Песни исторические Петрова времени

Часть 6. «Граница настоящих народных исторических песен»


Ко дню памяти (22 февраля (7 марта) 1898 г.) великого русского патриота-труженика, неутомимого собирателя, хранителя и исследователя славянской (а особенно русской) народной старины и песнотворчества, большого знатока множества языков, в том числе древних, фольклориста-подвижника, филолога, историка, источниковеда, архивиста, этнографа, музыковеда, общественного деятеля Петра Алексеевича Безсонова (1827-1898) (См. подробнее о нем: «...Откуда возьмем, если бросим и загубим взятое?») мы переиздаем его «Заметку» из сборника «Песни  собранные П.В.Киреевским». (Вып. 8.)

Публикацию (в сокращении) специально для Русской Народной Линии (по первому изданию:    Безсонов   П.А.   Заметка   //   Песни,   собранные П.В.Киреевским. Вып. 8. - М., 1870. - С. I-LXXXV.) подготовил профессор А. Д. Каплин. Орфография приближена к современной. Деление на части и названия - составителя. 

+ + +

«Песни  собранные П.В. Киреевским»

Вып. 8.

Заметка

 

Равным образом, в течение всего издания, беглыми при случае заметками старались мы обозначить последовательность в периодах былевого творчества. Но мы не имели времени хорошенько остановиться на существенном вопросе и решить: чтό именно следует считать здесь поступательным развитием вперед, к лучшему, и чтό искажением творчества? Оставляем этот вопрос пока открытым и думаем только, что им полезнее было бы заняться разным современным у нас критикам, чем пустым их разглагольствием с отвлеченными выводами о былинах.

Одно только следует здесь заметить всего ближе к настоящему делу: песни петровские, составляя высший, завершительный пункт былевого творчества московского, в то же время и даже тем самым готовят ослабление эпоса, и пророчат, очевидно, его падение. В этом мы сходимся с мнением покойного П.В. Киреевского: «Царствование Петрово можно назвать и границею настоящих народных исторических песен.... Правда, что поются в народе песни о Семилетией войне, о турецких и шведских войнах Екатерины, о войне 1812 года и многие другие; но эти песни разительно отличаются ото всех настоящих народных песен: они лишены всякого поэтического достоинства и заслуживают внимания только как любопытные памятники времени»[1].

Явную порчу мы часто отмечали при печатании самого текста; увидим еще пути ее при частном разсмотрении отдельных образцов; особенно же будем поучаться, когда пред нашими глазами возстанут в своем собственном виде, то есть во всем своем уродстве, произведения с половины XVIII века. Теперь для нас достаточны пока и разбросанные выше беглые черты: это драматизм, сам по себе прекрасный и двинувший творчество вперед, но вместе разрушивший спокойное и ровное течение эпоса; влияние песней козацких, а вместе с ними всех речных и степных, бурлацких и даже чумацких, разбойничьих, темничных, лихих и разудалых, самих по себе весьма замечательных, но ставших в разрез определившемуся московскому складу; вторжение военного строя в смысле новейшем - рекрутчины и солдатчины; подрыв музыке народной и отсутствие ее поддержки для стиха; размер, узаконивший пестрые стихи - разных величин - и строфу; наконец, при краткости состава, природной и художественной, совсем иное - по обстоятельствам - историческое дробление и мельчание образцов, неудержимая связь их с прочими «женскими» песнями и понятная затерянность в огромной массе сих последних.

Прибавьте сюда новизну многих явлений жизни, прозванных словом иностранным, и значительнейшую, чем прежде, близость творчества устного к письму, к литературе, где воцарился тогда павлиный язык: и вот выдаются признаки, возможные в народном творчестве только со времен Петра. Сенат, фельдмаршал, граф, гвардия, драгуны, армия, генералы, солдаты, кавалеры, сенаторы, бомбардиры, капитаны, офицеры, кареты, квартеры, и т. д.; во всем этом, разумеется, нет еще большой беды и это нисколько не хуже десятка слов татарских, зашедших в наши старшие былины; но на этом не остановилось.

Народный устный язык, созданный, воспитанный, поддержанный, облагороженный и возделанный творчеством, постепенно уступил письменному, и не старому, конечно, а ходячему тогда новому, то есть более или менее безобразному.

Это заметно в песнях еще лучших, при Петре: «Как ведут казнить тут добра молодца За измену против царского Величества»;  «Ах не выслужила головушка Ни корысти себе, ни радости, Как ни слова себе добраґо И ни рангу себе высокаго»; «Ай что взгόворит турецкой царь, Что султанское величество, Ко своим ли ко фельдмаршалам (прежде гораздо проще его назвали бы «со-бакою», а свиту его  «дивьими, затылками бритыми» и т. п.)»; «Тут много мы шведов порубили, А в трое того в полон их взяли, Тем прибыль государю учинили»; «Победили силу шведскую, Покорили город надобной»; «Хорошо Ярославль город построен, Что во тех ли во садочках гуляют девочки, генеральские дочки (в устах любимца Софьи!)»; и т. п.

