оказана грантовая или какая-либо иная дополнительная поддержка ответственных федеральных структур. Та поддержка, без которой ни одному отечественному ли, зарубежному академическому коллективу попросту не выжить!

«Боян», тем не менее, каким-то образом выживал. Радовал своих многочисленных поклонников пусть редкими, но яркими, вдохновенными выступлениями! Что очень даже беспокоило министерство.

В тревоге за будущность оркестра Минкультуры РФ созвало, как теперь сообщает в отчетах-отписках, «экспертную комиссию», состоящую из «ведущих деятелей российской культуры». Оная и «прослушала» бедствующий коллектив.

«Прослушивание» состоялось в июне 2017 года в Московской госфилармонии. В пустом академическом зале им. П.И. Чайковского. Ценителей творчества Анатолия Полетаева и оркестра «Боян» устроители не впустили, видеосъемку запретили. Кто из «ведущих деятелей российской культуры» входил в комиссию? Тайна сия покрыта мраком. Но шила, как говорится, в мешке не утаишь...

На сверхсекретном мероприятии «засветились» А.В. Малышев, директор департамента государственной поддержки искусства и народного творчества Минкультуры РФ, и его подчинённая начальник отдела музыкального искусства Е.В. Емельянова. А также А.А. Шалашов, ген. директор Московской госфилармонии, в недавнем прошлом сам директор вышеназванного департамента. Как раз эти-то чиновники в последние годы всеми доступными им средствами уничтожали оркестр, урезая ему штатное расписание и зарплаты, препятствуя в выделении грантовых вспоможений, насаждая «требовательных» директоров, которые не только не способствовали «Бояну» в работе, но, следуя указаниям «сверху», пресекали на корню всякую творческую инициативу «снизу»!

Поучаствовал в «комиссии» Д.С. Дмитриенко, директор и художественный руководитель Государственного академического русского народного ансамбля «Россия» им. Л. Зыкиной. Дмитрий Сергеевич в свое время директорствовал в «Бояне», по поводу и без хватаясь за дирижёрскую палочку, «оттесняя» создателя «Бояна». С поставленными задачами справился, если верховодит теперь в «России», созданной когда-то незабвенной Людмилой Зыкиной. Как никому, ему известно, в связи с чем симфонический по составу оркестр «Боян» вдруг «ужался» до рядового и камерного! И потому не допустил в «России» никаких других начальников, совместив в собственном лице и художественное руководство, и директорство!

Присутствовали также А.А. Пермякова, художественный руководитель Государственного академического русского народного хора им. М.Е. Пятницкого, и Ю.А. Башмет, худрук и главный дирижёр Государственного симфонического оркестра «Новая Россия» и Камерного ансамбля «Солисты Москвы»... Люди они авторитетные, но, увы, подчиненные. А потому зависимые. Всё от тех же из «комиссии» чиновников.

От них, чиновников, в конечном счете, зависит благополучие как самих дирижёров, так и вверенных им коллективов! А это помещения, ставки, площадки для престижных договорных выступлений, те же многомиллионные правительственные гранты, которые, кстати, и ансамбль «Россия», и хор им. Пятницкого, и оркестр «Новая Россия» вкупе с ансамблем «Солисты Москвы» регулярно получают!

Убеждён, что отнюдь не по эстетическим соображениям, но из-за давней хронической «зависимости» от чиновничества остались «глухи» авторитеты к исполненным «Бояном» на «прослушивании» произведениям. К «Бурлацкой» С. Рахманинова и «Славянскому танцу» А. Дворжака, к «Вечернему звону» А. Мосолова и Л. Гаврилова и «Оде Богородице» С. Коломенского и А. Полетаева, к «Романсу» и «Военному маршу» Г. Свиридова по повести «Метель» А. Пушкина... Да и были авторитеты среди членов «комиссии» в меньшинстве.

А скрытая видеосъёмка в зале Чайковского всё ж таки «приключилась». Внимательно изучив «видео», ряд выдающихся российских музыкантов пришли к однозначным выводам: выступление «Бояна» «состоялось профессионально и достойно, несмотря на многолетнее осадное положение коллектива». О чём и уведомили министра Мединского коллективным письмом-обращением в конце октября 2017 года. Подчеркнув в свою очередь: «Выводы Департамента поддержки искусства и народного творчества ... являются фальсификацией и клеветой, неоднократной ... попыткой ликвидировать национальный, славянский "Боян"». Среди «подписантов» были композиторы и дирижёры, искусствоведы и педагоги Народные артисты России В.А. Овчинников, И.Ф. Обликин, Заслуженные деятели искусств генерал-лейтенант В.В. Афанасьев, профессора А.А. Муравлев, В.В. Чистяков, Б.М. Егоров, главный редактор журнала «Оркестр» А.Л. Дудин, музыкальный критик доктор педагогических наук О.А. Блок.

