О чем молчала Василиса в рассказе А.П.Чехова «Студент»

Преподавая литературу в течение десяти лет, я ни разу не усомнилась в том, что я делаю. Но год назад меня, уже давно не учителя, а психолога, девятиклассники, которым «задали» сочинение, попросили объяснить им смысл рассказа Чехова «Студент». Взяла текст, чтобы «освежить» рассказ в памяти, мысленно улыбнулась Ильфу и Петрову («если человек говорит, что ему надо освежить в памяти, значит, он это никогда не читал») и... зачиталась.

А.П.ЧеховСамый любимый и «самый отделанный рассказ» Чехова... Тысячи рецензий отмечают «предельную насыщенность символическими деталями, стройность и строгость композиции, глубоко философское осмысление главных вопросов бытия, концентрацию в пределах одного текста многих основных мотивов прозы Чехова». Что тут непонятного?

И все же... Почувствовали же подростки что-то такое, чему не нашли объяснения на уроке. А нам все понятно в этом рассказе?

В психологии есть такое понятие - слепое пятно. Это очевидные предметы и события, которые человек не воспринимает в силу разных причин - так компьютер «не видит» несовместимые с ним программы. Обнаружение своего «слепого пятна» - вещь довольно болезненная, но совершенно необходимая человеку для личностного и профессионального развития. Боюсь, что при изучении русской литературы в школе эта слепота стала нормой.

Мы привычно называем Чехова «мастером деталей», не задумываясь об их роли, очевидной для его современников. Всего две-три детали, на которые обычно не обращают внимания. Когда дело-то было? В пятницу Страстной недели Великого поста. Это сейчас про Великий пост большинство православных знает только, что перед ним - Масленица, а после него - Пасха. А во времена Чехова Страстную неделю верующие, независимо от сословий, старались проводить в церкви. Герой рассказа - сын дьяка и студент духовной академии, для которого служба в эти дни - святая обязанность. Если это знать, то строгий вопрос-утверждение к Василисе - «Небось, была на двенадцати евангелиях?» [*] вполне может вызвать немое удивление: «Я-то была...»

А вот студент-семинарист вместо службы был на тяге, то есть на охоте, которая запрещена православным на время поста, а священнослужителям - вообще.

В таком контексте умствования студента приобретают смысл, противоположный тому, который в нем «находят» авторы учебников по литературе и школьных сочинений. Увлеченно пересказывая простым крестьянкам историю отречения Петра, смакуя эти сцены: «воображаю: тихий-тихий, темный-темный сад, и в тишине едва слышатся глухие рыдания...», герой проводит кощунственную параллель между собой и Петром,- как же, у них так много общего - пятница, костер. Добавим: и предательство, которое апостол Петр искупит своими страданиями. А вот искупит ли его студент духовной академии Иван Великопольский, который пока даже не осознает своего отступничества?

Впавший в уныние герой чувствует, что «этот внезапно наступивший холод нарушил во всём порядок и согласие, что самой природе жутко...» Чувствует это и читатель, однако без осмысления причин этой тоски и безысходности рассказ становится только изящной зарисовкой. Чехов ироничен, беспощаден и тонок. Настолько, что это почти не воспринимается. Впрочем, это касается едва ли не всех произведений, изучаемых на уроках литературы.

[*] Особое богослужение, на котором читаются двенадцать фрагментов из Евангелия, рассказывающих о последней встрече Христа с учениками, ночи, одиноко проведенной Им в Гефсиманском саду в ожидании смерти, предательства учениками, Его распятии и смерти... Страдания Господа переживаются и становятся частью личного духовного опыта. Именно в сопереживании Христу смысл этой службы.

Впервые опубликовано: http://metodkabi.net.ru/index.php?id=stud#ur

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

8. Re: О чем молчала Василиса в рассказе А.П.Чехова «Студент»

какая основна мысль у рассказа Студент автор Чехов

Nstena / 13.02.2011

7. Re: О чем молчала Василиса в рассказе А.П.Чехова «Студент»

Да Чехов был не простой. Я его уважаю за то, что он не претендовал на роль учителя - большая редкость. Это потом, в школах советского периода, ему стали приписывать всякое обличительство и т.д. А его современники, напротив, обличали за отсутствие идей.

lucia / 07.02.2010

6. укажите пожалуйста источник

Вы пишите: "на охоте, которая запрещена православным на время поста, а священнослужителям - вообще" Укажите пожалуйста источник, в каком церковном определении это регламентировано. Для меня это важно!

Артем / 07.02.2010

5. 3. Захар :

"И еще подумалось, что в маленьком рассказе Чехов уловил то, что происходило в образованным обществе в конце 19 века: тоскливое обмирщение и одновременно - настойчивое богоискательство. ". ---------------------------------------- Замечательно Вы сказали!

Агапит / 07.02.2010

4. Re: О чем молчала Василиса в рассказе А.П.Чехова «Студент»

Уместно ли выражение « Чехов уловил»? Так говорят, когда писатель осознал некий феномен и сознательно представил нам - в образах - свое понимание и оценку этого феномена. Можно сказать, напр., что Достоевский в «Бесах» уловил опасные духовные и политические тенденции в русском обществе. Или что Булгаков в «Дьяволиаде» уловил иррациональность тогдашней советской жизни. Но Чехов не уловил, а ВЫКАЗАЛ тоскливое обмирщение – бессознательно, через себя самого как автора, а не через личности своих героев (речь, само собой, не только и даже не в первую очередь о рассказе «Студент»).

