Увидеть в епископе Бога

 

Парадокс религиозной эпохи Последних Времен заключается в том, что людям гораздо легче поверить в невидимого и неведомого бога, нежели в Бога, ставшего Человеком. Этот парадокс в самом своем трагическом виде проявился еще во времена земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. Что являлось камнем преткновения для фарисеев и законников? Увидеть в Сыне Человеческом, который точно так же, как и обычные люди, испытывал голод и жажду, терпел зной и стужу, страдал от мучения и смерти на Кресте, Сына Божия - Всемогущего и Всесовершенного Бога, Творца всего сущего из несущего. Немыслимо было для книжнического  высокоумия, чтобы Бесконечный и Непостижимый Бог мог ограничить свою необъятность человеческой плотью и стать видимым, слышимым, осязаемым, обоняемым и, о невообразимое!, даже вкушаемым. По сути дела, все ереси роднит с фарисеями и законниками отрицание этой главной Христианской Истины, что Совершенный Бог стал Совершенным Человеком. Объяснить эту Тайну невозможно. Ее можно только созерцать, но не всем, а лишь тем, кто имеет чистое смиренное сердце. Как свидетельствует само Священное Писание: «Блаженные чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8). Таким образом, Евангелие - это не сумма знаний о Боге,  это видение Бога и слышание об увиденном, а христианство - это есть не что иное, как способ увидеть Бога, и гораздо более: стать с Ним единым целым - обожиться.

Где же можно встретить воплотившегося Бога после Его Преславного Вознесения? В Его Церкви, Которая есть Тело Богочеловека, Глава Которого Иисус Христос (Еф. 1:22-23). Как невозможно отделить главу от тела, так невозможно отделить Церковь от Христа, а значит и от Бога. Церковь и Бог неразделимы. Именно в Церкви Господь и Бог Иисус Христос  пребывает с христианами до скончания века: «Се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28, 20). Христианство - это не религия книги или некоего учения, это религия Церкви, ибо только в Ней и возможно спасение, т.е. единение человека с Богом через церковные Таинства. Вне Церкви о Христе можно только слышать, как-то там верить, но соединиться с Ним, а значит спастись, невозможно. Таким образом, вера в Церковь - это фундамент православной веры, без которого христианство превращается лишь в абстрактное мировоззрение.

Но Церковь в земной реальности - это еще и Богом установленная человеческая организация, возглавляемая конкретными людьми - архиереями. Причем, значение епископской власти здесь столь велико, что уже первые христиане в лице священномучеников Игнатия Богоносца и Киприана Карфагенского вывели формулу, что без епископа нет Церкви: «Епископ в Церкви, и Церковь в епископе, и кто не с епископом, тот и не в Церкви». Поэтому главная проблема веры нынешнего христианина ничем не отличается от проблемы веры иудея времен земной жизни Спасителя - увидеть в человеке Самого Бога, - только с той лишь разницей, что мы должны увидеть Его в членах Церкви: вначале в апостолах, а затем и в их приемниках - архиереях и священниках. О необходимости именно такой веры в Церковь засвидетельствовал Сам Господь, в своем обещании апостолам:: «Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня» (Мф. 10:40; Ин. 13:20); «Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня» (Лк. 10:16). «Поистине, так, на самом деле, и есть, - восклицает преподобный Никодим Святогорец. -  Апостолы были одушевленными образами Сына Божия и занимали место за Самого Иисуса Христа... И Архиереи, как преемники Апостолов, являются местоблюстителями и образами Иисуса Христа».

Однако, как для фарисеев времен Спасителя, так и для сегодняшних очень многих православных остается невозможным увидеть святость в конкретных людях, носящих епископский и священнический сан, которые едят, пьют, ездят на машинах, принимают приглашения на собрания грешников и вынуждены участвовать в других делах падшего мира. И как иудеи обвиняли Иисуса Христа в объедении и пьянствевот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам» (Мф. 11:19)), так и сегодняшних слуг Божиих обвиняют ровно в том же не только неверующие, но и сами христиане. Более того, современные книжники-«богословы» придумали даже «богословское» обоснование, чтобы не верить в святость священноначалия. Мол, Церковь это Богочеловеческий организм, а значит ничего от падшей человеческой природы ему не чуждо. Они утверждают, что в Церкви надо различать Церковь, как мистическое Тело Христово и церковь, как человеческую организацию со всеми вытекающими падениями в греховные крайности. Сегодня уже не является чем-то необычным, когда «проповедники от православия» открыто говорят о «кризисе в Церкви», хулят и клевещут на священноначалие, а некоторые в своем «проповедническом» азарте утверждают, что даже прославленные Церковью святые в своей земной жизни были далеко не святы.