Все это сильно отзывается пунктами новых законов, регламентом, табелью о рангах, куртизанством иностранных дел, реляциями и курантами, даже зачатком романсов и романов.

Близость к новой письменности и печати была виною явлений, не возможных и не виданных прежде: произведения устного творчества носились в старину из уст в уста - вне письма; если что записывалось, оно оставалось по корню устным, хотя бы и на письме; если это вставляли куда-либо, например, в летопись, то именно вставляли, как разнородное, и оно легко здесь выдается, и не трудно для нас выкраивается из страницы; если оно порождало собою письменные сказания, то само оставалось неприкосновенным источником.

Совсем, напротив, с эпохи Петра, распространившиеся «песенники» намеренно соединяют и непременно записывают, а скоро и печатают ходячие песни: здесь, сверх письменных особенностей, проникших в самую песню среди народа, составители особо еще дополняют - то или другое слово, вырáжение, даже образ и целую картину, за тем выправляют, а скоро подделывают и переделывают; мало того, являются лица, и даровитые, которые священным долгом своим поставляет возделать песню или даже вновь сочинить ее, - за народ, вместо народа, даже для самого народа; издатели позднейшие соревнуют сим поэтам, выбирают себе только возделанное и сами помогают улучшению, по крайнему своему разумению.

И на этом-то самом внешнем, доступном и наглядном отличии всего более пока мы останавливались, частью - чтобы вскрыть действительное искажение, частью чтобы очистить действительный или предполагаемый подлинник: мы видели ясно покушения Чулкова, пассивность перепечатавшего Новикова, удачи Дмитриева, неудачи Попова и Львова, утонченные уловки Сахарова, ревностные труды г. Костомарова с г-жею Мордовцевой.

Прибавьте к тому, что скоро за эпохой Петра народная жизнь с ее исконным творчеством или по крайности с творческой способностью - отделилась резко от всякой прочей; что событие, то есть предмет, вызов и содержание эпоса, сделалось не народным всецело, а исключительно общественным, клерикальным и всего чаще политическим; что политическая жизнь, на первом плане, явилась по преимуществу военной; что в военной области первым обрисовался солдат: и вы поймете, что эпос вскоре сделался солдатским, а солдатские песни остались единственно с характером былевым; народ устранен или сам устранился от участия в сем новом мире и благополучно заменен формой «нации»; народные, новые песни о новейших событиях - вовсе не зараждались.

Разумеется, этим выдвигалось вперед творчество или, правильнее, искусство и художество личное, письменное, книжное: оно вступило законным наследником творчеству народному, и это еще, слава Богу, лучше, чем ничего, ибо в творчестве народном оставалось только старое или именно ничего. Это предуготовило нам Пушкина с «Борисом Годуновым», «Полтавой» и общественным Онегиным: но этим же, и в этом, рухнул до основания эпос народный. -

Так петровские песни, кроме внешних исторических обстоятельств, сами в себе, в собственной истории, несли зародыш разложения и падения: они только в последний раз отпраздновали торжество творчества народного, они же окончательно и отпели.



[1]См. у нас выпуск 1-й.

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Петр Безсонов:
«Есть перерывы в бытии: их нет в сознании бытия...»
Ко дню памяти (22 февраля (7 марта) 1898 г.)
06.03.2019
Песни исторические Петрова времени
Часть 6. «Граница настоящих народных исторических песен»
26.03.2017
Все статьи автора
"Консервативная классика"
«Для России есть своя самобытная школа и ограда истинного просвещения – Церковь…»
Иоанн (Соколов), епископ Смоленский, как проповедник
30.03.2020
Русская идеология
13/26 февраля – память свт. Серафима (Соболева), архиеп. Богучарского (1950)
25.02.2020
Все статьи темы
Последние комментарии
На нас всех наложено Богом прещение
Новый комментарий от Яков Яковлевич
07.04.2019
Апокалипсис на наших глазах?
Новый комментарий от электрик
07.04.2019
Если б я был евреем, то…
Новый комментарий от tomilin
07.04.2019
«Русской народной линии» 10 лет!
Новый комментарий от Коротков А. В.
07.04.2019
Не надо спасать деревню – это утопия!
Новый комментарий от Юрий Светлов
07.04.2019
Какая линия победит?
Новый комментарий от Ксения Балакина
07.04.2019
Врата ада и коронавирус не одолеют Церковь Христову!
Новый комментарий от электрик
07.04.2019