3. Спасибо за статью

Спасибо автору за то, что подтолкнула перечесть рассказ. Да, не прост "Студент". Похоже, что Иван Великопольский на 12 Евагелиях действительно не был, а участвовал во греховном (в страстную неделю!) действе.Но.Не поэтому ли, подойдя к костру погреться, он вспоминает о предательстве Петра? А дальше:"Если старуха заплакала, то...потому,что Петр ей близок и потому, что она ВСЕМ СВОИМ СУЩЕСТВОМ заинтересована в том,что происходило в душе Петра. И РАДОСТЬ вдруг заволновалась в его душе, и он даже остановился на минуту, чтобы перевести дух". По-моему, это о том, что душа - христианка. И еще подумалось, что в маленьком рассказе Чехов уловил то, что происходило в образованным обществе в конце 19 века: тоскливое обмирщение и одновременно - настойчивое богоискательство. "...Правда и красота, направлявщие человеческую жизнь там, в саду и во дворе первосвященника, продолжались непрерывно до сего дня, и, по-видимому,всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле..." Если это не вера (Чехова,конечно), то, по крайней мере, желание веры.

Захар / 07.02.2010

2. Re: О чем молчала Василиса в рассказе А.П.Чехова «Студент»

Нет, А. П. Чехов не ироничен и не тонок - ни в этом рассказе, ни во многих других, где он касается христианской тематики. Как только он этой сферы касается, вся его наблюдательность и мастерство детали уходят в пейзажи, а для духовной стороны остается только крайнее нечувствие и грубость. Ирония, приписываемая здесь Чехову, предполагает, что и автор, и читатель – тогдашняя русская интеллигенция и полуинтеллигенция – верующие воцерковленные люди. Что они твердо знают, что охотиться вместо служб Страстной Седмицы – грех, что, воротясь с охоты, от скуки доводить до слез простоплетных слушательниц семинарским красноречием – свинство. У нас нет никаких оснований предполагать такие богословские и нравственные глубины за Антоном Павловичем и русской читающей публикой 1890х годов. Уровень героя рассказа и есть уровень его автора. У студента, пока он топал домой в неприютных сумерках, даже мысли никакой не возникало о воспоминаемых Церковью в этот час событиях. А поораторствовал, на правах духовного лица, перед огородницами - и готово, смысл истории ему открылся, здоровье и молодость его переполнили, призрак большого и неведомого счастья замаячил. Все это, к сожалению, А. П. описывает безо всякой иронии, а совершенно искренне разделяя эйфорию студента, и вполне ясно, что никакие параллели между предательством Петра и поведением его героя Чехову и в голову не приходят.

1. Re: О чем молчала Василиса в рассказе А.П.Чехова «Студент»

"В таком контексте умствования студента приобретают смысл, противоположный тому, который в нем «находят» авторы учебников по литературе и школьных сочинений." Очень любопытная гипотеза... Я ещё в юности полюбил этот рассказ, много раз перечитывал его, и не могу принять точку зрения автора статьи. Из текста напрямую не следует, что накануне вечером студент не был на "12 Евангелиях", в доме его родителей по случаю "страстной пятницы ничего не варили", то есть семья была верующей, и, мне кажется, студент (а его устами Чехов) так проникновенно и трогательно рассказал эпизод из Страстей, что наворачиваются слёзы...Не мог неверующий ТАК рассказать. А насчёт "охоты"- да, тут симптом. Это и духовенство, поигрывающее в картишки, покуривающее папиросы, и интеллигенция, считающая ходить в Церковь неприличным... Да много чего ещё. Но статья очень интересная, автору спасибо!

Агапит / 06.02.2010
Галина Резапкина:
Риски компетентного подхода
Программа «Life skills» базируется на концепции технократического воспитания, основанной на исследовании поведения животных
17.04.2019
Слишком тонкая полемика
О романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита»
10.04.2019
Как остановить время? Стать творцом
О фильме Леха Маевски «Мельница и крест»
17.07.2012
Дом горит, а маляры красят крышу
Психолог Галина Резапкина о мерах, направленных на возрождение профтехобразования
18.04.2011
Все статьи автора
Последние комментарии
«Лукашенко не на Западе и не с Россией»
Новый комментарий от Kiram
2020-08-15 16:29
«Мы видим насилие в нашем обществе, возмущение людей»
Новый комментарий от Олег В.
2020-08-15 16:27
Идёт захват Западом Белоруссии вслед за Украиной
Новый комментарий от Андрей Козлов
2020-08-15 16:15
Лукашенко: «Мне что делать в этой ситуации?»
Новый комментарий от учитель
2020-08-15 15:38
О монархистах XXI века
Новый комментарий от Наблюдатель
2020-08-15 15:37
Нам нужен позитив!
Новый комментарий от Олег В.
2020-08-15 13:53
Русский наш Крест, помоги нам!
Новый комментарий от Глеб
2020-08-15 12:15