Естественно, такое умаление святости земной ипостаси Церкви и ее священства со стороны тех, кто должен учить вере, не проходит бесследно. Майданные настроения захлестнули православную паству. Все только и кричат о произволе архиереев, который надо ограничить, предоставив возможность пастве пасти своих пастырей. Откровенная клевета под вывеской «компромата» на священноначалие выносится на суд безбожников через интернет и СМИ, и церковная общественность с радостью этому всему верит и рукоплещет, называя клеветников «борцами за чистоту веры». Смотря на все это безумие, невольно задаешься вопросом: как мы смогли докатиться до такого, что, провозглашая грехом всякое осуждение, возвели в праведность осуждение своей церковной иерархии? Ответ на поверхности - это наша гордость, ибо «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Притч. 3:34; 1 Пет. 5:5). Смирение позволяет увидеть святость Христа даже в грешном священнике. И наоборот - гордость будет видеть грех и в духоносном старце, выказывая ему свое презрение и непослушание. Поэтому, если мы не хотим быть противниками Бога, нам следует приклонить свои выи не перед богом- абстракцией, выдуманным нашим высокоумием, а перед Богом в лице конкретного архиерея, в руках которого власть вязать и решить нашу вечную участь. Итак, по совету священномученика Игнатия Богоносца «постараемся же не противиться епископу, чтобы нам быть покорными Богу».

Православное почитание божественности священноначалия вытекает из веры в Церковь, как Богочеловеческий организм. Однако человеческая составляющая в Ней не наше с вами падшее человечество, но безгрешное обоженое Человечество Иисуса Христа. По этой причине «Церковь Бога живого, столп и утверждение истины» (1 Тим. 3:15), не имеющая «пятна, или порока, или чего-либо подобного, но... свята и непорочна» (Еф. 5:27). И эти качества Священное Писание относит не к некоей мистической, а именно к земной исторической Церкви. Но поверить в это могут только те, кто воспринимает архиереев, как образ Самого Христа.

То, что современные протестанствующие богословы клеймят в Православии как «пережиток язычества», на самом деле оказывается камнем христианской веры. Вот как определяет эту веру Послание Патриархов Восточно-Кафолической Церкви ко всем православным христианам (1723 г.): «Звание Епископа так необходимо в Церкви, что без него ни Церковь Церковью, ни Христианин Христианином не только быть, но и называться не может. - Ибо Епископ... есть живый образ Бога на земле и... обильный источник всех Таинств Вселенской Церкви, которыми приобретается спасение. Епископ столь же необходим для Церкви, сколько дыхание для человека и солнце для мира. Что Бог в Церкви первородных на небесах... - то каждый Архиерей в своей частной Церкви; так что им паства освещается, согревается и соделывается храмом Божиим»... Господь, обещавший быть с нами до скончания века,... через священнодействие Епископское сообщается с нами особенным образом, пребывает и соединяется с нами посредством священных Таинств, которых первым совершителем и священнодействователем, по силе Духа, есть Епископ, и не допускает нас впасть в ересь. Посему святый Иоанн Дамаскин говорит, что Церковь Вселенская вообще была вверена Епископам».

Конечно, отравленные  либеральным богословием оппоненты начнут возражать, что все это говорится о достоинстве епископского сана, и следует, мол, различать почитание звания архиерея от почитания конкретного человека, который посвящен в этот сан. Однако, как это возможно себе представить на практике? Как различить, что в епископе божеское, а что немощное человеческое? Или когда архиерей гладит нас по головке - это, конечно, архиерей от Бога, а когда отпускает нам подзатыльники - это подлец, позорящий сан епископа?

Святые Отцы единогласно говорят, что в любом архиерее (и даже в священнике) мы должны видеть не человека и его немощи, а Самого Бога.