Как следствие, осенью 2017 года в «Боян» на имя его очередного директора И.А. Толмачёва поступает письмо за подписью вышестоящего начальника А.В. Малышева, уже упомянутого нами директора департамента господдержки искусства и народного творчества Минкультуры РФ. Малышев требует и в сжатые сроки «в целях повышения художественного уровня коллектива... внести изменения в устав учреждения в части наименования коллектива и новой редакции с учётом камерного академического состава, предложить кандидатуры нового художественного руководителя и главного дирижёра оркестра, провести аттестацию коллектива».

Завершал «многоходовку» Приказ министра Мединского № 2274 от 28 декабря 2017 года. А что? Неслабым оказался предновогодний «ход»! Кто тут, пережёвывая праздничный салат, найдёт у себя силы и время что-то там «за» утопающий «Боян» вякнуть?!

Ко всему прочему: если судить по бумагам, то безликое созвучие «Государственный академический оркестр», возникшее на руинах прославленного музыкального коллектива, передавалось из ведения Минкультуры РФ Московской госфилармонии не просто так, но В САМЫХ БЛАГИХ ЦЕЛЯХ! А фактически... Ставило на «Бояне» министерство крест!

К весне 2018 года Анатолий Полетаев и его оркестранты, видимо, как не прошедшие «аттестацию», были из «реорганизованного» коллектива уволены. Все, поголовно! Из прежнего состава администратором остался лишь Толмачёв, бывший завхоз и директор «Бояна». Учли не квалификацию, конечно, но его особые «заслуги» перед министерством...

ИТАК, НА ПРОТЯЖЕНИИ многих лет уникальный Русский оркестр «Боян» и его создателя, руководителя ТРАВИЛИ, УНИЧТОЖАЛИ! Травили, уничтожали те, кто по долгу службы, по роду профессиональной деятельности, получая за то немалые оклады и премиальные, были ПОПРОСТУ ОБЯЗАНЫ «Боян» СОХРАНИТЬ и ПОДДЕРЖАТЬ!

Вдумайтесь в названия учреждений, ими возглавляемых! Отдел не какого-нибудь, а МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА! Департамент ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ИСКУССТВА И НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА! А куда департамент с отделом входят? Да в министерство, и непростое, а КУЛЬТУРЫ, и не далёкой Зимбабве, но Российской Федерации!

Один из директоров «в кулуарах» - есть свидетели! - признавал, что постоянно получает в министерстве недвусмысленные указания «сожрать Полетаева»...

Знаменитый актёр, кинорежиссёр, общественный деятель Народный артист России Николай Бурляев - давний друг и поклонник Анатолия Полетаева. На конференции в рамках созданного им Славянского форума искусств «Золотой Витязь» в июне 2018 года вспоминал:

- Сейчас еще не погас инцидент с ликвидацией Государственного академического русского концертного оркестра «Боян», созданного 50 лет тому назад выдающимся мастером музыкальной культуры, Народным артистом СССР Анатолием Ивановичем Полетаевым. Я предупреждал ... нынешнего министра культуры Мединского о том, что нельзя ликвидировать оркестр. И министр культуры Мединский мне прямо ответил, что это был первый оркестр, который предложили «слить», когда он стал министром. Я говорю: «Кто вам предложил?». «Отдел, который руководит нашей музыкой»...

 

 

И ещё слова на той конференции Николая Петровича, члена Общественного Совета при Минкультуры РФ:

- Я наблюдаю всю жизнь чиновничество... вижу реально тех, кто руководит нашей культурой. 90 процентов чиновников Минкультуры имеют к культуре самое отдаленное отношение и не понимают то, чем они руководят...

Так что же они за супостаты, чиновники, такие, ежели им только кого-то бы «сожрать»?! Неужто, в самом деле, министры Швыдкой или Мединский - НЕ ПОНИМАЛИ и НЕ ПОНИМАЮТ? А уже знакомая нам начальник отдела музыкального искусства Е.В. Емельянова из Минкультуры РФ, многие годы занимая сей пост, столь бестолкова, но при этом настырна, что не в состоянии ей министр Мединский«отказать»?!

В чём, спрашивается, дело?

В том, что перечисленные нами чиновники как раз таки входят в оставшиеся 10 процентов, которые ПОНИМАЮТ! Попросту говоря, «сожрали» Анатолия Полетаева и «Боян» вполне ОСОЗНАННО! Напоминаю, что в письме-обращении к министру Мединскому деятели культуры назвали «фальсификацией и клеветой» действия его подчинённых, а также «неоднократной СОЗНАТЕЛЬНОЙ (выделено мною - С.С.) попыткой ликвидировать национальный, славянский "Боян"».

