Введение. Что такое христианская социология?

Главы из книги

Настоящая книга посвящена христианской социологии - новой дисциплине, возникающей на стыке христианского богословия, социальной философии, истории и социологии. Что же такое христианская социология? Это отнюдь не социология религии и тем более не социология Церкви. Нет, - это специфически христианский взгляд на человеческое общество. Взгляд, который вытекает из глубинных основ христианкой веры и христианского учения о человеке.

Необходимость христианской социологии.

Специфику христианской социологии мы постараемся осветить далее - собственно, об этом все время и будет идти речь. Но сначала необходимо защитить саму постановку вопроса о рассмотрении социальной сферы с православной точки зрения. Дело в том, что ее необходимость оспаривают, причем сразу с двух сторон. Прежде всего, профессиональные светские социологи, слыша о христианской социологии, пожимают плечами - мол, никакого специфически христианского взгляда нет и быть не может. Ибо социология - это наука, а наука одна - это объективный взгляд на мир, познание явлений этого мира, как они есть. Взгляд же христианский будет по необходимости необъективным, а потому ненаучным. Но, может быть, еще больший скепсис демонстрируют сами христиане (точнее - некоторые из них). «Жили две тысячи лет без христианской социологии и дальше проживем. Наши предки спасались, и мы спасемся, - молитвой, постом, послушанием и верой в Бога. Попытка создать какую-то христианскую социологию - ложная цель, отвлекающая от главной цели христианина - приближения к Богу (спасения души)», и их не останавливает даже утвержденные на Архиерейском Соборе 2000 г. «Основы социальной концепции Русской православной Церкви» [1].

Сначала остановимся на сомнениях православных христиан. Они отражают определенный взгляд на мир - взгляд, согласно которому единственная задача в этом мире - личное спасение исключительно через молитву и покаяние. Это взгляд специфически монашеский, который у нас очень почитается и часто считается эталоном христианства. Но универсальным и единственным его считать нельзя. И сами монашествующие учат, что монах - молитвенник за весь мир. Тем более - мирянин, дело которого в этом мире - не только спастись, но и преобразить этот мир (и именно этим спастись). «Основы социальной концепции РПЦ» утверждают: «Ее (Церкви - Н.С.) целью является не только спасение людей в этом мире, но также спасение и восстановление самого мира» [1,4]. Если же мы будем считать, что мы лишь странники на этой земле, то не исключено, что мы просто не выполним замысел Божий о мире и человеке в нем.

Только после создания христианской социологии все здание богословских наук можно считать законченным, Дело в том, что создавая человека, Господь предназначил его не для отдельного, изолированного существования, а для жизни в обществе. По выражению Аристотеля человек - «зоон политикон», существо общественное. Без общества человек не может стать человеком, раскрыть свои потенциальные возможности. Можно даже утверждать, что вне общества человек не может спастись. И этому не противоречат случаи многолетнего отшельничества, поскольку до своего ухода из общества подвижник долгое время в нем жил, воспитываясь как личность. Да и в большинстве случаев такой подвижник возвращался «в мир» или «в общежитие», поскольку любовь к людям не позволяла ему навсегда предаваться созерцанию Бога.

Библия рассказывает нам о древней человеческой истории, в которой действующими лицами являются «народы» - племена, государства и даже огромные империи. Например, Израильское общество, которое было сформировано под воздействием Моисеева законодательства. Иначе говоря, Библия постоянно говорит о движении и взаимодействии социумов. Собственно, это и является содержанием истории. Наш замечательный философ Владимир Соловьев указывает, что вне социального развития вся человеческая история оказывается бессмысленной:

«Если бы человечество представляло собою простую арифметическую сумму отдельных изолированных лиц, то все препятствия к полному осуществлению царствия Божия сводились бы, собственно, к одному: злой личной воле. Все действие Божие в человечестве было бы в таком случае прямо и исключительно обращено на каждую отдельную душу, которая или воспринимала бы это действие и входила в царствие Божие, или отвергала бы его. Решение этого вопроса, безусловно отдельное для каждой души, могло бы произойти вне пространства и времени, всемирная история была бы совершенно не нужна и жизнь - бессмысленна. К счастью, человечество не есть куча психической пыли, а живое одушевленное тело, образующееся и преобразуемое, последовательно и закономерно развивающееся, многоразлично расчленяемое и объединяемое, разнообразно связанное с прочим миром и всесторонне воспримающее дух Божий - не только периферически, но и центрально, не только в единицах, но и в группах, не только частями своими, но и целым. [5,332-333].