Лучше всего это учение раскрыл преподобный Никодим Святогорец в своем «Похвальном слове архиерейскому достоинству», которое было написано в эпоху оскудения благоговейного отношения греческой паствы к своим архиереям: «И хотя Бог есть пребезначальное начало и причина каждой Иерархии (Небесной и Земной Церкви), все-таки Он, очевидно, пожелал, чтобы то место, которое занимает в Небесной Иерархии Он Сам, в дольней Иерархии (т.е. в земной Церкви) занимал Архиерей. Это значит, что как там Бог является тайноначальником всех дарований, которыми блаженно наслаждается горняя Иерархия Ангелов, так здесь Архиерей является источником всех благодеяний и одушевленной сокровищницей Божественных Даров, последовательно передаваемых всем церковным Чинам. Итак, из такого положения вещей следует, что первообразом Архиерея может быть Сам Бог. Каков дар, каково достоинство, каково величие Архиерейства! Кто же из верных теперь не видит, что Архиерей является одушевленным образом Бога и что он представляет собой подобие Бога в Церковной Иерархии?... Но что я говорю подобие Бога? Богом называет Архиерея Закон Божий. «Богов не злословь» (Исх.22:28), - говорит одно место Писания, которое объясняет божественный Златоуст следующим образом: «Почтенных Священством закон называет Богами». Тех, говорит, кого Бог почтил достоинством Священства, закон именует Богами, как он Моисея назвал Богом для Фараона: «Вот, Я поставил тебя Богом Фараону» (Исх.7:1). И если уж Святой говорит здесь, что Священников так называет закон, то тем более это должно относиться к Архиереям, которые являются родоначальниками, рукополагающими Священников.».

За такое прямое отождествления человека-архиерея («вещественного, тленного, связанного плотью и кровью») с Богом, современные богословы стали обвинять святого Никодима, что он подпал под влияние «западного клерикализма». Но если мы обратимся к святоотеческому наследию, как древнему, так и позднему, то везде найдем подобное отождествление.

Блаженный Феофилакт Болгарский: «Примечай, пожалуй, достоинство священников, оно - Божественно. Ибо отпущать грехи - дело Божие. Таким образом их должно почитать, как Бога. Хотя бы они были недостойны; что от этого? они служители Божественных дарований, и благодать действует чрез них...»

Священномученик Поликарп Смирнский: «Посему должно... покоряться пресвитерам и диаконам, как Богу и Христу»

 Священномученик Игнатий Богоносец: «Все почитайте дьяконов, как заповедь Иисуса Христа, а епископа, как Иисуса Христа, Сына Бога Отца, пресвитеров же, как собрание Божие, как сонм апостолов»; «Вам надобно не пренебрегать возрастом епископа, а, по силе Бога Отца, оказывать ему всякое уважение... впрочем, не ему, но Отцу Иисуса Христа, епископу всех. Итак в честь Того, Который возжелал его, нам надобно повиноваться без всякого лицемерия; потому что такой обманывает не этого, видимого епископа, но невидимого...»; «...Когда вы повинуетесь епископу, как Иисусу Христу, тогда, мне кажется, вы живете, и не по человеческому обычаю, а по образу Иисуса Христа...»; «Прекрасное дело - знать Бога и епископа. Почитающий епископа, почтен Богом; делающий что-нибудь без ведома епископа, служит дьяволу...»; «Восстающий против (священника) не человека уничижает, а Бога и Христа Иисуса, первородного и одного только первосвященника Отчего»

Святитель Иоанн Златоуст: «Если ты его <священника> презираешь, то презираешь не его, а рукоположившего его Бога. А откуда, скажешь, известно, что Бог рукоположил его? Но если ты не имеешь убеждения в этом, то суетна твоя надежда; если Бог ничего не совершает через него, то ты ни крещения не имеешь, ни Тайн не причащаешься, ни благословений не получаешь, и, следовательно, ты - не христианин. Что же, скажешь, неужели Бог рукополагает всех, даже и недостойных? Всех Бог не рукополагает, но через всех Сам Он действует - хотя бы они были и недостойными - для спасения народа»

Преподобный Симеон Новый Богослов: «Если... не принимаем мы их (священников) с полным убеждением и верою, как святых, но смотрим на них, как на грешников, как можем мы надеяться, что нам даровано через них совершенное отпущение грехов? Ибо Господь говорит: по «вере ваю буди вама» (Мф. 9, 29). И точно, по мере веры нашей, насколько веруем в них, так получим и отпущение грехов наших».

Святитель Феолипт Филадельфийский: «Подобно тому, как Христова благодать, даруемая архиерею, через него нисходит и к народу и его освящает, так и народ, припадая к архиерею и ему усвояясь, через него и Христу усвояется и спасается. Ведь архиерей - это посредник Бога и человеков, который всегда возносит к Богу за народ молитвы и моления и благодарения, бодрствует и подвизается.»

Святитель Симеон Фессалоникийский: «Он (архиерей) есть основание, начало, источник и корень благочестия и изображает и являет Самого Христа»; «Бойтесь и страшитесь вашего архиерея, все священники, миряне и монашествующие, как орудие Бога, как служителя Божия, как имеющего силу Божию, как восседающего на престоле Христовом... благоговейте пред ним и воздавайте ему честь как занимающему место Христа».

На этом основании Святые Отцы строго предостерегают христиан судить духовное начальство, так как это осуждение Самого Бога.

Священномученик Киприан Карфагенский пишет, что осуждать епископа - «это значит - не веровать в Бога, это значит - идти против Христа и против Его Евангелия... Его (Иисуса Христа) величие и истина утверждают, что ничто и самомалейшее не бывает без ведения и допущения Божия; а ты (письмо к Флоренцию Пупиану) полагаешь, что священники поставляются в Церкви без Его ведома? Ибо верить, что поставляемые недостойны и законопреступны, не есть ли это - верить, что не от Бога и не через Бога поставляются Его священники в Церкви?»

Преподобный Макарий Оптинский: «По заповеди церковной и апостольскому завещанию вы должны уважать священников... Судить же их в их погрешностях совсем не ваше дело; овца пастыря не судит, каков бы он ни был. Судить священника значит судить Самого Христа; как можно сего берегитесь!»

Преподобный Иосиф Оптинский: «Грех осуждения или какой еще другой - против власти Богом поставленной - есть грех сугубый. Святой апостол Павел в Послании к Тимофею, как главе и начальнику многих духовных овец и их пастырей, советует ему не при­нимать обвинений на иереев, а значит, и вообще на стар­ших, не иначе как при двух или троих свидетелях. А ты не начальник и, значит, тем паче не смеешь рассуждать о действиях своего непосредственного начальства. Начальни­ца за свои грехи и грехи ей подвластных даст ответ, но если эти подвластные, вместо молитвы за свою мать к Богу о ниспослании ей силы и разума к продолжению столь труд­ного послушания, начнут ей противиться и осуждать ее, то вся тяжесть грехов ляжет на них. Вспомни казнь Корея и Дафана и их сонмища, о чем упоминается и в псалмах святого пророка Давида. И теперь ждет уже не развержение земли и не огонь небесный противников власти, а пропасть ада и его вечное пламя».

Более того, согласно 121-му правилу Номоканона, миряне за поношение священноначалия подпадают под анафему: «Яко недостоит просту человеку, укорити священника, или запрещати, или поношати, или клеветати, или обличати в лице, аще негде и истинна суть (т.е. даже если обвинение в чем-то и истинно). Аще же постигнет сие сотворити простолюдин, сиречь простыи человек, да есть анафема, и да изгнан будет из церкви, отлучен бо есть от Святыя Троицы, и послан будет во Июдино место. Писано бо есть, князю людии своих да не речеши зла. Такожде, и настоятеля безчествуяи». А 55-е правило Святых Апостолов гласит: «Аще кто из клира досадит епископу: да будет извержен. «Князю бо людей твоих да не речеши зла»».

Примечательно, что по церковному учению подчиненные вообще не имеют права судить (осуждать) начальников,  и наоборот, начальствующие своим судом обязаны исправлять подчиненных. Евангельская заповедь «Не судите, да не судимы будете» (Мф.7:1) по святоотеческому толкованию «относится не к начальникам, а к подчиненным, убеждая их не смотреть на чужие дела и не осуждать других вместо того, чтобы смотреть на свои собственные и осуждать самих себя» (Евфимий Зигабен). Святитель Иоанн Златоуст, комментируя эту заповедь, сослался на апостола Павла: «Павел в послании к коринфянам запретил не вообще судить, но судить только высших...».

Единственная причина, по которой нужно не бояться проявить непослушание священноначалию - это открытая проповедь архиереем ереси, как об этом говорит 15 правило Константинопольского Двукратного Собора: «Ибо отделяющиеся от общения с предстоятелем, ради некой ереси, осужденной святыми Соборами или Отцами, когда он проповедует ересь всенародно и учит оной открыто в Церкви, таковые если и оградят себя от общения с глаголемым епископом, прежде Соборного рассмотрения, не только не подлежат положенной правилами епитимий, но и достойны чести, подобающей православным. Ибо они осудили не епископов, а лжеепископов и лжеучителей». И даже в таких ситуациях, как отмечает святитель Афанасий (Сахаров), Церковь до последнего чтила в еретиках архиерейский сан: «Из церковной истории мы знаем много случаев, когда недостойные лица занимали высокие посты, когда Патриархи были ересиархами. Но и Соборы Вселенские, собравшиеся для суждения и осуждения новой ереси, до самого последнего момента, посылая им и в первый, и во второй, и в третий раз приглашения прибыть на Собор, именуют их «боголюбезнейшими епископами». И только тогда, когда и на третье приглашение приглашаемые отказались явиться, - Собор возглашает им анафему, - и только с этого момента они лишаются благодати и таинства, совершаемые ими, становятся безблагодатными».

Личное же неблагочестие священноначалия не может служить поводом к непослушанию и осуждению священников.

Блаженный Феофилакт Болгарский толкование на Мф. 23:2,3 ([Иисус] сказал: «На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают»): «Господь наставляет слушателей не пренебрегать законными учителями, хотя бы те были и порочной жизни... Он говорит: слова учителей принимайте, как слова Моисея, а точнее - Самого Бога. Ты спросишь: ужели же должно исполнять все, что они говорят, даже и дурное? На это скажу: во-первых, никогда учитель не дерзнет склонить другого человека ко злу. А затем, если даже и допустить, что какой-либо учитель решится склонять людей к порочной жизни, то таковой станет учить этому, конечно, не с "Моисеева седалища", то есть не во имя закона. Но Господь ведет речь о сидящих на Моисеевом седалище, то есть об учащих закону. Итак, должно слушать учащих закону Божию, хотя они сами и не поступают по нему».

Святитель Иоанн Златоуст: «Если иерей право учит, не на жизнь его смотри, но слушай учение его. И не говори, почему же он меня учит, а сам того не исполняет? - На нем лежит обязанность учить всех, и если он не исполняет, за это он Господом осудится, а если ты не будешь его слушать, также осудишься. Если не право учит, то не слушай его, хотя бы он был подобен ангелу по жизни, а если право учит, то не на жизнь его смотри, а на учение. Не дело, братие, овцам хулить пастыря; он за вас и за братии ваших каждый день службу творит; утром и вечером в церкви и вне церкви Бога о вас молит. О всем этом размыслите и почтите его, как отца. Но скажешь: «Он грешен и зол». Что тебе за дело? Если и добрый будет за тебя молиться, какая тебе польза, если ты неверен? А если ты верен, то тебе нисколько не повредит его недостоинство. Благодать от Бога подается: иерей только уста отверзает, а творит все Бог».

Преподбный Ефрем Сирин: «Если бы и на самом деле видели пред собою пастыря со слабостями, то и тогда должны остерегаться греха осуждать его: достоин он или недостоин - не наше дело, мы же от этого никакого убытка не понесем. Как не терпит вреда светлое облако, если оно покрыто грязью, а также и самый чистый бисер, если прикоснется к каким-нибудь нечистым и скверным вещам, так, подобно сему, и священство не делается оскверненным от человека, хотя бы приявший его, был и недостоин».

Однако многие могут начать возражать: одно дело терпеть немощи нерадивого архиерея, но как для христианской совести терпеть его произвол? В ответ на это возражение хотелось бы напомнить заповедь Христа: «Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф. 5:39). Неужели ее надо придерживаться в отношениях со всеми людьми, но только не с представителями епископской власти? Послушайте слова апостола Петра о том, что Богу угодно, чтобы христиане повиновались даже несправедливой по отношению к ним власти, с терпением перенося даже побои: «Слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым. Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо. Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу. Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» (1Петр 2:18-21).

Если же у нас нет сил терпеть, в Евангелии Спаситель нам дает конкретное руководство как поступать и к кому обращаться: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18:15-17). Но для этого опять же требуется вера, что именно епископская власть является носителем Правды Божией, так как по святоотеческим правилам судопроизводство в Церкви относится исключительно к компетенции архиереев. Как об этом свидетельствует авторитетный церковный канонист священноисповедник Никодим (Милаш): «Епископы являются главными исполнителями судебной власти в церкви. Передавая своим Апостолам власть судить «братьев», Основатель церкви <Господь Иисус Христос> показал тем самым, что власть суда должна принадлежать в церкви только тем лицам, которые являются преемниками Апостолов, а именно епископам. В силу этого правила и говорят только о епископах, как о судьях в каждом спорном деле, возникающем среди членов церкви (I Всел. 5)».

Однако христиане обязаны помнить, что главное орудие врага рода человеческого - это ложь, и именно её он использует, чтобы всячески подорвать веру у паствы к священноначалию. Поэтому православные всегда должны с недоверием относиться к тем сплетням и слухам, которые дьявол плетет вокруг слуг Божьих. Более того, история Церкви учит, что даже явные для всех прегрешения могут оказаться откровенной клеветой. О таких случаях предупреждает братию преподобный Иоанн Лествичник: «Некоторые явно впадали в великие согрешения, но большие добродетели совершали втайне; и те, которые любили осмеивать их, обманулись, гоняясь за дымом и не видя солнца».

Наглядной иллюстрацией тому, является житие преподобного Виталия Александрийского, который, желая избежать славы человеческой, делал вид, что жизнь проводит в блуде, а на самом деле платил блудницам, чтобы они не блудили и молился за них. О его святой жизни стало известно только после его смерти. Показательно, что «некоторые клирики, соблазнившиеся поведением монаха, донесли на него святому Патриарху Иоанну Милостивому. Но он не поверил доносчикам и сказал: «Перестаньте осуждать, особенно иноков. Разве не знаете, что произошло на Первом Никейском Соборе? Некоторые из епископов и клириков принесли друг на друга письменные доносы блаженной памяти царю Константину Великому. Он повелел принести зажженную свечу и, даже не прочитав писаний, сжег их и сказал: «Если бы я собственными глазами увидел согрешающего епископа, или священника, или инока, то покрыл бы такого своей одеждой, чтобы никто не видел его греха»».

Заметим, что Церковь вину соблазна возложила не на преподобного Виталия, хотя казалось бы, что именно он искушал окружающих своим поведением, а на тех, кто сам соблазнился и распространял среди людей клевету на святого.  Поэтому пусть не думают мнимые жертвы соблазна, что на них нет вины, если они доверились чьим-либо обличениям.  Они виновны уже тем, что соблазнились.

Соблазны были, есть и будут по слову Спасителя: «Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам» (Мф. 18:7) Но соблазняться нам или нет - зависит от нас самих. «Придти соблазнам надобно, но погибать от них нет необходимости» (святитель Иоанн Златоуст). «Каждый терпит от соблазнов по своим личным порокам» (блаженный Иероним Стридонский).

Святитель Игнатий (Брянчанинов) предсказывал, что «к концу жизни мира соблазны должны столько усилиться и расплодиться, что по причине умножения беззакония изсякнет любы многих, и Сын Человеческий пришед обрящет ли веру на земли? Земля Израилева, Церковь, будет низвращена от меча - от убийственного насилия соблазнови пуста весьма». Не правда ли, напоминает сегодняшнее состояние нашей Церкви?

Пример святых патриарха Иоанна Милостивого и равноапостольного царя Константина Великого показывает, как истинный православный христианин должен относиться к «компромату», транслируемому через СМИ против наших отцов во Христе, чтобы сохранить себя от соблазнов.

