В преддверии Успенского поста

Проповедь, произнесенная в Свято-Воскресенском храме Радужного массива г.Киева

 

 

Дорогие братья и сестры!

Сегодня мы стоим в преддверии Успенского поста.

Молитва, милостыня и пост. Это три основных действия, служащие нам верной дорогой к спасению бессмертной души. Кто не молится Богу, не помогает людям и не исправляет своей природы воздержанием, тот чужд всякой религии вообще.

Пост был предложен Творцом прародителям еще в Эдемском саду: ешьте от всякого древа... но древо познания добра и зла... не прикасайтесь к нему, ибо смертью умрете. Таким образом, человек исполнял у Бога трудовую миссию - обрабатывал прекрасный сад; интеллектуальную - нарекал имена всему живому там находящемуся и постническую, когда воздерживал свою руку от запретных плодов. Поэтому гармония жизни человека состояла в том, что его дух жил Богом; душа жила духом, а тело жило душою.

Бог в преддверии греха всегда дает нам заповедь: грех лежит у порога дома твоего, он влечет тебя к себе, но ты властвуй над ним. Но властвовать над грехом не пришлось, поэтому сегодня весь мир «во зле лежит». А зло состоит в том, что душа сопротивляется Богу, а тело же сопротивляется душе. Катастрофа, начавшаяся в Эдемском саду, продолжается и ныне: утратив Бога как опору - дух стал паразитировать на душе, а душа, в свою очередь, стала паразитом тела. Жало греха - смерть, а сила греха - Закон, утверждает апостол. Но Законодатель устами Моисея провозгласил Закон на Синае гораздо позже. Тогда о каком же Законе идет речь?

Закон в Эдеме состоял всего из одной единственной заповеди, которая сконцентрировала и вобрала в себя все последующее Синайское законодательство. Звучала она как «не вкушай» (от древа познания добра и зла). Адам мог владеть всем через приобщение к внутреннему началу («Не много Ты умалил его пред ангелами, честью и славою венчал его») - он же, вместо этого захотел сам стать таким началом, и вот, отделившись от заповеди и послушания Творцу - стремится завладеть всем извне. Мы часто хотим также считать себя таким началом в нашей жизни - и, к сожалению, становимся таким началом - началом греха, болезни и смерти. То есть, вместо того, чтобы желать одного высшего блага, в котором бы все нравственно соединились, мы желаем многих материальных благ исключительно для себя, и, таким образом, отделяемся ото всех, ища во всем своего - но ни на чем остановиться не можем. («Все ищут своего, а не того, что угодно Богу»). Так мы превращаем всю вселенную в безжизненное скопище бесконечно мелких и ничем внутренне не связанных частиц. А наша чувственная душа вместо того, чтобы служить опорой и орудием для деятельности духа, предается слепому и страстному стремлению к плотской жизни по примеру Эпикура: «Ешь, пей душа моя и наслаждайся, ибо завтра умрем».

Забыт напрочь евангельский принцип: «Сеющий в плоть, от плоти пожнет тление, а сеющий в дух - от духа пожнет жизнь вечную». Воля наша отныне вместо единения с окружающими людьми стремится к господству, а ум вместо осознания всеединого сущего предается произвольным рассуждениям о многих предметах по большому счету ему вовсе ненужных - и так выстраивается т.н. «формула греха», отраженная в Первом послании апостола Иоанна: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская. Наша же чувственная душа вместо оживотворения материи духовными силами стремится уже к бессмысленному наслаждению этой материей.

Поэтому, исходя из этой самой формулы греха, существует три вида поста. Во-первых, пост духовный, который требует от нас воздержания от честолюбивых, властолюбивых и самолюбивых действий; требует отказа от власти и славы человеческой. Как часто мы любим без пользы для ближних заявлять о себе любимом или любимой, порисоваться перед  другими, показать свою значимость, превосходство или силу.