Заметим в скобках, что здесь Соловьев особо подчеркивает органический характер общества, о чем еще будет речь впереди.

Человек, как учит нас православное богословие, есть образ Божий. И замечательно, что само общество тоже является образом Божиим. Ведь Бог - это Святая Троица, Три Лица, имеющие общую божественную природу. Иначе говоря, общество как соединение многих человеческих лиц есть образ Троицы, как единения трех Лиц. А Троица - прообраз общества, каким оно предполагалось до грехопадения прародителей. Этим еще раз подчеркивается воля Божия человеку жить в обществе.

Таким образом, христианская социология является необходимой частью христианской антропологии. Но не только. Оценивая социум с точки зрения Бога и Его заповедей, она дает духовно-нравственную оценку социальным явлениям. Наш замечательный русский философ и социолог С.Н. Булгаков «Христианская социология существует - как отдел нравственного богословия» [2] Можно сказать и иначе: христианская социология оценивает все социальные явления с точки зрения греха и добродетели. И именно тут она смыкается с сотериологией - учением о спасении.

Осмыслить роль общества в деле спасения человека, понять смысл и судьбу общественного развития в прошлом, настоящем и будущем, указать духовно-нравственные ориентиры в общественном развитии - вот цели христианской социологии. Почему же она не была создана ранее? Это обусловлено не догматическими, а историческими причинами. Социология осознала себя наукой со своим особым предметом только в середине XIX века. До этого она развивалась неявно - под видом психологии или политологии. Но к тому времени канон церковных наук уже давно устоялся, а всегдашняя консервативность Церкви с трудом допускала его расширение.

Однако востребованность христианской социологии необычайно высока, ибо в среде самих христиан существует острая необходимость в осмыслении общественных явлений. И если отказаться от построения христианской социологии, то все равно христиане будут об обществе судить и рядить, но уже либо по чуждым им мирским общественным теориям, либо, - еще хуже, - питаться недостоверными соображениями, разными мифами, в изобилии возникающими в православной среде, попросту говоря, «бабьими баснями» (ап. Павел). Эта ситуация недопустима и должна быть обязательно исправлена.

Сравнение мирской («научной») социологии с христианской.

Но чем же нас не устраивает мирская социология? Ведь она за последнее столетие превратилась в достаточно развитую науку, включает множество теорий, охватывающих практически все стороны общества. На этом вопросе стоит остановиться чуть подробнее.

Современная социология рассматривает себя как науку. Но по неписанным правилам научного исследования оно должно быть безоценочным. Точнее, оценки возможны, но они не должны носить нравственного характера. Можно говорить «больше», интенсивнее», «быстрее», но нельзя говорить «лучше», «хуже». Как только исследователь сбивается на нравственные оценки, то считается, что он выходит за рамки науки. Ведь наука должна быть абсолютно объективна, она должна объяснять то, что реально существует, «как есть». А мораль, с точки зрения научного мышления, субъективна.

Такова парадигма научного исследования, и в социологии она жестко соблюдается. Но человек не только существо общественное, но и существо нравственное. Все его поступки имеют свое измерение на духовно-нравственной шкале «хорошо-плохо». Человек должен стремиться к лучшему (и всегда стремится к этому, только «лучшее» понимая по-своему). Поэтому взгляд на человеческое общество только с позиций чистой, безоценочной науки явно недостаточен. Мало ответить на вопрос «как устроено существующее человеческое общество»; нужно еще показать, каким общество должно быть. Причем второе ничуть не менее важно, чем первое. Ибо, в конце концов, человек сам творит общество, в котором он живет, и, обладая свободой воли, имеет силу его изменять, делать лучше (или хуже). Знание «как есть», без знания «как должно быть», - знание ущербное, половинчатое. Эта половинчатость - органический недостаток современной «научной» социологии. Только совокупное, интегральное знание, включающее научное знание о реальности и нравственное знание о должном, обладает подлинной полезностью для человека, позволяя ему верно ориентироваться в мире.