И поневоле возникает другой немаловажный вопрос - а, в принципе, ЗАЧЕМ?!

И еще прелюбопытно было бы узнать: отчего даже сам Президент России, воззвавший к «необходимости ... сохранения и поддержки» «Бояна», чиновникам не указ?!

С горечью констатирует в одном из своих последних интервью генерал-полковник, президент Академии геополитических проблем Леонид Ивашов:

- ...у народа отняли буквально всё... И сегодня мы не имеем своего государства. Государство «приватизировано», и мы видим, кем...

Вижу также, что удар за ударом наносится по совершенно конкретным национальным образованиям, которые Верой и Правдой, потом и кровью веками служили величию России, воздвигая её прошлое, и от которых напрямую сегодня зависит её будущее!

Это, прежде всего, - Русский народ!

*    *    *

О творчестве Анатолия Полетаева и Государственного академического русского концертного оркестра «Боян» сняты документальные фильмы, опубликованы научные монографии, книги, не счесть искусствоведческих работ, газетных и журнальных статей. В дар будущим поколениям остаётся обширная дискография оркестра.

За «Бояном» прочно закрепилось почётнейшее звание, заимствованное из японской культуры, - НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ, причём, задолго до того, как этим «достоянием» в собственной рекламе объявили себя дольщики транснациональной энергетической кампании «Газпром»! Что важно, достояние это ЖИВОЕ! Анатолий Иванович Полетаев, создатель и руководитель «Бояна», несмотря на солидный возраст и годы преследований, по-прежнему полон жизненных сил и творческих замыслов, горит желанием и далее служить на благо Родины, во славу Отечества! Но...

Мы живём в СМУТНЫЕ, я бы даже сказал, МУТНЫЕ времена. Рушатся духовные, политические, экономические, какие угодно другие опоры, скрепы. Очередь дошла до «Бояна»!

Нет больше «Бояна»! Плоть от плоти Русского! А еще концертного, чтобы поближе к народу. А еще - имени нашего предка, легендарного певца, сказителя... В этом смысле Приказ министра Мединского № 2274 - знаковый, поскольку истинно Русских творческих коллективов уровня «Бояна» в России остается раз, два и обчёлся!

Что остается взамен? «Новые России», «Новые оперы», «новые русские» и прочие «ново»-образования, наподобие Государственного академического оркестра при Мосгосфилармонии, спешно «обновленного» на руинах «Бояна». Новый дирижёр здесь по конкурсу набрал новый же инструментальный состав. Ничего, что безлик оркестр, зато оркестрантов теперь более сотни, а зарплаты, по слухам, у них и дирижёра на порядок выше, нежели в «Бояне»!

Да, деньги, на отсутствие коих, что-то беспрестанно «реформируя», «реорганизуя», «оптимизируя», поборники «нового» пренепременно ссылаются, у них в распоряжении и в достатке имеются. Хватает и на мемориальные доски «звездам» типа финского генерала - пособника фашисткой Германии Маннергейма, и на масштабные театральные постановки «садо-мазо», и на лживые, псевдоисторические кино-поделки про древнерусских князей-«викингов» и любвеобильных «матильд»-плясуний!

Ценители творчества Анатолия Полетаева и оркестра «Боян» со сложившейся чрезвычайно опасной ситуацией смириться не могут! По их мнению, уничтожение уникального музыкального коллектива - тягчайшее государственное преступление, равносильно измене Родине. Смириться в этой ситуации - значит, тоже предать! Самое святое, что у каждого имеется! Отцов-предков, великую и многострадальную историю России! Её будущее, следовательно, мечты, помыслы, надежды на светлое завтра собственных детей!

В связи с чем нескончаем поток публикаций в патриотических СМИ, коллективных и личных обращений, заявлений, исков в судебные инстанции, органы прокуратуры, ФСБ, Президенту России, отдельным депутатам, руководству Государственной думы... Обращаются, заявляют, пишут как «рядовые» граждане, так и всей стране известные политики, публицисты, политологи, писатели, историки, музыканты, искусствоведы, артисты, общественные деятели. Более подробно о ходе этой борьбы читайте в моём обширном расследовании «Мир спасёт Правда! О судьбе Русской культуры и оркестра "Боян"...», в октябре 2018 года вышедшем отдельной книгой (см. также в интернет-сети).

Требование у нас одно: СПАСТИ РУССКИЙ ОРКЕСТР «БОЯН!». Пока не поздно! И не просто оркестр, а НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ, многозначный СИМВОЛ нашей культуры!

Присоединяйтесь, читатель!