Если мы посмотрим на третье искушение Спасителя в пустыне, где пребывал грозный и лукавый дух смерти - дьявол, - оно, как никакое другое, стремилось разжечь человеческое тщеславие через «все царства мира», которые вдруг окажутся у твоих ног. Здесь дьявол стремится расчесать в нас гнойник гордыни, тщеславия, самолюбования - «стать у всех на виду подобно божеству». Поэтому следует помнить, что всякий раз, когда нам приходится в силу разных причин и обстоятельств заявлять о себе, чтобы показать свое превосходство - воздержись от этого. Никогда не давай пищи своему самолюбию.

Второй вид поста - это пост интеллектуальный, который состоит в воздержании от односторонней деятельности ума, от бесплодной игры понятий и представлений, от бесконечных и ненужных вопросов без цели предлагаемых. Этот пост необходим людям ученым, которые часто кичатся своим знанием и интеллектом, забывая, что начало мудрости - есть страх Божий. Все горизонты науки всегда связаны с «прахом этого мира», на котором, собственно, наука и «работает». Она всегда имеет два недостатка: неполноту научного материала и субъективное мнение самих ученых. Правило этого поста таково: не ищи знаний без пользы для ближнего и для дела Божьего. Не ищи оригинальности в мыслях, и пусть всякий раз, когда тебе придется высказывать взгляд не связанный с общим благом - воздержись от этого.

Третий вид поста - это пост чувственной души. Он заключается в воздержании от чувственных наслаждений, которые плохо управляются сознанием нашего ума и волей. Мы знаем, что главнейший вид физического поста - это воздержание от кровавой пищи, от мяса. Достаточно вспомнить, что Бог в Эдемском саду предложил в пищу прародителям плоды дерев, а не мясо живых существ, там обитающих. Это было также первым искушением Христа в пустыне - превратить камни в хлебы, чтобы «накормить народ», и этим «свернуть» крестную миссию Спасителя, которая строилась на добровольном избрании истины. Но дьявол знал, что трудно стоять в истине, не имея хлеба. Однако Христос - Сам был и Хлебом жизни и Истиной.

Следует помнить, что истинная задача нашей чувственной жизни - возделывать сад земли, превращая мертвое в живое. А поскольку мы этого делать не можем в полном смысле этого слова - ибо это творит Сам Господь, - то, по крайней мере, сообразуясь с Его волей, хотя бы не следует умерщвлять живое, всемерно поддерживая в нем жизненные силы. Мы этим как бы сохраняем Божьи творения, давая им жизнь и большую интенсивность. В идеале монахи, например, мяса не вкушают вообще, ибо нельзя поддерживать свою жизнь за счет жизни других живых существ. Мы же, миряне, делаем это «до времени», во дни постов, внося и эту малую лепту в Божье дело.

Дорогие братья и сестры! В году, как всем известно, существует четыре православных поста, где самый короткий из них и самый поздний по происхождению - Успенский. Он предваряет, казалось бы, печальное событие - смерть Богоматери. Но поскольку христиане верят, согласно апостолу Павлу, и воспринимают смерть как «приобретение», («Для меня жизнь - Христос, а смерть - приобретение»), то и относятся к ней как триумфу и победе над силами ада, и, подобно Успению Пресвятой Богородицы, рассматривают смерть как временное состояние нашего пребывания в могиле. С 14-го августа весь православный народ начинает постнический труд во славу Божьей Матери, который продлится до 27-го августа.

Пусть Господь укрепит нас в подвиге воздержания, усердной молитвы и смирения. Аминь.

10 августа 2018 г.

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Виктор Чернышев:
Все статьи автора
Последние комментарии
«Стирается грань между Церковью и расколом»
Новый комментарий от Неизвестный
06.12.2019
Заработала авторизация и форум
Новый комментарий от Сант
04.12.2019
Защитим семью вместе!
Новый комментарий от Александр Копейкин
05.12.2019
Асмолов и Реморенко против Министерства просвещения
Новый комментарий от Коротков А. В.
02.12.2019
Модернистские потуги или обыкновенное невежество?
Новый комментарий от Александр Тимофеев
05.12.2019
Лукашенко дезавуирует создание Союзного государства
Новый комментарий от Юрий Светлов
06.12.2019
Георгий Франциск Скорина
Новый комментарий от Здравый
05.12.2019