Но что может дать правильную нравственную установку? Может быть, и в самом деле, мораль субъективна? Нет. Христианское учение утверждает, что мораль от Бога, Им установлена, Им поддерживается, и верные нравственные нормы содержатся в Священном Писании. Поэтому христианство (по сути дела только оно) имеет право давать нравственную оценку общественным явлениям. И не только имеет право, но и должно, обязано это делать. Ибо, созданная Самим Спасителем и водимая Духом Святым, оно содержит истину, в том числе - истину нравственную. Только христианство может задать верную шкалу оценок «хорошо/плохо», только оно может сформулировать общественный идеал, к которому человечество должно стремиться. Поэтому христианская социология должна преодолеть «аморальность» (точнее, «безморальность») современной социологии, не боясь давать христиански выверенную нравственную оценку социологическим феноменам. Причем, эта оценка должна даваться в рамках христианской парадигмы, применяя такие понятия как любовь, грех, добродетель, наказание, покаяние и др.

Впрочем, не будем столь наивны, считая, что современная социология создается ради чистого знания, пусть и ограниченно понимаемого. Социологи зависят от заказчиков, которые хотят властвовать, а значит - манипулировать обществом. Современная социология - служанка нынешнего либерального капитализма, и это накладывает на нее особый отпечаток. С одной стороны, она честно старается понять «как есть», ибо явная, неадекватная действительности халтура чревата возможностью выпустить мир из-под контроля. Но с другой стороны, цель (манипулирование) вынуждает социологов исповедовать особую мораль, выясняя не «как должно быть», а «как выгодно» заказчикам. А им, достигшим власти в этом мире, выгодно оставить все как есть. Иначе говоря, нынешняя социология во многом занимается оправданием того строя, который сложился на этой грешной земле. А этому очень способствует «научная» парадигма, где по сути дела идеал отождествляется с тем «как есть». Именно поэтому социология и не ставит вопроса о духовно-нравственном качестве общества. Можно даже сказать, что на современном этапе западная социология превратилась в идеологической оружие глобализации, призванное, попросту говоря, промывать мозги населению покоряемых Западом территорий.

Это лукавство западной социологии должна преодолеть христианская социология, которая ставит своей задачей не просто понимание структуры существующего общества с точки зрения истин христианства, но и его оценка, выяснение того, что для христианина в нем приемлемо, а что - нет. А за примерами указанного лукавства не нужно далеко ходить. Сам Макс Вебер, может быть наиболее прославленный западный социолог, мастерски придерживался безоценочной парадигмы: социология должна «понять» общество, изучая интенции членов общества, но и в коем случае не давать обществу нравственную оценку. За это (и не только за это) Вебер и возведен на пьедестал великого социолога.

Творцы христианской социологии.

Христианская социология - новая богословская дисциплина. Но попытки ее построения предпринимались неоднократно уже в XIX в. Причем основной вклад в ее становление внесли русские религиозные философы. Прежде всего, тут следует отметить В.С.Соловьева, всесторонне обосновавшего необходимость осмысления социума с христианских позиций, а также создавшего грандиозную религиозно-политическую систему («всемирная теократия») [3], которая, правда, оказалась далека от истины, и Соловьев в конце жизни от нее отказался.

В XX веке значительный вклад в развитие христианской социологии внес С.Н. Булгаков, впоследствии о. Сергий Булгаков. Его цикл лекций в Свято-Сергиевском богословском институте в Париже так и назывался «Христианская социология» [2]. Это была первая попытка систематически описать христианскую социологию. Однако небольшой объем работы не позволил Булгакову эту задачу полностью выполнить. Как общая теория, так и разделы христианской социологии далеко не полны.

Христианской социологии посвящена интересная и значительная книга нашего философа Семена Франка «Духовные основы общества» [6]. Хотя эта книга относится к разряду философских, но очевидна ее христианская направленность. К сожалению, книга затрагивает лишь некоторые вопросы, и поэтому может считаться лишь введением в интересующий нас предмет.

Ряд глубоких идей в христианскую социологию внес русский философ и общественный деятель Н.Н. Неплюев. Можно даже утверждать, что разработанная им религиозно-философская система превосходит все, сделанное в этой области всеми остальными философами, включая Соловьева и Булгакова. На идеях Неплюева во многом основан материал этого цикла статей.

Много интересных идей внесли также наши русские философы НЯ. Данилевский, А.С. Хомяков, Н.Ф. Федоров, В.Ф. Эрн, Н.А. Бердяев, Н.А. Сетницкий, Л.П.Карсавин. Наконец, необходимо упомянуть и современных наших исследователей, работающих в христианской парадигме, в частности, А.Е.Молоткова, В.Ю. Катасонова, В.С.Макарцева и ряда других. Что же касается западных социологов, то обращаться к их идеям мы будем лишь изредка, вскользь - никто из них не работал в парадигме христианской социологии, хотя некоторые из них были верующими христианами.