Сергей Скатов, академик Международной Славянской академии, координатор Движения «Народный Собор», председатель Нижегородского отделения Международной общественной организации «Русское Собрание» 

Фото из архива оркестра «Боян»


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 4

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

4. Советский недобиток : Re: Многоходовка
2019-02-05 в 20:49

Что если "Боян" расширит репертуар парой-тройкой по семь-сорок, назовется еврейским национальным оркестром, но если и это не поможет, то недружелюбно расстроенные великорусские шовинисты из числа околомузыкальных и прочих чиновников пусть отчитаются перед прокурором за свой антисемитизм?
3. Георгий : Ответ на 2., Коротков А. В.:
2019-01-29 в 08:27

Политика уничтожения всего, до чего руки дотягиваются.


Поправка: всего РУССКОГО.
2. Коротков А. В. : Re: Многоходовка
2019-01-28 в 06:33

Политика уничтожения всего, до чего руки дотягиваются.
1. А.В. Сошенко : Re: Многоходовка
2019-01-28 в 04:26

А ведь по этому поводу было обращение Русского Собрания Президенту.
http://ruskline.ru/n...asti_orkestr_boyan/

В обращении говорится:
"Многоуважаемый Владимир Владимирович!
Еще в 2006 году, М.Е. Швыдкой, в то время глава Федерального агентства по культуре и кинематографии, внес «Боян» в «ликвидационные» списки. Тогда спасти знаменитый оркестр удалось благодаря протестам широкой общественности и Вашему личному вмешательству: Вы однозначно высказались за необходимость его сохранения и поддержки. Оркестр «Боян» чиновники сохранили, но поддержки не оказали, не были созданы условия для продолжения творческой деятельности оркестра. Более того, со стороны чиновников Министерства культуры РФ делалось все возможное, чтобы доказать бесперспективность существования уникального русского музыкального коллектива!
А.И. Полетаеву, создателю и на протяжении десятилетий бессменному художественному руководителю коллектива, навязывались администраторы - директора и «параллельные» дирижеры, чьи эстетические и человеческие качества не отвечали устремлениям «Бояна». Сам оркестр, симфонический по звучанию и составу, в приказном порядке был сокращен до «камерного» (до 37 исполнителей). За прошедшие годы русскому оркестру ни разу не было выделено государственных грантов, следовательно, оркестранты в материальном плане влачили жалкое существование.
Наконец, совеем недавно, 28 декабря 2017 г., Министр культуры РФ В.Р. Мединский издал приказ № 2274, в соответствии с которым «Боян» «реорганизуется», а по сути - окончательно ликвидируется! Из приказа следует, что «Бояна» как административной единицы более не существует – оставшиеся музыканты переведены в штат Московской госфилармонии. За рамками приказа осталось, что худрук «Бояна», его вдохновитель и создатель А.И. Полетаев уволен, а руководить оркестром будет другой человек. Таким изощрённым бюрократическим способом наносится удар по традиционной русской музыкальной культуре.
Заместитель министра культуры РФ А.В. Журавский на сайте Минкультуры РФ безапелляционно заявил, что «вопрос о реформировании и реорганизации оркестра назрел давно».
Что же предлагает г-н Журавский? «…Необходимо сохранить коллектив, вместе с тем создав условия для его творческого роста, поскольку возникало много вопросов в области репертуара, представленности в оркестре различных академических инструментов… В штате коллектива на сегодняшний день 37 артистов. Это не соответствует общепринятым стандартам ни камерного, ни симфонического академического оркестра».
Парадоксально, что подобного рода заявления делает высокопоставленный чиновник ведомства, которое и должно было предпринять в свое время меры, обеспечивающие «соответствие общепринятым стандартам». Поразительное лицемерие!
Заслуги перед Отечеством А.И. Полетаева и созданного им оркестра «Боян», которому в этом году исполнятся 50-лет, описывать нет нужды. И такой «подарок» от чиновников Минкульта к юбилею прославленного коллектива не могут устраивать ни общественность, ни государство.
Мы убеждены, что ситуация вокруг Государственного академического русского концертного оркестра «Боян» несправедлива и наносит ущерб традиционной русской культуре и нашим национальным интересам.
Просим Вас вмешаться и в очередной раз спасти оркестр «Боян»! Создать ему и его создателю А.И. Полетаеву, который, несмотря на возраст, полон здоровья, творческих сил и замыслов, все подобающие условия для творческой деятельности!"

И что? Пришла 15.03.18 простая тупая отписка от Министерства культуры РФ. Мол, приказом таким-то оркестр "Боян" переименован... Комиссия такая-то рекомендовала "Боян" присоединить к московской филармонии. И тому подобная ерунда. Зачем нам эта тупая информация, если против этих "приказов" и "комиссий" было обращение к Президенту! К сожалению, приходится в очередной раз констатировать бездействие и порочность действий исполнительных органов власти.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме