«Так вот в чем рознь у нас, славян!»: Славянская дума

Ко дню памяти

 


Ко дню памяти русского православного мыслителя, церковного историка, публициста, писателя, журналиста, издателя, поэта, искусствоведа, церковного композитора и дирижера Виктора Ипатьевича Аскоченского (1/14 октября 1813-18/31 мая 1879) мы переиздаём один из его «отголосков»  (Впервые опубликовано: Аскоченский В. Славянская дума // Домашняя беседа.- 1867.- Вып.23.- С.631-633).

Публикацию (приближенную к современной орфографии) специально для Русской Народной Линии (по изданию: Аскоченский В. И. [псевд. Незамай В.] Басни и отголоски. - СПб.: Тип. Акад. наук, 1869.- С. 215-217) подготовил профессор А. Д. Каплин. Название - составителя.

+   +   +

 

Отголоски

 

Славянская дума.

 

Гляжу я на тебя с тоской,

Славян разрозненное племя,

И думу думаю с собой:

Когда же это было время,

Что род славянский был один,

Не знавший чуждого давленья,

Без пагубного разделенья

И полновластный господин?

Как сталось то, что смелый чех

Отдался немцу головою,

И, миру целому на смех,

Снял шапку серб перед чалмою?

Как стерлась главная черта

В обличье светлом славянина?

И от чего уже не та

У всех церковная святыня?...

Тот папе отдает поклон,

Тот держит Лютера вульгату,

И на молитве Божьей он

Взглянуть не смеет в очи брату...

Ведь прежде ж дружно все мы шли;

Одна у нас была дорога,

Одни апостолы вели

Нас к свету истинного Бога;

Для всех Мефодий и Кирилл

Живой родник пробили Веры,

Тот и другой собой явил

Нам благочестия[i] примеры:

Какою ж лютою судьбой

Отец отторгнут был от сына,

И отчуждился брат родной

Тогда от брата-славянина?

 

Не политический раздел

Прервал меж нами единенье:

Нам в этом деле подрадел

Он сам - исконный враг спасенья.

Он знал, что кто не Церкви сын

Святой, единой, православной,

Тот в половину славянин

И равному не будет равный.

Он знал, что верою святой

Крепится сердце человека,

И что разладом в ней одной

Посеется вражда до века.

И цели он своей достиг:

В среде славян с тоской мы видим

По вере нам уже чужих;

И хоть их словом не обидим,

Но сердце к ним не так уж льнет,

Как льнет оно к семье славянской,

Сберегшей посреди невзгод

Дух православно-христианский.

Среди речей неподкупных

И кликов братского угара

Все чудится отступство их

И трехэтажная тиара.

 

Так вот в чем рознь у нас, славян!

Вот что от нас уединило

Насельников далеких стран,

Детей Мефодья и Кирилла!

 

Долой же, братья, с плечь долой

На вас наложенное иго!

И путеводною звездой

Да будет Православья книга

И галичанам - бедакам,

Моравам, чехам и далматам,

И сербам, славным воякам,

И неуступчивым хорватам!

 

12 мая 1867 года.

 

 



[i] На языке некоторых славян, под словом «благочестие» разумеется «православие». Это можно видеть и из возглашения диакона на литургии: «Господи, спаси благочестивыя». Прим.- В.И. Аскоченского.

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

1. Re: «Так вот в чем рознь у нас, славян!»: Славянская дума

Паралогизм истины и правды - сегодняшний вопрос для России во-первых, и для всего мира во-вторых. Когда славяне были в истине тогда были едины. А когда встал вопрос о правде - разделились. Но где же появился этот вопрос? На Западе. А Россия - дух истины Запада, его авангард. Поэтому, не ответив на это вопрос ни на Западе, ни в России - в мире произошел гигантский разлом по линии паралогизма истина/правда. Когда это произошло? Ровно тогда, когда появилась наука. От средних веков и сформировался этот раскол духа в человечестве к двадцатому веку окончательно. Сегодня вопрос о единстве в человечестве, в христианских странах, на Западе и в России - тесно связан с решением этого паралогизма истины/правды, в мировоззрении. Во взгляде на мир. Все теории , которые к этому способны прямо или косвенно, должны будут отразить положительное решение этого вопроса в себе. Но надо, чтобы это положительное решение о данном паралогизме появилось в виде единой теории, философии. Пока этого не видно. Во времена А. Невского такого разделения, вопроса о паралогизме истины/правды еще просто не было. Мировая цивилизация тогда еще не столкнулась с вопросом этого паралогизма. Тогда еще правда и истина былы ясны своей абсолютной истиной духа, верой, как во времена Апостолов... Поэтому и раскол между духом истины, в поступках, и чувствах/мыслях заблуждения, был стремительным. Все не истинное в чувстве и мысли, теми же истинными чувствами и мыслями быстро отсекалось. Но, со временем это отсечение все более и более смешивалось. Чувства и мысли истинные и чувства и мысли рассудочного толка смешивались как два разных вида песка в одном замесе. К двадцатому веку это смешение потребовало пересмотра мира. Ибо настолько смешались друг с другом разумное понимание и рассудочное понимание, что пропорции Творения и Потопа одного и того же мира совпали. Вот это надо сегодня и различить. Мы же держимся прошлого, хорошего в прошлом, но сегодняшние проблемы мировоззрения решаем за этот же счет. А они просто не решаемы за счет прошлого. Там не было этого вопроса, наоборот, там зарождались его причины.

Бондарев Игорь / 31.05.2018
Виктор Аскоченский:
«Незаб­венный Петр Могила...»
Ко дню памяти святителя († 31 декабря 1646/13 января 1647). Статья 5
16.01.2019
«Незаб­венный Петр Могила...»
Ко дню памяти святителя († 31 декабря 1646/13 января 1647). Статья 4
15.01.2019
«Незаб­венный Петр Могила...»
Ко дню памяти святителя († 31 декабря 1646/13 января 1647). Статья 3
14.01.2019
«Незаб­венный Петр Могила...»
Ко дню памяти святителя († 31 декабря 1646/13 января 1647). Статья 2
13.01.2019
«Незаб­венный Петр Могила...»
Ко дню памяти святителя († 31 декабря 1646/13 января 1647). Статья 1
11.01.2019
Все статьи автора
"Консервативная классика"
«Церковь одна»
А.С. Хомяков и Н.В. Гоголь о единстве Церкви
04.07.2019
Каков идеал политической жизни России?
К 200-летию со дня рождения выдающегося русского мыслителя, общественного деятеля, славянофила Юрия Фёдоровича Самарина
04.05.2019
Наследник, защитник и истолкователь истинных славянофилов
К 100-летию со дня кончины Дмитрия Алексеевича Хомякова (27.09.1841 - 18[5].03.1919). Часть 3
18.03.2019
Наследник, защитник и истолкователь истинных славянофилов
К 100-летию со дня кончины Дмитрия Алексеевича Хомякова (27.9.1841 - 18[5].03.1919). Часть 2
17.03.2019
Все статьи темы