Христианство представляет собой универсальную истину, и значит христианский взгляд на социум является наиболее плодотворным. И поэтому все социальные явления могут и должны быть осмыслены с точки зрения христианского мировоззрения. При этом основной упор должен быть сделан на духовно-нравственном содержании общественных явлений. Ибо именно от духовно-нравственного состояния зависит как судьба каждого человека в вечности, так и историческая судьба всех социальных образований.

Однако надо признать, что, несмотря на все усилия и относительные достижения наших социологов, цельная христианская социология пока не создана. Это дело будущих поколений христиан.

Задачи христианской социологии.

Первоочередная задача - выяснение основ христианской социологии. К сожалению, глубокой православной традиции осмысления социальных проблем нет. «Основы социальной концепции РПЦ» [1] появились только в 2000г. Это добротный, хорошо продуманный документ, составленный квалифицированными авторами. Но он является по сути дела ответом на некоторые вызовы, которые предъявляет нам социальная жизнь - не более. Создание всеобъемлющей теории, разработка глубокого христианского учения о социальной сфере, видимо, не ставилось задачей этого документа. Поэтому разработка основных идей христианской социологии - актуальнейшая задача нашего богословия. Настоящий цикл статей в основном посвящен именно попытке представить христианскую социологию как систему базовых положений, закладываемых в основание этой новой науки.

Поскольку Священное Писание и Священное Предание являются непререкаемыми по авторитетности источниками, то исключительно важным представляется их изучение с точки зрения социологических идей. Ветхий Завет в этом смысле более четок: там социология зафиксирована в Моисеевом Законе и сплавлена с прочими, необходимыми для жизни человека заповедями. Но он создан для народа грешного, «жестоковыйного», которому нужна узда. Ветхий Завет предполагает непреображенную экономику, основанную на частной собственности. И все же нельзя сказать, что там экономика главенствует, ибо основная социальная идея Ветхого Завета - не допустить скапливание богатств в одних руках. Идея социальной справедливости тут верховодит.

Новый Завет, казалось бы, далек от социальности и проповедует личное спасение. Но этот взгляд обманчив. Любовь - главное в христианстве - на социальном уровне преобразуется в общинность. Именно идея общинности является социальным лейтмотивом Нового Завета, и свое высшее выражение получает в первохристианской Иерусалимской общине.

Огромное значение имеет также изучение творений святых отцов, в которых социальным проблемам (в частности проблеме богатства и бедности) уделяется большое внимание. В частности, тема богатства и бедности, собственности милостыни глубоко разработана в творениях вселенского учителя православия св. Иоанна Златоуста [4]. Изучение наследия Златоуста может дать очень много для разработки соответствующего раздела христианской социологии.

Конечно, разработка христианской концепции общества невозможна без анализа и критики современных социологических теорий, а также христианского анализа современных тенденций общественного развития.

Наконец, одна из интереснейших задач христианской социологии - уточнение и осмысление судеб человечества в истории. Поэтому должен быть проведен христианский социологический анализ истории человечества. Но важно смотреть и в будущее. В этом смысле актуально исследование социального измерения эсхатологической проблемы.

Христианская социология только зарождается. Но думается, что перспективы этой молодой богословской науки очень широки.

 

Литература

 

1.     Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М.: 2000. - 88 с.

2.     С.Н. Булгаков. Христианская социология. // Булгаков С.Н. История экономических и социальных учений. - М.: Астрель, 2007. - С.813-854.

3.     В.С.Соловьев. История и будущность теократии. Собр. соч. Т IV, С-Пб, 1914. - С.243-633.

4.     Николай Сомин. Обижать заставляет любостяжание. Учение св. Иоанна Златоуста о богатстве, бедности, собственности и милостыне. - М.: Современная музыка. 2014, - 262 с.

5.     Соловьев В.С. Из философии истории // Сочинения в двух томах. Т. 2. М.: «Правда», 1989. - С. 323-343.

6.     С. Франк. Духовные основы общества. - М.: Республика. 1992. - 511с.

 

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

28. К вопросу о православном социализма

Православный социализм Сомина может стать такой же реальность как стал ленинский коммунизм. Коммунистические идеи овладели массами в начале 20 века и воплотились в жизнь, как только в 80х годах прошлого века вера в коммунизм у советских людей исчезла, исчезло и само советское государство. Вселенная - это большая голограмма, реальность - это отражение ума. Твердого вещества во Вселенной нет, атомы - это волны энергии в квантовом поле. Если идеи Сомина овладеют массами - это воплотиться в жизнь.

СТРОИТЕЛЬ / 25.05.2015

27. Re: Введение. Что такое христианская социология?

Тем более - мирянин, дело которого в этом мире - не только спастись, но и преобразить этот мир (и именно этим спастись). «Основы социальной концепции РПЦ» утверждают: «Ее (Церкви - Н.С.) целью является не только спасение людей в этом мире, но также спасение и восстановление самого мира» [1,4].

Автор уравнивает мирянина, т.е. отдельного человека и Церковь. И даже не замечает прокола. Церковь - совершенна, а люди (каждый сам по себе) - нет. Поэтому Церковь может видеть одну из своих задач в преобразовании социума. И это будет путь к спасению людей. Человек же если будет считать путем к спасению преобразование мира будет уходить от спасения, а не приближаться к нему. Деятельность православных мирян - это не деятельность Церкви. Ибо в деятельности Церкви присутствует Святой Дух, а человек, даже православный очень редко действует в согласии со Святым Духом (в редкие моменты своей жизни). А без Святого Духа - понятно, что можно построить...

Можно даже утверждать, что вне общества человек не может спастись. И этому не противоречат случаи многолетнего отшельничества, поскольку до своего ухода из общества подвижник долгое время в нем жил, воспитываясь как личность.

Автор мало читал аскетической литературы. "Беги от мира" - этот завет ему чужд. Феномен египетской пустыни IV века плохо укладывается в его мировоззрение... Тысячи монахов, которые уходили в самые безлюдные места - в Скит, вовсе не думая, что им потом надо будет возвращаться к людям... И не столько они возвращались, сколь мир тянулся туда, к ним. Ходили за опытом отцов (Зосима, нашедший на Марию Египетскую, - это как раз пример такого поиска). Посмотреть на святого. Пожить рядом с ним. (Пример - Сергиева пустынь, превратившаяся в центр города). А аргумент, что отшельник прежде жил в обществе, - это просто семантическое передергивание. Понятно, что у любого человека были отец и мать, а стало быть, путь любого человека начинается из общества. А далее встаёт вопрос куда - в общество же или к Богу? Если приоритет - общество, то оно встает на то место, где должен находиться Бог. Только любовь к ближнему не застилает любви к Богу (так как истинная любовь к человеку (который обязательно несовершенен и нас напрягает) возможна только ради Бога, ради того света, который заложен Богом в душу любого из нас). Но любовь "к людям" - это уже идол, который мы ставим на святом месте. "Люди" загораживают нам ближних, конкретного человека.

Владимир Соловьев указывает, что вне социального развития вся человеческая история оказывается бессмысленной

Цитата Соловьева о другом. Если бы не было общества, то Бог мог бы воздействовать только на уровне конкретной души, являя Себя. И такое явление приводило бы к тому, что человек сразу же бы делал окончательный выбор - принимать или ни принимать Бога. Наличие общества помогает человеку научаться воспринимать волю Божию. То есть общество необходимо человеку для спасения... Акцент совершенно другой, нежели тот, что ставит Сомин.

Иначе говоря, общество как соединение многих человеческих лиц есть образ Троицы, как единения трех Лиц.

О тайне Троицы лучше не дерзать рассуждать. Бог един в трех Лицах, человечество не может быть едино в этом же смысле. Единство человечества возможно в отдельных внешних проявлениях, но это не единство по существу. ___________________________ При этом я согласен, что христианская социология необходима. Только христианская социология способна выявить все проявления "духа времени сего", действующего в социуме. Только христианская социология способна определить насколько быстро мы движемся к полной утрате благодати и, соответственно, к концу этого мира. Христианская социология, возможно, способна предложить какие-то варианты торможения этого процесса. Чего она точно не в состоянии сделать, это сделать общество христианским. Если кто-то будет ставить подобную задачу, то путь знает, что деятельность эта - антихристианская. Ибо христианское общество рождается от выбора христианского устроения души человека. предстоящего Богу. Выбор это первичен, состояние общества - вторично. Идти с конца - это идти в противоположную сторону.

26. Ответ на 21., Lucia:

Сейчас священники даже не различают ересь от Православия...А может, они нарочно? Сейчас в большинстве храмов или русский язык, либо личиком к народу читают, либо литургию не пойми кого служат. Либо все вместе. Это такое самочиние?

Это апостасия.

М.Яблоков / 25.05.2015

25. Ответ на 20., рудовский:

кто вам сказал, что вы человек?

Это вам, рудовский, придется ответить на этот вопрос. Вы же от обезьяны произошли, не я. Вот и ответьте: на каком этапе стали считать себя человеком?

М.Яблоков / 25.05.2015

24. 7. Ладога&

Книжники были грамотными и культурными людьми.

23. Ответ на 20., рудовский:

кто вам сказал, что вы человек?

проф.Преображенский.

22. Re: Введение. Что такое христианская социология?

Это настоящий кошмар и грустно читать такое в ПРАВОСЛАВНОМ издании. "Тем более - мирянин, дело которого в этом мире - не только спастись, но и преобразить этот мир (и именно этим спастись). " "соединение многих человеческих лиц есть образ Троицы, как единения трех Лиц. А Троица - прообраз общества, каким оно предполагалось до грехопадения прародителей. Этим еще раз подчеркивается воля Божия человеку жить в обществе." это действительно похоже на тезисы живоцерковников " разработка учения о христианской общественной жизни применительно к социальным задачам, выдвигаемым переживаемым временем; е) вообще - пересмотр и изменение всех сторон жизни церковной, какие повелительно требуются современной жизнью» Но тогда народ был грамотный, вот и не пошел в "красную церковь". А современные неучи наоборот, лопают и похваливают.

Lucia / 24.05.2015

21. Ответ на 14., М.Яблоков:

Сейчас священники даже не различают ересь от Православия...

А может, они нарочно? Сейчас в большинстве храмов или русский язык, либо личиком к народу читают, либо литургию не пойми кого служат. Либо все вместе. Это такое самочиние?

Lucia / 24.05.2015

20. Re: Введение. Что такое христианская социология?

М.Яблоков а кто вам сказал, что вы человек?

рудовский / 24.05.2015

19. Ответ на 17., Сергей Швецов:

сами монашествующие учат, что монах - молитвенник за весь мир Мнение столь же распространенное, сколь и ложное.

Возвращайся туда, откуда пришел.

М.Яблоков / 24.05.2015

18. Ответ на 16., М.Яблоков:

А кто вам сказал, что вы - православная, Ладога?

Батюшка при Крещении.

Ладога& / 24.05.2015

17. Re: Введение. Что такое христианская социология?

сами монашествующие учат, что монах - молитвенник за весь мир

Мнение столь же распространенное, сколь и ложное.

16. Ответ на 15., Ладога&:

А кто вам сказал, что вы - православная, Ладога?

М.Яблоков / 24.05.2015

15. Ответ на 11., М.Яблоков:

Чушь всякую выдумывает, вплоть до создания лженауки, лишь бы только ересь свою оправдать. Хилиаз раз навсегда Церковью анафематствован. Рая на земле не будет никогда, ни коммунистическо, ни христианского.

Ой, да бухтите дальше, книжники и фарисеи. 10 комментариев написали, Яблоков, и ни одного по делу. У на война идёт, гибнут русские люди, глобальный и российский капитализм уничтожает традиционные ценности, Кончиты кривляются на экране и джигурды в театрах, вовсю готовится захват Почаевской и Киево-Печерской лавры... а теплохладные книжники все бухтят - "не наше это дело, не христианское, и Церковь пусть помалкивает".. Позорище.

Ладога& / 24.05.2015

14. Ответ на 10., Lucia:

Сейчас священники даже не различают ересь от Православия...

М.Яблоков / 24.05.2015

13. Ответ на 8., Туляк:

Да и антихрист будет всем казаться очень милым и благочестивым.Да, да, именно так. И на Библии будет клясться, как президент Америки! И провозглашать "свободу "всех вероисповеданий" и прельщать людей всякими другими "свободами", главная из которых - "свобода от совести". И многие прельстятся. Вернее - уже прельстились - поклонились мамоне и другим "ценностям", которые провозглашает западная капиталистическая цивилизация. И даже, Кончита Вурст, многим уже кажется не такой уж и уродливой, а "милой" и "благочестивой".....То ли ещё будет....

Потом такие Кончиты станут служить в полиции, юстиции, здравоохранении.....

Lucia / 24.05.2015

12. Re: Введение. Что такое христианская социология?

Автор пытается совместить несовместимое. Учения, различные по своему источнику и природе,мало различные-между ними пропасть. Христианство- от Бога. Социология-от человеков. Мало того,что от человеков,но социология учение классовое-буржазное и по природе своей атеистично,поелику отрицает Бытие Божие как Объективно Существующую Реальность. Впрочем,если кому нужен "социальный" или иначе-классовый анализ,истории,с точки зрения Христианства,извольте. Общество времен Земной Жизни Спасителя,было безусловно классовым и Слово Божие, было обращено как к отдельной личности,как к отдельным классам,так и ко всему народу. Тогдашний правящий класс,добивался от Христа одного-избавления от политической смерти,в коем, только и полагал свою жизнь,а как насчет ИЗБАВЛЕНИЯ ОТ СМЕРТИ ВООБЩЕ?

Писарь / 24.05.2015

11. Ответ на 10., Lucia:

Чушь всякую выдумывает, вплоть до создания лженауки, лишь бы только ересь свою оправдать. Хилиаз раз навсегда Церковью анафематствован. Рая на земле не будет никогда, ни коммунистическо, ни христианского.

М.Яблоков / 24.05.2015

10. Re: Введение. Что такое христианская социология?

Говорят, когда-то простые люди, даже неграмотные, были весьма сведущи в вопросах веры. а сегодняшняя тупость достигает невиданных размеров. Эко всех социализмом отравили. Полная серость.

Lucia / 23.05.2015

9. Ответ на 1., М.Яблоков:

Тов. Сомин, Вы, уж, элементарную логику и простейшую эрудицию блюдите!

Социология осознала себя наукой со своим особым предметом только в середине XIX века. До этого она развивалась неявно - под видом психологии или политологии.Но к тому времени канон церковных наук уже давно устоялся, а всегдашняя консервативность Церкви с трудом допускала его расширение

Годом рождения социологии считается 1838-й, временем появления политологии и психологии считается последняя четверть 19 века.Утвержденного "канона церковных наук" никогда не существовало.

наука должна быть абсолютно объективна, она должна объяснять то, что реально существует, «как есть». А мораль, с точки зрения научного мышления, субъективна. Такова парадигма научного исследования, и в социологии она жестко соблюдается

и тут же:

. Современная социология - служанка нынешнего либерального капитализма, и это накладывает на нее особый отпечаток

Так "служанка" или в "современной социологии научная парадигма строго соблюдается"? Или, что ни наука, то служанка?

. К сожалению, глубокой православной традиции осмысления социальных проблем нет.

???! Книги кого-нибудь из святых отцов в руках держали, тов. Сомин? Православной традиции осмысления социальных проблем столько же лет, сколько лет христианству.

. Ветхий Завет в этом смысле более четок: там социология зафиксирована в Моисеевом Законе и сплавлена с прочими, необходимыми для жизни человека заповедями.

В какой, в какой из 10 заповедей спрятана социология?!

основная социальная идея Ветхого Завета - не допустить скапливание богатств в одних руках.

До этого Вашего откровения основной социальной идеей Ветхого Завета считалась: "Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть" (Втор.6,4)

идея общинности является социальным лейтмотивом Нового Завета

У Вас "общинность" стала синонимом любви? В общем, наукоподобное жонглирование в стиле: "Это череп А.Македонского, когда ему было 10 лет, а это его череп в 20 лет..."

Лебедевъ / 23.05.2015

8. Ответ на 2., Lucia:

Да и антихрист будет всем казаться очень милым и благочестивым.

Да, да, именно так. И на Библии будет клясться, как президент Америки! И провозглашать "свободу "всех вероисповеданий" и прельщать людей всякими другими "свободами", главная из которых - "свобода от совести". И многие прельстятся. Вернее - уже прельстились - поклонились мамоне и другим "ценностям", которые провозглашает западная капиталистическая цивилизация. И даже, Кончита Вурст, многим уже кажется не такой уж и уродливой, а "милой" и "благочестивой".....То ли ещё будет....

Туляк / 23.05.2015

7. Ответ на 4., М.Яблоков:

Чушь собачья эта ваша "христианская социология". Учение Церкви о государстве давным-давно выработано свв.отцами, и хилиаст Сомин здесь америку никак не откроет.

Если такое учение есть, то чего мы здесь вообще копья ломаем, о государственной идеологии и прочих делах государства? Кроме того, предположим, есть такое учение. Но в реальности государство существует отдельно, а Церковь отдельно. Ни в одном сегменте общества- образование, политика, стратегия и прочие государственные дела- нет влияния Церкви, или оно стремится к нулю. То есть в общественном поле подобное учение точно отсутствует, а Церковь все более представляет собой маргинальный институт. И ещё раз призываю Вас воздержаться от ярлыков к автору и его труду. Или к Вам тоже обращаться как-нибудь по-особенному? Книжник и фарисей Яблоков - пойдёт?)

Ладога& / 23.05.2015

6. Ответ на 5., Вячеслав Макарцев:

Никто вам ничего подавать на блюдечке с голубой каемочкой не будет. Надо - сами найдете. А не надо, тогда не трепитесь.

М.Яблоков / 23.05.2015

5. Ответ на 4., М.Яблоков:

Чушь собачья эта ваша "христианская социология". Учение Церкви о государстве давным-давно выработано свв.отцами, и хилиаст Сомин здесь америку никак не откроет.

Хватит языком трепать, Яблоков. Ждем вашей статьи «Учение Церкви о государстве, выработанное святыми отцами». Думается, многим будет интересна такая статья.

4. Ответ на 3., Ладога&:

Чушь собачья эта ваша "христианская социология". Учение Церкви о государстве давным-давно выработано свв.отцами, и хилиаст Сомин здесь америку никак не откроет.

М.Яблоков / 23.05.2015

3. Ответ на 1., М.Яблоков:

Что объединяет хилиастов и обновленцев?.

А при чём тут христианская социология?? Которая есть "христианский взгляд на общество", то есть осмысление общества с христианской точки зрения. Или, по-вашеуюму, общество, мир недостойны этого взгляда? Или они не сотворены Господом? Вы, Михаил, как-то хорошую вещь сказали - хилиазм и уранополитизм одинаково плохи. Разумеется. Так давайте придерживаться этой объективности, и обойдемся без уничижительных ярлыков. Христианская социлогия - это христианская социология, не больше, но и не меньше. А обходить христианам социум стороной - значит, оставить его князю мира сего.

Ладога& / 23.05.2015

2. Ответ на 1., М.Яблоков:

Что объединяет хилиастов и обновленцев?"Собор объявляет капитализм смертным грехом, а борьбу с ним священной для христианина... каждый верующий церковник... должен всемерно бороться вместе с Советской властью за осуществление на земле идеалов Царства Божия." (из деяний обновленческого "собора").

Да и антихрист будет всем казаться очень милым и благочестивым.

Lucia / 23.05.2015

1. Re: Введение. Что такое христианская социология?

Что объединяет хилиастов и обновленцев? "Собор объявляет капитализм смертным грехом, а борьбу с ним священной для христианина... каждый верующий церковник... должен всемерно бороться вместе с Советской властью за осуществление на земле идеалов Царства Божия." (из деяний обновленческого "собора").

М.Яблоков / 23.05.2015
Николай Сомин:
Гостья из украденного будущего
Актуальные размышления о популярном советском фильме
09.12.2019
Уранополитизм против православного социализма
Николай Сомин отвечает на статью Сергея Шаракова
08.01.2019
Все статьи автора
"Православный социализм: pro et contra"
Либо массово менять чиновников, либо менять партию власти
Для выполнения наказа Президента рядовым единороссам придётся сменить партийную принадлежность
03.12.2019
Выполнима ли «Миссия России»?
Диалог с критиком фильма Александра Пасечника
01.12.2019
О новом социализме и сбережении русского народа
Будущее страны и мира зависит от каждого из нас
05.11.2019
«Христианский социализм» и «драконы ассоциаций»
О несостоятельности аргументов противников
06.09.2019
Все статьи темы
Последние комментарии
Россия и государственные услуги
Новый комментарий от Света Ч.
12.12.2019
Когда можно делать аборты?
Новый комментарий от максим поляков
08.10.2019
Возбудить дело против депутата Оксаны Пушкиной
Новый комментарий от NNNN
11.12.2019
Модернистские потуги или обыкновенное невежество?
Новый комментарий от Александр Сивков
05.12.2019
Панос Камменос: Элладская Церковь совершила преступление
Новый комментарий от Алекс1968
12.12.2019