Итак, живая вера в Бога для христианина не мыслима вне веры в Церковь и в Архиерея. Кто не имеет веры, что через епископа действует Сам Бог, тот не имеет веры вообще. Посему начало истинной веры в Бога - это покорность и послушание своему священноначалию, как Самому Господу и Богу нашему Иисусу Христу. 

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

76. 75. Владимир Анатольевич

Уважаемый Владимир Анатольевич, но ведь дар исцеления имеет место и после Вознесения Христова. Если следовать логике "до Вознесения", то и причастились всего лишь 12 апостолов. А мы? Одно из 7 Таинств Церкви Христовой - это таинство Елеосвящения. В течение 40 дней после Своего Воскресения Спаситель созидал Церковь Свою, Плодами которой мы пользуемся и поныне.

75. Ответ на 69., Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии:

И что? Как это соотносится с п. 60?

Это соотносится не с п.60, а с п.62 и является ответом на поставленный Вам в этом п.62 вопрос: "Власть исцелять им была дана до Вознесения. Докажите. "

74. Ответ на 72., боеприпас:

Если голова отказывается работать , мне лучше помолчать.

Зря Вы так о себе. Пишите. Давайте обмениваться мнениями, спрашивать др. у др., что непонятно. Я, например, ни на копейку не считаю себя богословом. Только нужно всё-таки стараться давать ссылки на источники. А то некоторые приведут цитату кого-либо из святых без ссылки на письменный труд, вот и попробуй проверь. Ясно, что слова взяты из рунета, однако там столько лжи.

73. Ответ на 70., М.Яблоков:

«И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь... и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева; ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное; больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте.»Это когда было до Вознесения или после?

Михаил Иванович, Михаил Ершов в п. 71 дал ответ. Я хотел то же самое написать, но вовремя увидел его комментарий.

72. Ответ на 63., Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии:

Вы напрасно признаёте свою ошибку.

Всё таки ошибся. Уважаемый Адриан Роум именно это и имел в виду в своём комментарии , что процитировал Михаил Яблоков в комм № 70. ... Отключилась память. Если голова отказывается работать , мне лучше помолчать.

боеприпас / 20.07.2018

71. пустые споры

Исцеления от апостолов (от главотяжей, например,) совершались и после Вознесения. Почитайте Деяния ...

М.Е. / 19.07.2018

70. Ответ на 68., Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии:

Мф. гл. 10, ст. 1, 5-8. Зач. 34.Михаил Иванович, собственноручно приведите слова из Евангелия.

«И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь... и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева; ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное; больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте.» Это когда было до Вознесения или после?

М.Яблоков / 19.07.2018

69. Ответ на 67., Владимир Анатольевич:

“И, призвав двенадцать, начал посылать их по два, и дал им власть над нечистыми духами." (Мк. 6, 7)."Они пошли и проповедовали покаяние; изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли” (Мк. 6, 12—13).

И что? Как это соотносится с п. 60?

68. Ответ на 66., М.Яблоков:

Мф. гл. 10, ст. 1, 5-8. Зач. 34.

Михаил Иванович, собственноручно приведите слова из Евангелия.

67. Ответ на 62., Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии:

Власть исцелять им была дана до Вознесения. Докажите.

“И, призвав двенадцать, начал посылать их по два, и дал им власть над нечистыми духами." (Мк. 6, 7). "Они пошли и проповедовали покаяние; изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли” (Мк. 6, 12—13).

Алексий Чаплин:
Когда Афоном предается Бог
Официальный Афон сегодня является носителем того же раскольнического духа, что и Стамбульский Патриархат
07.02.2019
Деятельность Филарета Денисенко подпадает под действие Закона о декоммунизации
Протоиерей Алексий Чаплин считает, что компетентные органы Украины должны привлечь к ответственности главу «Киевского патриархата»
06.11.2018
Все статьи автора
Последние комментарии
Что мог сказать Бог товарищу Сталину?
Новый комментарий от Андрей Козлов
2020-07-02 18:59
Если православный, должен проголосовать за поправки!
Новый комментарий от поп Андрей
2020-07-02 18:27
Кто и как должен любить Христа
Новый комментарий от поп Андрей
2020-07-02 18:05
Воцарение коронабеса
Новый комментарий от поп Андрей
2020-07-02 17:43